ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.11.2019
Просмотров: 1254
Скачиваний: 8
- реформирование всех сфер жизни общества в согласии с Программой партии большевиков - ликвидация частной собственности, отделение церкви и государства, равноправие женщин и мужчин;
- широкий круг органов, в т.ч. исполнительных, осуществляющих законотворческую деятельность, что привело к появлению большого количества нормативных актов, игнорирующих интересы общества, и принятые для обеспечения потребностей исполнительной власти;
- в уголовном праве основной упор делается на репрессии по мотивам социального происхождения и отрицается значение вины как необходимого условия уголовной ответственности
- применение аналогии при рассмотрении уголовных дел;
- нереализованность многих норм, продекларированных законодательством.
В конце 20-х-начале 30-х годов в советской системе права принимаются нормативные акты, противоречащие Конституции, общесоюзные органы принимают нормативные акты по вопросам, отнесенным к компетенции союзных и автономных республик. Высшие партийные органы присваивают право принимать нормативно-правовые акты, значительная часть принятых актов не публикуется в официальных источниках, и широкие массы не знакомятся с ними. Все это создавало основу для проведения массовых репрессий и превратило право из регулятора общественных отношений в механизм обеспечения власти партийно-советской элиты.
Тема 14. Государство и право Казахстана в составе СССР.
1. Конституционная эволюция Казахстана в 1936-1985 годах.
2. Развитие права и судебной системы Казахстана в 1936-1985 годах.
3. Развитие государства и права Казахстана в период кризиса и распада СССР.
1. 26 марта 1937 года X Чрезвычайный съезд Советов Казахстана принял Конституцию Казахской ССР.
Основные положения нового Основного закона повторяли нормы общесоюзной Конституции, что было обусловлено приоритетом союзного закона перед республиканским законодательством. Важнейшим событием стало признание первичного суверенитета республики, которая "добровольно объединялась" с другими равноправными республиками в СССР. Казахстан получил статус суверенного государства и право выхода из Союза. Конечно, эти нормы во многом были формальными и реализовать их было невозможно, однако закрепление их де-юре стало огромным шагом на пути становления государственности.
Конституция 1937 года закрепила за гражданами широкий спектр политических и социально-экономических прав и свобод, в т.ч. свободу слова, печати, собраний и т.п. Вместе с тем, никаких механизмов их реализации предусмотрено не было, более того, вторая половина 30-х годов ознаменовалась беспрецедентными по размаху политическими репрессиями и бесправием граждан перед карательной системой.
Конституция 1937 года определила следующие высшие органы власти и управления: Верховный Совет Казахской ССР, избираемый народом на 4 года и являющийся единственным законодательным органом в пределах республики; Президиум Верховного Совета, имевший право толковать законы и принимать указы в пределах своей компетенции; Совет Народных Комиссаров, являющийся высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти КазССР. Конституцией был определен перечень 10 союзно-республиканских наркоматов, подчиненных соответствующим союзным наркоматам и республиканским наркоматам.
Местные Советы также претерпели существенные изменения. Теперь Советы всех уровней избирались на 2 года путем равных, всеобщих и прямых выборов при тайном голосовании. Исполнительными и распорядительными органами местных советов выступали избираемые ими исполнительные комитеты, находившиеся в двойном подчинении—Совета и вышестоящего исполкома.
Укрепление режима личной власти И.Сталина привело к тому, что узкий круг приближенных диктатора заменил собой не только конституционные органы власти, но и партийные структуры. Особенно это проявилось во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
30 июня 1941 года создается Государственный Комитет Обороны (ГКО), возглавляемый, лично И.Сталиным, — чрезвычайный орган, сосредоточивший в своих руках всю полноту власти в стране. В Казахстане, как и в других союзных республиках, действовал Постоянный уполномоченный ГКО. Принятые ГКО акты имели высшую юридическую силу, а центральные и республиканские органы власти и управления призваны были только обеспечивать беспрекословное их выполнение. После окончания войны ГКО был упразднен, и управление формально переходило к конституционно установленным органам, однако на деле стиль руководства страной мало изменился.
