Файл: Выбор стиля руководства в организации (Особенности стиля менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день управление является неотъемлемой частью любой коллективной деятельности. Поэтому важным аспектом организационной психологии и управления персоналом является проблема определения, выявления и формирования управленческих умений руководителя. Большинством исследователей под понятием «управленческие умения руководителя» понимается комплекс личностных показателей, знаний и навыков, обеспечивающих эффективное выполнение управленческих функций. В зависимости от методов управления организации появляются различные стили управления. Каждый руководитель в управленческой деятельности выполняет служебные обязанности в определенном, свойственном только ему стиле.

В результате стиль руководства выражается в том, какими способами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Обычно стиль отличается устойчивостью, обнаруживаемой в частном повторении тех или иных приемов руководства. Но устойчивость эта относительна в том смысле, что стилю обычно присущ «наилучший тип руководителя - динамический» и что «умение руководителя – это умение менять стиль руководства».

Стиль управления руководителя своими подчиненными во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы. От стиля руководства зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое. Таким образом, эта область менеджмента имеет огромное значение в управлении, обязательна и полезна для изучения.

Изучение проблем имиджа, в свете происходящих во всех сферах жизни современного общества реорганизаций, приобретает все большую теоретическую и практическую значимость, в особенности в тех отраслях, в которых оно слабо развито в настоящее время.

Растущие требования к формированию имиджа объединены, прежде всего, с возрастанием важности информационных элементов в жизни общества, обращая имидж в полноценный информационный продукт, а не просто в созданный на эмоциональном восприятии образ. Работа над ним, по суждению многих экспертов данной области, все больше будет основываться на комбинировании научного знания и искусства, опираться на объективные закономерности и процессы.

Личность руководителя играет в бизнесе очень важную роль. Часто именно по личности судят о компании в целом. Поэтому проблема формирования имиджа становится для руководителей все более актуальной. Имидж руководителя способствует решению многих проблем организации, помогая осуществлять эффективный менеджмент.


Объектом исследования является стиль и имидж, предметом – особенности формирования стиля и имиджа руководителя.

Целью работы является анализ понятия и формирования стиля и имиджа руководителя.

Задачи исследования:

  1. Дать понятие и сущность стиля руководства.
  2. Рассмотреть факторы формирования стиля руководства.
  3. Обозначить классификацию стиля руководства.
  4. Дать понятие имиджа.
  5. Проанализировать особенности формирования имиджа руководителя.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников.

1. ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ МЕНЕДЖЕРА

1.1 Понятие и сущность стиля руководства

Большое внимание в настоящее время уделяется вопросам определения комплекса знаний, умений, личных и деловых качеств, которыми следует обладать руководителю. Множество специалистов (учёных, практиков), пытались сформулировать основные требования, которым должен удовлетворять идеальный менеджер. Однако следует признать, что определить такие конкретные требования чрезвычайно сложно, так как требования к качеству менеджера не могут быть одинаковыми при различных условиях, уровнях управления [21, c. 184].

Руководитель на всех уровнях системы управления организацией выступает как ведущее лицо, поскольку именно он определяет целенаправленность работы коллектива, психологический климат, а также мотивацию сотрудников на достижение успеха их вовлеченность в рабочий процесс.

Руководство — способность оказывать влияние на отдельных лиц и группы, побуждая их работать на достижение поставленных целей и задач в организации.

Одной из важнейших характеристик деятельности руководителя является стиль руководства.

Слово «стиль» греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк». Отсюда можно считать, что стиль руководства – своего рода «почерк» в действиях менеджера [11, c. 145].

Стиль руководства – это индивидуально-типические характеристики устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью выполнения организационных задач и управленческих функций. Это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего о выполнении задачи – все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера [15, c. 90].


Соответственно, стиль отличается устойчивостью, которая проявляется в частом применении разных приемов управления. Но эта устойчивость относительна, так как стилю обычно характерен динамизм. Правильно выработанный стиль руководства соответствующий сложившийся ситуации способен преодолеть, казалось бы, непреодолимые препятствия. И он приведет систему к неожиданно высоким конечным результатам. Стиль руководства во многом определяется индивидуальными качествами руководящего лица. Но при всей их значимости особенности личности не исключают другие компоненты, формирующие стиль управления. Компоненты эти составляют субъективный элемент стиля, но стиль всегда имеет и общую объективную основу.

Существуют два похода к изучению стиля руководства [1, c. 163].

Поведенческие теории, рассматривающие проблему с позиции поведения руководителя, стремящегося эффективно организовать деятельность подчиненных ему работников.

Ситуационные теории, исследующие стиль руководства в контексте ряда ситуационных факторов. К таким факторам относятся ясность и характер задания, объем имеющейся у руководителя информации, личные качества подчиненных, наличие профсоюза и т.п.

Перечисленные подходы к руководству людьми получили конкретное воплощение в соответствующих его стилях. Другими словами, стиль руководства - типичная для руководителя система приёмов воздействия на подчиненных.

