Файл: Особенности политики мотивации персонала малых предприятий (Понятие и функции мотивации персонала).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
1.1. Понятие и функции мотивации персонала
2. ПОЛИТИКА МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В МАЛОМ БИЗНЕСЕ
2.1. Особенности системы мотивации персонала малых предприятий
2.2. Проблемы снижения мотивации персонала в малом бизнесе
3. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «СТОУМАРКЕТ»
3.1. Краткая характеристика ООО «Стоунмаркет»
3.2. Анализ существующей системы мотивации и стимулирования труда
3.3. Рекомендации по совершенствованию системы мотивации в ОООО «Стоунмаркет»
Рис. 3.1 - Организационная структура ООО «Стоунмаркет»
Главный бухгалтер. Должностные обязанности: осуществляет, исходя из положения о главных бухгалтерах, организацию бухучета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Обеспечивает рациональную организацию учета и отчетности на предприятии и в его подразделениях на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ, прогрессивных форм и методов бухучета.
Бухгалтер учитывает поступление и расходование денежных средств, готовит отчёты о деятельности предприятия и передаёт всю отчетность главному бухгалтеру.
Старший менеджер руководит отделом продаж, координирует и даёт указания продавцам консультантам.
Основными клиентами фирмы являются физические и юридические лица.
3.2. Анализ существующей системы мотивации и стимулирования труда
Для анализа системы управления персоналом ООО «Стоунмаркет» на основе использования различных способов мотивации труда, проведем общий анализ удовлетворенности работников и их мотивации к трудовой деятельности.
Для проведения анализа в данной работе, будут использованы следующие методы: методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей, которая представлена Е. А. Климовым, шкала оценки мотивации к достижению цели, методика оценки мотивации к избеганию неудачи – самозащите Т. Элерса, методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребности сфере О. Ф. Потемкиной [22, c. 43].
1) Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей.
2) Методика «Шкала оценки мотивации к достижению цели».
3) Методика оценки мотивации к избеганию неудачи – самозащите.
4) Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной
5) Методика выявления социально-психологических установок, направленных на «труд-деньги» [18, c. 14].
В ходе исследования мотивации персонала в ООО «Стоунмаркет» были получены следующие данные.
При анализе степени удовлетворенности персонала было выяснено следующее: наиболее значимыми для персонала ООО «Стоунмаркет» являются такие факторы как, материальные потребности и потребности в безопасности (в среднем 14 и 10 баллов соответственно). Это может быть связано, с тем, что у персонала среднего звена ООО «Стоунмаркет» не достаточно высокая заработная плата и как последствие, персонал ощущает себя недостаточно защищенными.
Но при этом нужно отметить, что все основные потребности персонала удовлетворены, в зону неудовлетворенности не вошла ни одна из потребностей. Данные, которые были получены показаны на рис. 3.2
Рис. 3.2 - Степень удовлетворенности потребностей работников ООО «Стоунмаркет»
Источник: Разработано автором на основании анализа системы мотивации на предприятии ООО «Стоунмаркет»
Следующими по степени значимости для персонала ООО «Стоунмаркет» более удовлетворенной получилась потребность в самовыражении (средний результат - 13,3). Потребности в признании (средний балл 13,3), социальные (межличностные) потребности (средний балл 17,3), потребности в безопасности, со средним балом 24,3 и материальные потребности – 27,3 балла, оказались в зоне частичной удовлетворенности.
При оценивании результатов шакалы оценки мотивации по отношению к достижению поставленной цели, получены были такие данные:
1) На низком уровне мотивация к труду у 3,12% опрошенных.
2) На среднем уровне мотивация к трудовой деятельности у 43,7% опрощенных сотрудников.
3) Достаточно высокий уровень мотивации к труду у 53,12% опрошенного персонала.
4) На высоком уровне мотивация у трудовой деятельности не отмечалась.
