ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.11.2019

Просмотров: 1258

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целом, правовые реформы, проведенные царизмом в Казахстане в 60-х годах XIX века, были направ­лены на слияние правовой системы Казахстана с правовой системой всей Российской империи.

4. Решено было выделить области с казахским населением в отдельную территориально-административную единицу и в связи с этим 28 мая 1882 года по царскому указу было образовано Степное генерал-губер­наторство с центром в Омске, включившее в себя Акмолинскую, Семипала­тинскую и Семиреченскую области. Таким образом, в составе генерал-губернаторств остались только те земли, которые непосредственно граничили с сопредельными странами. В Западном Казахстане система управления все более приближалась к общеимперской.

2 июня 1886 года было принято "Положение об управлении Туркестанским краем".

Произошли изменения и в судебной системе. Вводилась существовавшая в Центральной России должность мирового судьи (конец 19 в.), рассматривающего иски по личным обязательствам и договорам, а также об имуществе на сумму не свыше 2 тыс. рублей. Кроме того, мировой судья имел право по желанию истца рассматривать дела, подведомственные народному суду.

Положением 1886 года были отменены харадж и танапный сбор, вместо которых вводился единый поземельный налог в размере 10% средней валовой доходности земли.

25 марта 1891 года было принято "Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Торгайской областями", согласно которому закреплялась система управления "Временных Положений". Степной генерал-губернатор получил те же полномочия, что и Туркестанский. Уездные начальники назначались генерал-губернатором, а в Уральской и Торгайской областях - военным губернатором. В остальном система управления была схожей с туркестанской.

Судебное устройство Степных областей по Положению 1891 года было таким же, как в Туркестане с 1886 года. Мировые судьи назначались Ми­нистерством юстиции, по согласованию со Степным генерал-губернатором, во все уезды и города Семипалатинск, Верный и Уральск. Нововведением было появление окружного суда, рассматривавшего уголовные дела с участием присяжных заседателей и заменявшего прежние областные суды. Окружной суд состоял из двух отделений - гражданского и уголовного, каждое отделение из двух частей - коронного суда и суда присяжных. Апелляционной инстанцией для окружного суда были судебные палаты, образованные в центрах генерал-губернаторств.

Реформы 1867-68, 1886 и 1891 годов окончательно закре­пили колониальный статус Казахстана. Уже в начале 50-х годов XIX века управление краем было передано из Министерства иностранных дел в ведение Министерства внутренних дел и военного Министерства. Казахстан перестал быть субъектом международного права. В то же время система управления здесь отличалась от общеимперской в сторону усиления военно-полицейских функций. Гражданская и военная администрация не раз­делялась, что означало фактически установление оккупационного ре­жима. Даже те незначительные права и свободы, которые получало население России по буржуазным реформам 60-70-х годов XIX века, на Казахстан не распространялись. Несмотря на то, что казахи были объявлены "сельскими обывателями", абсолютно никакого участия в действительном управлении краем они не принимали. Дискриминация проводилась как в национальном, так и в религиозном плане. Правительство активно поощряло руси­фикацию и христианизацию казахского населения, вытесняло его с лучших земель, лишало всех политических прав, разрушало традиционное хозяй­ство и социальную структуру. Ответной реакцией стал рост национально-освободительных движений в начале XX века, приведший к осознанию казахской интеллигенцией необходимости выработки новых принципов административно-правового регулирования.


Тема 11. Административно-правовая система Казахстана в нач. XX в.

1. Политические и экономические реформы начала XX века.

2. Казахстан в период Февральской революции 1917 года.

1. Начало XX века ознаменовалось подъемом национально-освободительного движения, вступившего в новый этап. Определяющую роль в освободительной борьбе начинает играть национальная интеллигенция. Важнейшим новшеством стало объявление о выборах в Государственную Думу - представительный орган, который должен был обсуждать и одобрять принимаемые царем законы. В результате выборов, прошедших в феврале-марте 1906 года, от 30 миллионов населения восточных окраин было избрано всего 14 депутатов, в том числе от казахского населения - 4. Обязательным требованием для депутатов было знание русского языка.

Казахские депу­таты А.Бокейхан, Ш.Кожагулулы, Б.Каратай (II Дума) активно использовали думскую трибуну для попытки проведения аграрного закона, позволяющего остано­вить переселение русских и украинских крестьян в Казахстан и изъятие земель у казахского населения. По аграрному вопросу начались ожесточенные дискуссии, причем большинство депутатов вновь настаивало на отчуждении помещичьих земель. После роспуска 3 июня 1907 года II Думы царь издал "Положение" о выборах в III Государственную Думу.

Новый избирательный закон еще более усугублял существующее куриаль­ное неравенство. Коренное население Центральной Азии, в том числе казахи, были вообще лишены избирательных прав и права быть избранными в Думу.

