Файл: Теоретические основы деятельности прокуратуры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ведущей функцией прокуратуры принято считать осуществление надзора в различных сферах жизни общества и государства. Эта функция, собственно, и определяет само назначение и существования органов прокуратуры. Через неё выражается вся их сущность [15, c. 108].

Несмотря на существование различных видов надзора в рамках органов прокуратуры, следует отметить, что все они объединены общим его назначением и целью его осуществления. Дело в том, что, несмотря на многообразие видов, надзор заключается в контроле за соблюдением требований закона всеми лицами, гражданами, органами государственной власти и иными организациями, и учреждениями.

Еще одной немаловажной целью осуществления прокурорского надзора является охрана прав и свобод граждан от незаконного их нарушения и ограничения [19, c. 190].

При реализации своей деятельности и в случае установления факта нарушения положений закона, органы прокуратуры вправе реагировать вынесением актов. Они составляются в письменной форме, несут характер информационного и правового акта.

При вынесении акта реагирования, органы прокуратуры закрепляют в них свои требования по прекращению противоправных действий и устранения тех нарушений закона, которые были допущены [17, c. 54].

Кроме того, в круг полномочий прокуратуры входит и такие действия как:

- рассмотрение жалоб, заявлений, а также иных обращений, которые поступают в указанные правоохранительные органы с просьбой устранить нарушение закона;

- надзор, осуществляемый за органами, производящими предварительное расследование, с целью проконтролировать соблюдение ими норм закона;

- поддержка государственного обвинения в судебных органах.

Итак, к основным функциям прокуратуры можно отнести следующие:

- осуществление надзора.

- установление отношений с другими государствами, а также международными организациями и иными органами.

- заключение договоров, которые призваны служить для оказания правовой помощи и борьбе с преступностью.

- публикация изданий.

- содействие в создании актов правового характера как внутригосударственных, так и международных.

- осуществление руководства объектами организационного характера, необходимые для осуществления органами прокуратуры своей деятельности [16, c. 111].

Прокурором является должностное лицо. В его компетенцию входит осуществление уголовного преследования, надзор за процессуальными действиями и поддержание обвинения в суде.

Вообще всю совокупность функций прокуратуры можно разделить на две большие группы:


- функции, которые связаны с уголовным процессом;

- функции, которые не касаются уголовно-правовых отношений [22, c. 98].

Ранее уже было указано, что в круг функций прокуратуры входит рассмотрение жалоб и заявлений, которые поступают от граждан. Данные жалобы и заявления могут быть предоставлены в органы прокуратуры только в письменной форме. Рассмотрение их производится в определенный срок, который предусматривается законом. По итогам рассмотрения лицу, подавшего жалобу или заявление направляется письменный ответ по итогам проведенной проверки, а также порядок защиты ими своих нарушенных прав и свобод.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [5] прокуратура Российской Федерации признается единой федеральной централизованной системой органов, которые осуществляют свою деятельности от имени Российской Федерации, и которая представляет собой надзор за исполнением положений Конституции Российской Федерации и соблюдением законов, которые действуют на территории Российской Федерации. Кроме того, Прокуратура Российской Федерации вправе выполнять и иные функции, которые могут быть возложены на неё законом.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации [1] реализует:

- надзор за исполнением положений закона федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а равно их должностными лицами, участниками и самими юридическими лицами, как коммерческими, так и некоммерческими [17, c. 79];

- надзор за соблюдением и обеспечением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а равно их должностными лицами, участниками и самими юридическими лицами, как коммерческими, так и некоммерческими;

- надзор за соблюдением требований закона органами, которые осуществляют предварительное расследование, а также оперативно-розыскную деятельность;

- надзор за реализацией требований законов службой судебных приставов;

- надзор за реализацией требований законов органами и должностными лицами, которые призваны осуществлять исполнение наказаний;

- объединение усилий и полномочий правоохранительных органов по осуществлению деятельности, связанной с борьбой с преступностью [18, c. 202].


Также прокуроры на основании положений процессуального законодательства Российской Федерации вправе принимать участие в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, обжаловать решения, приговоры, определения и постановления судов, которые противоречат положениям закона [19, c. 145].

Статья 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [5] устанавливает принцип недопустимости какого-либо вмешательства в реализацию прокурорского надзора.

Так, оказание воздействия в любой форме, которое может быть осуществлено федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, их представителями, а также должностными лицами на прокурора или следователя с целью повлиять на решение, которое будет ими принято или воспрепятствовать в любой форме на его деятельность влечет за собой установленную законом ответственность [22, c. 118].

В круг функций прокуратуры входит рассмотрение жалоб и заявлений, которые поступают от граждан. Данные жалобы и заявления могут быть предоставлены в органы прокуратуры только в письменной форме. Рассмотрение их производится в определенный срок, который предусматривается законом. По итогам рассмотрения лицу, подавшего жалобу или заявление направляется письменный ответ по итогам проведенной проверки, а также порядок защиты ими своих нарушенных прав и свобод.

Органы прокуратуры в лице своих должностных лиц на допущенные нарушения закона реагирует принятием определенных актов, в которых выражается:

- сам момент и факт нарушения определенного положения законодательства;

- доказательства, которые помогли прокурору прийти к этому мнению;

- необходимые действия, которые нарушителям необходимо или желательно совершить для устранения этих нарушений;

- срок исполнения этих требований.

