Файл: диссертация Б.Ш.Нурашевой готовая.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.11.2019

Просмотров: 3604

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социальное партнерство предполагает двухсторонние отношения на уровне предприятия между работодателями и профсоюзами и трехсторонние отношения на уровне объединений профсоюзов, работодателей, государства, которые могут быть различных видов. Участие профсоюзов в отношениях социального партнерства, установлении условий труда на предприятии через институт коллективного договора и другие соглашения о труде должно стать основной, главной формой реализации защитной функции профсоюзов. Говорить ныне о созданной системе социального партнерства явно преждевременно. Думается, в ближайшие годы она не будет создана в силу, прежде всего, экономических причин. Трехсторонние соглашения, как правильно отмечается в литературе, выполняются лишь частично, и то лишь тогда, когда дублируют принятые исполнительной властью решения [186].

Сфера действия коллективных договоров резко сокращается, особенно в негосударственном секторе экономики. Да и в государственном секторе экономики система коллективных договоров значительно дискредитирована тем, что нередко сами трудовые коллективы отказываются принимать участие в заключении коллективных договоров. Нельзя не согласиться с О.В. Ромашевым, который отмечает, что «партнерство необходимо строить на определенной экономической основе. Сложно, например, говорить о социальном партнерстве между представителями государственных структур (государством), работодателями и месяцами не получающими заработную плату, доведенными до нищенского уровня жизни работниками, от имени которых и выступает профсоюз» [184].

В условиях рыночной экономики трудовые отношения в Казахстане стали обретать новое качество, что вызвало объективную необходимость их регулировать не только на уровне законов, но и коллективных договоров. И это породило также обоснованную возможность создания новой модели коллективных трудовых отношений с одновременным решением ряда теоретических и практических проблем: а) создание института представительства работников и работодателей в сфере коллективных трудовых отношений; б) определение места и значения коллективных договоров в правовом регулировании трудовых отношений; в) внедрение механизма разрешения коллективных трудовых споров. Хотя определенные шаги в этом направлении сделаны, в правовом регулировании новой модели коллективных трудовых отношений немало еще пробелов и противоречий, над исключением которых следует еще много поработать. Следует также обратить внимание на то, что в ТК РК нет определения понятия «коллективный трудовой спор». Глава 32 ТК РК посвящена процедуре рассмотрения споров. Этот пробел отчасти восполняется п.1. ст. 289 ТК РК, где содержатся основание возникновения трудового спора. В то же время в нем упущено такое важное основание, как «отказ работодателя учесть мнение выборного профсоюзного органа при принятии актов работодателя». Акты работодателя согласно п.2 ст.11 ТК РК – это акты, издаваемые работодателем в пределах своей компетенции в соответствии с Трудовым кодексом и иными нормативными правовыми актами, трудовым договором, соглашениями, коллективным договором [183, с.12-14].


В случаях, предусмотренных ТК РК, коллективным договором, работодатель издает акты по согласованию или с учетом мнения представителей работников. В связи с этим предлагаю скорректировать ст. 398 ТК РК, записав в ней следующее определение коллективного трудового спора: «Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателем (работодателями и их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа при принятии локальных нормативных правовых актов» [181, с.12-14].

Организационно-правовой формой реализации защитной функции профсоюзов также является осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде, правил охраны труда (ст. 1, 20 Закона о профсоюзах). По своей правовой природе сегодня такой контроль является общественным, а значит, не должен иметь элементов, присущих государственному контролю, т. е. профсоюзные органы не должны иметь властных полномочий по отношению к работодателю и его администрации.

Статья 340 ТК РК предусматривает, что общественный контроль в области безопасности и охраны труда в организации осуществляет общественный инспектор по охране труда, избираемый профсоюзным комитетом организации, а при отсутствии профессионального союза – общим собранием (конференцией) работников [49]. Общественный инспектор по охране труда имеет право осуществлять защиту прав работников по охране труда перед работодателем посредством общественного контроля за соблюдением работодателями нормативных правовых актов по безопасности и охране труда, соглашений, коллективных договоров по созданию работодателем нормативных условий труда и техники безопасности на рабочих местах в организации и т.д. (ст.341 ТК РК) [49].