Из выше изложенного можно сделать вывод, что персонал ООО «Стоунмаркет» заинтересован в своей работе и в ходе работы, достигают успехов, но при этом персонал понимает предел возможного роста, этим и объясняется тот факт, что высокий уровень мотивации к трудовой деятельности в процессе анализа, обнаружен не был.
Данные, которые были получены приведем на рис. 3.3
Рис. 3.3 - Распределение уровней мотивации персонала в ООО «Стоунмаркет»
Вывод: в результате проведенного исследования по методике оценки мотивации к избеганию неудач – самозащите были получены следующие данные: низкий уровень мотивации к избеганию неудач выявлен у 3,12% респондентов, у 34,38% испытуемых – средний уровень мотивации, у 62,5% - высокий уровень мотивации. Из результатов, можно сказать, что большая часть сотрудников стремится к защите и избеганию неудач в трудовой деятельности.
Данные, которые получены можно объяснить, тем, что персонал ООО «Стоунмаркет» не достаточно уверенны в своем материальном положении (о чем нам говорят результаты, которые были получены при диагностике степени удовлетворенности основных потребностей) и именно поэтому в большинстве персонала ООО «Стоунмаркет» стремится к избеганию неудач.
Данные, которые были получены, представим на рис. 3.4
Рис. 3.4- Распределение уровней мотивации к избеганию неудач
Вывод: по проведению методики диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной были получены следующие результаты. [16, c. 1].
В процессе обработки результатов первого этапа методики, выяснилось, что среди персонала предприятия не преобладает направленность в мотивационо-потребностной сфере, по всем показателям, вышли примерно одинаковые данные. Незначительный перевес, получает категория «альтруизм». На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что персонал тяготеет к альтруизму. Данные, приведем на рис. 3.5
Из всего вышеизложенного можно сделать выводы, что из числа персонала ООО «Стоунмаркет» есть сотрудники, настроенные на результат, и также присутствую те, которых больше заинтересовывает сам процесс выполнения работы. Также стоит отметить, что в большинстве для сотрудников. На основании вышеизложенного, можно говорить о том, что среди работников характерен альтруизм, в большей степени, нежели эгоизм.
Рис. 3.5 - Распределение направленностей мотивационно-потребностной сферы
При обработки данных второй части методики, были обнаружены социально-психологические установки, которые направлены на «труд-деньги», были получены следующие данные.
Для персонала ООО «Стоунмаркет» характерным является направленность на свободу (средний балл составляет 6,3), далее идет ориентация на власть (средний балл = 6), затем – ориентация на деньги (средний балл = 4,6), и в конце, на самом последнем месте – ориентация на труд – 4,3.
Полученные данные представлены на рис. 3.6.
Рис. 3.6 - Распределение направленностей респондентов
Источник: Разработано автором на основании анализа системы мотивации на предприятии ООО «Стоунмаркет»
Для оценки статистических взаимосвязей между уровнями мотивации достижения успеха и факторами мотивации, был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена. [11, c. 86]. Нами были рассмотрены:
1 группа – установление связи между баллами по мотивации на достижение успеха с баллом удовлетворенности основных потребностей
2 группа – установление связи между баллами по мотивации достижения успеха с баллом по альтруистическим установкам.
Рассчитаем эмпирическое значение при сравнении баллов по достижению успеха со степенью удовлетворенности основных потребностей rs (формула 1):
rs = 1 -6 ∑ (d2)/N *(N2 - 1)(1)
rs= 1 – 6*396,12/22*(484 - 1) = 0,78 – полученное значение близко к нулю.
Определим критические значения
Rкр= (0,43 (p<0.05)) / (0,54 (p<0.11))
rэмп.>rкр. – следовательно, связь между мотивом достижения успеха и удовлетворением основных потребностей верна.
Рассчитаем эмпирическое значение при сравнении баллов мотива достижения успеха с баллами альтруистических установок личности:
rs=1 – 6*755,94/10626 = 0,929
определим критические значения
Rкр= (0,43 (p<0.05)) / (0,54 (p<0.11))
rэмп.>rкр. – следовательно, связь между мотивом достижения успеха и альтруистическими установками личности верна.
