ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.11.2019
Просмотров: 1258
Скачиваний: 8
В целом, правовые реформы, проведенные царизмом в Казахстане в 60-х годах XIX века, были направлены на слияние правовой системы Казахстана с правовой системой всей Российской империи.
4. Решено было выделить области с казахским населением в отдельную территориально-административную единицу и в связи с этим 28 мая 1882 года по царскому указу было образовано Степное генерал-губернаторство с центром в Омске, включившее в себя Акмолинскую, Семипалатинскую и Семиреченскую области. Таким образом, в составе генерал-губернаторств остались только те земли, которые непосредственно граничили с сопредельными странами. В Западном Казахстане система управления все более приближалась к общеимперской.
2 июня 1886 года было принято "Положение об управлении Туркестанским краем".
Произошли изменения и в судебной системе. Вводилась существовавшая в Центральной России должность мирового судьи (конец 19 в.), рассматривающего иски по личным обязательствам и договорам, а также об имуществе на сумму не свыше 2 тыс. рублей. Кроме того, мировой судья имел право по желанию истца рассматривать дела, подведомственные народному суду.
Положением 1886 года были отменены харадж и танапный сбор, вместо которых вводился единый поземельный налог в размере 10% средней валовой доходности земли.
25 марта 1891 года было принято "Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Торгайской областями", согласно которому закреплялась система управления "Временных Положений". Степной генерал-губернатор получил те же полномочия, что и Туркестанский. Уездные начальники назначались генерал-губернатором, а в Уральской и Торгайской областях - военным губернатором. В остальном система управления была схожей с туркестанской.
Судебное устройство Степных областей по Положению 1891 года было таким же, как в Туркестане с 1886 года. Мировые судьи назначались Министерством юстиции, по согласованию со Степным генерал-губернатором, во все уезды и города Семипалатинск, Верный и Уральск. Нововведением было появление окружного суда, рассматривавшего уголовные дела с участием присяжных заседателей и заменявшего прежние областные суды. Окружной суд состоял из двух отделений - гражданского и уголовного, каждое отделение из двух частей - коронного суда и суда присяжных. Апелляционной инстанцией для окружного суда были судебные палаты, образованные в центрах генерал-губернаторств.
Реформы 1867-68, 1886 и 1891 годов окончательно закрепили колониальный статус Казахстана. Уже в начале 50-х годов XIX века управление краем было передано из Министерства иностранных дел в ведение Министерства внутренних дел и военного Министерства. Казахстан перестал быть субъектом международного права. В то же время система управления здесь отличалась от общеимперской в сторону усиления военно-полицейских функций. Гражданская и военная администрация не разделялась, что означало фактически установление оккупационного режима. Даже те незначительные права и свободы, которые получало население России по буржуазным реформам 60-70-х годов XIX века, на Казахстан не распространялись. Несмотря на то, что казахи были объявлены "сельскими обывателями", абсолютно никакого участия в действительном управлении краем они не принимали. Дискриминация проводилась как в национальном, так и в религиозном плане. Правительство активно поощряло русификацию и христианизацию казахского населения, вытесняло его с лучших земель, лишало всех политических прав, разрушало традиционное хозяйство и социальную структуру. Ответной реакцией стал рост национально-освободительных движений в начале XX века, приведший к осознанию казахской интеллигенцией необходимости выработки новых принципов административно-правового регулирования.
Тема 11. Административно-правовая система Казахстана в нач. XX в.
1. Политические и экономические реформы начала XX века.
2. Казахстан в период Февральской революции 1917 года.
1. Начало XX века ознаменовалось подъемом национально-освободительного движения, вступившего в новый этап. Определяющую роль в освободительной борьбе начинает играть национальная интеллигенция. Важнейшим новшеством стало объявление о выборах в Государственную Думу - представительный орган, который должен был обсуждать и одобрять принимаемые царем законы. В результате выборов, прошедших в феврале-марте 1906 года, от 30 миллионов населения восточных окраин было избрано всего 14 депутатов, в том числе от казахского населения - 4. Обязательным требованием для депутатов было знание русского языка.
Казахские депутаты А.Бокейхан, Ш.Кожагулулы, Б.Каратай (II Дума) активно использовали думскую трибуну для попытки проведения аграрного закона, позволяющего остановить переселение русских и украинских крестьян в Казахстан и изъятие земель у казахского населения. По аграрному вопросу начались ожесточенные дискуссии, причем большинство депутатов вновь настаивало на отчуждении помещичьих земель. После роспуска 3 июня 1907 года II Думы царь издал "Положение" о выборах в III Государственную Думу.
Новый избирательный закон еще более усугублял существующее куриальное неравенство. Коренное население Центральной Азии, в том числе казахи, были вообще лишены избирательных прав и права быть избранными в Думу.
