Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы деятельности прокуратуры
1.1. Понятие и значение органов прокуратуры в системе органов государственной власти
1.2. Основные полномочия органов прокуратуры
Глава 2. Особенности участия прокурора в оперативно-розыскной деятельности
2.1. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью
2.2. Пределы прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью
8) органы уголовно-исполнительной системы.
Прокурор должен также знать, какие основания могут иметь органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, для этой работы.
В соответствии со ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [7] основанием для проведения оперативно-разыскных мероприятий является:
а) наличие возбужденного уголовного дела;
б) наличие сведений:
1) о подготавливаемом, совершаемом или уже совершенном противоправном деянии; или о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
2) о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности [21, c. 119];
3) о лицах, скрывающихся в связи с совершенным преступлением от органов дознания, следствия и суда от уголовного наказания;
4) о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
Основанием для проведения ОРД являются также поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определение суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, запросы других органов, осуществляющих ОРД, по основаниям, указанным в ст. 7 ФЗ «Об ОРД» [7], постановления о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ, запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Органы, осуществляющие ОРД, вправе также собирать сведения для принятия решений: о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды; о допуске к участию в оперативно-разыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления; об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества или при подготовке и проведении оперативно-разыскных мероприятий; по обеспечению безопасности органов, осуществляющих ОРД; о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность. Поэтому прокурор методами проверки должен пресекать факты, когда такие мероприятия проводятся при отсутствии указанных оснований [23, c. 78].
На основании ст. 21 Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» прокурор вправе требовать у руководителей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-разыскных мероприятий, проведенных с использованием оперативно-технических средств [16, c. 69]. По требованию прокурора руководители органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, должны представлять учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-разыскных мероприятий.
При этом оперативно-служебные документы об осуществлении органами ФСБ оперативно-разыскных мероприятий в рамках контрразведывательной деятельности прокурор может истребовать только в случае проверок в порядке надзора по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушении этими органами законодательства Российской Федерации.
В ходе надзорных мероприятий в Службе внешней разведки и в органе внешней разведки Министерства обороны РФ прокурор может изучать только те оперативно-служебные документы, которые связаны с обеспечением собственной безопасности указанных органов [24, c. 118].
По оперативно-разыскным делам прокурор обязан:
а) знакомиться с подлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-разыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-разыскных мероприятий [19, c. 98];
б) получать письменные объяснения от должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, по поводу выявленных нарушений законов [16, c. 76];
в) проверять законность, обоснованность и соблюдение установленного порядка заведения и прекращения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения; законность и обоснованность решений о проведении или прекращении оперативно-разыскных мероприятий, соблюдение установленных условий и порядка их проведения, а также использования результатов ОРД, требовать устранения нарушений закона, выявленных по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам;
г) опротестовывать противоречащие закону нормативные правовые акты органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, а также постановления и иные решения должностных лиц указанных органов;
д) по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства в соответствии с уголовно-процессуальным законом выносить мотивированное постановление либо требовать от уполномоченного органа передачи результатов ОРД в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании;
е) вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами, осуществляющими ОРД;
ж) при обнаружении признаков преступления, требующих принятия решения следственными органами, направлять материалы проверки в порядке выполнения требований ст. 144 и ст. 145 УПК РФ [4] органам предварительного следствия;
з) направлять в суд жалобы, проверка которых находится в исключительной компетенции суда [19, c. 110].
В соответствии со ст. 9-1 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» [6], именуемой «Борьба с терроризмом», прокурор может требовать представления от органа, осуществляющего антитеррористические мероприятия, материалы об их проведении.
В неотложных случаях, когда промедление может привести к совершению террористического акта и поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан, или, когда террористический акт уже совершается или совершен, или, когда осуществляется преследование лица, подозреваемого в причастности к совершению террористического акта, и сотрудники органа по борьбе с терроризмом входят в жилое помещение или приостанавливают оказание услуг связи юридическим и физическим лицам без полученного постановления судьи, орган по борьбе с терроризмом в течение 24 часов обязан уведомить об этом прокурора.
На основании Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [7] прокурор проводит проверки в соответствующих органах, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность:
а) по обращениям граждан, юридических и должностных лиц;
б) по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем исполнении поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания по уголовным делам и материалам проверки сообщения о преступлении или решения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением требований уполномоченного прокурора;
в) в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора;
г) в других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших [18, c. 87].
Проверки по обращениям о нарушении Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, при исполнении поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя по уголовным делам и материалам, проверки сообщений о преступлении и решения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, должны проводить уполномоченные прокуроры, т. е. те прокуроры, кому специально поручено осуществление данного надзора, что связано с необходимостью недопущения утечки информации и конфиденциального, секретного характера ОРД [15, c. 70]. При этом надо иметь в виду, что это — уполномоченные прокуроры той прокуратуры, которой осуществляется надзор за процессуальной деятельностью на досудебной стадии уголовного судопроизводства.
