Файл: Роль мотивации в поведении организации (Сущность мотивации в современной организации и ее методы).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные теоретические аспекты системы мотивации
1.1.Сущность мотивации в современной организации и ее методы
1.2. Мотивация – как движущий элемент управления персоналом в современной организации
Глава 2. Исследование системы мотивации на примере ТОО «De Beers»
2.1. Общая характеристика организации ТОО «De Beers Kazakhstan»
2.2. Применение технологий мотивации в организации ТОО «De Beers Kazakhstan»
Глава 3. Совершенствование системы мотивации на примере TOO «De Beers Kazakhstan»
2. Обучение. Для каждой должности должна быть составлена программа адаптации и обучения. В компании должен быть сотрудник, отвечающий за данный процесс. Никогда не бросайте нового сотрудника, какую бы должность он не занимал. Не нагружайте сразу всем объемом задач. Понятно, что вы хотите результат уже завтра, но сотрудник к этому не готов. Обязательно должна быть вводная часть, рассказывающая про идеологию компании, принципы работы, экскурсия для сотрудника по месту работы. Обучить – это не значит проинструктировать и оставить, обучение подразумевает постоянный контроль. Надо помнить и о том, что обучение – это постоянный и непрерывный процесс, и если ваш сотрудник работает плохо, то прежде всего задайте вопрос себе и его руководителям: все ли сделано для того, чтобы сотрудник работал правильно? Как подсказывает наш опыт, проблема часто кроется именно в начальниках, а не в исполнителях.
3. Мотивация. С мотивацией вроде бы все ясно, а с другой стороны, это темный лес. Где же у человека та кнопка, на которую следует нажать, и он будет работать? Нужно стараться вписывать в эту систему всех сотрудников компании, в первую очередь тех, кто контактирует с гостем. Все должны быть в одной лодке. Нюансы мотивации разные для начальников и подчиненных, но суть одна. Мотивация будет эффективной, когда мотивационная доля в структуре дохода сотрудника составляет не меньше 30% дохода[32].
Идеальное соотношение 60/40, где 60 – фикс, а 40 – мотивация. Цели, на которых построена система мотивации, должны быть сложными, но реальными и достижимыми. Ваш сотрудник должен верить в то, что это достижимо. Ваши сотрудники должны быть обучены тому, как прийти к поставленной цели, они должны владеть методами работы для ее достижения. Ресурсы для достижения целей должен предоставить работодатель. Если вы договорились и озвучили условия, то не меняйте их, иначе люди не будут вам верить. Платите в установленный срок.
С линейным персоналом не работает длинный период мотивации, оптимально – это неделя. Тогда ваши результаты будут лучше, чем всегда. И следует помнить, что мотивация бывает не только материальной. Ищите особенности ваших сотрудников. Для многих из них важна социальная значимость, комфорт и условия на рабочем месте. Грамотный и мудрый руководитель – это тоже мотиватор для своей команды. На материальной мотивации далеко не уедешь, нужно быть гибкими и чувствовать свой персонал. Но всегда следует помнить о том, что конечная цель – это прибыль, а мотивация – это инструмент для достижения поставленной цели. Мотивация не нужна там, где есть отлаженные результативные процессы и чёткое понимание цели, к которой идёшь[33].
С целеполаганием у современных предпринимателей извечные проблемы. Все мыслят обезличенными показателями и метриками, но не могут ответить на простой вопрос: что ты хочешь получить, к чему ты стремишься, какой след хочешь оставить после себя? Горизонт планирования у таких людей с трудом переваливает за рабочую неделю, в то время как настоящие революционеры от бизнеса мыслят большими циклами в три, пять, десять лет.
Партнёров по бизнесу можно оценивать масштабом и детализированностью их мышления. Кризис в компании начинается с кризиса масштаба мышления. Сотрудникам с большим потенциалом, но временной потерей высокого разрешения в своих мыслях и действиях стараются помочь раскрыть своё творческое начало. Для этого используются методики из мира изобразительного искусства. Когда в серьез начинают заниматься методиками подготовки кадров, то практически случайно могут обнаружить ценные кадры, у которых свой способ работы с мышлением для пробуждения инноваций.