Серьезные изменения в системе государственного управления начинаются только в середине 50-х годов, после смерти И.Сталина. Значительно расширяются права республик в области экономики, финансово-бюджетных вопросах, вопросах административно-территориального устройства. В 1957 году принимается Закон "Об отнесении к ведению союзных республик законодательства обустройстве судов союзных республик, принятие гражданского, уголовного и процессуального кодексов", ликвидировавший чрезмерную централизацию в области правотворчества, закрепленную Конституцией СССР 1936 года, и возрождал некоторые положения Договора об образовании СССР 1922 года. Тогда же был принят Закон "Об отнесении к ведению союзных республик разрешения вопросов областного, краевого административно-территориального устройства", впервые давший Казахстану право самостоятельно определять перечень и границы административно-территориальных единиц в своем составе с наиболее полным учетом экономических и национально-демографических особенностей региона.
После формального "всенародного" обсуждения 7 октября 1977 года ВС СССР утвердил Конституцию СССР, а 20 апреля 1978 года внеочередная VII сессия ВС КазССР приняла новую Конституцию Казахской ССР, структурно и содержательно соответствовавшую общесоюзной.
Правовой статус Казахстана согласно новой Конституции был двойственным. С одной стороны, Казахская ССР объявлялась суверенным государством с соответствующими правами и полномочиями, с другой - Конституция СССР закрепляла "единство суверенитета СССР и республики", сводящее последнее на нет. Сама формула "единое союзное многонациональное государство", содержавшаяся в Конституции СССР 1977 года, превращала федерацию в унитарное государство с национальными автономиями.
В целом, новая Конституция основывалась на тех же принципах и положениях, что и старая. Практически неизменными остались система и полномочия органов власти и управления, произошли лишь изменения в сроках полномочий Верховного и местных советов.
Важнейшей чертой Конституций 1937-1978 годов стал их формальный характер, отсутствие механизма осуществления прав и свобод, органов конституционного надзора, что превращало Основной Закон из нормативно-правового акта, призванного регулировать важнейшие сферы общественных отношений, в пропагандистский документ. Вместе с тем, даже формальное закрепление суверенитета Казахской ССР составило правовую основу для создания в период распада СССР нового государственного образования - независимой Республики Казахстан.
2. Развитие права и системы судопроизводства и судебных органов в полной мере отражали особенности развития советского общества, когда с одной стороны шло юридическое закрепление прав граждан, их защита от произвола и беззакония, с другой - закреплялась совершенно противоположная практика, допускавшая массовое нарушение законности со стороны правоохранительных и судебных органов.
Судебные органы. Конституция Казахской ССР 1937 года установила следующие звенья судебной системы:
- народный суд;
- областной суд;
- Верховный Суд Казахской ССР;
- специальные суды.
Народные суды избирались населением, остальные - соответствующими советами, сроком на 5 лет, причем специального юридического образования от кандидата на должность народного судьи не требовалось. Данная судебная система была закреплена Законом "О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик" 1938 года. Однако вместе с этим продолжали существовать неконституционные судебные органы - Особое Совещание, что превращало принцип единства судебной системы в формальность. Принцип единства правосудия, закрепленный законом, также не соблюдался, т.к. по делам о террористических актах, диверсиях и вредительстве действовал упрощенный порядок рассмотрения.
В годы войны на предприятиях железнодорожного и водного транспорта и в военизированных организациях Казахстана были введены военные трибуналы, приговоры которых не подлежали кассационному обжалованию и могли быть отменены или изменены только в порядке надзора. После окончания войны судебная система была приведена в соответствие с Законом о судоустройстве 1938 года. В 1948-1949 годах впервые прошли выборы народных судей и заседателей.
Реформы в области судоустройства начались в середине 50-х годов и шли в общем направлении на либерализацию общественной жизни. Важнейшим результатом реформы судоустройства стала демократизация деятельности судов и передача общесоюзными органами части своих прав республиканским и местным судам. Кроме того, была прекращена практика образования неконституционных судебных органов.
Система судебных органов, сложившаяся в конце 50-х годов, без существенных изменений просуществовала около тридцати лет. Лишь в 1970 году было создано Министерство юстиции, освободившее Верховный Суд от функций материального обеспечения судебных органов и решения других организационных вопросов.
