ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.11.2019

Просмотров: 1204

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени С. АМАНЖОЛОВА




Юридический Факультет

Кафедра конституционного права










Байркенова Г.Т.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

«История государства и права Республики Казахстан»










Усть-Каменогорск, 2007


ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина История государства и права Республики Казахстан является важным составным элементом учебно-методического комплекса по специальности «Юриспруденция». Она представляет собой сумму знаний необходимых и достаточных, разработанных в рамках соответствующей науки.

Цель курса – формирование у студентов целостного представления об истории возникновения, становления и развития государства и права в Казахстане.

Задачи курса:

  • изложение накопленных знаний в хронологическом порядке о всех типах, формах государств и правовых системах, существовавших на территории Казахстана с древнейших времен до наших дней;

  • рассмотрение конкретных причин, условий и временных рамок их возникновения и функционирования, особенности внутреннего устройства властных отношений и механизма государственных органов, закономерности их эволюции и смены;

  • установление объективности и закономерности утверждения и развития Республики Казахстан как независимого и суверенного государства.

Студент по завершении курса должен:

- иметь целостное представление об истории государства и права РК, об общих и специфических закономерностях эволюции государственно-правовых явлений в Казахстане;

- уметь свободно ориентироваться в проблемах политико-правовой жизни прошлого и настоящего республики.











Тема 1. Предмет, метод и периодизация ИГПРК.

1. Предмет ИГПРК.

2. Методы изучения ИГПРК.

3. Периодизация ИГПРК.


Предметом истории государства и права РК являются:

- процесс происхождения и развития государственно-правовых систем, место и роль государства и права в жизни общества в различные периоды истории;

- особенности форм и содержания элементов государственно-правовых систем, обусловленные спецификой кочевого способа производства.

Методы, использующиеся в изучении истории государства и права, можно разделить на следующие группы:

              1. общефилософские,

              2. общенаучные,

              3. специальные,

              4. конкретно-проблемные или частные.

2. Периодизация – это типологизация изучаемых явлений, событий и процессов по определенным временным отрезкам на основе их внутренней связи. В истории государства и права Казахстана можно выделить следующие периоды:

  1. период зарождения государства и права на территории Казахстана;

  2. период расцвета государственно-правовых систем кочевников Казахстана;

  3. период кризиса и ликвидации государственно-правовых систем кочевников Казахстана;

  4. период конституционной эволюции Казахстана в составе России и СССР;

  5. период формирования государственно-правовой системы независимого Казахстана.



Тема 2. Зарождение и развитие первых государственных образований на территории Казахстана

1.Зарождение государства и права на территории Казахстана

2.Государство и право Казахстана в древности

1. Процесс зарождения государства на территории Казахстана был подго­товлен многотысячелетним ходом эволюции общества и тесно связан с разви­тием его экономической базы. В начале I тыс. до н.э. на территории Казахстана создаются благоприятные условия для перехода населения к полукочевому скотоводческо-земледельческому хозяйству. Необходимость регулирования отношений между различными социальными группами и общинами приводит к образованию государства как единой политической организации общества. К протогосударствам, возникшим в I тыс до н.э, относятся массагеты, саки-тиграхауда, саки-хаомоварга, саки-парадарайя, исседоны и другие. Сакские протогосударственные образования I тысячелетия до нашей эры в достаточно полной мере обладали суверенитетом и играли самостоятельную роль в международной политике древности.

2. В III веке до нашей эры развитие общества кочевников привело к образова­нию достаточно сложных государственно-правовых систем имперского типа. Первой империей, образованной кочевниками, была империя Хунну, появившаяся в III веке до нашей эры с центром на территории современной Монголии. В 93 году нашей эры государство хунну перестало существовать.

Во главе хуннской державы стоял монарх, носивший титул «сенгир». Иерархия чиновников в государстве хунну была очень громоздкой и сложной. В состав империи входили кроме хунну почти все кочевые народы центральноазиатского региона, а также отдельные оседлые регионы. Империя территориально делилась на два крыла - западное и восточное, возглавляемые "великими начальниками". Каждое крыло, в свою очередь, делилось на военно-потестарные объединения, возглавляемые чиновниками и темниками.

С момента осно­вания в 209 году до нашей эры до 47 года до нашей эры держава хунну обла­дала полным суверенитетом на своей территории и распространяла его на ряд соседних территорий. Основ­ным источником права у хунну был обычай.

В середине II века до нашей эры от империи Хунну отделилсь усуни. В 53 году до нашей эры государство усуней распалось на две части. Государство кангаров (Кангюй) возникло в III веке до нашей эры.

