Файл: Организационная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 203

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

руководители спец-ты опер-кассов. МОП Мл.спец-ты

Рисунок 6 - Квалификационная структура персонала в ПАО «Сбербанк» на 01.01.2017 г.,чел.

Служащих на рисунке нет в связи с их отсутствием в организации. Одной из самых многочисленных групп работников в ПАО «Сбербанк России» (в рассматриваемом отделении) является операционно-кассовые работники (219 чел.), составляющие 38,2% от всего персонала. Операционно-кассовые работники - это костяк банка, они осуществляют основную работу по обслуживанию клиентов банка. Ведущие специалисты составляют 43,6% персонала банка (250 чел.). Больше всего специалистов бухгалтерии - 66 чел., подразделений развития банковского бизнеса - 38, информатики и автоматизации – 24, кредитной служба - 11 инкассаций и банковской безопасности - 15 человек.

Достаточно в банке и младшего обслуживающего персонала (охранников, сторожей, инкассаторов-водителей автотранспортных средств, инкассаторов, водителей, уборщиц служебных помещений и др.) - 81 человек. Больше всего охранников - 23 чел., инкассаторов – 21, инкассаторов-водителей автотранспортных средств – 19 и уборщиц - 3 чел. младших специалистов банка всего 4чел.

Итак, по численности больше всего в банке операционно-кассовых служащих. Проанализировав распределение персонала по полу, делаем вывод, что в Все работники в ПАО «Сбербанк России» по состоянию на 01.01.2017 г. работает 525 чел.женского пола и 142 - мужской, т.е. женщины составляют 78,7% от всей численности персонала банка. Рассмотрим распределение должностей в банке по полу (табл.1).

Таблица 1- Анализ структуры персонала по полу «Сбербанк России» по состоянию на 01. 01. 2017г.

Наименование должностей

Мужчины, человек

% от должности

Женщины, человек

% от должности

Всего по должностям,лиц

Руководители

6

18,7

17

81,3

23

Специалисты

53

21,3

197

78,7

250

Мл. специалисты

2

50,0

2

50,0

4

МОТ

68

83,9

13

16,1

81

Операционно-кассовые работники

2

0,7

217

99,3

219

Всего

122

21,3

451

78,7

573

Среди мужчин многочисленная группа младшего обслуживающего персонала, большую часть составляют мужчины-охранники (83,9%), остальные 16,1% - женщины-уборщицы служебных помещений. Руководящие должности в банке занимают преимущественно женщины (81,3%), а мужчинам отведено всего 6 должностей из 23 работающих. Почти все операционно-кассовые работники женского пола, только двое мужчин. Среди специалистов женщин больше, но мужчины также работают (21,3%). В «Сбербанке России» преобладает женский коллектив. Если охарактеризовать персонал «Сбербанк России» по возрасту, увидим, что он - до 28 лет (29,3%) от общей численности, от 29 до 60 лет (68,3%), старше 60 лет (2,4%) работников, т.е. основная часть работников - лица трудоспособного возраста от 29 до 60 лет (рис. 7).


Рисунок 7 - Анализ персонала «Сбербанк России» по возрасту по состоянию на 01. 01. 2017 г.

Проанализируем уровень образования персонала «Сбербанк России» (рис.8). В банке 74,5% персонала с полным высшим образованием (специалист, магистр), 21,1% - квалификацию младшего специалиста на базе техникума и 4,7% - базовое высшее образование (бакалавр). У большинства персонала - экономическое образование, но есть те, которые работают с техническим и юридическим образованием не по специальности.

магистр, специалист мл. специалист

Рисунок 8 - Распределение работников «Сбербанка России» по уровню образования на 01. 01. 2017г.

