Файл: диссертация Б.Ш.Нурашевой готовая.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.11.2019

Просмотров: 3602

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особое место в стремлении профсоюзов к участию в законотворчестве должна зани­мать борьба за повышение минимальной заработной платы, ее доведение до прожиточного минимума и за своевременную индексацию; необходимо также осуществлять контроль за законодательно установленными размерами пенсий, стипендий и пособий, и не допускать включения в минимальный размер оплаты труда различных выплат и обеспечение мини­мальной потребительской корзины.

2) Также отмечается необходимость активизации участия профсоюзов в борьбе с бедностью и безрабо­тицей (особенно в монопромышленных городах и депрессивных сельских районах, а также среди женщин и молодежи) и противостояние использованию работодателями дешевой нелегальной рабочей силы. Для достижения этих целей ряд профсоюзов (например, Феде­рация профсоюзов РК) предлагают продолжить конструктивное взаимодействие с женски­ми, молодежными, правозащитными и другими неправительственными организациями.

К данному направлению следует также отнести продолжение усилий по формирова­нию социального пакета, который должен стать общенациональной нормой современной организации труда наемных рабочих [190] и по запрету использования принудительного труда детей на сельскохозяйственных работах [191].

3) Необходимо усиление профсоюзной работы в неформальном сек­торе экономики, постепенном ограничении организационно-правовыми рамками неформаль­ной занятости и обеспечении прав работников этой сферы.

4) Актуальным становится создание профорганизаций на частных предприятиях малого и среднего бизнеса; здесь эту задачу будет осуществить гораздо легче, чем в неформальном сек­торе. В данном случае главная проблема состоит в невозможности действенного обществен­ного контроля за соблюдением профсоюзного и трудового законодательства: число подоб­ных хозяйствующих субъектов слишком велико, а работники их весьма малочисленны.

5) В задачи четвертого направления входят работа по обеспечению прав трудящихся-мигрантов, защита их от актов насилия, ксенофобии и дискриминации и вовлечение в профсоюзы (эта возможность может быть предусмотрена, например, в уставных докумен­тах профсоюзов). Предлагается, в частности, развивать сотрудничество профсоюзов го­сударств рассматриваемого региона, предусматривающее членство в них трудящихся- мигрантов «на принципах взаимного признания и «скользящего» профчленства» [192], то есть с учетом временного характера их деятельности. Трудящиеся-мигранты должны пользоваться страхованием от несчастных случаев на производстве и болезней, а также обеспечиваться медицинским обслуживанием и приемлемым жильем. Необходимо также добиваться распространения на трудящихся-мигрантов действия коллективного догово­ра и содействовать снижению стоимости услуг по денежным переводам[193].


К важным проектам следует отнести соглашения между профсоюзами принимаю­щих и отправляющих.

6) Отмечается необходимость повышения роли профсоюзов в реше­нии проблем охраны труда, которые стали настоящей глобальной проблемой.











    1. Перспективы развития и пути совершенствования защиты трудовых прав работников профсоюзами в Республике Казахстан


По результатам проведенного нами анализа вновь принятого Закона Республики Казахстан «О профессиональных союзах» от 27 июня 2014 года, путем сравнительно-правового исследования хотелось бы отметить следующее:

1.В самом законе, имеются некоторые противоречия. Так в п.1 ст.12 закона указано, что республиканское объединение профсоюзов, имеющее членские организации на территории более половины областей, создаются отраслевыми профсоюзами на добровольных началах в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан. В тоже время, ст.8 закона гласит, что профсоюз создается по инициативе группы граждан не менее десяти человек, связанных общностью их профессиональных и производственных интересов, созывающих учредительный съезд (конференцию, собрание), на котором утверждается устав и формируются профсоюзные органы. А согласно пп.3 п.1ст.9 проекта в уставе профсоюза должно предусматриваться: членство в отраслевом профсоюзе, республиканском объединении профсоюзов в качестве членской организации. Это говорит о том, что как только создается локальный профсоюз, он автоматически становится членской организацией отраслевого профсоюза (ст.15), а отраслевой профсоюз является членской организацией республиканского объединения профсоюзов (п.2 ст.14). И все это происходит по принципу «пирамиды», созданной императивным путем. В противном случае, несоблюдение требований, предусмотренных п.2 ст.10, влечет отмену государственной регистрации профсоюзов. Возникает вопрос, а где же та самая добровольность начал (п.1 ст.12), де-юре – это больше принуждение, т.е. имеются противоречия норм в самом вышеуказанном проекте закона.

