ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.11.2019

Просмотров: 1254

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- реформирование всех сфер жизни общества в согласии с Программой партии большевиков - ликвидация частной собственности, отделение церкви и государства, равноправие женщин и мужчин;

- широкий круг органов, в т.ч. исполнительных, осуществляющих законо­творческую деятельность, что привело к появлению большого количества нормативных актов, игнорирующих интересы общества, и принятые для обеспечения потребностей исполнительной власти;

- в уголовном праве основной упор делается на репрессии по мотивам социального происхождения и отрицается значение вины как необходимого условия уголовной ответственности

- применение аналогии при рассмотрении уголовных дел;

- нереализованность многих норм, продекларированных законодатель­ством.

В конце 20-х-начале 30-х годов в советской системе права принимаются нормативные акты, противоречащие Конституции, общесоюзные органы принимают нормативные акты по вопросам, отнесенным к компетенции союзных и автономных республик. Высшие партийные органы присваивают право принимать нормативно-правовые акты, значительная часть принятых актов не публикуется в официальных источниках, и широкие массы не знакомятся с ними. Все это создавало основу для проведения массовых репрессий и превратило право из регулятора общественных отношений в механизм обеспечения власти партийно-советской элиты.


Тема 14. Государство и право Казахстана в составе СССР.

1. Конституционная эволюция Казахстана в 1936-1985 годах.

2. Развитие права и судебной системы Казахстана в 1936-1985 годах.

3. Развитие государства и права Казахстана в период кризиса и рас­пада СССР.

1. 26 марта 1937 года X Чрезвычайный съезд Советов Казахстана принял Конституцию Казахской ССР.

Основные положения нового Основного закона повторяли нормы обще­союзной Конституции, что было обусловлено приоритетом союзного закона перед республиканским законодательством. Важнейшим событием стало признание первичного суверенитета республики, которая "добровольно объединялась" с другими равноправными республиками в СССР. Казахстан получил статус суверенного государства и право выхода из Союза. Конечно, эти нормы во многом были формальными и реализовать их было невозможно, однако закрепление их де-юре стало огромным шагом на пути становления государственности.

Конституция 1937 года закрепила за гражданами широкий спектр политических и социально-экономических прав и свобод, в т.ч. свободу слова, печати, собраний и т.п. Вместе с тем, никаких механизмов их реализации предусмотрено не было, более того, вторая половина 30-х годов ознаменовалась беспрецедентными по размаху политическими репрессиями и бесправием граждан перед карательной системой.

Конституция 1937 года определила следующие высшие органы власти и управления: Верховный Совет Казахской ССР, избираемый народом на 4 года и являющийся единственным законодательным органом в пределах республики; Президиум Верховного Совета, имевший право толковать законы и принимать указы в пределах своей компетенции; Совет Народных Комиссаров, являющийся высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти КазССР. Конституцией был определен перечень 10 союзно-республиканских наркоматов, подчиненных соответ­ствующим союзным наркоматам и республиканским наркоматам.


Местные Советы также претерпели существенные изменения. Теперь Советы всех уровней избирались на 2 года путем равных, всеобщих и прямых выборов при тайном голосовании. Исполнительными и распорядительными органами местных советов выступали избираемые ими исполнительные комитеты, находившиеся в двойном подчинении—Совета и вышестоящего исполкома.

Укрепление режима личной власти И.Сталина привело к тому, что узкий круг прибли­женных диктатора заменил собой не только конституционные органы власти, но и партийные структуры. Особенно это проявилось во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

30 июня 1941 года создается Государственный Комитет Обороны (ГКО), возглавляемый, лично И.Сталиным, — чрезвычайный орган, сосре­доточивший в своих руках всю полноту власти в стране. В Казахстане, как и в других союзных республиках, действовал Постоянный уполномо­ченный ГКО. Принятые ГКО акты имели высшую юридическую силу, а центральные и республиканские органы власти и управления призваны были только обеспечивать беспрекословное их выполнение. После окончания войны ГКО был упразднен, и управление формально переходило к конституционно установленным органам, однако на деле стиль руководства страной мало изменился.

