ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.11.2019

Просмотров: 334

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Учреждение образования

«Высший государственный колледж связи»




маркетинг

(стратегический маркетинг)

Учебная программа

(рабочий вариант)

для специальности:

1-26 02 03 - Маркетинг





Факультет экономики и почты


Кафедра экономики и управления


Курс 4


Семестр 7


Лекции 8 Экзамен 7 (количество часов) (семестр)

Практические

занятия 12

(количество часов)

Лабораторные

занятия - Курсовая работа 7

(количество часов) (семестр)

Всего аудиторных

часов по дисциплине 20

(количество часов)

Всего часов Форма получения

по дисциплине 536 высшего образования заочная

(количество часов)



2009 г.



Учебная программа составлена на основе учебной программы для высших учебных заведений по специальности 1-26 02 03 «Маркетинг», регистрационный № ТД-180/тип.


Составитель: ст. преподаватель Рокшина И.Г.


Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры ЭиУ___

(название кафедры)




Одобрена и рекомендована к утверждению Методическим советом ВГКС





1 пояснительная записка


1.1 Цель преподавания дисциплины:


Целью преподавания дисциплины «Стратегический маркетинг» является получение студентами теоретических знаний и практических навыков в области разработки маркетинговых стратегий предприятия с учетом существующих во внешней среде возможностей и угроз, а также имеющихся навыков, умений и ресурсов, способствующих созданию уникального рыночного предложения, рассчитанного на наиболее привлекательные рыночные сегменты.


1.2 Задачи изучения дисциплины:

К задачам изучения дисциплины относятся обучение молодых специалистов:

  • концепциям, методам и приемам, используемым стратегическим маркетингом;

  • осуществлению процесса управления стратегическим маркетингом;

  • формированию и выбору наиболее перспективных базовых стратегий роста организации;

  • оценке конкурентных позиций организации и разработке эффективных конкурентных стратегий;

  • разработке маркетинговых стратегий;

  • оценке бизнес-портфеля предприятия и разработке предложений по его рационализации;

  • подготовке стратегических направлений в товарной, ценовой, коммуникационной, политике распределения.


Студент должен знать:

  • этапы эволюции стратегического управления;

  • средства и инструменты реализации стратегии маркетинга;

  • методы стратегического анализа;

  • базовые (эталонные) стратегии бизнеса;

  • маркетинговые стратегии;

  • конкурентные стратегии;

  • стратегии для различных этапов жизненного цикла товара.


Студент должен уметь:

  • использовать инструменты стратегического маркетинга;

  • применять методы стратегического анализа при разработке и реализации стратегий маркетинга.



1.3 Перечень дисциплин с указанием разделов, усвоение которых студентам необходимо для изучения данной дисциплины:


п/п

Название дисциплины

Раздел, темы

Экономическая теория

Весь курс

Микроэкономика

Весь курс

Макроэкономика

Весь курс

Теоретические основы маркетинга

Весь курс

Основы менеджмента

Весь курс

Экономика предприятия связи

Весь курс

Маркетинговые исследования

Весь курс


1.4 Место дисциплины в системе подготовки специалиста соответствующего профиля.

Дисциплина «Стратегический маркетинг» относится к циклу дисциплин специальности.



2 Содержание учебного материала


2.1 Название тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий


п/п

Название тем

Содержание

Объем в часах

1

2

3

4

Седьмой семестр

1

Стратегический маркетинг как современная концепция стратегического управления

Эволюция корпоративного планирования. Уровни корпоративного планирования. Управленческие концепции маркетинга. История возникновения и развития стратегического маркетинга. Современное понимание стратегического маркетинга. Актуальность его использования в деятельности предприятия. Черты стратегического маркетинга. Сравнение стратегического и операционного маркетинга.

2

2

Сущность и основные этапы стратегического маркетингового планирования

Понятие стратегии. Классификация стратегий. Процесс стратегического маркетингового планирования и характеристика его основных этапов.

2

3

Базовые стратегии роста фирмы

Модель «продукт-рынок» (матрица Ансоффа). Базовые стратегии роста.

1

4

Конкурентные стратегии фирмы

Подходы к классификации конкурентных стратегий. Модель Портера и базовые стратегий развития. Конкурентные стратегии. Понятие и виды конкурентных преимуществ. Процесс достижения конкурентных преимуществ.

1

5

Портфельный анализ и его применение в стратегическом планировании

Понятие стратегической бизнес-единицы (СБЕ). Анализ портфеля направлений деятельности: матрицы «рост-доля рынка» (метод Бостонской консалтинговой группы) и «привлекательность-конкурентоспособность» (метод General Electric Corporation и McKinsey). Метод ADL. Метод SPACE.

2



Итого 7 семестр:

8



Всего за учебный год:

8


2.2 Практические занятия, их содержание и объем в часах


п/п

Тема практического занятия

Содержание

Объем в часах

1

2

3

4

Седьмой семестр

Стратегический маркетинг как современная концепция стратегического управления

Эволюция корпоративного планирования. Управленческие концепции маркетинга. Сравнение стратегического и операционного маркетинга.

2

Сущность и основные этапы стратегического маркетингового планирования

Понятие стратегии. Классификация стратегий. Процесс стратегического маркетингового планирования и характеристика его основных этапов.

2

Базовые стратегии роста фирмы

Практическое применение модели «продукт-рынок» (матрица Ансоффа). Дать общую характеристику базовых стратегий роста.

2

Конкурентные стратегии фирмы

Классификация и характеристика конкурентных стратегий. Использование Модели Портера и базовые стратегий развития.

