Файл: Социальное страхование и его функции (Понятие социального страхования и его особенности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Профсоюзы в соответствии с законодательством РФ имеют право на осуществление профсоюзного контроля за использованием средств социального страхования.

К ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся:

  • принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи;
  • разработка и реализация федеральных целевых программ оказания гражданам государственной социальной помощи на территории Российской Федерации;
  • формирование федерального бюджета в части расходов на оказание государственной социальной помощи;
  • установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации.

Федеральными законами на очередной финансовый год утверждаются бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования. Проекты законов вносятся в Государственную Думу Правительством Российской Федерации. Бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и изъятию не подлежат.

Источниками поступлений денежных средств являются:

  • страховые взносы;
  • межбюджетные трансферты из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • штрафные санкции и пеня;
  • денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
  • доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;
  • иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах Центрального банка Российской Федерации.

В случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат Правительство РФ предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования из бюджета РФ.

Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования может осуществляться только под обязательства Правительства Российской Федерации, обеспечивающие их доходность.

Источниками оказания государственной социальной помощи являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и средства местных бюджетов.


1.5 Расходование денежных средств бюджетов

Денежные средства бюджетов обязательного социального страхования расходуются только на цели, устанавливаемые Федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, и их нецелевое расходование не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших нарушение.

Отчеты об исполнении бюджетов обязательного социального страхования за конкретный финансовый год вносятся на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации и утверждаются федеральными законами.

Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование устанавливаются федеральным законом. Их разделение осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств.

1.6 Условия, порядок и сроки уплаты страховых взносов

Суммы страховых взносов, уплачиваемые работниками, удерживаются страхователями-работодателями при выплате заработной платы и перечисляются страховщику одновременно со страховыми взносами страхователя-работодателя в сроки, установленные законодательством.

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу по обязательному социальному страхованию является наступление документально подтвержденного страхового случая. Государственная социальная помощь может оказываться единовременно или на период не менее трех месяцев.

1.7 Роль социального страхования в современных условиях

Роль социального страхования очень важна. В странах, где рыночная экономика значительно развита, страхование является важнейшим сектором народного хозяйства.

Именно страхование может дать собственнику гарантию возврата полученного ущерба в случае утраты доходов или повреждения застрахованного имущества. Страхование является важным компонентом экономической и социальной областей, так как гарантирует не только реализацию полезной для общества деятельности и стабильность в финансовом плане предприятию, на и гарантирует достойную жизнь, обеспечивает сохранность накоплений и доходов, дает возможность воспользоваться свободными средствами из страхового фонда с целью участия в инвестиционных проектах, прибыль, полученная страховыми учреждениями, поступает в государственный бюджет.


Роль социального страхования проявляется в решении целого ряда общественно-важных вопросов, таких как обеспечение достойной пенсией пенсионеров и реализация сберегательных потребностей граждан. Основная деятельность страховой организации заключается в решении сложившихся проблем в обществе. Безусловно, государство гарантирует выплату населению социальных пособий, однако их размер не велик. Именно в таких случаях для граждан сильное значение принимает дополнительная страховая защита. При потере работоспособности либо инвалидности, застрахованные лица получают от страховых компаний помощь. В нее состав входит компенсация понесенных расходов на реабилитацию или лечение, а если наступит смерть застрахованного человека, то денежные средства будут выплачиваться его родным и близким. Страхование гарантирует сохранность материального достатка и высокий уровень жизни потому, что будет произведена компенсация испорченного или утраченного имущества граждан.

Положительная динамика страховой деятельности наблюдается не только во всем мире, но и в России в частности. Значительно роль страхования возросла при переходе к рыночной экономике, что собственно, и наблюдается в России. Активными темпами происходит расширение области услуг страхования, уже развиваются различные альтернативы для государственного страхования. В рыночных отношениях производители различных товаров несут существенную ответственность за свои действия, а возможный риск увеличивает значение страхования. Все чаще объектами страхования становятся убытки, которые были получены в результате последствий природных стихий. Данные факторы являются качественными стимулами для изменения роли страхования в сторону ее увеличения.