Серьезные изменения в системе государственного управления начи­наются только в середине 50-х годов, после смерти И.Сталина. Значительно расширяются права республик в области экономики, финансово-бюджетных вопросах, вопросах административно-территориального устройства. В 1957 году принимается Закон "Об отнесении к ведению союзных республик законодательства обустройстве судов союзных республик, принятие гражданского, уголовного и процессуального кодексов", ликвидировавший чрезмерную централизацию в области правотворчества, закрепленную Конституцией СССР 1936 года, и возрождал некоторые положения Договора об образовании СССР 1922 года. Тогда же был принят Закон "Об отнесении к ведению союзных республик разрешения вопросов областного, краевого административно-территориального устройства", впервые давший Казахстану право самостоятельно определять перечень и границы административно-территориальных единиц в своем составе с наиболее полным учетом экономических и национально-демографических особенностей региона.

После формального "всенародного" обсуждения 7 октября 1977 года ВС СССР утвердил Конституцию СССР, а 20 апреля 1978 года внеочередная VII сессия ВС КазССР приняла новую Конституцию Казахской ССР, структурно и содержательно соответство­вавшую общесоюзной.

Правовой статус Казахстана согласно новой Конституции был двойствен­ным. С одной стороны, Казахская ССР объявлялась суверенным государством с соответствующими правами и полномочиями, с другой - Конституция СССР закрепляла "единство суверенитета СССР и республики", сводящее последнее на нет. Сама формула "единое союзное многонациональное государство", содержавшаяся в Конституции СССР 1977 года, превращала федерацию в унитарное государство с национальными автономиями.


В целом, новая Конституция основывалась на тех же принципах и поло­жениях, что и старая. Практически неизменными остались система и полно­мочия органов власти и управления, произошли лишь изменения в сроках полномочий Верховного и местных советов.

Важнейшей чертой Конституций 1937-1978 годов стал их формальный характер, отсутствие механизма осуществления прав и свобод, органов конституционного надзора, что превращало Основной Закон из нормативно-правового акта, призванного регулировать важнейшие сферы общественных отношений, в пропагандистский документ. Вместе с тем, даже формальное закрепление суверенитета Казахской ССР составило правовую основу для создания в период распада СССР нового государственного образования - независимой Республики Казахстан.

2. Развитие права и системы судопроизводства и судебных органов в полной мере отражали особенности развития советского общества, когда с одной стороны шло юридическое закрепление прав граждан, их защита от произ­вола и беззакония, с другой - закреплялась совершенно противоположная практика, допускавшая массовое нарушение законности со стороны право­охранительных и судебных органов.

Судебные органы. Конституция Казахской ССР 1937 года установила следующие звенья судебной системы:

- народный суд;

- областной суд;

- Верховный Суд Казахской ССР;

- специальные суды.

Народные суды избирались населением, остальные - соответствующими советами, сроком на 5 лет, причем специального юридического образования от кандидата на должность народного судьи не требовалось. Данная судебная система была закреплена Законом "О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик" 1938 года. Однако вместе с этим продолжали существовать неконституционные судебные органы - Особое Совещание, что превращало принцип единства судебной системы в формальность. Принцип единства правосудия, закрепленный законом, также не соблюдался, т.к. по делам о террористических актах, диверсиях и вредительстве действовал упрощенный порядок рассмотрения.

В годы войны на предприятиях железнодорожного и водного транспорта и в военизированных организациях Казахстана были введены военные трибуналы, приговоры которых не подлежали кассационному обжалованию и могли быть отменены или изменены только в порядке надзора. После окончания войны судебная система была приведена в соответствие с Законом о судоустройстве 1938 года. В 1948-1949 годах впервые прошли выборы народных судей и заседателей.

Реформы в области судоустройства начались в середине 50-х годов и шли в общем направлении на либерализацию общественной жизни. Важнейшим результатом реформы судоустройства стала демократизация деятельности судов и передача общесоюзными органами части своих прав республиканским и местным судам. Кроме того, была прекращена практика образования неконститу­ционных судебных органов.


Система судебных органов, сложившаяся в конце 50-х годов, без сущест­венных изменений просуществовала около тридцати лет. Лишь в 1970 году было создано Министерство юстиции, освободившее Верховный Суд от функций материального обеспечения судебных органов и решения других организационных вопросов.