Взрослым тяжелее строить новые динамические связи, сложнее верить в то, что можно и нужно жить и творить, не надеясь на спасительный круг в виде таинственной мотивации. Если ты точно знаешь, что стена твёрдая, то ты через неё никогда не пройдёшь. Никакая программа мотивации здесь уже не поможет. Весь вопрос в твоей вере и системе убеждений. В Гарварде несколько крупных центров тренируют своих инноваторов по похожим раскрепощающим методикам. Они возникли приблизительно в одно и то же время – 1960–1970-е годы. Но в России столь последовательно, как мы, эти методики в частном секторе почти никто не использует.
Итак, мотивация труда – совокупность движущих сил, которые побуждают человека к осуществлению определенных действий; система факторов, вызывающих активность человека и определяющих направленность его поведения.
При правильном построении системы мотивации персонала перечисленные показатели можно будет регулировать в соответствии с планами предприятия, а также сбалансировать текучесть кадров, спрогнозировать развитие сферы деятельности предприятия и повысить эффективность работы персонала.
Таким образом, мотивация – внутренняя потребность человека в чем-либо[34]. Понятие мотивации рассматривали множество авторов и каждый видел свое понимание в этом понятии.
Оценка мотивации активности как процесса предусматривает исследование различных фаз реализации стимулирования активности, а также исследования осуществления определенных этапов интеграции стратегий и целей отдельных организаций и целей конкретных работников для достижения оптимизации удовлетворения физических и духовных потребностей обоих.
Система мотивации определяется конкретной ситуацией, в которой работает предприятие. Эффективность системы мотивации персонала на предприятии характеризуется с помощью следующих показателей[35]: – приверженность и лояльность персонала к предприятию; – заинтересованность персонала в конечном результате; – продуктивность деятельности персонала и удовлетворенность своим трудом; – привлекательность предприятия на рынке труда.
Глава 2. Исследование системы мотивации на примере ТОО «De Beers»
2.1. Общая характеристика организации ТОО «De Beers Kazakhstan»
Компания De Beers Consolidated Mines, которая является основателем мировой бриллиантовой индустрии, была создана англичанином по имени Cecil Rhodes (Сесиль Родс) в 1888 году.
Основным принципом стратегии управления компании было создание вертикально интегрированной организации, которая позволила бы контролировать спрос и предложением на бриллианты. Веками бриллианты ассоциировались с редкостью и ценностью, преимущественной роскошью королевских особ. Свою маркетинговую модель Родс построил, основываясь на 2 принципах:
- Первое - увеличение производства алмазов, следовательно, и их продажи, разрушит восприятие бриллиантов, как недосягаемой роскоши, в результате покупатели не будут готовы платить за них высокую цену.
- Второе – африканские предприниматели поодиночке не смогут контролировать потоки бриллиантов на рынок, так как они будут пытаться продать, как можно больше алмазов независимо от их количества и качества, что опять же приведет к дестабилизации цен.
Результатом стало создание Сесилем агентсва CSO, которое скупало, сортировало, оценивало и продавало алмазы, тем самым получив полный контроль над мировыми потоками алмазов на рынок.
Компания также ведет активную маркетинговую деятельность и берет на себя разработку рекламных компаний с целью продвижения бриллиантов на рынке. Проведенная в 1946 году рекламная компания De Beers под слоганом «A diamond is forever» (Бриллианты навсегда) является одной из самых успешных маркетинговых компаний столетия. Она не просто краткосрочно повысила продажи рекламируемого продукта, а кардинально изменила статус рекламируемого товара.
На рисунке 5 представлен логотип компании De Beers Consolidated Mines.
Рисунок 5.Логотип De Beers Consolidated Mines
ТОО «De Beers Kazakhstan» занимается оптовой и розничной торговлей ювелирными изделиями и часами.
