Файл: Теоретические основы деятельности прокуратуры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. Оперативно-розыскная деятельность имеет существенное значение для возбуждения и дальнейшего расследования уголовного дела. Оперативно-розыскная деятельность имеет особый характер, в силу её процессуального осуществления.

Прокурор является отдельной фигурой в процессуальной деятельности по уголовным делам и по материалам, которые были сформированы по факту возможного совершения преступления.

Безусловно, основная роль прокурора в оперативно-розыскной деятельности, связана с осуществлением им надзорной деятельности, в соответствии с нормами закона.

Степень изученности темы может быть представлена как достаточная, так как в научной литературе уделяется большое внимание правам и обязанностям прокурора в рамках оперативно-розыскной деятельности. Так, можно выделить исследования следующих авторов: Басков В.И., Бессарабов В.Г., Викторов И.С. Диканова Т.А. Морозов В.А., Винокуров Ю.Е., Голустьян О.А., Кеник А.А., Ергашев, Е. Р., Фирсова, А. А. и др. Исследования указанных авторов в полной мере раскрывают, как общие положение о деятельности прокурора в оперативно-розыскной деятельности, а также отдельные его полномочия и обязательства в указанной сфере.

Объект и предмет исследования. Объектом настоящего исследования выступает совокупность общественных отношений, которые возникают в сфере оперативно-розыскной деятельности.

В качестве предмета исследования рассматриваются права и обязанности прокурора в оперативно-розыскной деятельности.

Цели и задачи исследования. Цель исследования заключаются во всестороннем исследовании прав и обязанностей прокурора в оперативно-розыскной деятельности.

Цели исследования обусловила постановку следующих задач:

1. Дать понятие и раскрыть значение органов прокуратуры в системе органов государственной власти;

2. Рассмотреть основные полномочия органов прокуратуры;

3. Проанализировать прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью;

4. Установить пределы прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью.

Методы исследования: анализ, сравнение, дедукция и другие.

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.


Глава 1. Теоретические основы деятельности прокуратуры

1.1. Понятие и значение органов прокуратуры в системе органов государственной власти

Государственная власть представляет собой деятельность, осуществляемая органами государства, которая направлена на регулирование общественных отношений и отношений, связанных с управлением государством. Как уже стало понятно, государственная власть осуществляется специально созданными органами. При этом все органы формируются определенным индивидуальным образом. Конституция РФ [1] закрепляет принцип разделения властей. Данный принцип означает, что вся государственная власть в стране подразделяется на три ветви:

- законодательную;

- исполнительную;

- судебную.

Все три ветви выполняют свою собственную функцию в регуляции общественной и государственной жизни. Так, законодательная власть существует для того, чтобы создавать нормы права, регулирующие отношения посредством норм закона и правового воздействия [24, c. 29]. Исполнительная власть существует для того, чтобы осуществлять контроль за исполнением всеми субъектами права норм закона, созданных в процессе деятельности органов законодательной власти. Судебная власть осуществляет деятельность по разрешению возникающих споров по поводу прав, закрепленных в законе, а также восстанавливают нарушенные права и свободы [16, c. 112]. Таким образом, исполнительная власть представляет собой одно из звеньев власти, которая призвана исполнять свое собственное назначение и в совокупности с другими ветвями власти поддерживать порядок в стране.

Государственная власть реализуется посредством осуществления деятельности органами государственной власти. В качестве первичного и важнейшего структурного элемента механизма государства выступает орган государства.

Под органом государства принято понимать неотъемлемое звено, которое принадлежит механизму государства, принимающее участие в реализации полномочий государства и обладающее в этих целях властными полномочиями [20].

Для того, чтобы установить сущность органа государства, необходимо выявить его основные признаки:

1. Несмотря на то, что за органом государства сохраняется определенная доля самостоятельности, независимости, он выступает в качестве элемента общего механизма государства, имеет в государственной машине конкретное место и тесно связан с иными ее элементами.


2. Государственный орган состоит из государственных служащих, которые вступают в уникальные правоотношения между собой и самим органом. Они отделены от семейных, гражданских и других видов общественных отношений, которые не имеют какой-либо связи с государственной службой, именуются официальными [15, c. 200].

Под правоохранительными органами понимаются органы исполнительной власти, которые основным своим направлением деятельности имеют обеспечение охраны прав и свобод человека и гражданина [14].

