Файл: Особенности политики развития персонала организаций бюджетной сферы.pdf
Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие, цели, факторы и направления развития персонала
1.2. Виды и система обучения персонала
1.3. Программа обучения персонала: основные компоненты
Глава 2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В МБОУ ГИМНАЗИЯ №40 Г. КРАСНОДАР
2.1. Характеристика МБОУ гимназия №40 г. Краснодар
2.2. Особенности политики развития персонала в МБОУ гимназия №40 г. Краснодар
2.3. Проблемы и перспективы развития персонала в МБОУ гимназия №40 г. Краснодар
Таблица 2 – Методы подготовки рабочих на производстве [10]
Методы подготовки на производстве |
Характерные особенности |
Наставничество |
Обучаемый закрепляется к более опытному сотруднику и наблюдает, как на практике выполняются различные процедуры и работы. После этапа наблюдения следует этап самостоятельной деятельности обучаемого под контролем наставника. Затем сотрудник допускается к работе в организации |
Стажировки |
Обучающийся в различных подразделениях компании или за ее пределами, получает новую информацию о профессиональной деятельности. Стажировка является полезным средством активизации творческого потенциала работников и пересмотра старых подходов к работе |
Производственный инструктаж |
Подготовка, введение, адаптация, ознакомление обучающегося с его новой рабочей обстановкой |
Смена рабочего места (ротация) |
Получение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток времени создается представление о многогранности деятельности и производственных задач (специальные программы молодого поколения специалистов). Таким образом, преодолевается профессиональная узость знаний, стимулируется усвоение новых навыков |
Использование работников в качестве ассистентов |
Подготовка и ознакомление работника с проблемами высшего и качественно иного порядка задач при одновременном принятии па себя некоторой доли ответственности |
Подготовка в проектных группах |
Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком задач |
Обучение на рабочем месте исполняется в процессе работы. Эта форма подготовки - наиболее дешевая и оперативная, характеризуется узкой связью с будничной работой и упрощает вступление в учебный процесс сотрудников, которые к обучению в аудитории не привыкли.
Обучение вне рабочего места лучше, однако связано с финансовыми затратами и отвлечением сотрудника от его служебных обязанностей. При этом преднамеренно изменяется среда, и сотрудник отрывается от будничной работы.
Методы подготовки вне рабочего места предусмотрены для получения теоретических знаний и обучения согласованному поведению, принятию решений, решению трудностей. Используемые способы обучения приведены в табл.3.
Таблица 3 – Методы обучения, которые применяются вне рабочего места [11]
Методы подготовки, используемые вне рабочего места |
Характерные особенности |
Чтение лекций |
Пассивный метод обучения. Проблемы: усталость слушателей, отсутствие обратной связи |
Конференции и семинары |
Активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает поведение в различных ситуациях (конференция по решению проблем) |
Тренинги |
метод краткосрочного обучения, в котором теоретические блоки материала минимизированы и основное внимание уделяется практической отработке навыков и умений. Привлекателен именно тем, что передает спрессованный, практически ориентированный опыт в интенсивном режиме. Опытный тренер, как правило, обладает определенными приемами, повышающими эффективность обучения |
Деловые игры |
Предполагают отработку учебной тематики на основе ситуаций и материала, моделирующих те или иные аспекты профессиональной деятельности слушателей |
Программированное и компьютерное обучение |
Информация предъявляется небольшими блоками в печатном виде либо на мониторе компьютера. После изучения блока материала обучающийся отвечает на вопросы, оценивает глубину понимания и степень усвоения изучаемого материала. После каждого ответа обучающиеся имеют возможность получения обратной связи, показывающей его правильность. Основное преимущество состоит в том, что оно позволяет обучающемуся двигаться в собственном, удобном для него темпе, |
Ролевое обучение |
Обучение манере вести себя в конфликтных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны представлять определенные точки зрения |
Методы решения производственно-экономических проблем с помощью моделей |
Моделирование процессов, происходящих па конкурирующих рынках. Слушатели распределяют между собой роли членов правления конкурирующих между собой фиктивных организаций. С помощью заданных данных слушатели должны принять соответствующие решения для нескольких этапов производства важных отраслей (производство, сбыт, финансирование, кадровые вопросы и т.д.). Проблематичным остается часто сильно упрощенное изображение реальности |
Достоинства обучения вне рабочего места:
– сотрудники получают заряд новой информации и идей;
– употребляются информация и инновационное оборудование;
– проводятся занятия опытными профессионалами.
Ограничения обучения вне рабочего места:
– курсы традиционно дорогие, в особенности когда добавляется цена потерянной продукции, сумма за обед, стоимость расходов на проезд;
– обычно исследуется теория, а не практика, и ее трудно использовать в обыкновенной работе;
– курсы могут не отвечать потребностям; может пострадать бизнес, когда работники на работе будут отсутствовать.
Коррекционная подготовка также является распространенной формой подготовки персонала. Обучение этого типа часто используется в попытке спасти сотрудника, который испытывает трудности с выполнением своих обязанностей. Идея состоит в том, чтобы предоставить сотруднику все шансы стать более опытным в выполнении этих обязанностей, тем самым защищая инвестиции, которые компания уже сделала в человека.