ФЗ «О прокуратуре» [5] выделяет три акта прокурорского реагирования:

- протест;

- представление;

- постановление.

Протест выносится прокурором на какой-либо акт, который принимается органами власти и, по его мнению, положения вынесенного акта противоречат положениям других законодательных актов.

Представление выносится в отношении органов и их должностных лиц, которые допустили какие-либо нарушения законодательства и в данном акте прокурор предлагает им устранить допущенные нарушения.

Постановление же является актом, который имеет наиболее веские правовые последствия, так как в нем содержатся сведения о возбуждении в отношении нарушителя административного правонарушения.


Итак, все три акта реагирования являются разными как по своей внешней форме, так и по внутренней, но при этом все они направлены на устранение нарушений законодательства, допущенных указанными в них лицами.

Основным законодательным актом, который определяет принципы организации и деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора, является Конституция России [1]. Согласно ст. 129 Конституции России, прокуратура Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Благодаря закрепленному в Конституции России принципу единства и централизации системы прокуратуры возможно проведение Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами единой политики по проведению надзора, а, следовательно, организации и проведения единой политики проведения прокурорских проверок. Однако последнее не нашло своего отражения ни на законодательном уровне, ни в трудах ученых-юристов [23, c. 99].

Не менее важным по-своему значению в вопросе правового регулирования проведения прокурорской проверки является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» [5]. Предполагается, что он является основным законом, регулирующим деятельность органов прокуратуры в Российской Федерации.

Так, в соответствии с наименованием и содержанием ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорская проверка – это одно из полномочий прокурора, которое он вправе реализовывать при осуществлении возложенных на него функций.

В зависимости от сфер правовых отношений, в которых прокуратура осуществляет свою деятельность, прокурорский надзор разделяется на отдельные виды, каждый из которых сохраняет все структурные части надзора, наполняя их вместе с тем различным содержимым [22, c. 97].

Наиболее заметны различия в особенностях предмета надзора, в процедурах его осуществления, объеме и характере полномочий прокуроров и правовых последствий применения ими соответствующих правовых средств [24, c. 45]. Однако, прокурорскую проверку, как правовое средство осуществления прокурорского надзора можно выделить практически во всех сферах правовых отношениях, в которых, как указано выше, осуществляет свою деятельность прокуратура.

Так, например, в Главе 2 «Надзор за соблюдением прав с свобод человека и гражданина» в ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» имеется отсылка к ст. 22 указанного федерального закона, из чего можно сделать вывод, что указанная в ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» норма носит рамочный характер, то есть определяет общие полномочия прокурора при осуществлении им своей деятельности, относительно остальных норм, содержащихся в тексте названного федерального закона.


Так, в закрепленной в ст. 22 вышеуказанного закона норме, раскрываются полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора в различных сферах деятельности, в которых участвуют органы прокуратуры, и, в частности, полномочие прокурора проводить проверки при осуществлении прокурорского надзора в различных сферах.

Кроме этого правовое регулирование проведения прокурорской проверки осуществляется другими законами, подзаконными нормативными правовыми актами и ведомственными нормативными правовыми актами.

Так, проверки юридических лиц и предпринимателей контролирующими органами регламентированы Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [8].

В указанном законе указаны виды проводимых прокурорами проверок: плановые и внеплановые, закреплено определение понятия «проверка» и частично раскрыт механизм проведения прокурорской проверки, однако при осуществлении надзора прокурорами не применяются указанные положения [15, c. 78].

Также, по вопросам осуществления прокуратурой своих функций, а именно, проведение различных прокурорских проверок, имеется целый ряд судебной практики, имеющей противоречивый характер. Это обусловлено прежде всего отсутствием правового регулирования самого механизма организации и проведения прокурором проверки.

Особое место занимает постановление Конституционного суда Российской Федерации от 17.02.2015 г. № 2-П [13], в котором содержатся обстоятельства проведения конкретной прокурорской проверки: в ходе неё прокуратурой было принято решение о том, что в адрес некоммерческой организации необходимо направить запрос от 21.03.2014, содержащий требование в срок до 25 марта того же года предоставить тексты определенных документов на русском языке, в том числе соглашений, которые были заключены с иностранными организациями о пожертвованиях, которые пошли на реализацию соответствующих проектов и отчетов об их реализации за период 2013–2014 гг.

В итоге проведения судебного заседания по указанному делу было установлено, что Конституционный суд РФ взаимосвязанные положения п. 1 ст. 22 и п. 1 ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [5] частично не соответствуют положениям Конституции России в том объеме, в котором данные положения нарушили требования формальной определенности закона не устанавливать общие (предельные) сроки осуществления органами прокуратуры проверки соблюдения законов, а также, устанавливая безусловное соблюдение требований прокурора, которые прямо исходят из смысла полномочий по осуществлению проверки соблюдения законов, в определенный срок, нарушение которого в рамках применяемого правового регулирования предусматривает использование мер административной ответственности, не определяя конкретные временные пределы для претворения таких требований в жизнь.