К важнейшим функциям социального страхования, как составляющей социальной политики относятся:

  • защитная функция заключается в поддержании сложившегося материального уровня застрахованного, если обычный источник дохода становится для него недоступным, а также, когда ему предстоят дополнительные непредвиденные расходы, не предусмотренные в его привычном бюджете;
  • компенсирующая функция состоит в возмещении ущерба утраты трудоспособности и ущерба здоровью с помощью материального возмещения утраты заработка, а также оплаты услуг в связи с лечением и реабилитацией;
  • воспроизводственная функция заключается в том, что социальное страхование призвано обеспечивать застрахованным (и членам их семей) покрытие всех расходов, достаточных для нормального протекания воспроизводственного цикла (что охватывает практически весь жизненный цикл) в случае болезни, старости, инвалидности, безработицы, беременности;
  • перераспределительная функция определяется тем, что социальное страхование значительно влияет на общественное распределение и перераспределение. Социальные выплаты увеличивают долю вновь созданной стоимости, направляемой на потребление застрахованным. Сущность функции заключается в разделении материальной ответственности за социальные риски между всеми застрахованными, всеми работодателями и государством;
  • стабилизирующая функция заключается в согласовании интересов социальных субъектов по ряду принципиальных для жизнедеятельности наемных работников вопросов, а именно уровню социальной защиты; кругу лиц, подлежащих социальному страхованию.

Социальное страхование играет значительную роль в жизни общества. Ведь именно поддержка населения является залогом стабильности и процветания любого государства.

Практическим воплощением теоретических знаний о социальном страховании является Фонд социального страхования.

2. Фонд социального страхования

2.1 Понятие, задачи Фонда социального страхования

Фонд социального страхования Российской Федерации - один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991 г.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

ФСС РФ призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе и управлять средствами государственного социального страхования. Денежные средства ФСС РФ являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС РФ и отчет о его исполнении утверждаются Правительством РФ, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений ФСС, отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением ФСС утверждаются председателем ФСС.

Основными задачами ФСС являются:

  • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, беременности и родам, социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
  • участие в разработке и реализации мер по совершенствованию социального страхования и государственных программ охраны здоровья работников;
  • осуществление мер, которые обеспечивают финансовую устойчивость Фонда;
  • разработка совместно с Министерством финансов РФ и Министерством труда и социального развития РФ предложений о размере тарифов страховых взносов на государственное соцстрахование;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования, системы государственного соцстрахования;
  • сотрудничество с аналогичными международными организациями и службами других государств по вопросам соцстрахования

ФСС РФ создан для финансирования расходов по социальному страхованию. Его источниками служат:

  • страховые взносы работодателей;
  • страховые взносы граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью;
  • страховые взносы ряда категорий граждан и иные доходы (ранее ЕСН).

Аккумулированные таким образом средства направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и иные цели социального страхования.

Функции ФСС РФ - выплата пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе:

  • оплата пособий по временной нетрудоспособности;
  • обеспечение льготных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение;
  • обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезами;
  • оплата пособий по беременности и родам, пособий при рождении ребёнка, пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет;
  • доплата за первичную медико-санитарную помощь работающим гражданам- доплата за диспансеризацию работающих граждан;
  • оплата дополнительных медицинских осмотров работающих граждан, занятых на работах с вредными и опасными факторами;
  • оплата (полная или частичная) для детей застрахованных граждан стоимости путевок в расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные организации

2.2 Средства Фонда социального страхования

Постановлением Фонда социального страхования РФ от 25 июня 1999 г. N 33 в пункт 3.1 настоящего постановления внесены изменения Средства отделения Фонда образуются за счет:

  • страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
  • страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов;
  • поступлений от органов Фонда в порядке перераспределения средств;
  • добровольных взносов граждан и юридических лиц, иных поступлений финансовых средств, не запрещенных законодательством;
  • ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций), лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
  • доходов от инвестирования части временно свободных средств отделения Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах, предусмотренных бюджетом отделения Фонда на соответствующий период;