Файл: Формирование у старших дошкольников интереса к обучению в школе.pdf
Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 358
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Значение воспитания готовности к школе в детском саду.
1.2 Виды психологической готовности дошкольника к школе
1.3 Особенности воспитания интереса к школе у старших дошкольников
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
- умение правильно держать ручку, карандаш, кисть.
Уровень мышления и воображения:
- умение выполнять действие классификации;
- умение давать определение знакомого понятия через род и видовое различие;
- умение строить простейшие умозаключения.
Чтобы будущему первокласснику было легче адаптироваться к школьной жизни и построить отношения в новом коллективе, оцените Вашего ребенка со следующих позиций:
- Умеет ли ребенок слышать Ваши указания и слушать Вас в различных пределах, с первого раза?
- Обучен ли он управлять своим поведением (хочется поиграть, а мама попросила посмотреть за младшей сестренкой)?
- Соблюдены ли нравственные нормы жизни в коллективе:
основные формы приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения;
умение поделиться чем-то, попросить о чем-то, заводить знакомства, разговаривать на различные темы с новыми приятелями, дружить, помогать, сопереживать.
- Умеет ли Ваш ребенок произвольно действовать, работать в коллективе без Вашего личного контроля и присутствия?
- Каков уровень организованности и самостоятельности Вашего ребенка?
- По каким причинам ребенок хочет идти в школу (потому что купят портфель, надоело быть маленьким и ходить в детский сад; в школе я узнаю много нового и интересного).
Рекомендации родителям.
1. Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоционально- волевые компоненты: стремление занять новое социальное положение (стать школьником), желание не только понять, но и принять важность школьного обучения, уважения учителя, товарищей по школе.
Осознанное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности.
Важно знать уровень положительного отношения ребенка к школе
для определения пути дальнейшего формирования интереса к ней.
Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понят ими, но и прочувствован, пережит. Например, рассказывая о своих любимых учителях, читая художественную литературу, просматривая кинофильм. Надо активизировать как сознание ребенка, так и его чувства.
Экскурсии в школу, встречи с учителями помогают создать у ребенка положительную установку на учебу в школе.
2. Ребенка может привлечь к школе форма, ранец и другие аксессуары школьной жизни, кроме того, существенным может стать желание сменить обстановку или то, что в школе учится друг.
Важнее, чтобы ребенка привлекала школа и своей главной деятельностью – учением. Например, было бы хорошо, если бы у него возникло желание писать, читать, считать, решать задачи; если бы ему захотелось учиться, чтобы стать таким, как папа.
Быть школьником – это уже осознаваемая ребенком ступень вверх,
к взрослости, да и учеба в школе воспринимается ребенком как
ответственное дело.
После того как получены результаты беседы с ребенком о школе и его рисунки на эту тему, проанализируйте причины того или иного отношения к школе.
Затем особо обратите внимание на отношение ребенка к учебной деятельности: что в ней привлекательно для него, а что, напротив, непривлекательно. После этого проанализируйте результаты отношения ребенка к учителям, сверстникам и самому себе. Последние данные сопоставьте с предыдущими данными о школе и учебной деятельности.
3.Мотивация – это совокупность побуждений к жизненно значимым целям (явлениям, событиям, поступкам). Здесь речь идет о побуждении к познавательной деятельности, о поисковой, исследовательской активности в широком смысле слова. Однако мотивация – это не только то, что побуждает, но и то, что поддерживает стабильную направленность деятельности, придает значимость и осмысленность совершаемым действиям.
Предложите ребенку ряд интересных для него заданий:
выбрать из набора самые интересные картинки и составить по ним рассказ;
собрать панно из разрезанных картинок и др.
Обратите внимание не на количество заданий, а на само отношение ребенка к деятельности:
- к процессу умственного напряжения;
- к творческому поиску;
- к получению результата.
Сложнее решить проблему, если ребенок не хочет идти в школу. Необходимо выяснить, что послужило причиной такой негативной установки. Может быть, это неправильное отношение мамы к сыну в процессе воспитания. Тогда необходимо познакомиться с литературой по данному вопросу.
4. Все, что говорится в семье о школе, о ее роли в подготовке учеников к будущей работе по профессии, должно вызывать у ребенка положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание.
Все мероприятия, организуемые в семье, должны включать ребенка в
деятельность, активизирующую как его сознание, так и его чувства.
Здесь уместны и совместное чтение художественной литературы, и просмотр фильмов о школе, телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением, и показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей, и игры в школу, и, наконец, организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей. Разговоры ошколе должны подчеркивать значение книг, учения.
5. Если ребенок указывает, что в школе двойки будут ставить, там программа трудная, играть будет некогда, то это, как правило, результат ошибок в воспитании. Нередко к этому приводит запугивание детей школой, что особенно вредно по отношению к детям робким, неуверенным в себе. Примеры таких неверных высказываний: « Ты даже двух слов сказать не можешь…», « Там тебе покажут!» и т.д.
Не запугивайте ребенка школой!
На возникновение негативного отношения к школе могут оказать влияние не только взрослые, но и старшие дети.
Чтобы изменить отношение ребенка к школе, вселить веру в собственные силы, потребуется много внимания, времени и терпения.
Помните, что и самому ребенку его первые шаги в школе будут
нелегки.
Намного разумнее сразу формировать верные представления о школе, положительное отношение к ней, учителю, книге, к самому себе.
При подготовке к школе родители учат ребенка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научиться внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения.
Родители должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Это приучит ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. Также в формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение. Таким образом, в результате усилий родителей, с их помощью ребенок учится правильно говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе.
Делайте.
Радуйтесь Вашему малышу.
Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим голосом.
Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его заботливо и внимательно.
Установите четкие и жесткие требования к ребенку.
В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.
Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
Говорите медленно. Будьте терпеливы.
Каждый день читайте ребенку.
Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
10) Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.
11) Поощряете любопытство и воображение Вашего ребенка.
12) Поощряйте игры с другими детьми.
Не делайте