Исключение составляют обращения, в которых обжалуются действия должностных лиц органов Федеральной службы безопасности, связанные с оперативным сопровождением уголовных дел. Проверки по таким обращениям должны проводить уполномоченные прокуроры по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности с учетом установленного Генеральным прокурором Российской Федерации разграничения компетенции территориальных, военных и специализированных прокуратур [24, c. 34].
Проведение прокурорами проверок деятельности оперативно-разыскных органов свидетельствует, что органы ОРД нередко нарушают требование о предоставлении органу дознания, следователю, прокурору сведений о результатах проведения оперативно-разыскных мероприятий. В некоторых случаях не выносят постановления о рассекречивании предоставляемых сведений, представляют имеющиеся материалы с нарушением требования о допустимости доказательств, добытых оперативно-разыскным путем, в результате чего эти материалы теряют свою силу допустимых доказательств при судебном разбирательстве [14].
Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, могут быть представлены соответствующим прокурорам только с письменного согласия этих лиц или в связи с привлечением их к уголовной ответственности. В то же время прокурор должен следить за соблюдением требований закона о недопущении рассекречивания этих лиц, чтобы была обеспечена их личная безопасность.
В соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» [7] проведение оперативно-разыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается при наличии информации на основании судебного решения. Поэтому прокурор должен выявлять случаи не санкционированного судом нарушения этих конституционных прав, пресекать их и привлекать виновных к установленной законом ответственности.
Прокуроры должны, используя предоставленные полномочия, принимать своевременные меры для пресечения нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в частности своевременно опротестовывать решения должностных лиц, осуществляющих ОРД (например, постановления о заведении дела оперативного учета, о проведении оперативно-разыскного мероприятия, ограничивающего конституционное право гражданина, без решения суда, о рассекречивании оперативно-служебного документа, содержащего государственную тайну), обеспечивать принятие мер к возмещению причиненного вреда, а при наличии оснований привлекать к ответственности виновных должностных лиц [16, c. 81]. Генеральный прокурор потребовал от уполномоченных прокуроров принятия мер для пресечения нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при осуществлении ОРД, принятия своевременных мер к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и (при наличии оснований) привлечению виновных должностных лиц к установленной законом ответственности [21, c. 77]. Случаи незаконного отказа от выполнения требований уполномоченного прокурора предложено рассматривать как воспрепятствование его законной деятельности и принятию мер (при наличии оснований) для привлечения виновных должностных лиц к предусмотренной законом ответственности.
Следует подчеркнуть, что прокуроры, уполномоченные осуществлять надзор за ОРД, должны обеспечивать защиту сведений, содержащихся в представленных ему документах и материалах, самим не допускать разглашения государственной или служебной тайны, предотвращать доступ к ней других лиц [20].
2.2. Пределы прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью
Законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность (далее - ОРД), является важнейшим структурным элементом предмета прокурорского надзора. По этой причине, а также в целях урегулирования механизмов взаимодействия между уполномоченными прокурорами и субъектами ОРД на законодательном и ведомственном уровнях (приказами Генеральной прокуратуры и МВД России) распределена область ответственности, сориентированная на обеспечение баланса правомочий при решении общих задач по борьбе с преступностью [15, c. 90]. В реалиях же правоприменительной практики существующая система прокурорского надзора в сфере ОРД так и не стала идеальной, содержит дефекты юрисдикции, обусловленные нечеткостью урегулирования пределов надзорной деятельности. В итоге органы внутренних дел с завидной скромностью либо с нарушениями используют негласные инструменты противодействия криминальной активности, фиксируя высокие ее показатели по всей территории России [17, c. 65].
Как показал анализ законодательства, учебной литературы, научных публикаций и правоприменительной практики, проблема пределов прокурорского надзора за законностью решений в ОРД актуальна по своей природе, поскольку отражает соприкосновение не всегда совпадающих интересов органов, осуществляющих ОРД, и уполномоченных прокуроров.
Например, сомнения оперативных сотрудников, по мнению С.И. Захарцева, Ю.Ю. Игнащенкова и В.П. Сальникова [24, c. 67], могут быть сведены к трем основным пунктам: 1) вероятность «вычисления» профессионально подготовленным прокурором лица (информатора), оказывающего содействие органам, осуществляющим ОРД; 2) отсутствие прав у прокурора по реагированию на имеющиеся недостатки (упущения) в работе с отнесением таковых к прерогативе руководства субъектов ОРД; 3) имеющая место некомпетентность уполномоченных прокуроров в знании механизмов и нюансов оперативной работы. К зеркальным (встречным) аргументам, опирающимся на задачи прокурорского надзора и практику его осуществления, исследователи относят: 1) достаточное количество фактов нарушения законов в ходе проведения ОРД, влекущих нарушения прав человека, противоправные деяния и даже преступления со стороны оперативников; 2) наличие в оперативной работе грубых нарушений ведомственных приказов МВД, формализм ведения оперативно-разыскных дел; 3) распространение практики укрытия фактов совершения преступлений оперативными сотрудниками путем их увольнения «по собственному желанию» [24, c. 64].