Так, к примеру, в ТК РФ, в качестве одного из важнейших правомочий профсоюзов законодатель называет право общественного контроля за соблюдением работодателями и иными должностными лицами организации трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, выполнения ими обязательств, предусмотренных соглашениями, коллективными договорами, обращаться в уполномоченные государственные органы с требованиями о привлечении к ответственности работодателей и иных должностных лиц организаций, которые виновны в нарушении законодательства. Это представляется вполне оправданным. В настоящее время большинство нарушений прав работников допускается из-за отсутствия эффективных механизмов защиты трудовых прав работников [187, с.1182].

Профессиональные союзы являются особым субъектом в системе органов контроля за соблюдением законодательства о труде. В отличие от государственных инспекторов труда и органов прокуратуры, осуществляющих надзорные функции за соблюдением трудового законодательства, но в тоже время не имеющих возможности осуществлять достаточно эффективный и систематический надзор и контроль за соблюдением законодательства в социально-трудовой сфере, профсоюзы ежедневно осуществляют деятельность по представительству и защите интересов работников, имеют возможность оперативно провести консультации с работниками и работодателями, разъяснить работникам их права и соответствующие обязанности работодателя. Преимущество профсоюзов также и в том, что они всегда рядом с работником, и у них есть возможность оперативно реагировать на происходящее в организации, используя все предоставленные законом средства и методы, а также право осуществления общественного контроля [187, с.1182].


Идея создания общественного контроля за соблюдением трудового законодательства в организации сама по себе правильная. Но, на основании изучения практике мы приходим к мнению о том, что данные статьи не работают, так как это было изначально задумано. Статьи, предусматривающие право профсоюзов на общественный контроль де-юре есть, но де - факто их нет, по той простой причине, что в них не предусмотрены гарантии защиты прав для тех работников организации, кто собственно изъявил желание стать общественным инспектором или был избран членами профессионального союза. Здесь нельзя забывать, что, во-первых, этот работник состоит в трудовых отношения с работодателем и находится под его влиянием, а во-вторых, ни каждый работник захочет вступать с ним в неприятные дискуссии и, тем более сообщать в уполномоченный государственный орган об имеющихся нарушениях трудового законодательства, что в конечном счете может привести к потере работником своего рабочего места.

Следует согласиться с мнением Н.Еримбетова лидера Гражданского альянса РК, о том, что сегодня авторитет профсоюзов резко упал не только в Казахстане, но и во всём мире. Это связано с перестройкой и переформатированием рынка труда. Раньше, при каждом министерстве был свой отраслевой профсоюз, сейчас ситуация такая же, но появилось и много других мелких подобных организаций. Для того, чтобы профсоюзы снова стали силой, на мой взгляд, необходимо их объединение. Сегодня некоторые работодатели даже специально создают у себя два профсоюза, чтобы они конкурировали и ругались между собой, были отвлеченными на внутреннюю борьбу. Поэтому профсоюзам следует объединяться и выступать единым фронтом [188].

В Казахстане на сегодняшний день не все работники желают стать членом профсоюза, что от части, связано с недоверием последним. С начала проведения экономических реформ участились случаи нарушения работодателями права работников на объединение. В некоторых организациях работодатели предпринимают попытки создать послушный им профсоюз, в который работников заставляют вступать под угрозой увольнения. На наш взгляд, даже после принятия нового закона «О профессиональных союзах», данная проблема не потеряет своей актуальности.