К концу XIX века начались изъятия казахских земель для строительства городов и железных дорог. Широкомасштабная кампания по изъятию казахских земель и колонизации Казахстана была связана с началом в России аграрной реформы, проводимой председателем Совета Министров П.Столыпиным. 6 июня 1904 года были приняты "Временные правила о переселении сельских обывателей и мещан-земледельцев". Вместе с "Временными правилами" правительство утвердило специальную инструкцию "О порядке определения государственного земледельческого фонда в областях Акмолинской, Семипалатинской, Торгайской, Уральской для переселения, а равно иных государственных потребностей", ставшую основной нормативной базой для массового изъятия земель у казахов.
2. После прихода к власти Временного правительства обязанности местной администрации были возложены на председателей губернских и уездных земских управ, получивших ранг комиссаров Временного Правительства. В Казахстане, где управ не существовало, комиссарами назначались те люди, которых выбрали или рекомендовали местные общественные комитеты. 7 апреля 1917 года было опубликовано постановление Временного Правительства об образовании Туркестанского комитета, заменившего генерал-губернатора. Управление на уровне области и уезда впервые поручалось представителям казахского населения. Так, комиссаром по Торгайской области стал А.Бокейханов, по Семиреченской — М.Тынышпаев, по Уральской-X. Досмухаммедов, ряд лидеров национально-освободительного движения казахов были назначены комиссарами по отдельным уездам.
Кроме комиссаров исполнительная власть на местах передавалась областным и уездным исполнительным комитетам. В то же время в регионах с преимущественным казахским населением начинают формироваться собственные органы управления. В апреле-мае 1917 года по всему Казахстану прошли областные и уездные казахские съезды, избравшие национальные комитеты.
Временное Правительство провозгласило принцип "непрерывности права", заключавшийся в продолжении действия основных положений 16-томного Свода законов Российской империи. Непозволительно затягивалось принятие жизненно важных социально-экономических законов. Нерешительные и непоследовательные действия Временного Правительства, фактический развал административной системы, на фоне углубляющего социально-экономического кризиса, привел к падению буржуазного правительства и анархии, что создало условия для захвата власти леворадикальными партиями большевиков и левых эсеров. Казахстан, как и вся Россия, стал ареной кровавого гражданского противостояния.
Тема 12. Национальные автономии на территории Казахстана в нач. XX в.
1. Кокандская Автономия.
2. Автономия Алаш.
3. Программные положения партии Алаш.
1. 26 ноября 1917 года в городе Коканде собирается IV Чрезвычайный мусульманский съезд, провозгласивший Туркестанскую Автономию - Мухтариат - в составе России. Южные области Казахстана - Семиреченская и Сырдарьинская также вошли в состав Автономии.
Всей полнотой власти должен был обладать представительный орган -Национальный Конгресс, функции которого взял на себя IV мусульманский съезд. Исполнительная власть принадлежала сформированному Конгрессом Временному Народному Совет. Временный Народный Совет сформировал Временное Правительство во главе с премьер-министром.
На 20 марта 1918 года был назначен созыв Туркестанского Учредительного собрания, начались консультации о вступлении в антибольшевистский "Юго-Восточный Союз", формирование правительства, организация вооруженных сил (Народная милиция), финансов, налогообложения. Власть Автономии признали многие правительственные учреждения Туркестана - Контрольная Палата, отделение Государственного банка, Судебная Палата. Тем не менее, судьба этого государственного образования оказалась трагической. В конце января 1918 года отряды Красной гвардии нанесли поражение слабо организованной и плохо вооруженной народной милиции Кокандской Автономии.
2. II Общеказахский съезд, прошедший в Оренбурге 5-13 декабря 1917 года, принял решение образовать национально-территориальную автономию областей с казахским населением - Автономию Алаш с центром в городе Семипалатинске..
Высшая власть принадлежала Временному Народному Совету (Алаш Орда) под председательством А. Бокейханова. Для создания собственной армии был создан Военный Совет с функциями военного министерства. Власть на местах принадлежала областным и уездным земским управам. Решением Алаш Орды от 25 июня 1918 года были образованы уездные и областные советы Алаш Орды, состав которых должен был избираться земскими собраниями, однако в условиях военного времени назначался правительством.
24 июня Алаш Орда утвердила Правила о временном землепользовании на территории автономии, по которым отменялась частная собственность на землю, а все недра, воды и природные богатства объявлялись собственностью народа и разрешение на их использование давалось Алаш Ордой. Земельные споры между казахами разрешал третейский суд, между казахами и неказахским населением - земства.
Алаш Ордой в течение 1918-19 годов были созданы воинские формирования - алашские полки. Судьба автономии Алаш оказалась такой же трагичной, как и судьба Кокандской автономии. Во многом это было связано с нежеланием руководства антибольшевистской коалиции признавать права казахов на политическое самоопределение.