Во главе государства усуней «куньбек» («гуньмо»). Кроме верховного правителя существовало еще несколько категорий чиновни­ков (помощник куньбека - дуглу - глава испол­нительной власти, сян-дуглу, цзо-дуглу и ю-дуглу, два "великих полководца" и три правителя уделов). Во главе кангарского государства стоял "ябгу" из рода Уын. В III-V веках усуньское и кангарское государства распадаются на ряд полунезависимых владений, быстро потерявших суверенитет.

Государства Казахстана III века до нашей эры- III века нашей эры обладали всеми присущими для государства функциями, в том числе нормативно-правовым регулированием отношений в обществе. Развитие социально-экономических отношений приводит к дальнейшей эволюции права собственности.



Тема3. Раннефеодальные монархии на территории Казахстана

1. Государство и право древнетюркской империи.

2. Развитие государственно-правовых систем в Сары Арке и присырдарьинском регионе.

3. Государство и право Жетису в Х-ХII веках.

В VI веке в Центральной Азии вновь начинается процесс консолидации

тюркоязычных кочевых объединений, завершившийся созданием второй крупной империи, базирующейся на полукочевом скотоводческом хозяйстве - древнетюркской империи. С 555 года она делилась на две полуавтономные части - восточную и западную. Последняя включала в себя территорию современного Казахстана, Средней Азии и части Восточного Туркестана.

Главой государства считался каган из рода Ашина. Система управления в восточной и западной части империи отличалась. В 603 году западная часть каганата стала самостоятельным государством известным как Западно-Тюркский каганат. Возглавлялся он каганом из рода Ашина. Вторым лицом в государстве был улуг. Все остальные категории чиновников повторяли структуру управления Тюркского каганата. Практически без изменений осталась система управления и при тюргешской династии (699-759 гг.), сменившей династию Ашина на каганском троне.

Если все государство носило название Тюркский Эль, западная часть, а позже и За­падно-Тюркский каганат носили название "Он ок эли", т.е. "Держава десяти стрел". После китайской оккупации тюргеши возродили империю, но административная система изменилась.

Активно участвуя в международной политике, Тюркская держава входила в систему военно-политических союзов и блоков. Основным источником пополнения бюджета была государственная монополия на торговлю шелком, который каганы получали в Китае в качестве податей, дани и контрибуций.

В VII-VIII веках в Западно-Тюркском и Тюргешском каганатах начинается чеканка собственной монеты с тамгой - гербом кагана. Основным источником права у древних тюрков был обычай, кодифицированный и охраняемый силой государства.

Изме­нения в VIII-X веках правящей династией не привели к серьезным переменам в этнической и политической системе общества и государственные образо­вания тюрков, тюргешей и карлуков сохраняли определенную преемствен­ность.

2. В IX в Центральной Азии появляется ряд независимых государств - это Кимакский каганат, государство огузов, Западно-Кангарский союз, Кыпчакское ханство.

Держава кимаков с 840 года возглавлялась правителем, носившим титул байгу (ябгу). В начале X века правитель принимает каганский титул. Источники говорят лишь о существовании 12 правителей уделов, являвшихся одновременно военноначальниками, обладавшим значительной самостоятельностью в решении политических вопросов.

Главой государства Огузов был правитель, носивший титул джабгу. Правители имели соправителя и советника - коль эркин. Важное место занимали также военачальники. Власть джабгу ограничивалась ежегодным съездом представителей кочевых общин и советом знати.


Крайней степенью децентрализации характеризовалось государство западных кангаров или печенегов. Печенежская конфедерация состояла из восьми объединений, каждое из которых возглавлялось ханом. Политические решения, касающиеся всей конфедерации, принимались на съездах знати.

Кыпчакским объединением правил верховный хан, передававший власть по наследству. Аппарат управления сосредотачивался в ханской ставке - орде. Кроме верховного хана существовали ханы отдельных кыпчакских объединений и крупные чиновники аристократы - тарханы, югуры, баскаки и беки.

Кимакский каганат делился на четыре области и 12 уделов. Эти области перечисляются в персидских письменных источниках. В Кыпчакском ханстве административное деление было построено на традиционной системе военно-административных единиц - "крыльев". Основной единицей административного деления были военно-потестарные объедине­ния - "племена". Военно-потестарные объединения огузского государства носили здесь название "иль" - "держава" или "страна", состоявшие из более мелких подразделений-"аймаков". Последние делились на кочевые общины - "уруги", "оба", "кок" и т.п. Конфедерация кангаров-печенегов делилась на восемь объединений, каждое из которых состояло из пяти "округов" - военно-потестарных союзов.