Из вышеизложенного можем сделать выводы, о том, что мотивация персонала ООО «Стоунмаркет» характеризуется трудовой пассивностью, персонал желает иметь высокооплачиваемую работу, при этом, не беря на себя лишних обязательств и ответственности. Проявляется низкая значимость решенных мотивов труда, его полезности. Довольно малое число сотрудников ООО «Стоунмаркет» проявляют стремление проявить себя, проявить инициативность, а также использовать творческий подход к своей работе. Большое значение для формирования мотивации имеет оценка вероятности достижения целей.
В результате проведенного опроса было выявлено:
1) персоналу необходимо материальное вознаграждение, но при этом половина сотрудников ООО «Стоунмаркет» довольна своей заработной платой;
2) Большее число сотрудников нуждается в уважении со стороны руководителя, а на практике руководители не проявляют этого;
3) персонал заинтересован в продвижении по служебной лестнице, но на практике таких возможностей нет.
Материальное стимулирование персонала в ООО «Стоунмаркет» производится по следующим показателям:
- качество услуг, продукции;
- экономия материальных и энергетических ресурсов;
- эффективное использование оборудования;
- повышение производительности труда.
Коллективы производственных бригад стимулируются за достижение наивысших результатов по производству и качеству продукции. Но при этом несут коллективную ответственность за нарушения трудовой дисциплины, правил безопасности, сохранность закрепленной за подразделениями ООО «Стоунмаркет».
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать выводы:
В ООО «Стоунмаркет» необходимо удерживать квалифицированные кадры, привлечь молодых сотрудников. Удельный вес молодых работников (от 18 до 25 лет) сейчас на предприятии составляет всего лишь 74%. Работающих людей нужно стимулировать к проявлению творчества и инициативы, позволить им проявить и реализовать себя как квалифицированных, знающих и ответственных работников. Эти задачи способна выполнить четко продуманная система мотивации.
В ООО «Стоунмаркет» нет такого отдела, в функции которого входило бы управление мотивацией персонала.
Модель управления мотивацией на предприятии недостаточно проработана. Это можно объяснить тем, что среди руководителей большинство лица с высшим образованием, но морально устаревшими принципами управления, что не позволяет им быть компетентными в таких областях, как организационное поведение, мотивация и стимулирования персонала. [19, c. 7].
Политика мотивации персоналом в ООО «Стоунмаркет» отражает недостаточное внимание к потребностям и интересам предприятия. На предприятии практически нет обучающих программ. Руководство предприятия не проводит работу с персоналом, которая строится на таких формах как обучение на специальных курсах и стажировка на соответствующих должностях. Также уделяется мало внимания перемещению сотрудников, способствующему развитию, как предприятия, так и личности работника. Число работников, сменивших должность, несколько снизилось по сравнению с другими периодами.
25,86% - т.е. четвертая часть опрошенных неудовлетворены содержанием своего труда. Речь может идти о устаревшем оборудовании, большой доле ручного труда, среди подчиненного персонала и в тоже время низкой его мотивации. О выполнении несвойственной работы, работы не входящей в обязанности из-за низкой организации труда, и несовершенства структуры работы. [16, c. 9].
50% опрошенных считают недостаточной ту информацию, которая доводится до них. Несмотря на то, что на оперативных совещаниях администрация регулярно доводит информацию о состоянии дел на производстве, половина респондентов считаю, что информация, получаемая ими недостаточна. В данном случае либо стоит рассмотреть данный вопрос шире, и выяснить какой именно информации не хватает трудящимся, либо же руководители среднего и высшего звена не всегда доводят полученную информацию до руководителей нижнего уровня и специалистов функциональных отделов. [16, c. 14].
20,69% неудовлетворенны распределением полномочий, т.е. неудовлетворенны, что при возлагаемой на них ответственности им не даются соответствующие полномочия, либо же считают, что многие решения принимаются, минуя них, за их спиной, а перед ними потом ставятся задачи, с которыми они, возможно, не совсем согласны. [16, c. 8].