По информации Центра защиты профсоюзных прав, проект Закона «О профессиональных союзах» был разработан Министерством труда и социальной защиты населения РК, которое направило его в Международное бюро труда (МБТ) с просьбой «подготовить технические замечания» по тексту. Фактически эта процедура призвана легитимировать нововведения в сфере трудового права поддержкой наиболее влиятельной международной организации. Однако в Меморандуме, опубликованном в июне 2013 года экспертами МБТ, законопроект подвергается резкой критике. Комитет экспертов МБТ (орган рассмотрения жалоб по вопросам свободы объединения) уже направлял Казахстану свои замечания в связи с несоответствием представленного проекта ратифицированной страной Конвенции № 87 «О свободе объединений и защите прав объединяться в профсоюзы». В Меморандуме МБТ подчеркивается, что «предложенная реформа не решает [этих] вопросов», а напротив, усугубляет проблему. В числе недостатков предложенной Казахстаном реформы названы широко трактуемый запрет на вступление в профсоюз работников государственных органов, существенные ограничения прав профсоюзов на выдвижение требований и организацию забастовок, и др.  Особой критике МБТ подвергло разделы законопроекта, подробно и однозначно определяющие структуру профсоюзного движения в стране, в том числе - непосредственную вертикальную подчиненность территориальных и региональных организаций и организаций на уровне предприятия отраслевым профсоюзам и их республиканской ассоциации, а также обязательное вхождение всех профсоюзных организаций страны в эту структуру. «Как представляется, - говорится в Меморандуме, - вне этой, заранее определенной структуры нельзя создать «самостоятельный» новый профсоюз на уровне предприятия», в то время как право на создание и вступление в профсоюзы предполагает свободное определение их структуры. Одновременно МБТ привлекает внимание к тому, что предложенный законопроект «вводит профсоюзную монополию на отраслевом уровне, т.е. требует, чтобы [отраслевой] профсоюз был создан не менее чем половиной от общей численности работников или организаций, или чтобы он имел структурные подразделения в более чем половине регионов, городов республиканского значения, а также в столице страны». Вывод МБТ однозначный: эти меры противоречат положениям Конвенции № 87, и правительству рекомендуется «рассмотреть вопрос о внесении поправок» в соответствующие статьи. До внесения в Мажилис законопроект был действительно частично переработан, но, содержание всех подвергшихся критике МБТ положений в нем сохранены. Действующие демократические объединения работников Казахстана выражают свою нарастающую обеспокоенность предложенной реформой, видя в ней угрозу праву на объединение и собственной возможности отстаивать права своих членов. Профсоюзы Алматы, в том числе входящий в IUF Алматинский профсоюз работников агропромышленного комплекса, подписали совместное обращение, в котором называют предложенную жесткую и монополизированную структуру «большой ошибкой» и указывают на многочисленные противоречия как между законопроектом и действующими законами республики и международными нормами, так и между его отдельными статьями, и призывают к его пересмотру. Конфедерацией свободных профсоюзов и Конфедерацией труда Казахстана разработаны и направлены в Министерство труда и социальной защиты населения РК поправки к законопроекту, отвечающие как замечаниям экспертов МБТ, так и стремлениям профсоюзных организаций страны [180]. 


Важно заметить, что социальная справедливость не является только моральной проблемой, связанной с реализацией каких-то нравствен­ных идеалов. Это - юридическая проблема, точнее, правовая, консти­туционная, даже проблема современной международно-правовой си­стемы. Точно так же защита трудовых прав и прав профсоюзов, в том числе права на забастовку, не является выражением только интересов наемных работников и профсоюзов. Все вышеперечисленные пра­ва являются частью конституционного права современной междуна­родной правовой системы и Казахстана, в частности. Право на достойную оплату труда, право на охрану труда, право на создание профсоюзов и участие в них, право на забастовку закреплены в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом ООН в 1966 г. и ратифицированном подавляющим большинством государств, в том числе и Республикой Казахстан как правопреемницей СССР. И это обязывает, Республику Казахстан обеспечить трудовые права и права профсоюзов. Обязано вне зависимости от того, хотят ли этого владель­цы или топ - менеджеры корпораций или нет.

Социальная справедливость не является проблемой, зависящей от желания или нежелания работодателей, законодателей и правитель­ства. Статья 7 Конституции РК определяет Казахстан, как социальное государство. Другие статьи Конституции, а также многие нормативные правовые акты, конкретизируя это определение, пред­писывают необходимость социальной поддержки малоимущих слоев населения. Речь идет, прежде всего, о минимальном достойном уровне заработной платы, социальных пособий, пенсий, помощи в решении жилищной проблемы малоимущим слоям населения за счет государ­ственных и иных средств.

Владельцы корпораций — разные люди. Кто-то, как Билл Гейтс, более 95% своих доходов добровольно отдает благотворительным фон­дам именно для обеспечения социальной справедливости. Кто-то без особого энтузиазма, но отдает определенные проценты своего дохода в качестве подоход­ного налога. А кто-то одновременно избегает как выплату налога, так и выплату заслуженной заработной платы работникам. Подобная ситуация встречается повсеместно на ряде предприятий Казахстана, и в таких стра­нах, как Россия, Туркменистан, Узбекистан и др.

Профсоюзы в этих странах если и существуют, то находятся под контролем корпораций так же, как и наемные работники, входящие в профсоюзы. И это происходит при «молчаливой» поддержке ситуации со стороны государственных органов. Все это означает одно: в странах, где нарушаются нормы и принципы международного права в сфере социально-экономических и трудовых прав, возможны отрицательные последствия такие как нарастание социальной напряженности. Мировой опыт социального развития показывает, что единственным способом снижения напряженности является обеспечение социальной справедливости, важнейшим инструментом достижения которой выступает активная деятельность современных профсоюзов [150, с.20].


Изменение в Казахстане социально-экономического строя привело к тому, что профсоюзы перестали выполнять целый ряд функций, сосредоточившись преимущественно на защите трудовых прав работников - исконной функции профсоюзов.

Профсоюзная защита прав работников тесно связана с профсоюзным представительством. Соотношение защиты и представительства в деятельности профсоюзов представляет собой органичное единство этих двух функций, которые по отдельности теряют свою функциональность.

Правозащитная функция профсоюзов на современном этапе испытывает на себе влияние ряда факторов, обусловленных как национальными, так и международными условиями, которые препятствуют эффективности этого способа защиты.

Преодолению кризисных явлений в профсоюзной защите будет способствовать некоторые инновационные меры:

1) разработка новой концепции функционирования профсоюзов: появившись на свет в индустриальную эпоху, профсоюзы эпохи высоких технологий не могут эффективно защищать интересы работников, действуя «по старинке»;

2) привлечение интереса к профсоюзной деятельности работников не членов путем оказания им соответствующих услуг (представительство в суде, консультационные услуги и т.д.). Последняя мера весьма актуальная для отечественных профсоюзов, так как ее реализация на практике, несомненно, повлияет на формирование позитивного имиджа профсоюзных учреждений, которые сейчас нередко воспринимаются как отделы соцкультбыта предприятий.

Проблемы, тяготеющие над современными профсоюзами, а в некоторых случаях и безрезультатность профсоюзных акций дают некоторым авторам основание для пессимистического вывода о том, что профсоюзы перестали быть нужными и в скором времени перестанут существовать как институт гражданского общества.

Для разрешения существующих проблем необходимо:

1) Участие профсоюзных органов в совершенствова­нии профсоюзного и трудового законодательства. Как подчеркнуто в последних докумен­тах крупнейших международных профсоюзных форумов [188], «письма субъектам законода­тельной инициативы» (президенту, депутатам парламента, правительству, высшим су­дам, генеральному прокурору и др.) должны сегодня содержать требования как минимум о защите достойной жизни работников, эффективном действии подписываемых коллек­тивных договоров, обеспечении равного обращения и возможности пользоваться права­ми трудящихся [189, с. 120].

Кроме того, обращения к субъектам законодательной инициативы могут касаться законодательного разрешения проблем нелегального труда, коррупции, теневой эконо­мики, демпинга в сфере социальной политики, заработной платы, защиты здоровья ра­ботников и исключения для работодателя превышать установленную законом продолжи­тельность рабочего времени для работников.