Оценка эффективности деятельности персонала в «Сбербанке России» осуществляется на основе действующего Положения об оценке деятельности персонала в системе ПАО «Сбербанк России». Положение определяет основную процедуру оценки деятельности персонала в ПАО «Сбербанк России», порядок ее проведения и применения. Цель оценки деятельности персонала заключается в повышении эффективности работы банка путем лучшего использования человеческого потенциала и повышения эффективности работы работников, определения эффективности существующей системы мотивации и ее корректировки. В «Сбербанке России» применяются следующие виды оценки деятельности персонала: тестирование; ежегодная оценка работников. Результаты оценки могут учитываться при принятии руководителем решений о повышении квалификации (обучении сотрудника, об установлении работнику надбавок за достижения в труде (при их просмотре). Организационно-методическое обеспечение проведения оценки персонала, обобщение и анализ полученных результатов возлагается на отдел по работе с персоналом. Итак, виды оценки деятельности персонала в «Сбербанке России».

Тестирование (в рамках Системы дистанционного обучения и тестирования) организуется и проводится в соответствии с Методикой организации и проведения дистанционного обучения в системе «Сбербанка России», утвержденной постановлением правления от 18 декабря 2009 г №122-4. Тестирование проводится не чаще 4х раз в год в следующих случаях [42]:

- проверки уровня профессиональных знаний персонала;

- необходимости (овладение новыми участками работы, связанные с применением нормативно-распорядительных актов, инструкций и положений и т.п., перед окончанием срока испытания для проверки соответствия работника поручаемой ему) и в других случаях по распоряжению председателя правления.


Сроки проведения тестирования, состав лиц, ответственных за его проведение, и сроки предоставления обобщенной информации утверждаются: приказом начальника филиала-регионального управления - для персонала, входящего в номенклатуру регионального управления, персонала аппарата регионального управления; приказом управляющего филиалом-отделением - для работников филиала-отделения. Производственная необходимость, периодичность и сроки проведения тестирования определяются руководителем отделения банка без согласования с высшим руководством. Приказ о проведении тестирования доводится до сведения персонала не позднее, чем за 2 недели до его проведения вместе с приложениями: перечнем тем, согласно которым сформированы тестовые вопросы, и регламентом, в котором указывается количество вопросов пробного и основного теста, время, отведенное на тестирование, % правильных ответов, который считается зачетным. В каждом конкретном случае руководитель банка (подразделения), инициирующий тестирование, определяет итоговый балл, он считается зачетным. Выводы по результатам тестирования отдел по работе с персоналом предоставляет руководителю, принимающему решение о тестировании [40]. Тестированию подлежит весь персонал банка, кроме технических работников и беременных женщин. Ежегодная оценка проводится 1раз в год. Ей подлежат все, кроме: тех, кто не проработал 1 год; временных работников; беременных женщин.

Сроки проведения ежегодной оценки (как правило, в декабре-январе месяце, по итогам прошлого года) утверждаются приказом председателя правления банка (его первым заместителем) и доводятся до сведения персонала не позднее, чем за 1 месяц до проведения оценки. Ежегодная оценка руководителей региональных управлений и структурных подразделений центрального аппарата банка проводится экспертной комиссией, персональный состав утверждает председатель правления банка (его первый заместитель) [42].

Ежегодная оценка других категорий персонала проводится руководителем (начальником отдела, управления, директором департамента). Если он отсутствует - его заместителем. Оценка имеет показатели и критерии, которые могут пересматриваться. Отделы по работе с персоналом обеспечивают руководителей бланками анкеты оценки. Определение уровня выполнения персоналом обязанностей осуществляется по шкале. По результатам оценки руководитель выставляет оценку. Выделяют типы оценок:

1) низкая - работник должен улучшить свою деятельность, чтобы руководитель не исправлял ее постоянно;


2) удовлетворительная - работник компетентен, хорошо разбирается в основных задачах, но его руководитель иногда исправляет его,

3) хорошая - работник полностью справляется с работой, руководитель не вмешивается, потому что нет необходимости;

4) высокая - работник идеально справляется со своими обязанностями, превзошел ожидания руководства [40].

Результаты оценивания положительные, когда уровень выполнения работником задач оценен как «удовлетворительно», «хорошо» и «высоко», и отрицательными, когда уровень - «низко». Заполненную анкету ежегодной оценки руководитель до 3х дней перед собеседованием передает работнику для ознакомления. На собеседовании обсуждаются результаты ежегодной оценки, определяются меры, направленные на повышение уровня выполнения работы и планирования карьеры.