Как нам известно, 30 декабря 1999 году Республика Казахстан ратифицировала Конвенцию МОТ 1948 года «О свободе ассоциации и защите права на организацию». В документе, в ст.1 четко прописано, что каждый член Международной организации труда, в отношении которого настоящая Конвенция вступила в силу, обязуется провести в жизнь нижеследующие постановления, такие как, ст.2 трудящиеся и предприниматели без какого бы то ни было различия имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии -подчинения уставам этих последних. Согласно ст.3 организации трудящихся и предпринимателей имеют право вырабатывать свои уставы и административные регламенты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность и формулировать свою программу действий. Законом «О профессиональных союзах» (пп.2 п.4 ст.12) предусматривается то, что республиканское объединение профсоюзов разрабатывает и определяет основные направления, стратегию деятельности профсоюзов, входящих в республиканское объединение профсоюзов. А также, п.5 этой же статьи предусматривает право республиканскому объединению профсоюзов утверждать типовой устав профсоюзов для своих членских организаций. Из этого следует, что Закон «О профессиональных союзах» (далее-Закон) противоречит международным нормам. К тому же, в вышеупомянутой Конвенции (п.2 ст.8) сказано, что национальное законодательство не затрагивает гарантии, предусмотренные настоящей Конвенцией, и применяется таким образом, чтобы не нарушать их. В Конституции Республики Казахстан (ст.4) указано, что международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законом и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона [194].


К тому же вышеуказанные положения Закона, противоречат Конституции Республики Казахстан (ст.23), которая предусматривает право граждан Республики Казахстан на свободу объединения. Если работники, объединившись, создали локальный профсоюз то, это не означает, что они непременно желают вступать в отраслевой или республиканский профсоюз.

2. Закон (ст.14 п.2, п.4) противоречит нормам Трудового кодекса (ст.264). Так в п.2 ст.14 Закона указано, что отраслевой профсоюз является членской организацией республиканского объединения профсоюзов и полномочным представителем работников в социальном партнерстве на отраслевом уровне. В этой статье п.4 прописывает, что филиалы и представительства отраслевого профсоюза являются полномочными представителями работников по ведению переговоров на региональном уровне от имени и в пределах полномочий отраслевого профсоюза. В тоже время, п.3 ст.265 ТК РК указано, что полномочными представителями региональных объединений работников являются объединения профессиональных союзов на областном, городском и районном уровнях (т.е. речь об отраслевом уровне не идет) [49]. К тому же, полномочными представителями отраслевых объединений работников являются отраслевые профессиональные союзы, имеющие структурные подразделения (филиалы и представительства) на территории областей, городов республиканского значения (п.3 ст.264 ТК РК) [49].

К тому же, согласно п.5 ст. 12 Закона, республиканское объединение профсоюзов вправе утверждать типовой устав профсоюзов для своих членских организаций, а в ст.5 Закона сказано, что профсоюзы самостоятельно разрабатывают и утверждают уставы, что указывает на противоречие в самом содержании Закона.

В целях повышения статуса профсоюзных организаций предлагаем:

1) определить правовой статус представителя профсоюза, который в ряде стран именуется «доверенным лицом профсоюза». Эти лица совмещают свою основную работу в данной организации с работой в профсоюзном органе либо являются свободным профсоюзным работником, нанятым и оплачиваемым работодателем;

    1. предусмотреть в Трудовом кодексе РК порядок освобождения работодателем от работы в течение нескольких часов в неделю профсоюзного представителя для выполнения им профсоюзной работы с оплатой такой работы из средств работодателя;

      1. предусмотреть представление профсоюзом интересов работников, не являющихся членами профсоюза, на возмездной основе в соответствии с договором между профсоюзом и нечленами профсоюза, как это предлагают отдельные авторы.

      В результате проведенного анализа, нами разработаны следующие предложения в целью дополнения Закона «О профессиональных союзах»:

      1). Дополнить ст.1 Закона определением понятия «защитная функция профсоюзов». «Защитная функция профсоюзов – это оказание профессиональными союзами содействия работникам в использовании ими своих конституционных прав в сфере защиты трудовых прав, охрану этих прав и интересов; пресечения нарушений трудовых прав, а также в восстановлении нарушенных прав, возмещении причиненного ущерба, и привлечении виновных к ответственности».


      2). Дополнить ст.8 Закона – «Создание профсоюза».

            Профсоюз создается по инициативе группы граждан не менее десяти человек, связанных общностью их профессиональных и производственных интересов, созывающих учредительный съезд (конференцию, собрание), на котором утверждается устав и формируются профсоюзные органы.

      Председатель (руководитель) профсоюзного органа избирается работниками на общем собрании (конференции) работников большинством голосов участников сроком на три года.

      В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения председателем (руководителем) обязанностей, предусмотренных уставом профсоюзного органа, он снимается с должности путем проведения голосования на общем собрании работников большинством голосов.

      Условия и порядок приобретения и утраты членства определяются уставом профсоюза. Правоспособность профсоюза, как юридического лица, возникает с момента государственной регистрации.

