Файл: Выбор стиля руководства в организации (Особенности стиля менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Факторы формирования стиля руководства

Формирование стиля руководства – сложный процесс, в котором присутствует большое количество субъективных и объективных факторов [4, c. 125].

Стиль руководства кроме особенностей темперамента, учитывает профессиональную подготовку, развитие организации, ее территориальное расположение и складывается у руководителя в процессе его работы и получения опыта.

Стиль формируется как осознанная потребность поиска методов и форм перехода от эмоционального, иррационального к рациональному познанию среды, условий деятельности, преодоления противоречий в процессе постановки и достижения целей.

При выборе стиля управления, который включает стиль мышления, стиль поведения, манеру общения, стиль речи, технику личной работы, структуру затрат рабочего времени, надо учитывать множество факторов, но прежде всего, наряду с ситуативными характеристиками, можно выделить основные факторы, характеризующие стиль руководства:

требования, предъявляемые к руководителям в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и многое другое;

специфика системы - ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, функции руководителя;

окружающая производственная среда - технологический уровень производства, форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами и т. п.

особенности руководимого коллектива - его структура и уровень подготовленности, характер сложившихся в нем взаимоотношений, его традиции и ценности.

На формировании стиля руководства сказывается также уровень иерархии управления, вид деятельности (линейный, функциональный) и конкретные ситуации (руководитель может быть автократом в одних ситуациях и демократом – в других).

Руководитель, который хочет работать, как можно более эффективно должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации, а не использовать какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры.

Разделяют объективные и субъективные факторы формирования стиля руководства [17, c. 74].

Объективные факторы определяют только основу стиля, которая имеет свои особенности для каждого уровня иерархии. Решающая роль в формировании стиля управления на этой основе принадлежит руководителю и параметрам ситуации.

Субъективные стилеобразующие факторы не сводятся только к ресурсам личности субъекта управления. К ним примыкают характеристики: трудового коллектива, производственного процесса, хозяйственных и рыночных ситуаций. Субъективные факторы обусловливают разнообразие проявлений стиля управления. Эти факторы определяют или объясняют технологию принятия управленческих решений. Разнообразие индивидуальных стилей – следствие разнообразия единичных факторов и причина разнообразия стиля аппарата управления.


Единство стилеобразующих факторов проявляется во взаимодействии:

  1. информационных, социальных, организационных, коллективных, технико-технологических условий управления на предприятии;
  2. функций управления различных уровней системы;
  3. применяемых руководителем принципов и методов управления;
  4. руководителей различных уровней и подразделений.

Всеобщие стилеобразующие факторы вытекают из самой природы общественного труда, порождены кооперацией труда и являются объективными, но не существенными предпосылками стиля управления. К числу таких факторов следует отнести принципы системности, иерархичности, необходимого разнообразия, обратной связи.

Стиль работы определяет не только деятельность руководителя, он непосредственно сказывается на всех сторонах деятельности системы и непосредственно на подчиненных.

Таким образом, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Каждый руководитель является творцом того стиля управления, который он применяет на практике. Но при этом он учитывает множество объективных и субъективных условий и обстоятельств, в зависимости, от которых стиль получает свое конкретное содержание. Стиль представляет собой социальное явление, так как в нем отражены мировоззрение и убеждения руководителя, а так же он во многом определяет результаты деятельности всей системы.

1.3 Классификация стилей руководства

Стиль руководства характеризуются большим многообразием трактовок. Рассмотрим основные классификации и характеристики более подробно.

Как выяснилось, стиль руководителя - типичная для руководителя система приемов деятельности, прилагаемая в работе с людьми. В 1930 году американский ученый К.Левин выдвинул авторитарно-демократическую концепцию стиля руководителя. В состав, которой входили три типа руководителей: демократы, автократы и «лейсезферы» (попустительский стиль) [26, c. 204].

