Файл: Формирование у старших дошкольников интереса к обучению в школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 333

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дети показали хорошие знания о школе, назначении и названиях школьных принадлежностях. Проявили смекалку и внимание в отгадывании загадок. Все дети старались активно участвовать в ходе всего занятия, и мы могли наблюдать, что у них заметно повысился интерес к школе и желание идти в школу.

Таким образом, в процессе этого этапа работы наблюдения за экспериментальной группой детей показали, что в целом, дети стали проявлять больше интереса к школе, у них появилось желание идти в школу, изменилась их внутренняя мотивация по отношению к школе и обучению в ней. Но в то же время все равно чувствуется, что дети еще недостаточно уверенны в своем желании идти в школу, но у них наблюдается устойчивый интерес к школе.

Более реальную картину изменения показателей интереса к школе и развития у детей желания идти в школу у детей экспериментальной группы можно проследить, используя уровневую диагностику, которую нам следует провести в дальнейшей работе.

2.4. Контрольный этап

Цель – на основе полученных результатов сделать вывод об эффективности предложенной нами методики.

Задачи:

1. Провести уровневое диагностирование детей, участвующих в эксперименте.

2. На основе результатов сделать сравнительный анализ развития интереса к школе и желания идти в школу у детей подготовительной к школе группы.

3. На основе результативного анализа вывести заключение о проделанной работе.

На этом этапе экспериментальной работы участвуют дети экспериментальной группы А и контрольной группы Б.

Диагностика проводилась по методике констатирующего эксперимента, то есть нами была взята методика «Беседа о школе», разработанная Нежновой Т.А.

Результаты диагностики мы занесли в таблицу (см. таблицу 2) уровневой диагностики детей экспериментальной группы А и уровневой диагностики детей контрольной группы Б.

Наиболее наглядно результаты можно проследить в сравнительной таблице результатов эксперимента.

Таблица 3

Сравнительная таблица уровневой диагностики детей, участвующих в эксперименте на конец эксперимента

Уровень интереса к школе

Экспериментальная группа А

Контрольная группа Б

начало

конец

начало

конец

Высокий

-

-

3 чел.-37,5%

5 чел.-62,5%

Средний

1 чел.-

8 чел.-100%

5 чел.-62,5%

3чел.-37,5%

Низкий

7 чел.-87,5%

-

-

-


Результаты таблицы показывают, что в экспериментальной группе А есть существенная динамика: все дети с низкого поднялись на средний уровень (100%).

Говоря о контрольной группе детей Б, можно говорить о том, что показатели в ней остались практически без изменений. Динамика в ней незначительная – два ребенка перешло на высокий уровень.

Это позволяет нам говорить о том, что предложенная нами методика по воспитанию интереса к школе и развитию желания идти в школу через систему занятий по ознакомлению со школой является формирующей, то есть действенной и результативной. Данное утверждение наглядно проиллюстрировано результатами диагностирования контрольной группы детей, в которой не проводился цикл занятий по ознакомлению со школой и развитию желания идти в школу. А также может быть отражено в итоговой диаграмме.

Рисунок 2 - Экспериментальная группа

Рисунок 3 - Контрольная группа

Таким образом, выдвинутое нами предположение о том, что использование занятий по ознакомлению со школой и повышению желания идти в школу, что служит воспитанию интереса к школе, можно считать проведенную нами работу достаточно эффективной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эффективность обучения детей в школе во многом определяется уровнем их подготовки. Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения дошкольника в детском саду и в семье. Она определяется системой требований, которые предъявляет школа к ребенку. Характер этих требований обусловлен особенностями новой социально – психологической позиции школьника, новыми задачами и обязанностями, к выполнению которых он должен быть подготовлен.

Переход к школьному обучению связан с коренными изменениями в привычном образе жизни ребенка, в системе его отношений с окружающими людьми. Центральное место в жизни ребенка занимает общественно значимая учебная деятельность, которая в отличие от привычной ребенку игровой деятельности, носит обязательный характер и потребует от первоклассника самого серьезного и ответственного отношения. Как ведущий вид деятельности, учение перестраивает весь ход повседневной жизни ребенка: изменяется режим дня, сокращается время на свободные игры, большая часть времени отводится на выполнение новых школьных обязанностей. Значительно повышаются требования к самостоятельности и организованности ребенка, его исполнительности и дисциплинированности, личная ответственность школьника за свои поступки, выполнение обязанностей становится намного выше.


Ребенок сталкивается с новым образом жизни, новая система взаимоотношений с людьми, активная умственная деятельность. Он должен достигнуть определенного уровня физического развития, чтобы справится с новыми серьезными обязанностями.

В содержании общей готовности детей к школьному обучению выделяется несколько взаимосвязанных между собой аспектов, важнейших из них нравственно-волевая, интеллектуальная, физическая готовность.

Таким образом, можно говорить о том, что воспитание интереса к школе у детей старшего дошкольного возраста одна из наиболее актуальных тем современной педагогики. А наша научно-исследовательская работа подтвердила, что воспитание интереса к школе, а также использование системы занятий по ознакомлению со школой, может способствовать воспитанию данного интереса. Разработанная нами программа занятий по ознакомлению со школой, а также развитию желания ребенка идти в школу и повышению мотивов учения, говорит о действенности разработанной методики и состоятельности (правомерности) гипотезы.

