Файл: Правовой статус некоммерческих организаций: понятие, виды, общая характеристика (Понятие и признаки некоммерческой организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации признаются добровольные объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединившихся по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признаку в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры (ст. 123.16 ГК). При выходе из общины или ее ликвидации члены имеют право на получение части ее имущества или компенсации такой части в порядке, установленном законом.

Адвокатские палаты и адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами, - новые самостоятельные организационно-правовые формы некоммерческих корпоративных организаций, выделившиеся из ассоциаций (союзов).

Адвокатскими образованиями, являющимися юридическими лицами, в соответствии со ст. 123.16-2 ГК признаются некоммерческие организации, созданные в соответствии с законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре в целях осуществления адвокатами адвокатской деятельности. Адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами, создаются в виде коллегии адвокатов, адвокатского бюро или юридической консультации. Особенности создания, правового положения и деятельности адвокатских образований, являющихся юридическими лицами, определяются законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Следующим видом некоммерческих организаций, обозначенным в ГК, являются фонды.

Фондом по ГК (ст. 123.17) является унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Основной особенностью фонда является то, что его учредители юридически не имеют никаких прав ни на имущество, ни на управление данным юридическим лицом. Предполагается, что после его создания учредители фонда "устраняются" от данной организации, а внесенное в фонд имущество самостоятельно функционирует в общественно полезных целях под контролем органов фонда, создаваемых согласно уставу. Однако фактически учредители фонда продолжают управлять и контролировать деятельность фонда, входя в состав его органов управления и контроля. Фонд не может быть реорганизован, кроме случаев реорганизации негосударственных пенсионных фондов, определяемых законом. Для фондов предусмотрена публичная отчетность об использовании имущества.


Также особыми субъектами являются государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Строго говоря, данные организации фондами с точки зрения ГК не являются, а относятся к особым разновидностям государственных учреждений.

Существуют также иные фонды, фондами с точки зрения ГК не являющиеся. Например, Российский фонд фундаментальных исследований, Федеральный фонд производственных инноваций и т.д. - так называемые федеральные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности. Данные фонды осуществляют свою деятельность в форме государственных учреждений в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".

Еще одним видом унитарной некоммерческой организации, предусмотренным ГК, является учреждение, характеризуемое тем, что оно не является собственником закрепленного за ним имущества: имущество принадлежит учреждению на особом ограниченном вещном праве оперативного управления, собственником же имущества остается лицо, создавшее учреждение. Учреждение создается единственным собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Соучредительство нескольких лиц при создании учреждения не допускается.

Другой особенностью учреждения является то, что оно отвечает по своим обязательствам не всем имуществом, а лишь его определенной частью (только денежными средствами или также иным имуществом, если это предусмотрено законом). При недостаточности указанных денежных средств или иного имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник его имущества.

В Российской Федерации законодательство об учреждениях с 2006 г. претерпело существенные изменения. Раньше в ГК и в Законе о некоммерческих организациях содержались только положения о финансируемых собственником учреждениях. В настоящее время по сути организационно-правовая форма учреждения подразделяется на четыре разновидности:

  • частные учреждения;
  • государственные и муниципальные бюджетные учреждения; - государственные и муниципальные автономные учреждения; - государственные и муниципальные казенные учреждения.

Соответствующие поправки были внесены и в ГК, и в Закон о некоммерческих организациях в период с 2006 по 2010 гг. и в последующем были закреплены в новой редакции главы 4 ГК.


Бюджетное учреждение создается для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).

Бюджетное учреждение финансируется государством путем предоставления субсидий на выполнение государственного задания, однако оно дополнительно вправе осуществлять приносящую доходы деятельность. Денежные средства бюджетного учреждения должны храниться исключительно на счетах казначейства.

Все имущество бюджетного учреждения, принадлежащее ему на праве оперативного управления, делится на несколько категорий, некоторые из которых освобождены от возможного обращения взыскания на него кредиторами.

