ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.11.2019

Просмотров: 1209

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.Хозяйственный упадок, усугубление земельного кризиса привели к обра­зованию в 1801 году Бокеевского ханства. Еще в 1797 году, в результате ожесточенной борьбы, казахи вернули себе право пасти скот в междуречье Волги и Урала.

Во главе переселенцев стоял султан Бокей, председательствовавший в Ханском совете. По решению царской администрации на территории междуречья Волги и Урала было образовано новое марионеточное государ­ство во главе с султаном Бокеем, получившим в 1812 году ханский титул. В 1824 году ханом стал его сын Жангир. Он провел реформы, превратившие Бокеевское ханство в настоящую монархию.

Управление Бокеевским ханством осуществлялось в трех инстанциях - общем надзоре, ближайшем надзоре и главном местном управлении. Общий надзор осуществлялся Министерством иностранных дел Российской империи, а с 1838 года - Министерством государственных имуществ. Ближайший надзор осуществлялся Оренбургским военным губернатором и Оренбургской пограничной комиссией. Главное местное управление возлагалось на хана и его администрацию.

Территория Бокеевского ханства считалась собственностью Российской империи, однако погранич­ные власти почти не вмешивались в его внутренние дела. Первоначально ханство делилось на военно-потестарные объединения, однако ханы постоян­но проводили реформы, превращающие их в административные единицы, сохранившие старые "родовые" названия. Всего их в 30-х годах XIX века было 12. Каждое объединение делилось на отделения - старшинства, которых к 40-м годам XIX века было около 200. Кроме того, существовало 10 погра­ничных участков.

По мере укрепления своей власти ханы Бокеевского ханства реформировали и налоговую систему, введя новые налоги и изменив старые.

В целом, Бокеевское ханство было марионеточным государственным образованием, в котором проходили апробацию различные методы включения казахского общества в общеимперскую систему. Впервые в истории Ка­захстана здесь появляется частная собственность на землю, проводятся по­пытки закрепления общинников за определенными землевладельцами и другие меры внедрения характерных для России социально-экономических и политико-правовых институтов.


Тема 9. Государство и право Казахстана в период военной экспансии России (1822-1865 гг.)

1. Административно-правовые мероприятия колониальных властей Западно-Сибирского ведомства.

2. Административно-правовые мероприятия колониальных властей Оренбургского ведомства.

1. В 1822 году губернатором Западной Сибири М.М. Сперанским был разработан "Устав о сибирских киргизах". Согласно ему территория казахских степей Приишимья и Прииртышья получила название Область сибирских киргизов и включалась в состав Омской области.

Административные и судебные меры по "Уставу" 1822 года закрепляли колониальное положение казахских земель, распро­страняли на казахов действие имперских законов, превращали часть верхушки общества в российских чиновников. Этот процесс продолжался на протяжении 30-50-х годов XIX века.


В 1838 году было принято "Положение об отдельном управлении сибирскими киргизами", согласно которому было создано Пограничное управление, возглавляемое Пограничным начальником, председателем и четырьмя советниками, в т.ч. одним казахским чиновником. Пограничный начальник обладал большими полномочиями, имел право вести переговоры с представителями соседних государств по согласованию с генерал-губернатором, был главой администра­ции и дивизионным начальником войск, расквартированных в области. Такая централизация власти была вызвана необходимостью борьбы с антиколо­ниальными движениями казахов.

В середине XIX века предпринимаются меры по дальнейшему проникно­вению российской административной и правовой системы в Казахстан. По указу 1852 года, такие преступления, как убийство, грабежи и барымта передавались в ведение военного суда. Перечень составов преступлений, подлежащий рассмотрению общеимперскими судами был расширен законом 1854 года "О распространении на сибирских казахов общих законов империи".

"Положения о порядке избирания по сибирской степи" (1855 г), изменили систему выборов ага-султанов. Теперь на эту должность получили право избираться не только чингизиды, но и "почет­ные" казахи со стажем службы в колониальном аппарате не менее девяти лет. По ходатайству генерал-губернатора во главе ряда округов вместо ага-султанов были назначены русские чиновники из офицеров. Таким образом, пограничные власти постепенно переходят к полному превращению Казахстана в колонию. Первоначально колониальные власти представляли достаточно широкие полномочия тем представителям местной знати, которые перешли на русскую службу, лишая привилегий султанов и биев, не поддержавших российскую администрацию, то с укреплением на территории Казахстана ведется политика по ограничению полномочий чиновников из казахской знати и распространение в крае власти русской колониальной администрации.

