Файл: Формирование у старших дошкольников интереса к обучению в школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 347

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Умение рассматривать книги постепенно закрепляется и находит практическую реализацию во время игр. Библиотекарь,

только тем, о чем она, но и кто сделал иллюстрацию, какое издательство выпустило.

Желание детей подражать взрослым, о труде которых они узнали, реализуются в творческих играх. Ребята самостоятельно вырезают картинки из журналов и делают книжки – ширмы, составляют рассказы по отдельным иллюстрациям. Чтобы направить деятельность детей, воспитатель может предложить «библиотекарю», сделать заказ на изготовления новых книг. Для выполнения заказа он советует детям открыть «издательство», «переплетную мастерскую». В «издательстве» ребята сшивают книжки-малютки из журналов «Веселые картинки» и «Мурзилка», наклеивают иллюстрации и текст сказок или рассказов в специальные альбомы, изготовленные в «мастерской», составляют рассказы по иллюстрациям сами сочиняют сказки, рассказы и делают к ним рисунки. «Издательство» может выпускать книги по заказу «библиотеки» и по просьбе детей из других групп. Книги, сделанные детьми, обычно пользуются большой популярностью. Их содержание пересказывают малышам.

Понимание того факта, что над книгой трудится большая группа людей, что сделать книгу непросто, является основой осознанного бережного отношения к ней.

Игры в библиотеку, издательство, мастерскую дополняют одна другую. В «издательстве» дети выполняют заказы «библиотеки», в «мастерской» ремонтируют книги. Ребята не только перед игрой подготавливают все нужное для нее, но и трудятся и в процессе самой игры. Это обогащает их игровое творчество и способствует развитию длительных игр.

В «мастерской» дети просматривают книгу и определяют, какой требуется ремонт, подбирают бумагу соответствующего цвета и размер, подклеенные страницы прокладывают. Те, кто раньше овладевает навыками ремонта книг, учат других. При такой организации работы в «мастерской» повышается ответственность детей за выполнение не только своей работы, но и работы товарища, которого он учил. Взяв на себя роль мастера, ребенок всегда следит за тем, как выполняет работу его ученик, проявляя при этом заботу, желание в любое время помочь и подсказать ему, если у него что-то не получается.

В таких играх, как «Издательство» и «Мастерство» взаимно дополняются игра и труд. Это характерно для игр детей 7-го года жизни. Игровое оформление трудовых действий придает им определенную эмоциональную окраску, способствует тому, что дети, трудятся в роли печатника, писателя, художника, удовлетворяют свои художественные интересы, желание быть похожими на людей, чей труд они изображают. Оценка работы действует на ребят сильнее всяких нравоучительных бесед. Через образ, в который входит ребенок, педагог влияет на его поведение.


Возникнув как игра, деятельность в «библиотеке», «издательстве», «мастерской» превращается в серьезное занятие.

Интерес к книгам способствует лучшей организации и постоянной занятости детей. «Библиотека» должна быть всегда открыта, и ребята найдут себе дело, рассматривая книги в читальном зале или ремонтируя их в мастерской. Днем, в свободное от занятий время, каждый может включиться в работу «мастерской» или «издательства», позаниматься в «библиотеке».

Любовь и бережное отношение к книге сохраняется у детей и в школе. Те, кто в детском саду был увлечен игрой в библиотеку, записываются в школьную библиотеку и предлагают сделать библиотеку в классе; с интересом занимаются с учебником; во время внеклассного чтения предлагают разные формы работы с книгой; выступают организаторами викторин по произведениям любимых писателей; оформляют выставки книг.

Таким образом, потребность детей в книге, желание и умение находить в ней ответы на возникающие вопросы, бережное отношение к книге с первых же дней обучения в школе помогают учителю заинтересовать их чтением, вызвать стремление быстрее научиться читать, поддержать и развить интерес к получению новых знаний.

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

2.1 Организация, цели и задачи исследования

Подробно рассмотрев все стороны теоретических основ воспитания интереса к школе, а так же психологические особенности детей подготовительной к школе группы мы перешли к экспериментальному исследованию.

Цель исследования – выявить эффективность ознакомления дошкольников со школой, как средства воспитания интереса к школе.

Задачи исследования

1. Провести психолого-педагогический эксперимент на базе МАДОУ «Детский сад №7 «Солнышко» г. Кяхта с детьми подготовительной к школе группы в условиях детского сада.

2. Разработать методику психолого-педагогического эксперимента.

3. Сделать сравнительный анализ результатов исследования на начало и конец эксперимента.

Гипотеза исследования – мы предполагаем, что система занятий по ознакомлению со школой может повысить интерес ребенка к школе, при условии их систематического проведения.


Методика исследования имеет этапный характер и содержит 3 этапа эксперимента:

  • Констатирующий этап;
  • Формирующий этап;

Контрольный этап.

2.2 Констатирующий этап

Цель этапа – Определить состояние проблемы развития интереса к школе у детей подготовительной к школе группы в ДОУ.

Задачи:

1. Определить состояние проблемы развития интереса к школе у детей подготовительной к школе группы в ДОУ.

2. Выявить с помощью диагностики уровень желания ребенка идти в школу.

3. Определить характер внутренней позиции ребенка подготовительной к школе группы.

Для изучения и выявления желания ребенка идти в школу и характера его внутренней позиции нами использована методика «Беседа о школе» Т.А. Нежновой (Приложение А)

Настоящее исследование проводилось в МДОУ «Детский сад №2» г. Нижнеудинска в подготовительной к школе группе.

Для проведения эксперимента мы определили 2 группы детей по 8 человек.

Экспериментальная группа А – 8 детей.

Контрольная группа Б – 8 детей.