Юридический адрес предприятия: страна Казахстан, город Алматы, улица Богенбай батыра, дом 125, кв.13.
Для анализа основных экономических показателей деятельности ТОО «De Beers Kazakhstan» было исследовано их изменение за 2014-2016 гг. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Основные технико-экономические показатели хозяйственной деятельности ТОО «De Beers Kazakhstan»[36]
Наименование показателей |
2014 |
2015 |
2016 |
Темп роста, 2015/2014гг,% |
Темп роста, 2016/2015гг,% |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
13150 |
14550 |
18829 |
111 |
130 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
27 |
37 |
35 |
115 |
113 |
Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
4580 |
5860 |
8820 |
128 |
151 |
Затраты, тыс.руб. |
5010 |
5740 |
7900 |
115 |
138 |
Прибыль, тыс.руб |
3560 |
2950 |
2109 |
83 |
71 |
Продолжение таблицы 2
Рентабельность продаж, руб. |
0,27 |
0,20 |
0,11 |
74 |
55 |
||||
Стоимость основных фондов, тыс. руб. |
1280 |
1560 |
1980 |
122 |
127 |
||||
Оборотные средства, тыс. руб. |
1120 |
1356 |
1585 |
121 |
117 |
||||
Фондоотдача, руб. |
4,4 |
3,9 |
3,1 |
89 |
79 |
||||
Фондовооруженность, руб. |
48,2 |
55,4 |
62,9 |
115 |
114 |
||||
Фондоемкость, руб. |
0,11 |
0,17 |
0,23 |
155 |
135 |
Представленные данные в таблице 2 свидетельствует о том, что выручка в 2015 году составила 14 млн. 550 тыс. рублей, что на 1 млн. 400 тыс. рублей (11%) больше чем в 2014 году. Данный показатель в 2016 году возрос на 4 млн. 279 тыс. рублей, что на 30% больше по отношению к 2015 году.
Также из таблицы показателей хозяйственной деятельности компании видно, что за период с 2014 года по 2016 год произошло увеличение среднесписочной численности сотрудников с 27 человек до 35 человек, данное увеличение составило 30%. За анализируемые периоды 2016 года по отношению к 2014 году наблюдается рост фонда оплаты труда с 4 млн. 580 тыс. рублей до 8 млн. 820 тыс. рублей, что составило 93%.
Данное увеличение показателя обосновано ростом средней заработной платы и увеличением среднесписочной численности сотрудников. На ряду с этим, в компании значительно возросли затраты на заработную плату, аренду помещений с 5 млн. 010 тыс. рублей в 2014 году до 7 млн. 900 тыс. рублей в 2016 году, что составило 58%. Это связано с увеличением персонала компании, повышением арендной платы, повышением налогов, поднятие цен на ГСМ и прочее. Несмотря на данные показатели, компания остается в 2016 году в прибыли, хотя она и значительно снизилась по отношению к 2014 году, на 59%.
ТОО «De Beers Kazakhstan» имеет достаточно разветвленную организационную структуру. Она представлена на рисунке 6.
Рисунок 6. Организационная структура сети ювелирных магазинов ТОО «De Beers Kazakhstan»
Организационная структура построена по линейно-функциональному она обеспечивает разделение труда по функциям предприятием. В то же время структура управления как негибкая, приспособленная для внутренних задач, а не
Такая структура применяется и эффективна на малых предприятиях с простой технологией и минимальной специализацией. Преимуществами такой структуры являются простота, конкретность заданий и исполнителей.
Директор руководит видами деятельности организует работу и взаимодействие торговых единиц. На заместителя предприятия возложена обязанность комплектации создания безопасных и условий их труда.
Руководитель отдела маркетинга и рекламы занимается продвижением данной компании на рынке с помощью разных видов рекламы.
бухгалтер осуществляет бухгалтерского учета деятельности предприятия и за экономным использованием трудовых и финансовых Обеспечивает рациональную учета и отчетности на и в его подразделениях на основе форм и методов учета и контроль.