Тюркские госу­дарства Сары Арки и Присырдарьинского региона были одними из наиболее крупных государств Центральной Азии и оказывали значительное влияние на международную политику.

Известно о существовании у огузов и кыпчаков норм обычного права – торе.

3. В X веке на карте Евразии появляется государство Караханидов. Сатук Богра хан объявил ислам государственной религией, положив тем самым, начало существованию новой государственно-правовой системы.

Главой государства был каган. Всего в государстве Караханидов было пять категорий чиновников. Тапукчи - чиновник. Система канцелярий – диваны, ведавшие различными отраслями государственной системы.

Административная система государства Караханидов характеризовалась господством удельной системы. Держава делилась на два владения (Восточное и Западное).

Государственная система Караханидов характеризовалась сочетанием развитого бюрократического аппарата, контролиро­вавшего все важные для властей области жизни, и крайней степенью децентрализации и автономизации административных единиц. Именно это противоречие привело к ослаблению и развалу государства в XII веке.

В государстве Караханидов существовала четкая и отлаженная система сбора налогов и других фиксированных сборов. Мустауфи – специальные чиновники, отвечавшие за сбор налогов. Икта – это районы, право сбора налогов с которых государство передавало частным лицам, именовавшимся иктидарами или мукта. Иктат-и-хашам - военная икта, дававшаяся иктадарам на условиях несения военной службы.


Шариат - это совокупность юридических норм, нравственных принципов и правил поведения. Основными источниками права являлись Коран и Сунна.


Тема 4. Империя Чингисхана и государственные образования на территории Казахстана

1.Государство и право Монгольской империи.

2.Государство и право Золотой Орды.

3.Государство Могулистан.

4.Ханство Абулхаира.

5.Ногайская Орда.

1. В начале 13 века в Центральной Азии образовалась новая кочевническая империя. Глава монгольского государства – каган. Каган считался универсальным, его власть была абсолютной. Центральный аппарат управления империей состоял из Государственного Совета, Ханской канцелярии. Походного управления. Местная власть принадлежала чингизидам и темникам, назначенным каганом. Важнейшие вопросы государственной жизни рассматривались на курултае. Все главные центры империи были связаны сетью почтовых станций – ямов.

Империя монголов делилась на четыре основных улуса. Территория крупных улусов, в свою очередь, делилась на ряд более мелких улусов. В Монгольской империи господствовал военно-административный принцип деления населения и территории государства.

Основная налогооблагаемая единица в империи – хозяйство – дом. Основные налоги – копчур, харадж, аваиз, тагар, копчур.

Право монголов – обычное. При Чингисхане и его приемниках был разработан свод законов – Яса, или Джасак, соответствующий новым социально-политическим отношениям в обществе.

2. Походы монголов против Хорезма в 1219-1224 годах и монголо-кипчакские войны 20-30х годов 13 века привели к включению казахстанских степей в состав Улуса Джучи. В период правления Берке хана (1257-1266 гг.) Улус Джучи де-юре становится независимым государством. В восточных источниках его называют Ак Ордой, а в русских – Золотой Ордой (не ранее 15 века).

Глава государства – хан, происходивший из династии Бату. В левом (восточном) крыле была своя ханская династия (потомки Орда-Еджена).

Центральные и местные органы власти основывались как на монгольских так и на местных традициях. Высшим органом исполнительной власти был диван, состоявший из визирей, руководивших отраслями хозяйства. На местах управляли улусбеки, даругабеки, баскаки, улусные султаны, темники, сотники, десятники.

В период 40-х годов 13 века до начала 14 века Улуг Улус был разделен на два крыла – правое и левое. Ставка хана правого крыла называлась Ак Ордой, хана левого крыла – Кок Ордой. Кроме двух крыльев, которые объединились под общим названием Дешт-и-Кыпчак, в состав Улуг Улуса входили крупные улусы-провинции – Крым, Булгар, Хорезм, Сарай, Ибирь (Сибирь). Принцип деления населения и территории Улуг Улуса – военно-административный.

По результатам переписи населения составлялись специальные налоговые книги – дафтари. Основные налоги – копчур, харадж, тагар, шыгын. Основная налогооблагаемая единица – хозяйство, дом, тютюн. Взимание пошлин с торговых караванов. Уртонная повинность – обязанность содержать почтовые станции, ямы.