Основными количественными показателями, на основе которых осуществляется оценка персонала в «Сбербанке России» являются: сроки осуществления работ; обеспечение стабильного состава клиентов и их содержание; выполнение плановых заданий. Наряду с прямыми показателями важны косвенные: оперативность работы, ее напряженность, интенсивность, сложность, качество выполненных задач [22].

Итак, отдел по работе с персоналом в «Сбербанке России» осуществляет анализ количественного и качественного состава персонала банка. В банке в основном работают работники женского пола. Самой многочисленной категорией персонала является операционно-кассовые работники. Отдел уделяет внимание оценке персонала.

Работа банковского служащего как специфический вид деятельности имеет особенности, которые оказывают влияние на систему обучения персонала. Направления обучения в «Сбербанке России»:

- функциональная подготовка, направленная на эффективное выполнение сотрудниками должностных обязанностей, освоение бизнес-процессов, продуктов и технологий деятельности банка;

- развитие навыков деловой эффективности, направленных на достижение корпоративных стандартов качества ведения дел;

- развитие управленческих компетенций, направленных на формирование единой корпоративной системы управления [9, с. 114].

Основные формы обучения в «Сбербанке России»:

1.Внутренние семинары: информационно-консультационные, практические, проблемно-проектные.

2. Внутренние стажировки, например, «Технология проведения бизнес-тренингов на тему: «Эффективные продажи» и другие.

3. Внутренние тренинги, например, «Управление продажами», «Управление сервисом», «Эффективные продажи» и другие.


4.Внешние семинары, например, «Стратегическое видение бизнеса», «Управление проектами», «Управление изменениями» и тому подобное;

5. Сертификационные программы: «Специалист финансового рынка», «Оценочная деятельность», специализированные курсы для кассиров.

6. Самоподготовка и наставничество для вновь принятого работника[27, с. 68].

В филиалах-отделениях работают Советы по профессионально-экономическому обучению персонала. Утверждены составы Советов и планы их работы. В 2016г. в ПАО «Сбербанк России» состоялось 34 заседания (табл. 2). В банке было 3 заседания. Рассматривались вопросы: о состоянии профессионально-экономического обучения персонала в «Сбербанке России»; о работе с вновь принятыми операционно-кассовыми работниками; об организации работы консультантов-наставников; о системе дистанционного обучения и тестирования; работа с резервом; оценка персонала.

Проверка организации занятий в филиалах-отделениях осуществляется работниками отдела по работе с персоналом в составе ревизионной группы, в других случаях работниками отдела ревизий и контроля. В течение 2016г. отделом по работе с персоналом проведена проверка в 5-и филиалах- отделениях. Анализ проверок показал, что в филиалах-отделениях проводится работа по профессионально-экономическому обучению персонала.

Таблица 2 - Анализ обучения в ПАО «Сбербанке России» за 2017г.

Количество работников, прошедших обучение в учреждениях банка в 2016

Повысили квалификацию в 2016 г

Работало советов по профессион.-эконом.обучению персонала

Проведения заседаний советов

по состоянию на 01.01.2017

При профильных вузах

В ЦПС

В семинарах в управлении

Числ-ность консультантов-наставников

Численность подшефных

Управление

100

0

55

27

1

3

7

4

Западно-Сиб.банк

392

6

0

340

15

31

20

12

всего

492

6

55

367

16

34

27

16

В учреждениях банка в округе перед началом года изданы приказы об организации учебного процесса, утвержденные планы проведения обучения, составлены списки слушателей профессионально-экономических школ, состав преподавателей, графики проведения занятий. Работниками отдела по работе с персоналом областного управления совместно с Советом по профессионально-экономическому обучению проведена работа по организации учебного процесса, как в управлении так и в отделениях, сформирован и доведен до отделений примерный тематический план, перечень для проведения занятий литературы. Занятия в школах экономических знаний при филиалах-отделениях для специалистов проводились согласно учебно-тематическому плану в период с февраля по ноябрь 2017г. [2, с. 237].