К концу XIX века начались изъятия казахских земель для строительства городов и железных дорог. Широкомасштабная кампания по изъятию казахских земель и колонизации Казахстана была связана с началом в России аграрной реформы, проводимой председателем Совета Министров П.Столыпиным. 6 июня 1904 года были приняты "Временные правила о переселении сельских обывателей и мещан-земледельцев". Вместе с "Временными правилами" правительство утвердило специальную инструкцию "О порядке определения государственного земледельческого фонда в областях Акмолинской, Семипалатинской, Торгайской, Уральской для переселения, а равно иных государственных потреб­ностей", ставшую основной нормативной базой для массового изъятия земель у казахов.

2. После прихода к власти Временного правительства обязанности местной администрации были возложены на председателей губернских и уездных земских управ, получивших ранг комиссаров Времен­ного Правительства. В Казахстане, где управ не существовало, комиссарами назначались те люди, которых выбрали или рекомендовали местные общест­венные комитеты. 7 апреля 1917 года было опубликовано постановление Временного Правительства об образовании Туркестанского комитета, заме­нившего генерал-губернатора. Управление на уровне области и уезда впервые поручалось представителям казахского населения. Так, комиссаром по Торгайской области стал А.Бокейханов, по Семиреченской — М.Тынышпаев, по Уральской-X. Досмухаммедов, ряд лидеров национально-освободительного движения казахов были назначены комиссарами по отдельным уездам.


Кроме комиссаров исполнительная власть на местах передавалась област­ным и уездным исполнительным комитетам. В то же время в регионах с преимущественным казахским населением начинают формироваться собственные органы управления. В апреле-мае 1917 года по всему Казахстану прошли областные и уездные казахские съезды, избравшие национальные комитеты.

Временное Правительство провозгласило принцип "непре­рывности права", заключавшийся в продолжении действия основных положений 16-томного Свода законов Российской империи. Непозволительно затягивалось принятие жизненно важных социально-экономических законов. Нерешительные и непоследовательные действия Временного Правитель­ства, фактический развал административной системы, на фоне углубляющего социально-экономического кризиса, привел к падению буржуазного прави­тельства и анархии, что создало условия для захвата власти леворадикаль­ными партиями большевиков и левых эсеров. Казахстан, как и вся Россия, стал ареной кровавого гражданского противостояния.

Тема 12. Национальные автономии на территории Казахстана в нач. XX в.

1. Кокандская Автономия.

2. Автономия Алаш.

3. Программные положения партии Алаш.


1. 26 ноября 1917 года в городе Коканде собирается IV Чрезвычайный мусульманский съезд, провозгласивший Туркестанскую Автономию - Мухтариат - в составе России. Южные области Казахстана - Семиреченская и Сырдарьинская также вошли в состав Автономии.

Всей полнотой власти должен был обладать представительный орган -Национальный Конгресс, функции которого взял на себя IV мусульманский съезд. Исполнительная власть принадлежала сформированному Конг­рессом Временному Народному Совет. Временный Народный Совет сформировал Временное Правительство во главе с премьер-министром.

На 20 марта 1918 года был назначен созыв Туркестанского Учреди­тельного собрания, начались консультации о вступлении в антибольшевистский "Юго-Восточный Союз", формирование правительства, организация вооруженных сил (Народная милиция), финансов, налого­обложения. Власть Автономии признали многие правительственные учреждения Туркестана - Контрольная Палата, отделение Государственного банка, Судебная Палата. Тем не менее, судьба этого государственного образования оказалась трагической. В конце января 1918 года отряды Красной гвардии нанесли поражение слабо организованной и плохо вооруженной народной милиции Кокандской Автономии.

2. II Общеказахский съезд, прошедший в Оренбурге 5-13 декабря 1917 года, принял решение образовать национально-территориальную автономию областей с казахским населением - Автономию Алаш с центром в городе Семипалатинске..

Высшая власть принадлежала Временному Народному Совету (Алаш Орда) под председательством А. Бокейханова. Для создания собственной армии был создан Военный Совет с функциями военного министерства. Власть на местах принадлежала областным и уездным земским управам. Решением Алаш Орды от 25 июня 1918 года были образованы уездные и областные советы Алаш Орды, состав которых должен был избираться земскими собраниями, однако в условиях военного времени назначался правительством.


24 июня Алаш Орда утвердила Правила о временном землепользовании на территории автономии, по которым отменялась частная собственность на землю, а все недра, воды и природные богатства объявлялись собственностью народа и разрешение на их использование давалось Алаш Ордой. Земельные споры между казахами разрешал третейский суд, между казахами и неказах­ским населением - земства.

Алаш Ордой в течение 1918-19 годов были созданы воинские формиро­вания - алашские полки. Судьба автономии Алаш оказа­лась такой же трагичной, как и судьба Кокандской автономии. Во многом это было связано с нежеланием руководства антибольшевистской коалиции признавать права казахов на политическое самоопределение.