18 ноября 1918 года в Омске произошел военный переворот и вся полнота власти была передана Верховному Правителю — адмиралу А.В. Колчаку. Новое руководство антибольшевистской коалиции выступило категорически против казахской автономии, стремясь к реставрации дофевральских порядков. В изменившихся условиях, лидеры Алаш Орды начали переговоры с Москвой о признании советской власти в обмен на провозглашение национально-территориальной автономии.
В течение осени-зимы 1919 года все советы Алаш Орды объявили о своем признании советской власти. 9 марта 1919 года приказом Казахского военно-революционного комитета Апаш Орда и ее местные советы были упразднены.
Таким образом, объективные причины привели к тому, что возникшие в конце 1917 года национально-демократические правительства Казахстана были ликвидированы и демократическая альтернатива конституционной эволюции так и не была реставрирована.
Тема 13. Становление советского государства и права на территории Казахстана.
1. Установление советской власти в Казахстане.
2. Казахская Автономная Советская Социалистическая Республика.
3. Право Казахстана в 1918-1936 годах.
1. В Казахстане не было социальной основы для широкого распространения идей пролетарской революции, большая часть политических сил стремилась к законному решению существующих проблем через Учредительное Собрание. Однако в ряде регионов, особенно на юге Казахстана и в крупных городских центрах, уже осенью-зимой 1917 года был провозглашен переход власти в руки местных Советов, а в ноябре 1917 года III Туркестанский краевой съезд Советов в городе Ташкенте объявил об установлении советской власти. В течение конца 1917 - начала 1918 года заявили о взятии власти в свои руки и Советы ряда городов Северного, Восточного и Западного Казахстана, однако реально осуществлять властные функции они не могли. Весной-летом 1918 года во всех крупных городах Казахстана, кроме районов, подчинявшихся Туркестанскому советскому правительству, устанавливается власть антибольшевистского правительства - Комитета Учредительного Собрания (Комуч).
10 июля 1919 года СНК РСФСР принял Декрет об образовании Революционного комитета по управлению Казахским краем (Казревком), определивший правовой статус этого органа как высшего органа государственной власти и управления с чрезвычайными полномочиями на территории Казахского края. В его функции входило:
- организация и объединение всей советской деятельности на территории Казахстана;
- проведение в жизнь всех постановлений центральной советской власти;
- контроль за деятельностью местных советов;
- принятие мер по регулированию культурной и экономической жизни края;
- подготовка проекта Положения о Казахской Автономии для представления на утверждение съезда советов;
- урегулирование отношений между Казахским краем, РСФСР и Туркестанской Советской Автономной Республикой.
Деятельность краевого ревкома по объединению земель Казахстана началась сразу же после освобождения территорий от белогвардейцев.
2. 26 августа 1920 года СНК и ВЦИК РСФСР приняли декрет "Об образовании Автономной Киргизской (Казахской) Советской социалистической республики ", определивший границы и систему высших органов государственной власти и управления. 4 октября 1920 года в Оренбурге начал работу Учредительный съезд Советов Казахстана, принявший "Декларацию прав трудящихся КАССР"- первый конституционный акт советского Казахстана.
Декретом 26 августа 1920 года были закреплены высшие органы государственной власти.
Особенностью системы государственного управления Казахстана, в указанный период, было всевластие партийных органов, что являлось грубейшим нарушением конституционных норм. Фактически, партия подменила собой конституционную структуру органов управления, превратив народовластие в фикцию. Партийная организация Казахстана была жестко подчинена Центральному Комитету, поэтому юридически закрепленный федеративный принцип отношений между центром и республиками также на деле был подменен унитарным принципом.
3. Развитие права в этот период характеризовалось широким применением уголовных репрессий не только против преступников и противников правящего режима, но и против всех лиц, которые, по мнению властей, могли бы представлять для нее опасность. Отсутствие демократии и правовых механизмов защиты граждан от произвола властей обусловили разгул террора, возведенного в ранг государственной политики.
После прихода к власти большевики ликвидировали все судебные органы, органы предварительного следствия, адвокатуру и прокуратуру. Новая система судов создавалась большим трудом и многочисленными издержками. Данный период характеризовался тем, что судебные функции выполнялись карательными органами.
Укрепив свою власть, большевики начали бурную деятельность по реформированию правовой системы. Правительство издает ряд декретов, направленных на сужение сферы обычного права и его ликвидацию. В 1922-23 годах на территории Казахстана вводятся в действие Уголовный кодекс, Гражданский кодекс и ряд других нормативных актов РСФСР, принятых в начале 20-х годов. В этот период советское право характеризовалось следующими чертами: