Файл: Статус нотариуса (Понятие, сущность и особенности в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рабочее помещение или по другому – офис, нотариусам, работающим в государственной нотариальной конторе, согласно действующему законодательству, предоставляется Российской Федерацией. Также из бюджета Российской Федерации, выделяются денежные средства на ремонт рабочего помещения, приобретение оргтехники и другие нужды.

Частнопрактикующие нотариусы, в отличие от государственных, для реализации своей деятельности, всё приобретают только за счёт собственных средств.

Ранее мы обращали внимание на небольшие различая в определенных полномочиях, так перечень нотариальных действий, совершаемых государственными нотариусами шире, чем у частнопрактикующих нотариусов, вторые же, имеют право совершать любые нотариальные сделки за исключением выдачи свидетельств о праве на наследство и принятия мер по охране наследственного имущества [10].

Все нотариальные действия, совершаемые, как государственными нотариусами, так и нотариусами, занимающимися частной практикой нашли свое закрепление в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате.

В Российской Федерации, независимо от того, являются ли нотариусы государственными или занимаются частной практикой, имеют, по общему установленному правилу, абсолютно равные права, т.е. они совершают равным образом все нотариальные действия и несут равные обязанности; оформленные любыми нотариусами документы, имеют равную юридическую силу; все нотариальные действия совершаются нотариусами, как работающими в государственных нотариальных конторах, так и нотариусами занимающимися частной практикой от имени Российской Федерации.

Но из равного статуса государственных и частнопрактикующих нотариусов имеются всего лишь два исключения.

Первое исключение состоит в том, что в соответствии со статьей 36 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате только лишь государственные нотариусы ведут наследственные дела, выдают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к охране наследственного имущества (но на практике в случае отсутствия в нотариальном округе государственной нотариальной конторы, совершение указанных нотариальных действий поручается одному из нотариусов, занимающихся частной практикой).

Второе исключение заключается в том, что деятельность государственных нотариусов финансируется из средств бюджета Российской Федерации, следствием чего является то, что в соответствии со статьей 17 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, ответственность за действия государственных нотариусов несет государство. Нотариус, который занимается частной практикой, осуществляет свою деятельность на принципе самофинансирования и отвечает за все свои действия всем принадлежащим ему имуществом, таким образом, он несет полную материальную ответственность за законность совершаемых им нотариальных действий.


Стоит также отметить, что государственные нотариусы находятся полностью на бюджетном финансировании и в силу чего объективно не заинтересованы напрямую в совершении наиболее большего числа нотариальных действий. Так при рассмотрение организации государственного нотариата в некоторых зарубежных странах свидетельствует, что государственный нотариат, который призван обеспечивать совершение нотариальных действий в основном в тех местностях, где потребность в данной услуге низка, из-за незначительного количества населения и нотариальная деятельность, в силу этого обстоятельства, носит напрямую затратный характер.

В тоже время, на этапе развития современной правовой науки, выводы которой неоднократно проверены зарубежной и отечественной практикой, в силу личной заинтересованности нотариусов, можно с полной определенностью утверждать, что целям защиты субъективных прав граждан и юридических лиц наиболее полно отвечает нотариат, действующий в форме свободной профессии, а именно частнопрактикующий, независимый нотариат.

В настоящее время, где преобладают товарно-денежные отношения в обществе, то просто необходимо признать, тот факт что, если имеющееся равенство прав и обязанностей государственных и частнопрактикующих нотариусов дополнить выравниванием их компетенции по совершению нотариальных действий (а именно лишить нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, исключительного права наведение наследственных дел), то можно с полной уверенностью прогнозировать и дальнейшие значительное повышение эффективности деятельности, из-за личной финансовой заинтересованности частнопрактикующих нотариусов по сравнению с нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах [11].

Во время принятия Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (1993 г.) такое наличие двух категорий нотариусов: государственных нотариусов и нотариусов, занимающихся частной практикой - с возникшими равными правами и обязанностями было объективной закономерностью, обусловленной необходимостью обеспечения стабильности осуществления нотариальной деятельности, преемственности нотариальных архивов, а также направленной на минимизацию организационных и технических проблем этапа становления частнопрактикующего нотариата. В настоящее время возникающие проблемы решены и сохранение государственного нотариата не является столь необходимым.

Вне всякого сомнения, в настоящее время созданы все предпосылки (правовые и материальные) для передачи полного права совершения всех без исключения нотариальных действий частнопрактикующим нотариусам в Российской Федерации.


В силу малой эффективности и экономичности, в настоящее время сохранение категории нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, является не только нецелесообразным, но и неоправданно с теоретической точки зрения, исходя из признания нотариата институтом гражданского общества.

Неопределенность российскому нотариату придает и то, что в России наличие двух категорий нотариусов не согласующуюся с общей тенденцией реформирования государственности в направлении построения правового государства, базирующегося на принципах признания гражданского общества, свободы гражданского оборота. Государственный нотариат уже нуждается в наиболее полной реформировании в соответствии с принципами организации и деятельности института гражданского общества с целью придания российскому нотариату единого непротиворечивого статуса.

