ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.11.2019
Просмотров: 1255
Скачиваний: 8
3.Хозяйственный упадок, усугубление земельного кризиса привели к образованию в 1801 году Бокеевского ханства. Еще в 1797 году, в результате ожесточенной борьбы, казахи вернули себе право пасти скот в междуречье Волги и Урала.
Во главе переселенцев стоял султан Бокей, председательствовавший в Ханском совете. По решению царской администрации на территории междуречья Волги и Урала было образовано новое марионеточное государство во главе с султаном Бокеем, получившим в 1812 году ханский титул. В 1824 году ханом стал его сын Жангир. Он провел реформы, превратившие Бокеевское ханство в настоящую монархию.
Управление Бокеевским ханством осуществлялось в трех инстанциях - общем надзоре, ближайшем надзоре и главном местном управлении. Общий надзор осуществлялся Министерством иностранных дел Российской империи, а с 1838 года - Министерством государственных имуществ. Ближайший надзор осуществлялся Оренбургским военным губернатором и Оренбургской пограничной комиссией. Главное местное управление возлагалось на хана и его администрацию.
Территория Бокеевского ханства считалась собственностью Российской империи, однако пограничные власти почти не вмешивались в его внутренние дела. Первоначально ханство делилось на военно-потестарные объединения, однако ханы постоянно проводили реформы, превращающие их в административные единицы, сохранившие старые "родовые" названия. Всего их в 30-х годах XIX века было 12. Каждое объединение делилось на отделения - старшинства, которых к 40-м годам XIX века было около 200. Кроме того, существовало 10 пограничных участков.
По мере укрепления своей власти ханы Бокеевского ханства реформировали и налоговую систему, введя новые налоги и изменив старые.
В целом, Бокеевское ханство было марионеточным государственным образованием, в котором проходили апробацию различные методы включения казахского общества в общеимперскую систему. Впервые в истории Казахстана здесь появляется частная собственность на землю, проводятся попытки закрепления общинников за определенными землевладельцами и другие меры внедрения характерных для России социально-экономических и политико-правовых институтов.
Тема 9. Государство и право Казахстана в период военной экспансии России (1822-1865 гг.)
1. Административно-правовые мероприятия колониальных властей Западно-Сибирского ведомства.
2. Административно-правовые мероприятия колониальных властей Оренбургского ведомства.
1. В 1822 году губернатором Западной Сибири М.М. Сперанским был разработан "Устав о сибирских киргизах". Согласно ему территория казахских степей Приишимья и Прииртышья получила название Область сибирских киргизов и включалась в состав Омской области.
Административные и судебные меры по "Уставу" 1822 года закрепляли колониальное положение казахских земель, распространяли на казахов действие имперских законов, превращали часть верхушки общества в российских чиновников. Этот процесс продолжался на протяжении 30-50-х годов XIX века.
В 1838 году было принято "Положение об отдельном управлении сибирскими киргизами", согласно которому было создано Пограничное управление, возглавляемое Пограничным начальником, председателем и четырьмя советниками, в т.ч. одним казахским чиновником. Пограничный начальник обладал большими полномочиями, имел право вести переговоры с представителями соседних государств по согласованию с генерал-губернатором, был главой администрации и дивизионным начальником войск, расквартированных в области. Такая централизация власти была вызвана необходимостью борьбы с антиколониальными движениями казахов.
В середине XIX века предпринимаются меры по дальнейшему проникновению российской административной и правовой системы в Казахстан. По указу 1852 года, такие преступления, как убийство, грабежи и барымта передавались в ведение военного суда. Перечень составов преступлений, подлежащий рассмотрению общеимперскими судами был расширен законом 1854 года "О распространении на сибирских казахов общих законов империи".
"Положения о порядке избирания по сибирской степи" (1855 г), изменили систему выборов ага-султанов. Теперь на эту должность получили право избираться не только чингизиды, но и "почетные" казахи со стажем службы в колониальном аппарате не менее девяти лет. По ходатайству генерал-губернатора во главе ряда округов вместо ага-султанов были назначены русские чиновники из офицеров. Таким образом, пограничные власти постепенно переходят к полному превращению Казахстана в колонию. Первоначально колониальные власти представляли достаточно широкие полномочия тем представителям местной знати, которые перешли на русскую службу, лишая привилегий султанов и биев, не поддержавших российскую администрацию, то с укреплением на территории Казахстана ведется политика по ограничению полномочий чиновников из казахской знати и распространение в крае власти русской колониальной администрации.
