Файл: Выбор стиля руководства в организации (Особенности стиля менеджмента).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ МЕНЕДЖЕРА
1.1 Понятие и сущность стиля руководства
1.2 Факторы формирования стиля руководства
1.3 Классификация стилей руководства
2. ПОНЯТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ
2.2 Особенности формирования имиджа руководителя
Имидж сегодня – важный аргумент для принятия множества социальных решений. При этом основная часть взаимодействий строится не на сущностном познании – акцент в публичном взаимодействии переносится с сущности на видимость. Вот почему уметь владеть имиджевым механизмом в настоящий момент важно всем, но прежде всего – людям публичных профессий, героям светских хроник и телеэкрана. Телевидение является не только источником информации и поставщиком культурных кодов, но и важнейшим институтом социализации.
Понятие «имидж» вошло в нашу жизнь в начале 60-х годов ХХ столетия. Оно происходит от латинского слова imago – «образ», которое связано с другим латинским словом – imitate, то есть «имитировать, воспроизводить». Безусловно, главную межличностную схватку разыгрывают имиджи. Оформленные или неоформленные энергии бессознательного заявляют о своем праве на победу с первого взгляда, обращаясь к интуитивному чувствованию партнера. Имидж – это, конечно же, прием психологического воздействия, способ саморегуляции и самонастроя, важнейший элемент предстартовой подготовки, необходимый атрибут любых достижений. Это еще и специфический диалог на особом, закодированном языке символов, знаков, который каждый из нас ведет в обществе. Диалог этот может быть правдивым, игривым, лукавым, наконец, просто выдуманным 22, с. 12.
Имидж рассматривается как информационный продукт и как зрелище, это может быть розыгрыш, а может быть код доступа, имеющий словесное и образное выражение в зависимости от консервативности, креативности, других особенностей самовыражения личности. Отсюда два подхода к моделированию имиджа в публичном пространстве: имидж как взращивание, развитие собственной личности, неделимой завершенной формой которого является индивидуальность; и имидж как игра, выдумка, выход за пределы индивидуальности, акцентирование или преувеличение черт, структурно выражающихся новым образом. Причем этот выход может иметь стратегический и креативный характер. В первом случае имидж создается в зоне ближайшего развития, он отражает психологическую перспективу развития человека. Во втором – имидж выражает творческие, в том числе актерские, интересы персоны. Таким образом, имидж может быть произведением социального искусства в его субъектной (личностной) и ролевой (образной) выразительности. В первом случае это информация, во втором, скорее, зрелище.
Общество стало апеллировать к имиджам как к естественной и удобной для манипуляции матрице, символу социальной покорности человека. Позже возникла особая социальная подсистема престижности, истеблишмента, которая фильтрует имиджи людей, пропагандируя как достойные зависти и подражания лишь социально не опасные для нее. Имидж притягателен для огромного количества людей в силу такого разворачивания своей сущности в социально-психологическом континууме, которое вызывает у людей чувство успешной адаптации, достигнутой цели, избавления от тревоги.
Цель в деятельности выполнят две функции: задает содержание и форму того, что надо получить. Она может быть целью-результатом, целью – уровнем достижений (в плане количественной оценки), целью-образом и целью-заданием (по способу регуляции активности) 2, с. 22.
Массовое сознание нуждается в эмоциональной коммуникации, на него мало действует рациональное. Эмоции лучше запоминаются, лучше воспринимаются – именно их и нужно использовать для воздействия на широкую аудиторию. Управление имиджем – это отражение события в свете улучшения имиджа, интенсивное владение информацией с прогнозируемой реакцией на нее. Чтобы привлечь внимание к образу, нужно показать его с новой, никогда не виданной стороны, убедить аудиторию, удержать интерес публики. При этом из всех характеристик выбираются те, которые лучше всего будут воздействовать на население в целом и на отдельные целевые группы. Реальные характеристики выдвигаются на более значимые позиции, образ обогащается теми качествами, которые важны для аудитории.