18 ноября 1918 года в Омске произошел военный переворот и вся полнота власти была передана Верховному Правителю — адмиралу А.В. Колчаку. Новое руководство антибольшевистской коалиции выступило категорически против казахской автономии, стремясь к реставрации дофевральских порядков. В изменившихся условиях, лидеры Алаш Орды начали переговоры с Москвой о признании советской власти в обмен на провозглашение национально-территориальной автономии.

В течение осени-зимы 1919 года все советы Алаш Орды объявили о своем признании советской власти. 9 марта 1919 года приказом Казахского военно-революционного комитета Апаш Орда и ее местные советы были упразднены.

Таким образом, объективные причины привели к тому, что возникшие в конце 1917 года национально-демократические правительства Казахстана были ликвидированы и демократическая альтернатива конституционной эволюции так и не была реставрирована.

Тема 13. Становление советского государства и права на территории Казахстана.

1. Установление советской власти в Казахстане.

2. Казахская Автономная Советская Социалистическая Республика.

3. Право Казахстана в 1918-1936 годах.

1. В Казахстане не было социальной основы для широкого распространения идей пролетарской революции, большая часть политических сил стремилась к законному решению существующих проблем через Учредительное Собрание. Однако в ряде регионов, особенно на юге Казахстана и в крупных городских центрах, уже осенью-зимой 1917 года был провозглашен переход власти в руки местных Советов, а в ноябре 1917 года III Туркестанский краевой съезд Советов в городе Ташкенте объявил об установлении советской власти. В течение конца 1917 - начала 1918 года заявили о взятии власти в свои руки и Советы ряда городов Северного, Восточного и Западного Казахстана, однако реально осуществлять властные функции они не могли. Весной-летом 1918 года во всех крупных городах Казахстана, кроме районов, подчинявшихся Туркестанскому советскому правительству, устанавливается власть антибольшевистского правительства - Комитета Учредительного Собрания (Комуч).


10 июля 1919 года СНК РСФСР принял Декрет об образовании Револю­ционного комитета по управлению Казахским краем (Казревком), опреде­ливший правовой статус этого органа как высшего органа государственной власти и управления с чрезвычайными полномочиями на территории Казахского края. В его функции входило:

- организация и объединение всей советской деятельности на территории Казахстана;

- проведение в жизнь всех постановлений центральной советской власти;

- контроль за деятельностью местных советов;

- принятие мер по регулированию культурной и экономической жизни края;

- подготовка проекта Положения о Казахской Автономии для представления на утверждение съезда советов;

- урегулирование отношений между Казахским краем, РСФСР и Туркес­танской Советской Автономной Республикой.

Деятельность краевого ревкома по объединению земель Казахстана началась сразу же после освобождения территорий от белогвардейцев.

2. 26 августа 1920 года СНК и ВЦИК РСФСР приняли декрет "Об образо­вании Автономной Киргизской (Казахской) Советской социалистической республики ", определивший границы и систему высших органов государст­венной власти и управления. 4 октября 1920 года в Оренбурге начал работу Учредительный съезд Советов Казахстана, принявший "Декларацию прав трудящихся КАССР"- первый конституционный акт советского Казахстана.

Декретом 26 августа 1920 года были закреплены высшие органы государственной власти.

Особенностью системы государственного управления Казахстана, в указанный период, было всевластие партийных органов, что являлось грубейшим нарушением конституционных норм. Фактически, партия подменила собой конституционную структуру органов управления, превратив народовластие в фикцию. Партийная организация Казахстана была жестко подчинена Центральному Комитету, поэтому юридически закрепленный федеративный принцип отношений между центром и респуб­ликами также на деле был подменен унитарным принципом.

3. Развитие права в этот период характеризовалось широким применением уголовных репрессий не только против преступников и против­ников правящего режима, но и против всех лиц, которые, по мнению властей, могли бы представлять для нее опасность. Отсутствие демократии и правовых механизмов защиты граждан от произвола властей обусловили разгул террора, возведенного в ранг государственной политики.

После прихода к власти большевики ликвидировали все судебные органы, органы предварительного следствия, адвокатуру и прокуратуру. Новая система судов создавалась большим трудом и многочис­ленными издержками. Данный период характеризовался тем, что судебные функции выполня­лись карательными органами.

Укрепив свою власть, большевики начали бурную деятельность по реформированию правовой системы. Правительство издает ряд декретов, направленных на сужение сферы обычного права и его ликвидацию. В 1922-23 годах на территории Казахстана вводятся в действие Уголовный кодекс, Гражданский кодекс и ряд других нормативных актов РСФСР, при­нятых в начале 20-х годов. В этот период советское право характеризовалось следующими чертами: