Файл: Социальное страхование и его функции (Понятие социального страхования и его особенности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности до сих пор регулируется законодательством бывшего СССР, многие нормы которого устарели. Ряд организаций и индивидуальных предпринимателей в соответствии с действующим законодательством имеют право на значительные льготы по уплате отчислений в ФСС РФ. В тоже время они пользуются правами на получение страхового возмещения, как и другие плательщики, которые льгот не имеют. Таким образом, возникает проблема отсутствия зависимости уровня выплачиваемых пособий от размеров отчислений. На наш взгляд, для решения этой проблемы можно перенести бремя нестраховых выплат на федеральный и региональные бюджеты, а также оптимизировать страховые расходы. Например, для сокращения расходов на пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию предлагается освободить выплаты по временной нетрудоспособности от налога на доходы физических лиц.

Проблема страхования самозанятого населения, работников малого бизнеса и категорий населения, не выплачивающих страховые взносы или налоговые платежи во внебюджетные фонды, также является актуальной. Однако на сегодняшний момент законодательство предоставило возможность данной категории страхователей уплачивать взносы в Фонд социального страхования в добровольном порядке и, соответственно, получить право на получение пособий и страховых выплат.

Одним из решающих направлений совершенствования системы социального страхования должно стать осуществление комплекса мер, направленных на достижение финансовой устойчивости системы за счет сбалансированности поступлений обязательных платежей и расходов на социальные выплаты во внебюджетные фонды. Выполнение этой задачи обусловливает необходимость установления четких границ между сферами социального страхования и социального обеспечения, отнесение расходов к категории страховых и не страховых . Мы считаем, что выплаты пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют четко выраженную страховую природу, расходы же по выплате пособий при рождении ребенка, по уходу за ребенком-инвалидом не относятся к страховым рискам, а расходы на санаторно-курортное лечение граждан, оздоровление детей имеют лишь профилактическую направленность. Исходя из этого и предполагается определить для каждого вида расходов, осуществляемых сегодня из средств социального страхования, источники финансирования. Это может произойти только в случае радикального изменения в нашем государстве отношения к порядку и условиям оплаты труда гражданам, занятым в производстве, и определенного роста их заработной платы.


Таким образом, без решения поставленных проблем невозможно создать эффективную систему социального страхования в России и обеспечить высокий уровень социальной защиты населения от различного рода социальных рисков.

Заключение

Социальное страхование - это один из важнейших социальных институтов, осуществляющий поддержку населения, это нельзя отрицать. Он способствует поддержанию стабильности в обществе.

Социальное страхование имеет строгую целенаправленность. На данный момент система социального страхования требует качественного реформирования, в противном случае, работа соответствующих внебюджетных фондов так и будет оставаться малоэффективной. Из ряда причин существенного отставания в проведении реформ в системе социального страхования следует отметить три.

Во-первых, реформирование этой системы проводится без должной связки с государственной социальной политикой. В стране до сих пор не сформирована стратегия изменений в области социального страхования. Разработчики соответствующих законопроектов видят свою задачу в решении лишь частных вопросов, как говорится «здесь и сейчас», без планирования и анализа.

Во-вторых, упускается из виду, что рассматриваемая система - один из важнейших механизмов регулирования в социально-трудовой сфере, основанного на взаимодействии трех социальных субъектов (работодателей, работников и государства). Что же касается государства, то оно не принимает ответственность за создание и регулирование правового поля социального страхования должным образом и в должной степени, проявляет себя как малодисциплинированный участник (хронический должник взносов в Пенсионный фонд, нерадивый распорядитель средств Фонда занятости и Фонда медицинского страхования). Такая позиция государства превращает систему социального страхования из надежного механизма обеспечения согласия в обществе в шаткий, не внушающий доверия инструмен.

В-третьих, неупорядоченной и нескоординированной остается финансовая сфера социального страхования. Не обоснованы размеры страховых взносов по каждому его виду, не определены принципы распределения нагрузки страховых платежей между работодателями, работниками и государством. Страховые платежи сохраняют налоговый характер, но при этом отсутствуют действенные механизмы контроля за сбором и расходованием страховых средств. Нельзя отрицать наличие значительного разрыва между их уплачиваемым страхователями размером и уровнем выплат застрахованным, что, понятно, вызывает обоснованные нарекания. Стоит пристальнее изучить мировые практики, переняв лучшие, например, обязательные страховые взносы должны начисляться на заработную плату, ограниченную верхним пределом. С той же ее суммы, которая превышает этот предел, взносы не взимаются.