Имидж может быть личностным и профессиональным и выполняет функции: психологической защиты; социального тренинга (в имидже человек стихийно корректирует, приспосабливает самого себя к смыслу группового общения); социально-символического познания (имидж является своеобразной меткой готовности к обмену, обогащению чисто социальными ценностями (богатство, власть, карьера, успех); иллюзорно-компенсаторную («поиграть в несбывшееся», компенсировать стереотипность обыденной жизни, сохраняя тем самым личность, но не нарушая поведенческих рамок групповых ролей). В совокупности это адаптационная, социализирующая и развивающая функции имиджа.
Выделяют три основных подхода к изучению имиджа [3, c. 194]:
1) функциональный (изучает типы имиджа по виду функционирования);
2) контекстный (изучает типы имиджа в разных контекстах);
3) сопоставительный (сравнение характеристик имиджа нескольких объектов).
2.2 Особенности формирования имиджа руководителя
Имидж руководителя - ореол, создаваемый вокруг конкретной личности с целью ее популяризации в качестве профессионала и оказания эмоционально-психологического воздействия на мнение окружающих (руководства, коллег, партнёров и т.д.) [7, c. 55].
Если организация не работает над формированием имиджа, он появляется стихийно и не всегда соответствует ее ожиданиям. Чем более четко определены цели и задачи организации с точки зрения потребностей клиентов, тем легче их транслировать вовне, создавая корпоративный имидж. Так же и каждый отдельный специалист компании должен целенаправленно формировать свой имидж, исходя из требований профессиограммы.
Имидж руководителя состоит из следующих элементов:
- внешний облик (внешность и соответствующие костюм и аксессуары должны сообщать о принадлежности специалиста не только к определенной социальной группе, но и к организации (форма, цветовые предпочтения, бейджи и пр.));
- общая культура;
- «драйв» (интенсивность позитивной мотивации);
- особенности вербального и невербального поведения;
- социально-демографическая принадлежность;
- социально-психологические и личностные характеристики (особенности поведения, уровень коммуникабельности, темперамент, тип лидерства, экстра-/интровертивность и т.д.);
- уровень профессионализма и компетентности;
- результаты непосредственно профессиональной деятельности Error: Reference source not found, с. 30.
Существуют определенные технологии формирования имиджа: позиционирование профессиональных и личностных качеств, символизация (как идентификация специалиста с корпоративной культурой организации), управление слухами, самопрезентация.
Формирование и изменение имиджа возможно в результате изменений и комбинаций следующих компонентов [12, c. 10]:
- объективные внешние данные личности (мимика, моторика, тембр голоса);
- поведенческие особенности (манера и стиль речи, стиль одежды, походка и т. д.);
- социальные и профессиональные характеристики (социальный статус, профессия);
- самовосприятие (как личность воспринимает себя в контексте окружения);
- восприятие референтными группами, т.е. группами, с которыми личность взаимодействует без посредников (посредники - СМИ);
- публичный образ, созданный с помощью посредников средств массовой коммуникации. Публичный образ обычно ориентирован на целевые группы, с которыми личность не вступает в непосредственное взаимодействие.
В настоящее время в специализированной литературе можно встретить достаточно много типов и видов имиджа. Рассмотрим некоторые из них [2, c. 25]:
- зеркальный - имидж, свойственный нашему представлению о себе;
- желаемый - образ, к которому мы стремимся;
- корпоративный - имидж организации в целом;
- мифологический имидж - формирование образа и поведения лидера в соответствии со сложившимися в данном обществе мифами;
- закрытый - имидж, в который каждый человек может привнести что-то свое, наделить человека своими чертами (был характерен для вождей).
Алгоритм формирования имиджа [8, c. 105]:
1) Определение сложившихся у аудитории представлений об объекте;
2) Выявление предпочтений и ожиданий аудитории относительно того, какими признаками должен обладать объект;
3) Конструирование имиджа по предпочтениям аудитории;
4) Разработка стратегии формирования имиджа и план действия;
5) Реализация стратегии;
6) Контроль и корректировка;
7) Мониторинг сформированного имиджа.
Формирование имиджа - процесс нелегкий и долгосрочный. При конструировании образа организации или отдельного человека применяются множество различных инструментов и методов. Рассмотрим некоторые из них [5, c. 43].
Позиционирование можно представить как заострение внимания на «нужных», «правильных» чертах и характеристиках человека, которые хочет в нем видеть общественность.