      3). Считаем, что в целях демократизации деятельности профсоюзов должность Председателя (руководителя) республиканского профсоюзного органа должна быть избираемой. В связи, с чем предлагаем внести следующие дополнения в п.1 ст. 12 Закона: «Председатель (руководитель) республиканского объединения профсоюзов избирается на общем собрании (конференции) профсоюзного органа председателями (руководителями) отраслевых профсоюзов сроком на три года»; в п.1 ст.14 проекта: «Председатель (руководитель) отраслевого профсоюза избирается на общем собрании (конференции)работников одной отрасли деятельности и смежных с ней отраслей сроком на три года».

      4) Дополнить п.1ст.27 Закона - «Права профсоюзов».

      Профсоюзы имеют право: «В целях защиты прав и интересов члена профсоюза участвовать при заключении и расторжении с ним трудового договора».

      5). Дополнить ст.27 Закона - «Гарантии лицам, избранным в профсоюзные органы и не освобожденным от основной работы».

      В случае необходимости защиты трудовых прав и интересов работников, а также для выполнения общественных обязанностей в интересах своих членов Председатели (руководители) профсоюзных органов освобождаются от основной работы с сохранением заработной платы по основной работе.


































      ЗАКЛЮЧЕНИЕ


      При написании данной работы, мы задались целью комплексного изучения теории и практики процедур защиты трудовых прав работников, поставив в приоритет профсоюзную защиту трудовых прав работников, как основной способ защиты прав трудящихся, и определения возможностей использования зарубежного опыта для более успешного развития способов защиты трудовых прав в казахстанской правовой системе. Для реализации данной цели был поставлен ряд задач, в частности: на основе анализа трудов ученых сформулировать определения ключевых понятий данного исследования; выделить основные современные способы защиты трудовых прав работников; определить место профсоюзной защиты в системе способов защиты трудовых прав работников; исследовать особенности профсоюзной защиты в условиях рынка и очертить актуальные проблемы данного способа защиты; провести обзор зарубежного опыта развития и применения защиты, трудовых прав работников профессиональными союзами; выявить состояние развития деятельности профессиональных союзов в защите трудовых прав работников и оценить перспективы его развития в Республике Казахстан; выработать предложения по совершенствованию профсоюзной защиты трудовых прав работников.


      В результате проведенных исследований необходимо сделать следующие выводы:

      А) на основе анализа научных разработок ученых сформулированы авторские определения понятий: «защита трудовых прав работников», «защитная функция профсоюзов».

      Посредством исследования трудов ученых посвященных анализу понятий: «защита трудовых прав работников» и его отграничение от смежного понятия «охрана трудовых прав», а также анализа понятия «защитная функция профессиональных союзов», в результате которых авторские определения понятий предложено отразить в ст. 1 ТК РК и в ст.1 Закона РК «О профессиональных союзах».

      Б) определены основные способы защиты трудовых прав работников.

      Для реализации данной задачи нами были выделены основные способы защиты трудовых прав работников в Республике Казахстан, а также предложено структурировать способы защиты трудовых прав работников в отдельный раздел трудового кодекса для удобства изучения их субъектами трудового права.

      В) определено место профсоюзной защиты в системе способов защиты трудовых прав работников, а также обоснована особая роль профсоюзов в деле защиты трудовых прав работников;

      Основываясь на признаках, характерных для профсоюзной защиты трудовых прав работников, а также посредством применения сравнительного анализа, было выявлено современное понимание профсоюзной защиты и выявлены современные проблемы данного способа защиты. Кроме того, была предпринята попытка выделить некоторые функции данного способа как социального явления, чтобы отразить их возможное положительное влияние в целом на социальные процессы в Республике Казахстан.

      Г) исследованы особенности профсоюзной защиты в условиях рынка и определены актуальные проблемы данного способа защиты, а также автором даны теоретические и практические пути решения вышеуказанных проблем;

      Д) проведен обзор зарубежного опыта развития и применения защиты, трудовых прав работников профессиональными союзами.

      Данная задача обусловила необходимость обращения к опыту стран, имеющих многовековую практику и широко практикующих защиту трудовых прав работников профессиональными союзами. В частности, особое внимание было уделено положительному опыту Швеции, Швейцарии и Японии. Изучена история возникновения и современная деятельность профсоюзов Франции, Великобритании и США как стран - родоначальниц анализируемого способа защиты в его современном понимании. Также был произведен обзор специфики профсоюзной защиты трудовых прав работников в таких странах, как Австралия, Италия, Бельгия, Германия и пр. По итогам обзора зарубежного опыта, был выделен ряд объективных факторов, оказавших влияние на развитие «профсоюзной защиты» в разных странах.

      Е) определено состояние развития деятельности профессиональных союзов в защите трудовых прав работников и перспектив его развития в Республике Казахстан.