Как и любая существующая деятельность, правоохранительная деятельность может быть реализована только при условии существования определенных принципов. Среди таких принципов принято выделять следующие:

- принципы, которые отвечают за построение внутренних связей в рассматриваемых органах, а также за закономерности реализации их деятельности;

- принцип законности, которые означает, что вся правоохранительная деятельность должна быть основаны на законе и его положениях, никто не вправе отступать от положений, содержащихся в законе, а также осуществлять действия, противоречащие им;

- принцип гласности, который означает, что правоохранительная деятельность осуществляется открыто, каждый гражданин может получить к ней доступ, средства массовой информации вправе так же получать сведения о ней, публиковать и оглашать полученные сведения. Так же можно говорить о том, что реализация данного принципа позволяет осуществлять контроль за рассматриваемой деятельностью;

- принцип уважения прав и свобод личности. Данный принцип означает, что при реализации правоохранительной деятельности особое внимание уделяется не только защите прав и свобод человека и гражданина, но и уважению данных прав [17, c. 198];

- принцип независимости, который означает, что правоохранительные органы вправе осуществлять свои полномочия самостоятельно, без влияния других органов и должностных лиц;

- принцип контроля и отчетности, который означает, что, говоря о самостоятельности и независимости правоохранительных органов не следует думать, что их действия являются вседозволенными и бесконтрольными. Это не так, их деятельность контролируется специально уполномоченными на то органами и должностными лицами, которым они предоставляют отчет о проделанной работе [19, c. 98];

- принцип координация деятельности правоохранительных органов, а также их взаимодействия с другими органами, учреждениями и организациями, данный принцип означает создание таких условий и способов реализации полномочий, которые позволили бы достигать наиболее эффективных результатов в сфере борьбы с различного рода правонарушениями [20].


Все правоохранительные органы следует разделять на две достаточно объемные группы: правоохранительные органы государственного характера:

1. Судебные органы

2. Органы прокуратуры

3. органы безопасности

4. Органы расследования

5. Органы внутренних дел

6. Органы юстиции

7. Государственный нотариат

8. Таможенные органы

9. Налоговые органы

Правоохранительные органы, имеющие негосударственный характер:

1. Адвокатура

2. Частный нотариат

3. детективные и охранные организации.

Первым правоохранительным органом можно назвать суд. Который реализуя свою основную функцию – правосудие, занимается защитой и восстановлением нарушенных прав и свобод человека [22, c. 209].

Под судебной системой России можно понимать такую систему судебных органов, которая строится на иерархичном построении, которая отражает направленность различных судебных органов, уровень их полномочий и сферу деятельности, которая так же строится на принципах и положениях о демократическом обществе и государстве [14].

В судебную систему Российской Федерации могут быть включены следующие судебные органы:

- высшие судебные органы;

- судебные органы, действующие в рамках субъектов Российской Федерации;

- судебные органы местного значения, действующие на определенных участках;

- судебные органы, рассматривающие споры определенно-конкретного характера [19, c. 178].

Прокуратура РФ - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Целью прокурорской деятельности является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Одним из основных условий позитивного развития личности, общества и государства является безопасность. Под безопасностью, как одним из условий позитивного развития человека и общества, следует понимать защищенность качественного состояния общественных отношений, обеспечивающих прогрессивное развитие человека и общества в конкретных исторических и природных условиях от опасностей, источником возникновения которых являются внутренние и внешние противоречия [15, c. 109].

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.


Основными функциями системы безопасности являются:

- определение и предсказывание видов опасности, которые могут угрожать государству как извне, так и изнутри, быть потенциально опасными для интересов общества и государства, а так же различных объектов безопасности, реализация различного рода группы быстрых и долгосрочных способов по предотвращению и прекращению этих опасностей [24, c. 55];

- собирание и подготовка сил, способов и идей для создания условий в целях поддержания безопасности;

- руководство всеми способами, лицами, органами, которые призваны осуществлять и поддерживать безопасность государства как в обычным режиме, так и в чрезвычайной ситуации [21, c. 77];

- деятельность, направленная на создание таких условий, в которых все объекты безопасности могли функционировать правильно, эффективно, в полном объеме, даже при объявлении чрезвычайной ситуации;

- деятельность, направленная на содействие проведению мер по созданию условий безопасности РФ даже за её границами, руководствуясь международными нормами и положениями.

Итак, по итогам рассмотрения данного вопроса можно сделать следующий вывод:

Любая государственная деятельность, в том числе и её органов направлена на реализацию функций государства, как внешних, так и внутренних. При этом любая функция в своей основе имеет целью обеспечение реализации или защиты прав и свобод человека. Правоохранительные органы же имеют эту функцию в качестве основной и от их работы зависит эффективность работы всего государственного аппарата и уровень развития государства и общества.

Особое внимание в деятельности правоохранительных органов следует уделять компетентности и уровню квалификации их сотрудников. Потому как, несмотря на положительные результаты работы рассматриваемых органов в нашем государстве, мы нередко можем наблюдать на практике совершение халатных действий, а иногда и преступных в отношении сотрудников указанных органов.

Это, безусловно, вызвано низким уровнем знаний этих людей, их моральной или психологической неподготовленности к данной работе, устройством на службу, так называемо «по знакомству».

Поэтому обращать внимание следует не только на правовую сторону деятельности правоохранительных органов, но и на повышение уровня правовой культуры их сотрудников.

1.2. Основные полномочия органов прокуратуры