2

Портфельный анализ и его применение в стратегическом планировании

Решение задач методами портфельного анализа

4



Итого 7 семестр:

12



Всего за учебный год:

12





2.5 Курсовая работа, её характеристика/общие требования


Цель выполнения курсовой работы – закрепление знаний, полученных в процессе изучения дисциплины «Стратегический маркетинг», развитие навыков практического применения этих знаний.

Работа над конкретной темой позволяет сформировать новые, закрепить, углубить, систематизировать имеющиеся знания, умения и навыки, полученные в результате обучения, а также усовершенствовать умения ориентации в современных информационных источниках в соответствии с содержанием избранной темы.

Объем курсовой работы составляет 30-35 страниц машинописного текста, оформленного в соответствии со Стандартом предприятия. Курсовое и дипломное проектирование. Правила компьютерного оформления текстовых и графических документов. – Введ. 01.01.05. – Минск : 2004. – 107 с.

Структура курсовой работы включает титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы, приложение (я).

Во введении формулируется цель работы, отмечается ее актуальность. Дается характеристика использованной литературы.

Основная часть состоит из трех разделов, где раскрывается теоретическое содержание данной проблемы, вводится основной понятийный аппарат по теме. В них излагаются позиции авторов научно-теоретических источников, других информационно-методических материалов, дается анализ разных подходов к реализации основных научных положений. Третий раздел должен также содержать практический пример из деятельности конкретного предприятия.

В заключении формулируются выводы по содержанию работы, рекомендации, предложения по внедрению в практику отдельных подходов, направлений, технологий, методик.


Тематика курсовых работ


1. Анализ внешней среды маркетинга предприятия (фирмы) (на примере...).

1.1. Факторы макроокружения фирмы.

1.2. Факторы непосредственного окружения фирмы.

1.3. Исследование возможностей и угроз внешней среды маркетинга предприятия(SWOT–анализ).


2. Анализ внутренней среды маркетинга предприятия (фирмы) (на примере...).

2.1. Факторы внутренней среды маркетинга предприятия.

2.2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия.

2.3. Системы маркетинговой информации предприятия (фирмы).


3. Сегментация рынка потребительских товаров.

3.1. Признаки сегментации рынка потребительских товаров.

3.2. Методы и процесс сегментации.

3.3. Разработка стратегии сегментации конкретного вида потребительских товаров.


4. Сегментация рынка услуг.

4.1. Признаки сегментации рынка услуг.

4.2. Методы и процесс сегментации.

4.3. Разработка стратегии сегментации конкретного вида услуг.


5. Сегментация рынка промышленных товаров.

5.1. Признаки сегментации рынка промышленных товаров.

5.2. Методы и процесс сегментации.

5.3. Разработка стратегии сегментации конкретного товара промышленного назначения.



6. Анализ привлекательности рынка.

6.1. Факторы, формирующие привлекательность рынка для фирмы.

6.2. Методы и процесс оценки привлекательности рынка.

6.3. Оценка привлекательности рынка конкретного товара (услуги).


7. Модель жизненного цикла товара в оценке потенциала рынка.

7.1. Детерминанты жизненного цикла товара.

7.2. Жизненный цикл товара и его виды.

7.3. Применение модели жизненного цикла товара при разработке стратегии предприятия.


8. Конкурентоспособность товара в маркетинге.

8.1. Основные показатели конкурентоспособности товара.

8.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность товара.

8.3. Методы оценки конкурентоспособности товара.


9. Анализ конкурентоспособности предприятия (фирмы).

9.1. Понятие конкурентного преимущества фирмы.

9.2. Анализ конкурентных ситуаций.

9.3. Разработка конкурентной стратегии предприятия (фирмы).


10. Маркетинг услуг связи (на примере...).

10.1. Классификация услуг связи.

10.2. Сегментация рынка услуг связи РБ.

10.3. Стратегическое планирование в деятельности предприятия связи.


11. Базовые стратегии развития предприятия (фирмы).

11.1. Конкурентные силы, влияющие на фирму (модель Портера).

11.2. Базовые стратегии развития фирмы. Риски, присущие базовым стратегиям.

11.3. Разработка стратегии дифференциации или лидерства по издержкам для конкретного предприятия.


12. Конкурентные стратегии в деятельности предприятия (фирмы).

12.1. Понятие конкурентного преимущества предприятия.

12.2. Виды конкурентных стратегий.

12.3. Разработка конкурентной стратегии конкретного предприятия.


13. Инновационные стратегии в деятельности предприятия.

13.1. Виды инноваций.

13.2. Процесс разработки инноваций.

13.3. Разработка стратегии выведения нового товара на рынок.


14. Разработка стратегии развития предприятия, основанной на выпуске новых товаров.

14.1. Понятие и компоненты нововведения.

14.2. Анализ факторов успешности нововведений.

14.3. Стратегия качества в деятельности предприятия.


15. Стратегические решения по каналам сбыта в деятельности предприятия.

15.1. Экономическая роль каналов сбыта.

15.2. Критерии выбора сбытового канала.

15.3. Формирование сбытовых каналов и оценка их эффективности.


16. Стратегические решения по коммуникации в деятельности предприятия.

16.1. Природа и роль коммуникации в маркетинге.

16.2. Комплекс маркетинговых коммуникаций.

16.3. Разработка коммуникационной стратегии фирмы.


17. Стратегический маркетинг торговой фирмы.

17.1. Внутренняя и внешняя среда торговой фирмы.

17.2. Стратегический маркетинг торговой фирмы.

17.3. Разработка марки торговой фирмы.


18. Стратегическое планирование в маркетинге.

18.1. Обоснование роли стратегического планирования.

18.2. Процесс стратегического планирования маркетинга.

18.3. Анализ риска и планирование непредвиденных обстоятельств.


19. Стратегические решения по ценообразованию в деятельности предприятия (фирмы).