В то время как крупные корпорации обычно используют свои собственные программы обучения персонала, более мелкие компании могут выбрать аутсорсинг этих функций. Корпоративные тренеры могут разработать работоспособную программу обучения, которая предоставляется, когда и как компания нуждается в этой услуге.[12]
1.3. Программа обучения персонала: основные компоненты
Программы обучения и развития необходимо развивать на следующих принципах.
– Полная и достоверная информированность работников о возможных видах и формах обучения.
– Формирование поддерживающего социально-психологического климата па предприятии, обеспечивающего заинтересованность участия в программах обучения и развития.
– Практическая направленность обучения. Для того чтобы обучение было более эффективным, программы обучения должны быть тесно связаны с рабочими задачами, отвечать их требованиям. Для этого успешно используется моделирование рабочих ситуаций. Основная идея состоит в том, чтобы навыки, полученные в процессе обучения, могли быть перенесены в реальную обстановку.
– Рациональное сочетание теоретических и практических методов обучения, использование в обучении различных канатов восприятия и запоминания материала (зрительных, слуховых, моторных, логической памяти и др.), использование повторения и закрепления полученных знаний и навыков.
Чтобы правильно организовать обучение, необходимо прежде всего выявить потребность в нем. Для этого могут использоваться, например, следующие методы:
– Аудит личного дела сотрудника. Уточняется, как давно сотрудник получил образование — основное или дополнительное. В некоторых профессиях необходимо повышение квалификации не реже одного раза в 3–5 лет.
– Анализ деятельности сотрудника за время испытательного срока. Помогает понять, следует ли заключать договор на постоянную работу с последующим обучением или отказать сотруднику в работе. Сбор заявок на обучение. Заявки могут приниматься от начальников структурных подразделений или самих сотрудников.
– Аттестация сотрудников. Может быть очередной, проводиться после окончания испытательного срока, при продвижении по службе или переводе в другое структурное подразделение. По итогам аттестации для каждого сотрудника специальной комиссией разрабатываются персональные рекомендации по обучению и дальнейшему развитию.[13]
Обучение сотрудников может быть организовано собственными силами компании (внутрифирменное) или отдано на аутсорсинг (внешнее).
Внутрифирменное. Может быть организовано при наличии отдела обучения и развития персонала или при достаточном количестве авторитетных профессионалов, способных наставлять менее опытных сотрудников и курировать их работу. Плюсом такого подхода является безотрывность от производства, а также строгая привязка к нуждам компании. Обратная сторона внутрифирменного обучения — отсутствие притока свежих идей и методов со стороны.
Внешнее. Если в компании нет кадровых ресурсов для организации обучения, сотрудников направляют на специализированные курсы или приглашают сторонних преподавателей. Этот подход зачастую более затратен для компании, чем организация внутрифирменного обучения. Кроме того, внешнее обучение носит более общий характер и не учитывает специфику работы конкретной компании.
Этапы разработки программы обучения:
– Первым этапом в процессе разработки структуры учебной программы следует считать исследования внешней и внутренней среды. В системе отраслевого образовательного процесса до основного этапа собственно формирования учебной программы необходимо решить, какую именно программу реализовывать, какая программа будет востребована в Системе непрерывного фирменного профессионального образования и в повышении квалификации каких специалистов наиболее нуждается отрасль. Данный этап в проектировании следует рассматривать как аналитический.
На втором этапе разработки осуществляется определение целей учебной программы, которое сводится к выявлению состава профессиональных компетенций, необходимого и достаточного для формирования выбранной квалификации.
Источниками определения состава специальных компетенций могут выступать:
– обобщенные требования к умениям работника определенной профессии (специальности) и квалификации;
– профессиональный стандарт по профессии (специальности);
– квалификационные характеристики должностей рабочих и служащих;
– профессиональные характеристики и т.п.
Третий заключительный этап проектирования учебной программы представляет собой определение перечня ее элементов. Следует отметить, что основным элементом учебной программы в условиях реализации компетентностного подхода следует считать модуль. Преимущество учебных программ, сформированных на основе модульно-компетентностного подхода, состоит в том, что в них отражаются реальные требования к работникам. Каждая профессиональная компетенция характеризуется набором умений, которые, в свою очередь, и будут считаться основанием для выделения модулей.
Данный этап завершается определением совокупности модулей, обеспечивающих формирование всех выбранных на втором этапе профессиональных компетенций. Модули могут разрабатываться новые, отвечающие задаче формирования необходимых компетенций, или браться уже готовыми из других модульных учебных программ. [14]
Оценивая эффективность реализации программ обучения и развития персонала, можно опираться на следующие виды оценок:
– оценка, дающая информацию об объеме знаний, умений и навыков, приобретенном слушателями в результате обучения;
– оценка поведения слушателей на работе, дающая информацию о том, насколько приобретенные знания и умения применятся па практике;
– оценка функционирования предприятия, дающая информацию о том, насколько изменение поведения слушателей воздействует на результаты функционирования предприятия и других работников;
– оценка реакции (мнений) слушателей на процесс обучения.
В современных организациях особое внимание уделяется программам ориентации новых работников (адаптационные программы), обучения и развития для руководителей и подготовки кадрового резерва.[15]