Российская Федерация обращает внимание на реализацию мировой государственно-правовая практики, которая свидетельствует, что именно нотариусы, занимающиеся частной практикой, способны составить тот институт, который будет базироваться на принципах беспристрастности и независимости (в том числе от государства) и действительно сможет реально в пределах своей компетенции осуществлять право охранительную деятельность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

В настоящее время на территории Российской Федерации должностные лица органов исполнительной власти, согласно действующему законодательству также, как и нотариусы могут осуществлять определенные нотариальные действия.

Так согласно статье 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, в случае отсутствия в населённом пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий. Стоит отметить, что данное правило фактически нашло свое закрепление в части 1 статьи 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

Обязательным условием осуществления таких нотариальных действий выступает отсутствие нотариуса в населённом пункте. Согласно Основам законодательства Российской Федерации о нотариате перечень нотариальных действий, осуществляемых должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ограничен. К таким нотариальным действиям относятся:

  1. удостоверение доверенности;
  2. удостоверение завещания;
  3. принятие мер к охране наследственного имущества;
  4. свидетельствование подлинности документов, а также выписок из них;
  5. свидетельствование подлинности подписи на представленных документах.

Но на указанных должностных лиц, законодательными актами Российской Федерации может быть возложено совершение и иных нотариальных действий.

Стоит отметить, что сам порядок совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти в населённых пунктах, где нет нотариусов, устанавливается Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации [12].

Согласно данной Инструкции совершение определенных нотариальных действий возлагается решением органа исполнительной власти на одно из должностных лиц действующего аппарата органа исполнительной власти, только в случае отсутствия в населённом пункте нотариуса.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, при совершении нотариальных действий должностные лица обязательно должны соблюдать тайну совершаемых ими нотариальных действий, также запрещается должностным лицам разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе после увольнения, за исключением случаев, предусмотренных законом Российской Федерации.

Суд Российской Федерации может освободить от обязанности сохранения тайны должностное лицо, если против него заведено уголовное дело, в связи с совершённым нотариальным действием.

Как и нотариусы Российской Федерации, должностные лица, на которых возложено совершение определенных нотариальных действий, обязаны оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им не только свои права и обязанности, но и предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, а также с тем, чтобы юридическая неосведомлённость не могла быть использована им во вред.

Должностные лица, по просьбе обратившихся к ним за совершением нотариальных действий, в определенных случаях, изготовлять копии документов, вправе составлять проекты документов и выписок из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий.

Данные нотариальные действия совершаются в день предъявления всех необходимых документов и уплаты государственной пошлины за оказанные услуги.

Но существуют некоторые случаи, когда совершение нотариального действия может быть отложено на некоторое время:

  • при нaправлении документов на экспертизу, для подтверждения их подлинности;
  • при необходимости истребования дополнительных сведений от физических и юридических лиц.

Также совершение нотариальных действий должно быть отложено, в том случае если в соответствии с законом необходимо запросить заинтересованных лиц об отсутствии у них возражений на совершение этих действий.

Но срок со дня вынесения постановления об отложении совершения нотариального действия, не может превышать одного месяца.

Совершение нотариального действия может быть отложено также на срок не более десяти дней, в том случае, если по заявлению заинтересованного лица, оспаривающего в суде право или факт, за удостоверением которого обратилось другое заинтересованное лицо. Так этом случае, если в течение этого срока от суда не будет получено сообщения о поступлении заявления, нотариальное действие должно быть совершено.

А в том случае, если получено от суда сообщение о поступлении заявления заинтересованного лица, оспаривающего право или факт, об удостоверении которого просит другое заинтересованное лицо, совершение нотариального действия приостанавливается до разрешения дела судом.

Должностные лица при совершении нотариального действия устанавливают личность гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившегося за совершением нотариального действия.

Участникам зачитывается в слух не только содержание нотариально заверяемой сделки, но и содержание других документов. Все документы, которые оформляются в нотариальном порядке, подписываются в присутствии должностного лица, совершающего нотариальное действие.

Документы, имеющие подчистки либо приписки, зачёркнутые слова и иные неоговоренные исправления, а также документы, исполненные карандашом, для совершения нотариальных действий должностные лица органов исполнительной власти не принимают.

Должностное лицо предлагает обратившемуся лицу исправить документ или составить новый, если документ, подлежащий удостоверению или свидетельствованию, изложен неправильно или неграмотно. Документ может быть составлен должностным лицом, по просьбе обратившегося, с взиманием государственной пошлины в установленном размере.

Министерством юстиции Российской Федерации утвердило определенные формы документов. Так при удостоверения завещаний, доверенностей, свидетельствовании верности копий документов и выписок из них, свидетельствовании подлинности подписи на документах удостоверительные надписи совершаются строго в соответствии с этими формами.

Так текст удостоверительной надписи может быть отпечатан на машинке или ясно написан от руки. В этом тексте не должно быть иных подчисток. Так незаполненные до конца строки и другие свободные места прочёркиваются, а приписки и иные исправления оговариваются.