2. В 1824 году был утвержден "Устав об Оренбургских киргизах". Согласно ему Оренбургская пограничная линия делилась на двенадцать дистанций, Букеевская Орда получала статус внутреннего округа и создавалось три внешних, зауральских округа во главе с ага-султанами. Однако на практике положения "Устава" были несколько изменены.

В 1831 году в казахской степи начали организовываться административные округа, названные по аналогии с делением пограничной линии, дистанциями. С 1831 по 1841 годы была открыта тридцать одна дистанция вдоль погра­ничной линии и степной части Младшего жуза, к 1857 году их количество увеличилось до пятидесяти семи, из них тридцать две прилинейные и двад­цать пять - степные.

Органы управления делились на высшие, общие и частные. Высшее управление было сосредоточено в Министерстве иностран­ных дел, непосредственным правителем региона считался Оренбургский генерал-губернатор. Общее управление осуществлялось Оренбургской погра­ничной комиссией (с 1859 г. - Областное управление). Частное управление осуществлялось султаном-правителем из потомков Абулхаира, его помощниками, дистанционными и аульными начальниками (старшинами).


При сходстве выполняемых функций местного управления в Оренбургском и Западно-Сибирском ведомствах, в первом отсутствовало выборное начало, что делало всех должностных лиц низшего и среднего уровня чиновниками и проводниками колониальной политики царизма.

В 20-40-е годы XIX века в правовую систему казахского общества вносятся значительные изменения, призванные приблизить ее к общеимперской и облегчить введение на территории Запад­ного Казахстана общероссийских законов и судебного процесса. Прежде всего, разграничиваются уголовные преступления и гражданские правона­рушения и разные категории дел относятся к ведению судов различной категории.

Суд биев рассматривал только гражданские иски на сумму не свыше пятидесяти рублей. Хотя бии решали дела на основе обычного права им было дано право присуждать к таким наказаниям, как заключение под стражу, отдавание под полицейский надзор, возмещение убытков, наказание розгами, ранее отсутствовавших в обычном праве казахов.

Мировой словесный суд при пограничной комиссии также рассматривал гражданские иски и жалобы на суд биев. Решение мирового суда считались окончательными.

Таким образом, административные и правовые реформы, проводив­шиеся в 20-50-х годах в Западном Казахстане, имели целью подготовить окончательное включение региона в состав Российской империи и рас­пространить на этой территории общеимперскую систему управления и законы.


Тема 10. Административно-правовые реформы в Казахстане в последней трети XIX века

1. Административные реформы 1867-68 годов.

2. Органы управления по реформам 1867-68 годов.

3. Правовая система.

4. Изменения в административно-правовой системе Казахстана в конце XIX века.

1. 11 июля 1867 года был принят "Проект Положения об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областями" и указ "Об учреждении Туркестанского гене­рал-губернаторства", в который вошли южные и юго-восточные регионы Казахстана. Затем, 21 октября 1868 года было принято "Временное Положение об управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях", введенное в действие указом "О преобразовании управления киргизов Оренбургского и Сибирского ведомств". Эти Положения вводились на переходный период в 2-3 года, однако фактически действовали гораздо дольше, став основными правовыми доку­ментами, регламентирующими административную и правовую жизнь края до конца XIX века.

По положению 1867-68 годов территория Казахстана вошла в состав трех генерал-губернаторств: Оренбургского, Западно-Сибирского и Туркестанского. В Оренбургское генерал-губернаторство вошли Уральская и Торгайская область. Западно-Сибирское генерал-губернаторство делилось на Акмолинскую и Семипалатинскую области. Туркестанское генерал-губернаторство составили территории Сыр­дарьинской и Семиреченской областей. Административные центры Оренбургского, Западно-Сибирского и Туркестанского генерал-губернаторств находились соответственно в Орен­бурге, Омске и Ташкенте, центры Уральской и Торгайской областей в Ураль­ске и Оренбурге, центры Акмолинской и Семипалатинской - в Омске и Семипалатинске, Сырдарьинской и Семиреченской - в Ташкенте и Верном (Алматы - авт.).


Каждая область делилась на уезды. Уезды делились на волости, в каждую из которых входило от 1 до 2 тысяч хозяйств. Волости образовывались по территориальному признаку и прежнее потестарное деление казахов не учитывалось. Волости делились на админи­стративные аулы от 100 до 200 хозяйств. Чтобы окончательно уничтожить "родовое начало", вместо традиционных названий аулам была присвоена нумерация.