2. В 1824 году был утвержден "Устав об Оренбургских киргизах". Согласно ему Оренбургская пограничная линия делилась на двенадцать дистанций, Букеевская Орда получала статус внутреннего округа и создавалось три внешних, зауральских округа во главе с ага-султанами. Однако на практике положения "Устава" были несколько изменены.
В 1831 году в казахской степи начали организовываться административные округа, названные по аналогии с делением пограничной линии, дистанциями. С 1831 по 1841 годы была открыта тридцать одна дистанция вдоль пограничной линии и степной части Младшего жуза, к 1857 году их количество увеличилось до пятидесяти семи, из них тридцать две прилинейные и двадцать пять - степные.
Органы управления делились на высшие, общие и частные. Высшее управление было сосредоточено в Министерстве иностранных дел, непосредственным правителем региона считался Оренбургский генерал-губернатор. Общее управление осуществлялось Оренбургской пограничной комиссией (с 1859 г. - Областное управление). Частное управление осуществлялось султаном-правителем из потомков Абулхаира, его помощниками, дистанционными и аульными начальниками (старшинами).
При сходстве выполняемых функций местного управления в Оренбургском и Западно-Сибирском ведомствах, в первом отсутствовало выборное начало, что делало всех должностных лиц низшего и среднего уровня чиновниками и проводниками колониальной политики царизма.
В 20-40-е годы XIX века в правовую систему казахского общества вносятся значительные изменения, призванные приблизить ее к общеимперской и облегчить введение на территории Западного Казахстана общероссийских законов и судебного процесса. Прежде всего, разграничиваются уголовные преступления и гражданские правонарушения и разные категории дел относятся к ведению судов различной категории.
Суд биев рассматривал только гражданские иски на сумму не свыше пятидесяти рублей. Хотя бии решали дела на основе обычного права им было дано право присуждать к таким наказаниям, как заключение под стражу, отдавание под полицейский надзор, возмещение убытков, наказание розгами, ранее отсутствовавших в обычном праве казахов.
Мировой словесный суд при пограничной комиссии также рассматривал гражданские иски и жалобы на суд биев. Решение мирового суда считались окончательными.
Таким образом, административные и правовые реформы, проводившиеся в 20-50-х годах в Западном Казахстане, имели целью подготовить окончательное включение региона в состав Российской империи и распространить на этой территории общеимперскую систему управления и законы.
Тема 10. Административно-правовые реформы в Казахстане в последней трети XIX века
1. Административные реформы 1867-68 годов.
2. Органы управления по реформам 1867-68 годов.
3. Правовая система.
4. Изменения в административно-правовой системе Казахстана в конце XIX века.
1. 11 июля 1867 года был принят "Проект Положения об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областями" и указ "Об учреждении Туркестанского генерал-губернаторства", в который вошли южные и юго-восточные регионы Казахстана. Затем, 21 октября 1868 года было принято "Временное Положение об управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях", введенное в действие указом "О преобразовании управления киргизов Оренбургского и Сибирского ведомств". Эти Положения вводились на переходный период в 2-3 года, однако фактически действовали гораздо дольше, став основными правовыми документами, регламентирующими административную и правовую жизнь края до конца XIX века.
По положению 1867-68 годов территория Казахстана вошла в состав трех генерал-губернаторств: Оренбургского, Западно-Сибирского и Туркестанского. В Оренбургское генерал-губернаторство вошли Уральская и Торгайская область. Западно-Сибирское генерал-губернаторство делилось на Акмолинскую и Семипалатинскую области. Туркестанское генерал-губернаторство составили территории Сырдарьинской и Семиреченской областей. Административные центры Оренбургского, Западно-Сибирского и Туркестанского генерал-губернаторств находились соответственно в Оренбурге, Омске и Ташкенте, центры Уральской и Торгайской областей в Уральске и Оренбурге, центры Акмолинской и Семипалатинской - в Омске и Семипалатинске, Сырдарьинской и Семиреченской - в Ташкенте и Верном (Алматы - авт.).
Каждая область делилась на уезды. Уезды делились на волости, в каждую из которых входило от 1 до 2 тысяч хозяйств. Волости образовывались по территориальному признаку и прежнее потестарное деление казахов не учитывалось. Волости делились на административные аулы от 100 до 200 хозяйств. Чтобы окончательно уничтожить "родовое начало", вместо традиционных названий аулам была присвоена нумерация.