Несмотря на некоторые позитивные изменения в системе судопроизводства, деятельность судов, в указанный период, была не вполне эффективной. Постоянной практикой было вмешательство в их деятельность партийных и советских органов, которые непосредственно влияли на ход выборов народных судей. Итогом было нарушение конституционного принципа независимости суда и делало их не органами правосудия, а механизмами проведения партийно-государственной политики.
Во второй половине 30-х годов продолжились тенденции, наметившиеся в конце 20-х годов - ограничение правоспособности субъектов в сфере гражданского, трудового, колхозного и других отраслей права, усиление уголовно-репрессивных мер регулирования общественных отношений.
В сфере гражданского права Конституция СССР 1936 года и Конституция КазССР 1937 года запретили гражданам заниматься предпринимательской деятельностью и не предусматривали института частной собственности.
Особо серьезные негативные изменения произошли в трудовом праве. Указом ПВС СССР от 26 июня 1940 года в стране устанавливался восьмичасовой рабочий день и семидневная рабочая неделя, был уменьшен список производств с сокращенным рабочим днем, сокращен список праздничных дней. Нарушение трудового законодательства с 1940 года влекло за собой уголовную ответственность. Для подростков вводилась трудовая повинность. Таким образом, трудовое законодательство второй половины 30-х-начала 40-х годов было направлено на превращение работника в бесправный винтик экономической машины казарменного социализма.
Уголовное и уголовно-процессуальное право также имело основной целью применение репрессивных мер для пресечения негативных явлений в хозяйстве и общественной жизни. Так, в 1940 году была установлена уголовная ответственность руководства предприятий за выпуск некачественной продукции, в 1941 году - за продажу, обмен или отпуск на сторону лишнего или неиспользуемого оборудования. Была расширена сфера применения уголовно-правовых мер к подросткам, по всем составам преступлений ответственность наступала с 14 лет, а по целому ряду преступлений - с 12 лет.
Позитивные изменения в праве начинаются только в середине 50-х годов. Они характеризовались, во-первых, коренными изменениями всех отраслей права; во-вторых, кодификацией права на уровне союзных республик.
В целом, развитие права во второй половине 30-х — первой половине 80-х годов можно разделить на два этапа. Если в сталинское время, до начала 50-х годов основной тенденцией было усиление уголовных репрессий и массовое •нарушение законности, то с середины 50-х годов развитие права шло по пути укрепления демократических принципов. Вместе с тем, право не стало в полной мере регулятором общественных отношений, т.к. провозглашенные права и свободы граждан можно было реализовать не всегда. В 70-80-е годы разрыв между провозглашенными правами граждан и возможностью их реализации только увеличивался.
3. Общий кризис советской экономической и политической системы привел к осознанию властями в середине 80-х годов необходимости коренных реформ. Руководство Казахстана приступило к самостоятельным шагам по реформированию политической системы. 24 апреля 1990 года был принят Закон "Об учреждении поста Президента", по которому в Казахстане появилась должность главы государства и начинают формироваться независимые ветви власти. Важнейшим нормативно-правовым актом стала "Декларация о государственном суверенитете", принятая 25 октября 1990 года. Следующим шагом на пути реформирования государства стал Закон "О совершенствовании структуры государственной власти и управления" от 20 ноября 1990 года. Согласно Закону, Президент объявлялся главой исполнительной и распорядительной власти, вместо Совета Министров появляется Кабинет Министров во главе с премьер-министром, причем формирование правительства становится прерогативой Президента.
1 декабря 1991 года в Казахстане прошли первые всенародные выборы Президента, а 10 декабря был принят Закон "Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики", утвердивший новое название - Республика Казахстан.16 декабря 1991 года Закон "О государственной независимости" провозгласил Казахстан независимым государством с самостоятельной системой органов государственного управления, самостоятельной экономической системой, собственными вооруженными силами и единым гражданством. С этого момента начинается новая эпоха в жизни Казахстана - эпоха независимого развития, позволяющего в полной мере реализовать интересы и чаяния народов, населяющих нашу страну.