Веснин В.Р. под стилем руководства рассматривает совокупность конкретных способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных. Стиль руководства предопределяется особенностями организации и ее подразделений, существующим в них рядом ведения дел, позициями владельцев и высших менеджеров, преобладающей системой ценностей и типом культуры, случайными обстоятельствами [6, c. 103].

Автор Веснин В.Р., указывает на то, что в руководстве подчиненными нет абсолютных истин, так как поведение людей не только рационально, но и иррационально. На него влияют как объективные условия, так и субъективные моменты. На практике успешное руководство - это функция трех переменных: руководителя, подчиненного и ситуации. Оно предполагает сочетание научных правил и процедур с искусством их применения.

Рассмотрим другое определение понятия стиля руководства, данное в книге «Общий и специальный менеджмент» под общей редакцией Гапоненко Л.П. Он считал, что стиль руководства есть устойчивая манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая оказывать на них влияние и побуждать их к достижению целей организации. Лидерство - это способность влиять на личность и группы, а власть - это возможность воздействовать на поведение других. Современный руководитель - это человек, который одновременно является лидером и обладает властью.


Такой научный деятель, как Филонович С.Р. под стилем руководства определяет все то, что делает руководитель и как он себя ведет [10, c. 167].

Исходя из вышеприведенных понятий стиль руководства – поведение руководителя по отношению к своим подчиненным, с помощью которого он оказывает на них влияние, способствует достижению общей цели.

Кроме того, существуют основные характеристики стиля руководства, которые были предложены различными авторами, такими как К. Левин, Т. Митчел, Р. Хоус, В. Вруман, Ф. Йеттон, В.С. Мерлин и т.д. Рассмотрим характеристики стилей руководства более подробно.

Первые систематические исследования стиля руководства были предприняты в конце 1930-х – начале 1940-х гг. под руководством К.Левина. Он выделял следующие стили руководства [9, c. 154]:

Авторитарный стиль. Суть его состоит в отдаче подчиненным в приказной форме распоряжений без всяких объяснений их связи с общими целями и задачами деятельности.

Демократический стиль. Руководитель демократического стиля расположен к делегированию полномочий, предоставляет подчиненным возможность принимать участие в решении вопросов. Лично сам он занимается только наиболее сложными и важными вопросами.

Попустительский (либеральный) стиль. Отличается отсутствием размаха в деятельности, безынициативность и постоянное ожидание указаний сверху, нежелание принять на себя ответственность за решения и их последствия.

Модель, описывающую зависимость стиля руководства от ситуации, предложили в 70-е гг. Т. Митчел и Р. Хоус. В своей основе она базируется на мотивационной теории. Исполнители будут стремиться к достижению целей организации тогда, когда будет связь между их усилиями и результатами работы, а так же между результатами работы и вознаграждением, т.е. если они получат от этого какую-то личную выгоду [9, c. 156].

Одной из наиболее современных определений является модель стилей руководства, предложенная американскими учеными В. Вруман и Ф. Йеттоном. Они, в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристики самой проблемы, разделили руководителей на 5 групп по стилям руководства:

Руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации.

Руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решения.

Руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими мнения и с их учетом принимает собственное решение.

Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему, и в результате вырабатывают общее мнение.


Руководитель постоянно работает совместно с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, независимо от того, кто его автор.

В результате существенной для анализа управленческого труда является проблема индивидуального стиля управленческой деятельности. Как отмечал В.С. Мерлин, «стиль выбирается не только потому, что он успешнее, но и потому, что он приносит большее эмоциональное удовлетворение» [9, c. 160].

Таким образом, стиль руководства является способом принятия решения и передачи заданий подчиненным. Лучшим является стиль, который обеспечивает хорошие результаты при достижении поставленных целей и соответствует доминирующим в социальной общности ценностям.

Объективно, какой бы стиль не был избран руководителем, его выбор определяется сознательной целью, которая характеризует способ и метод его действий. Кроме этого существуют и другие объективные компоненты стиля. К ним относятся: закономерность управления; специфика сферы конкретной деятельности; единые требования, предъявляемые к руководителям; социально - психологические черты исполнителей (возраст, пол, квалификация, профессия, интересы и потребности и пр.); уровень иерархии управления; способы и приемы управления, используемые вышестоящими руководителями. Данные объективные слагаемые стиля показывают сочетание в деятельности руководителя, производственной функции и функции регулирования взаимоотношений в коллективе, характер сложившихся в ней традиций и приемов общения, а тем самым и стиль работы.

Однако, человек, занимающий пост руководителя, должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определять свои служебные полномочия, иметь возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от балласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не подминать под себя.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что стиль руководства это, прежде всего, способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Другими словами, стиль руководства является в некоторой степени искусством. Но, тем не менее, каждый руководитель, опираясь на личные качества, вырабатывает индивидуальный стиль работы. Но различия стилей не безграничны, поскольку зарождаются и изменяются в границах, определяемых объективными потребностями организации.