На территории Западного Казахстана было еще два административных образования, не вошедших в перечисленные выше генерал-губернаторства. Это Бокеевская (Внутренняя) Орда, вошедшая в состав Астраханской губернии, и Мангышлакское приставство, входившее первоначально в состав Закавказского наместничества, а затем переданное в качестве уезда в Закаспийскую область.
2. Высшую власть в генерал-губернаторстве осуществлял генерал-губернатор, имевший широкие административно-политические, военные, судебные и хозяйственные полномочия. Он имел право непосредственно апеллировать к царю, получая лично от него особые указания и поручения. В целом генерал-губернатор был посредником между центральными министерствами и областными учреждениями.
Вся власть в области принадлежала военному губернатору и областному правлению, возглавлявшимся вице-губернатором. Военный губернатор назначался императором и обладал гражданской, военной, административной и судебной властью.
Областное правление состояло из трех отделений — распорядительного, хозяйственного и судебного. Членами областного правления были дивизионный доктор, архитектор и чиновник особых поручений по горной и лесной части.
Вся административно-полицейская и военная власть в уезде принадлежала уездному начальнику, назначавшемуся из числа русских офицеров.
Представители казахского населения допускались к власти на низовом уровне административной системы, причем здесь был узаконен принцип выборности. Волостные управители избирались на 3 года из лиц не моложе 25 лет, не находящихся под следствием, не имеющих судимостей и пользующихся уважением и доверием народа, волостным съездом, члены которого, в свою очередь, выбирались от каждых 50 хозяйств волости.
Волостной съезд имел право выбирать управителей, биев, решать межаульные земельные споры, предоставлял статистические сведения уездному начальнику, определял и раскладывал между аулами подати и налоги.
Аульный старшина избирался на 3 года аульным сходом, выборные же избирались от каждых 10 хозяйств аула. Старшина в ауле выполнял те же функции, что и волостной управитель. Аульный сход выбирал старшину, распределял пастбища между хозяйствами, решал земельные споры, раскладывал подати между хозяйствами аула, взыскивал недоимки по налогам. В оседлых районах юга Казахстана каждый населенный пункт выбирал аксакала на сходе выборщиков.
Таким образом, царское правительство вместе с организацией военно-оккупационного режима широко использовало местное байство, чтобы, опираясь на него, сформировать угодное царизму управление.
3. Реформы 1867-68 годов предусматривали распространение на территории Казахстана общеимперской судебной системы и общеимперского законодательства.
Одним из существенных нововведений в правовой системе Казахстана стало появление нового источника права - имперского законодательства. Все нормы имперского права состояли из двух групп: норм права, общих для всей территории Российской империи и норм права, установленных специально для Казахстана и учитывающих особенности региона. В связи с прогрессирующим разложением общины и проникновением новых социально-экономических отношений, значительные изменения претерпело обычное право. Основным источником его становится ереже, наиболее быстро реагирующее на меняющиеся условия жизни.
Сохранилось и даже упрочилось разделение на уголовные и гражданские правонарушения, причем перечень составов преступлений, отнесенных к уголовным, постоянно расширялся.
Положения 1867-68 годов объявили всю землю, занимаемую казахами, государственной собственностью, только передававшейся в пользование аульным общинам. Это правовая норма стала юридическим основанием для массового изъятия земель у казахов в конце XIX века. Фактически, у казахов осталось лишь право пользования землей, причем часть земельного фонда постоянно изымалась из государственной собственности и передавалась в частную, путем наделения русских и украинских крестьян, казачества и иностранных промышленников. В целом, происходит расширение прав собственника на основе общероссийских норм права.
Договора аренды были в основном двух видов: сдача в аренду казахскими общинами земель русским крестьянам или промышленникам и сдача в аренду земель казачьих войск казахским общинам.
Совершенно новым явлением в обязательственном праве казахов стал договор личного найма. Основной причиной его возникновения был распад общины и рост имущественной дифференциации в казахском ауле.
Одним из важных нововведений Положений 1867-68 годов стало распространение на территории Казахстана действия общеимперских судов.
По Положениям 1867-68 годов должность бия стала выборной. Существовало три инстанции суда биев: единоличный суд бия рассматривал гражданские иски на сумму не свыше 300 рублей с правом окончательного решения по искам на сумму не свыше 100 рублей; волостной съезд биев рассматривал гражданские иски без ограничения суммы, с правом окончательного решения по искам, на сумму не свыше 500 рублей. чрезвычайный съезд биев рассматривал споры между общинами, относящимся к разным волостям, а также являлся судом второй инстанции по делам, рассмотренным волостным съездом.