Несмотря на некоторые позитивные изменения в системе судопроиз­водства, деятельность судов, в указанный период, была не вполне эффективной. Постоянной практикой было вмешательство в их деятельность партий­ных и советских органов, которые непосредственно влияли на ход выборов народных судей. Итогом было нарушение конституционного принципа независимости суда и делало их не органами правосудия, а механизмами проведения партийно-государственной политики.

Во второй половине 30-х годов продолжились тенденции, наметившиеся в конце 20-х годов - ограничение правоспособности субъектов в сфере гражданского, трудового, колхозного и других отраслей права, усиление уголовно-репрессивных мер регулирования общественных отношений.

В сфере гражданского права Конституция СССР 1936 года и Конституция КазССР 1937 года запретили гражданам заниматься предпринимательской деятельностью и не предусматривали института частной собственности.

Особо серьезные негативные изменения произошли в трудовом праве. Указом ПВС СССР от 26 июня 1940 года в стране устанавливался восьмичасовой рабочий день и семидневная рабочая неделя, был уменьшен список производств с сокращенным рабочим днем, сокращен список праздничных дней. Нарушение трудового законодательства с 1940 года влекло за собой уголовную ответственность. Для подростков вводилась трудовая повинность. Таким образом, трудовое законодательство второй половины 30-х-начала 40-х годов было направлено на превращение работника в бесправ­ный винтик экономической машины казарменного социализма.

Уголовное и уголовно-процессуальное право также имело основной целью применение репрессивных мер для пресечения негативных явлений в хо­зяйстве и общественной жизни. Так, в 1940 году была установлена уголовная ответственность руководства предприятий за выпуск некачественной продукции, в 1941 году - за продажу, обмен или отпуск на сторону лишнего или неиспользуемого оборудования. Была расширена сфера применения уголовно-правовых мер к подросткам, по всем составам преступлений ответственность наступала с 14 лет, а по целому ряду преступлений - с 12 лет.

Позитивные изменения в праве начинаются только в середине 50-х годов. Они характеризовались, во-первых, коренными изменениями всех отраслей права; во-вторых, кодификацией права на уровне союзных республик.

В целом, развитие права во второй половине 30-х — первой половине 80-х годов можно разделить на два этапа. Если в сталинское время, до начала 50-х годов основной тенденцией было усиление уголовных репрессий и массовое •нарушение законности, то с середины 50-х годов развитие права шло по пути укрепления демократических принципов. Вместе с тем, право не стало в полной мере регулятором общественных отношений, т.к. провозглашен­ные права и свободы граждан можно было реализовать не всегда. В 70-80-е годы разрыв между провозглашенными правами граждан и возмож­ностью их реализации только увеличивался.


3. Общий кризис советской экономической и политической системы привел к осознанию властями в середине 80-х годов необходимости коренных реформ. Руководство Казахстана приступило к самостоятельным шагам по реформированию политической системы. 24 апреля 1990 года был принят Закон "Об учреждении поста Президента", по которому в Казахстане появилась должность главы государства и начинают формироваться независимые ветви власти. Важнейшим нормативно-правовым актом стала "Декларация о государ­ственном суверенитете", принятая 25 октября 1990 года. Следующим шагом на пути реформирования государства стал Закон "О совершенствовании структуры государственной власти и управления" от 20 ноября 1990 года. Согласно Закону, Президент объявлялся главой исполнительной и распорядительной власти, вместо Совета Министров появляется Кабинет Министров во главе с премьер-министром, причем формирование правительства становится прерогативой Президента.

1 декабря 1991 года в Казахстане прошли первые всенародные выборы Президента, а 10 декабря был принят Закон "Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики", утвердивший новое название - Респуб­лика Казахстан.16 декабря 1991 года Закон "О государственной независимости" про­возгласил Казахстан независимым государством с самостоятельной системой органов государственного управления, самостоятельной экономической системой, собственными вооруженными силами и единым гражданством. С этого момента начинается новая эпоха в жизни Казахстана - эпоха неза­висимого развития, позволяющего в полной мере реализовать интересы и чаяния народов, населяющих нашу страну.