То есть наше предположение о том, что использование системы занятий по ознакомлению со школой может повысить уровень интереса ребенка к школе, можно считать полностью подтвержденным. Следовательно, подтверждение нашего предположение можно считать весомым доказательством того, что развитие желания ребенка идти в школу влияет на развитие интереса к школе.

Исходя из изучения данной темы, мы рекомендуем педагогам:

1) Использовать настоящую работу в качестве доклада на конференциях, педагогических советах, метод. часах.

2) Воспитатели и психологи могут использовать теоретические материалы работы в качестве методической литературы по повышению уровня педагогических знаний.

3) Также воспитатели и психологи могут использовать материалы для диагностирования уровня развития желания у ребенка идти в школу и внутренних мотивов учения у детей подготовительной к школе группы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Анастази А. Психологическое тестирование: Кн. 1. М., 1998.

2. Белый Е.И. Энциклопедия для родителей первоклассников / Е.И. Белый, К.И. Белая // - М.: 2000 г.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, серия «Мастера психологии». – 2008. – 276 с.

4. Бугрименко Е.А., Вегнер А.Л. и др. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога. Томск, 1992 (Библиотека развивающего обучения. Вып. 11).


5. Говорим правильно в 6-7 лет, Гомзяк О.С., 2009.

6.Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников, Дьякова Н.И., 2010.

7. До школы шесть месяцев, Срочно учимся читать, Молчанова О.Г., 2011.

8. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем. - М.: 2005 г.

9. Косинова Е.П. Гимнастика для развития речи. - М.: 2003 г.

10. Малютина С.В. Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению [Текст] / С.В. Малютина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 63-65

11. Нищева Н. В. Система коррекционной работы.- СПб.: 2005 г.

12. Обучение грамоте, Методические рекомендации, Бетенькова Н.М., Кузьменко Н.С., 2010.

13. От рождения до школы, Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А., 2010.

14. Общая педагогика, Голованова Н.Ф., 2005.

15. Педагогика, Курс лекций, Часть 7, Пешкова В.Е., 2010.

16. Педагогика, Учебник, Пидкасистый П.И., 2006.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Методика «Беседа о школе» Т.А. Нежновой

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения\

Возраст: 6,5-8 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Процедура проведения: Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает его, нравится ли ему в школе. В зависимости от ответа задается первый вопрос "Беседы". «Что тебе нравится (не нравится) в школе больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекательное, любимое в школе?»

Далее экспериментатор говорит: "Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут истории не про то, что с тобой уже было, или случалось, а про то, что могло бы случиться, потому что случалось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой».

1. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: "Ребенок, ты ведь у меня еще маленький, трудно тебе в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь?" Что ты ответишь маме?

2. Представь себе, что мама так и сделала (послушалась тебя или поступила по-своему), договорилась, и тебя отпустили из школы с завтрашнего дня. Встал утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай, что хочешь... Что бы ты стал делать, чем бы ты стал заниматься в то время, когда другие ребята в школе?


3. Представь себе, что ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже шесть лет, но он ходит не в школу, а в детский сад. Он тебя спрашивает: "Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу?" Что ты посоветуешь? Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты ходил в школу, а наоборот, к тебе приходила бы каждый день учительница и учила бы тебя одного всему, чему учатся в школе. Ты согласился бы учиться дома?

4. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: "Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, а можем попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню бывала у вас вместо учительницы". Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или чтобы мамы заменяли учителя?

5. Представь, что есть две школы – школа А и Б. В школе А расписание уроков в 1 классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, физкультуры не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко – по одному разу в неделю. В какой школе ты бы хотел учиться?

6. В школе А от первоклассника строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе Б не делают замечания, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты хотел бы учиться?

7. Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно работал на всех уроках, и учительница сказала: "Сегодня учился очень хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить тебя за такое хорошее учение. Выбирай сам – дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить?" Что бы ты выбрал?

Классификация ответов

(Все ответы подразделяются на две категории А и Б)

Вопрос 1: уроки грамоты, счет, занятия, по содержанию и форме не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка.

Вопрос 2: несогласие ребенка на "отпуск".

Вопрос 3: учебные занятия - высказывания, описывающие распорядок дня, в который обязательно включены действия по самообразованию.

Вопрос 4: содержательная сторона подготовки к школе – освоение некоторых навыков чтения, счета, письма.

Вопрос 5: несогласие на обучение на дому.

Вопрос 6: выбор учителя.

Вопрос 7: выбор школы А.

Вопрос 8: выбор школы А.

Вопрос 9: выбор отметки.

Вопрос 1: дошкольные виды деятельности – уроки художественно-физкультурно-трудового цикла, а также внеучебные занятия: игры, еда, гуляние и т.д.

Вопрос 2: согласие на "отпуск".

Вопрос 3: дошкольные занятия: игры, гуляние, рисование, занятие по хозяйству без упоминания о каких либо учебных действиях.

Вопрос 4: формальные стороны подготовки к школе – приобретение формы, портфеля и т.д.

Вопрос 5: согласие на обучение на дому.

Вопрос 6: выбор родителей.

Вопрос 7: выбор школы Б.

Вопрос 8: выбор школы Б.

Вопрос 9: выбор игрушки или шоколадки.