Дети распределились следующим образом (смотреть таблица 1)

Таблица 1

Группы детей

Экспериментальная группа А

Контрольная группа Б

Даша М

Саша А

Вова Л

Яна В

Алдар Б

Егор Б

Соня А

Ардан В

Мирослава О

Ананда Д

Иван М

Вика Ч

Даниил Ч

Вика К

Стас Б

Тимур Ф

Дети в обеих группах взятых для эксперимента имели идентичное развитие знаний, умений и навыков, соответствуют возрастным требованиям данной возрастной группы.

Для выявления уровня развития у дошкольников интереса к школе нами была проведена диагностическая методика (протокол методики см. приложение Б)

Затем, мы, опираясь на критерии развития интереса к школе, разработанные Т.А. Нежновой, определили следующие уровни развития интереса к школе:

К высокому уровню относятся дети, которые обладают высоким уровнем развития и содержательным характером внутренней позиции школьника, высокой направленностью на содержательные стороны обучения и высоким уровнем интереса к школе.

К среднему уровню относятся дети, которые обладают средним уровнем развития и содержательным характером внутренней позиции школьника, средней направленностью на содержательные стороны обучения и средним уровнем интереса к школе, а также проявляют интерес к дошкольным видам деятельности.


К низкому уровню относятся дети, которые обладают низким уровнем интереса к школе, ориентированы на дошкольные виды деятельности и на формальные стороны обучения.

На основании полученных результатов мы выявили, что в экспериментальной группе А, у детей недостаточно развита внутренняя позиция школьника и интерес к школе.

Наиболее наглядно это можно проследить в сравнительной таблице уровневой диагностики.

Таблица 2

Сравнительная таблица уровневой диагностики детей, участвующих в эксперименте на начало эксперимента

Уровень интереса к школе

Экспериментальная группа А

Контрольная группа Б

Высокий

-

3 чел. – 37,5%

Саша А

Яна В

Егор Б

Средний

1 чел. – 12,5%

Алдар Б

5 чел. – 62,5%

Ардан В

Ананда Д

Вика Ч

Вика К

Тимур Ф

Низкий

7 чел. – 87,5% – Вова Л

Алдар Б

Соня А

Мирослава О

Иван М

Даниил Ч

Стас Б

-

Таким образом, данные количественных и процентных результатов говорят о том, что дети в обеих группах имеют средний уровень развития интереса к школе и внутренней позиции школьника. Более наглядно это можно проследить в диаграммах (Рисунок 1)

Рисунок 1

2.3 Формирующий этап

Цель – апробировать методику воспитания интереса к школе и развития у детей желания идти в школу, используя занятия по ознакомлению со школой.

Задачи:

1. Разработать методику развития желания у детей идти в школу и воспитания интереса к школе.

2. Апробировать данную методику с экспериментальной группой детей.

3. Построить данную методику воспитания интереса к школе на проведении занятий по ознакомлению со школой.

В данном этапе работы, участвовали дети только экспериментальной группы А. Дети контрольной группы Б, работали в традиционном режиме. Для повышения заинтересованности детей в обучении в школе, желания идти в школу, а также уточнения мотивов обучения в школе мы провели ознакомительное занятие на тему: «Скоро в школу мы пойдем» (приложение В).


Наблюдая за детьми в ходе проведения занятия мы выявили, что дети экспериментальной группы А проявляют интерес к школе, выражают свои мысли о значении обучения в школе, но не могут точно высказать свои мысли о желании идти в школу и значимости их обучения. Особенно трудно это было выразить детям с низким интересом к школе: Стартов Ян, Жуков Алеша, Цыпин Дима. Зато дети со средним уровнем желания идти в школу проявили хорошую заинтересованность в теме занятия, были активны: Егоров Эдик, Корненко Настя, Серова Ира.

Для дальнейшего закрепления интереса к школе и желания ее посетить мы провели еще одно занятие на тему: «Составление описательного рассказа по картине «Дети идут в школу» (приложение Г).

В процессе проведения занятия, незаинтересованные дети проявляли себя довольно активно в ответах на вопросы по содержанию картины, в их высказывания слышалась заинтересованность в игре и осмысленность ответов (Цыбулева Настя – «дети идут в школу»; Василенко Валера – «нарядные дети идут в школу счастливые»).

В ходе проведения занятия игра помогла детям более осознанно отвечать на вопросы. Они стали больше проявлять интерес к обучению в школе, это говорит о том, что у детей появилось желание и интерес к школе, но еще недостаточные знания о школе не дают им проявить в полной мере свой интерес к школе.

Для закрепления достигнутого интереса детей, а также обогащения словаря словами относящимися к школе мы провели еще одно занятие на тему: «Рассказывание по картине «В школу» (приложение Д).

В ходе беседы по картине дети довольно легко отвечали на вопросы педагога, смогли более осмысленно охарактеризовать необходимость обучения в школе, усвоили основные понятия (первоклассник, ученик, портфель, пенал и т.д.).

Дети проявили очень высокую активность, подробно отвечали на вопросы, смогли составить небольшой рассказ о событиях, произошедших до похода их в школу, а затем – о том, что они видят на картине. Дети старались составить индивидуальные рассказы, но если у них не получалось, то им помогал педагог наводящими вопросами или другие дети продолжали их рассказ. В процессе беседы у детей наблюдалась высокая активность, заинтересованность в происходящем, наличие знаний о школе и интерес к ней.

Для закрепления знаний о школе и повышения интереса к ней нами было проведено занятие на тему: « Школа» (приложение Е).

В ходе занятия с детьми были закреплены и уточнены знания детей о школе, закреплены названия и назначение учебных принадлежностей. Дети принимали активное участие в ходе беседы о школе, а также в игре «Собери портфель».