Стили управления разделяются по одному либо по нескольким аспектам: по участию в управлении, по управленческим функциям, по ориентации на индивид и на задачи. Эмпирическое изучение поведения менеджеров (Колумбус, штат Огайо, USA, 1950 - 1954 гг.) представили, что стили управления могут быть описаны по двум показателям: ориентация на поручение и ориентация на служащих. В данном случае отметим 5 обычных выражений стиля [26, c. 205]:


1. Клубное управление - высокая ориентация на отношения и низкая - на задачи.

2. Управление по среднему пути - средняя ориентация на сотрудников и на задачи.

3. Слабое управление - слабая ориентация на задачи и на отношения.

4. Сильное управление - этот идеальный стиль, высокая ориентация на сотрудников и на задачи.

5. Управление по задачам - низкая ориентация на сотрудников и высокая ориентация на задачи.

Большинство ученых считают, что ни один из описанных выше стилей не является универсальным. Любой современный руководитель должен, содержат в себе несколько стилей руководства, при этом эффективность организации увеличится в разы. В предпочтении стиля должны учитываться, по меньшей мере, три фактора: ситуация, задача, группа [25].

Любая организация состоит из множества элементов и подсистем, имеющая при этом цели и задачи каждого индивида в коллективе. Поэтому в зависимости от уровня отношений между руководителем и коллективом различают три классических стиля. Рассмотрим их более подробно.

Авторитарный стиль или по-другому автократический означает взаимодействие с коллективом по минимуму, руководитель в организации проявляет себя как лидер, ведет себя жестко и четко издает приказы, также не допускает никаких возражений со стороны коллектива. Данный стиль может хорошо сказаться в экстремальных ситуациях, но в целом многие руководителя злоупотребляют властью, что не совсем хорошо. В наше время организации с таким типом долгое время практически не существуют.

Либеральный стиль управления. Полная противоположность авторитарному стилю. Характеризуется свободой в принятие решений, руководитель не особо активно принимает участие в жизни коллектива и организации в целом, всегда выслушает каждого из сотрудников, не является инициатором в решении проблем, довольно таки мягок, не гибок, всегда отпускаю ситуацию на самотек. У данного стиля есть свои положительные стороны, так и отрицательные. Либеральный стиль руководства формируется у людей, которые не любят брать ответственность на себя. Либеральный стиль управления предпочтителен там, где речь идет о необходимости стимулирования творческого подхода исполнителей к решению поставленных задач.

Демократический стиль является наиболее успешным и популярным среди многочисленных руководителей. Постоянно происходит взаимодействие между руководителем и коллективом, где обсуждается интересующие вопросы и проблемы, затем разрабатывается стратегия и прогнозирование на будущее. Руководитель при таком стиле выслушивает каждую точку зрения из участников коллектива, дает полную свободу решения, но при этом держит своих подчиненных под контролем. Также он ведет активную позицию в организации и всегда работает в команде со всем коллективом.Данный стиль можно назвать равновесным. Иными словами, присутствует единоначалие, при этом, не ослабляя власть руководителя. Сами сотрудники организации будут подчиняться такому руководителю, т.к. он умеет управлять всем коллективом, в нем чувствуется стержень и авторитетность.


Основные современные стили руководства, ситуации их подтверждающие, и возможные искажения стиля представлены в таблице [24, c. 177].

Таблица – Современные формы руководства

Стиль руководства

Ситуации, подтверждающие

стиль руководства

Искажение стиля

руководства

Конфронтирующий

утверждение своих идей; желание сообщить о своем несогласии с чьим-то мнением желание указать на непоследовательность чьих-то высказываний;

желание оспорить чьи-то гипотезы;

предложение действий;

проявление агрессивности, нетерпимости, высокомерия, властности;

Поддерживающий

оказание помощи и поддержки;

выслушивание собеседника;

желание быть терпимым и неортодоксальным;

желание помочь человеку, которому не дают возможности выразить свое мнение ;

излишняя мягкосердечность;

апатия и замкнутость;