Сам процесс позиционирования складывается из нескольких этапов:
- выбор - то есть, из всех черт человека вам необходимо отобрать только те, в которых заинтересована общественность.
- усиление - акцентирование внимания и усиление отобранных характеристик, которые важны общественности.
- перевод - преобразование отобранных характеристик в понятные для передачи через различные СМИ формы.
Это, своего рода, апелляция к сознанию человека, а именно, к образам, которые сложились у человека.
Мифы в определенной степени задают правила устройства мира. То есть, в данном случае мы не пытаемся донести до общественности новое информационное сообщение, а апеллируем к уже имеющемся в сознании.
При формировании имиджа лица, следует учитывать уже сложившиеся мифы, распространенные в широких массах, например:
- «Отец - глава семьи».
- «Взрослых надо уважать, а пожилых - почитать».
- «Женщина - хранительница домашнего очага» и т.д.
Эмоционализация - это своего рода кодирование информации и перевод ее на понятный, приближенный язык аудитории.
Любое сообщение несёт в себе как эмоциональную составляющую (эмоции, чувства), так и рациональную.
Задача человека, внести в свое сообщение (например, выступление перед аудиторией) эмоции. Существует несколько методов:
- конкретизация - повествование о каком-то конкретном объекте, а не о совокупности в целом (примеры, факты);
- сопереживание - поддержка эмоций аудитории или отдельного объекта;
- заимствование чужих эмоций - рассказ о чужих победах, которые вызывают эмоции у аудитории. Тем самым, аудитория начинает отождествлять эти эмоции уже с рассказчиком.
Ярким примером эмоционализации имиджа субъекта может служить телевизионная реклама кофе Nescafe. Здесь акцент ставится не сколько на рекламу самого товара (т.е. кофе), сколько на теплую, дружесскую атмосферу общения, тем самым, вызывая у общественности эмоции [13, c. 70].
Дистанционирование - это отделение и отдаление от имиджа лица/компании негативных ассоциаций. Например, вы часто можете наблюдать такие ситуации, когда при ошибке директора компании, чаще всего страдает его заместитель, а именно - его попросту увольняют. Таким образом, руководитель перекладывает свою вину на заместителя, тем самым, отдаляя негативные ассоциации от себя.
Визуализация. Визуальный канал имиджевого воздействия на аудиторию является очень важным. С помощью только лишь визуального образа лидера можно воздействовать на разные целевые группы.
Внедрение моделей восприятия. Очень важным фактором воздействия на общественное мнение является формирование определенных моделей оценки и восприятия у аудитории.
Психологами доказано, что человек комфортней ощущает себя в в среде, где его мнение и установки разделяют. То есть, ваша задача сформировать определенные точки опоры для аудитории, которые должны будут подтолкнуть общественность к формированию своего мнения.
Имидж говорит о человеке раньше и больше, чем публика услышит голос самой персоны. Имидж - это одушевленная картина мыслей, поступков, амбиций, вкуса и стиля. И если хотя бы один из аспектов имиджа, будь то внешность, поступки или речь, не будет соответствовать другим, то это может произвести очень неприятное впечатление на тех, с кем персона вступает в общение.
2.3. Способы формирования имиджа руководителя компании
Концентрируясь на выполнении поставленных задач, многие руководители совершенно не задумываются о том впечатлении, которое они производят на окружающих. Между тем наши успехи напрямую зависят, в том числе, и от впечатления, какое мы производим на партнеров, коллег и потребителей.
Первыми о создании положительного имиджа задумались предприниматели. Известно, что это понятие ввел в деловой оборот американский экономист Болдуинг в 60-х гг. XX в., обосновав его полезность для преуспевания в бизнесе [14, c. 347].
Понимание имиджа в России отличается от зарубежного. Для большинства европейцев или американцев имидж – это, прежде всего визуальный образ, который человек осознанно или неосознанно демонстрирует окружающим. Часто он выступает как определенный модный символ, позволяющий получать прибыль. В России же, по мнению президента Лиги профессиональных имиджмейкеров В.М. Шепеля, имидж - это не столько средство для достижения прагматических целей, сколько этическая составляющая личности, которая внешне представлена определенными средствами [27, c. 15]. Таким образом, создание имиджа - это возможность более ярко проявить свою индивидуальность, создать комфорт в общении.