На территории Западного Казахстана было еще два административных образования, не вошедших в перечисленные выше генерал-губернаторства. Это Бокеевская (Внутренняя) Орда, вошедшая в состав Астраханской губернии, и Мангышлакское приставство, входившее первоначально в состав Закавказского наместничества, а затем переданное в качестве уезда в Закаспийскую область.

2. Высшую власть в генерал-губернатор­стве осуществлял генерал-губернатор, имевший широкие административно-политические, военные, судебные и хозяйственные полномочия. Он имел право непосредственно апеллировать к царю, получая лично от него особые указания и поручения. В целом генерал-губернатор был посредником между центральными министерствами и областными учреждениями.

Вся власть в области принадлежала военному губернатору и областному правлению, возглавлявшимся вице-губернатором. Военный губернатор назначался императором и обладал гражданской, военной, административной и судебной властью.

Областное правление состояло из трех отделений — распорядительного, хозяйственного и судебного. Членами областного правления были дивизион­ный доктор, архитектор и чиновник особых поручений по горной и лесной части.

Вся административно-полицейская и военная власть в уезде принадлежала уездному начальнику, назначавшемуся из числа русских офицеров.

Представители казахского населения допускались к власти на низовом уровне административной системы, причем здесь был узаконен принцип выборности. Волостные управители избирались на 3 года из лиц не моложе 25 лет, не находящихся под следствием, не имеющих судимостей и пользующихся уважением и доверием народа, волостным съездом, члены которого, в свою очередь, выбирались от каждых 50 хозяйств волости.

Волостной съезд имел право выбирать управителей, биев, решать меж­аульные земельные споры, предоставлял статистические сведения уездному начальнику, определял и раскладывал между аулами подати и налоги.

Аульный старшина избирался на 3 года аульным сходом, выборные же избирались от каждых 10 хозяйств аула. Старшина в ауле выполнял те же функции, что и волостной управитель. Аульный сход выбирал старшину, распределял пастбища между хозяйствами, решал земельные споры, раскла­дывал подати между хозяйствами аула, взыскивал недоимки по налогам. В оседлых районах юга Казахстана каждый населенный пункт выбирал аксакала на сходе выборщиков.


Таким образом, царское правительство вместе с организацией военно-оккупационного режима широко использовало местное байство, чтобы, опираясь на него, сформировать угодное царизму управление.

3. Реформы 1867-68 годов предусматривали распространение на террито­рии Казахстана общеимперской судебной системы и общеимперского законодательства.

Одним из существенных нововведений в правовой системе Казахстана стало появление нового источника права - имперского законодательства. Все нормы имперского права состояли из двух групп: норм права, общих для всей территории Российской империи и норм права, установленных специально для Казахстана и учитывающих особен­ности региона. В связи с прогрессирующим разложением общины и проник­новением новых социально-экономических отношений, значительные изме­нения претерпело обычное право. Основным источником его становится ереже, наиболее быстро реагирующее на меняющиеся условия жизни.

Сохранилось и даже упрочилось разделение на уголовные и гражданские правонарушения, причем перечень составов преступлений, отнесенных к уголовным, постоянно расширялся.

Положения 1867-68 годов объявили всю землю, занимаемую казахами, государственной собственностью, только передававшейся в пользование ауль­ным общинам. Это правовая норма стала юридическим основанием для мас­сового изъятия земель у казахов в конце XIX века. Фактически, у казахов осталось лишь право пользования землей, причем часть земельного фонда постоянно изымалась из государственной собственности и передавалась в частную, путем наделения русских и украинских крестьян, казачества и иностранных промышленников. В целом, происходит расширение прав собственника на основе общероссийских норм права.

Договора аренды были в основном двух видов: сдача в аренду казахскими общинами земель русским крестьянам или промышленникам и сдача в аренду земель казачьих войск казахским общинам.

Совершенно новым явлением в обязательственном праве казахов стал договор личного найма. Основной причиной его возникновения был распад общины и рост имущественной дифференциации в казахском ауле.

Одним из важных нововведений Положений 1867-68 годов стало распространение на территории Казахстана действия общеимперских судов.

По Положениям 1867-68 годов должность бия стала выборной. Существовало три инстанции суда биев: единоличный суд бия рассматривал гражданские иски на сумму не свыше 300 рублей с правом окончательного решения по искам на сумму не свыше 100 рублей; волостной съезд биев рассматривал гражданские иски без ограничения суммы, с правом окончательного решения по искам, на сумму не свыше 500 рублей. чрезвычайный съезд биев рассматривал споры между общинами, относя­щимся к разным волостям, а также являлся судом второй инстанции по делам, рассмотренным волостным съездом.