излишняя доверчивость;

Теоретический

ссылки на соответствующие теории при объяснении ситуации или решении проблемы

желание обобщить происшедшее

сдача экзамена

излишнее увлечение теорией и потеря связи с реальными проблемами

использование теории ради самой теории

обращение к книгам и специалистам при решении каждой проблемы

убеждение, что книжные знания и мудрость – синонимические понятия

Практический

необходимость;

неожиданных действий;

необходимость принятия практических и осуществимых решений;

прагматичность, рациональность, постоянная склонность к принятию импровизированных решений

недооценка предварительного обдумывания решения

неспособность распознать общие тенденции и выяснить их причины

Планирующий

необходимость составления планов, определения целей

определение ресурсов, необходимых для достижения этих целей;

подготовка прогнозов и сметы;

необходимость предусмотреть последствия своих действий;

Составление грандиозных, но абсолютно непрактичных планов;

обдумывание будущих проблем в ущерб решению настоящих проблем;

Оценивающий

желание дать оценку происходящему, чтобы определить эффективность сделанного вами

желание оценить знания, полученные в процессе работы над проектом или при решении задачи необходимость дать оценку своей работы

мысленное пребывание в прошлом, неверие в настоящее или будущее;

воспоминания о прошлых успехах или сожаление о прошлых неудачах;

чувство вины;

Интегрирующий

применение при любой ситуации;

осознание происходящего;

учитывание требований ситуации и ее участников;

проявление чувства юмора и наличие хорошего настроения;

урегулирование конфликтов между сотрудниками;

сохранение баланса между конфронтацией и поддержкой;

сочетание теории и практики, прошлого и настоящего;

убеждение в наличии постоянного права командовать;

пренебрежение интересами других людей ради удовлетворения собственных интересов;


Следовательно, стиль руководства является понятием системным и динамическим, характеризующейся общей и профессиональной культурой личности, содержащая в себе психологические и профессиональные качества, с помощью чего можно эффективно взаимодействовать с коллективом.

При современном руководителе сочетаются все три стиля, благодаря которому применяется каждый стиль в зависимости от условий. Например, в условиях соблюдения дисциплины и жестоких требований трудовой дисциплины присущ авторитарный стиль руководителя или в случае творческого процесса и разработки какого-то проекта предпочтителен либеральный стиль.

Таким образом, границы между каждым из рассмотренных стилей условны и чрезвычайно индивидуальны. Конечно, у каждого руководителя имеется предрасположенность к тому или иному стилю в силу его личностных качеств, но талант, интеллектуальные качества руководителя именно в том и заключаются, что профессиональные возможности своего индивидуального стиля руководитель умеет максимально подчинить требованиям любой возникшей ситуации, решению тактических и стратегических задач.

2. ПОНЯТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ

2.1 Понятие имиджа

Имидж – это целенаправленно сформированный образ, многозначное послание, адресованное различным его потребителям, взаимообогащающий диалог, многообразный, типажный (стереотипный) или личностный. В нем отражена совокупность как реальных, так и ожидаемых социумом качеств публичного человека. Как необходимый промежуточный элемент общения, образ возникает при наличии публичной дистанции между имидженосителем и имиджепотребителем, необходимости четкой идентификации субъекта публичного взаимодействия, недостатка информации и запуска в этой связи встречного, фантазийного механизма. Творческое достраивание образа до имеющейся в общественном сознании формы (имиджа) осуществляется на основе сигналов и знаков, подаваемых самой личностью [23, c. 19].

Поскольку успешность в этом виде деятельности обусловлена спектром личностных и образных трансформаций, условия для такого перевоплощения обеспечиваются эмоциональностью, творческим состоянием и инсайтомимиджевой идеи. Вхождение в образ как в заданную форму активности обеспечивают раскрепощение, достижение органичности, отсюда – рост креативности, восполнение недостающих элементов образа и улучшение общего коммуникативного взаимодействия.