В частности, имущество бюджетного учреждения состоит:

  • из денежных средств;
  • имущества, закрепленного за учреждением собственником;
  • имущества, приобретенного за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности;
  • особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником имущества или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных собственником; - недвижимого имущества.

Организационно-правовая форма (или тип) автономного учреждения была введена Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", вступившим в силу в январе 2007 г. Автономные учреждения являются некоммерческими организациями, созданными для выполнения работ и оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, иных сферах, определяемых законом. Финансирование автономных учреждений государством или муниципальным образованием осуществляется на основе государственных заданий путем предоставления субсидий. Эта форма, с одной стороны, позволяет государству урезать или вообще исключить бюджетное финансирование соответствующих учреждений, снять с себя ответственность за деятельность этих учреждений, а с другой стороны, дает большую возможность учреждениям зарабатывать дополнительные доходы, тем самым легализуя соответствующую практику. При этом особо ценное имущество (недвижимость, основные средства и т.п.), так же как и у бюджетных учреждений, по-прежнему остается под контролем государства, и автономное учреждение не может отвечать этим имуществом по своим долгам.


Актуальным для России является также вопрос о статусе учреждений, одновременно являющихся органами власти, а также об иных юридических лицах, на которые возлагается осуществление публичных функций и полномочий. В законодательстве эти вопросы до сих пор четко не решены.

Еще одним видом некоммерческих организаций, упоминаемых в ГК, являются государственные корпорации и государственные компании.

Их правовое положение определяется Законом о некоммерческих организациях, а также специальными законами, посвященными отдельным государственным корпорациям и государственным компаниям.

Государственная корпорация - это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона, который по существу выполняет функцию ее учредительного документа. Иных учредительных документов для создания государственной корпорации не требуется. Имущество является собственностью государственной корпорации. Несмотря на свое название, в государственной корпорации нет членов (участников), и, соответственно она является не корпоративной, а унитарной организацией.

В настоящее время действует всего несколько государственных корпораций.

Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций дополнен новой формой - государственная компания. Ею признается созданная на основании федерального закона некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления.

Общие положения о государственных корпорациях и государственных компаниях во многом схожи, однако основная роль в регулировании деятельности юридических лиц данных организационно-правовых форм принадлежит специальным федеральным законам, посвященным конкретным юридическим лицам.

И государственные корпорации, и государственные компании относятся по сути к юридическим лицам, осуществляющим публично-правовые функции, которые создаются на основании отдельных федеральных законов и каждая из которых имеет особый правовой статус. Фактически речь идет о так называемых юридических лицах публичного права, о целесообразности введения которых в отечественное законодательство уже давно развернулась широкая дискуссия.[3]


Более того, несмотря на то что ГК формально не допускает создание после 1 сентября 2014 г. новых государственных корпораций, на практике этот процесс до сих пор продолжается. Например, уже после вступления в силу новой редакции главы 4 ГК на основании Закона была создана еще одна государственная корпорация - "Роскосмос", что говорит о незавершенности дискуссий о необходимости сохранения в отечественном правопорядке государственных корпораций.

Автономная некоммерческая организация по существу является частным учреждением в его классическом понимании, поскольку она является собственником своего имущества, создается одним или несколькими учредителями для некоммерческих целей и управляется учредителями или в установленном ими порядке. При этом имущество автономной некоммерческой организации не делится на паи или доли. Как отмечается в литературе, "такая модель АНО соответствует германской категории унитарного юридического лица - "учреждения" (Anstalt), которая отличается от "фонда" (Stiftung) именно возможностью учредителей не только создавать такую правосубъектную организацию, но и непосредственно управлять ее деятельностью".

Автономной некоммерческой организацией согласно ГК признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности. Учредители автономной некоммерческой организации имеют собственную "учредительскую" компетенцию, в том числе принимать решение об утверждении устава, о принятии новых лиц в состав учредителей, о преобразовании (АНО может быть преобразована в фонд), о создании постоянно действующего коллегиального органа, о назначении единоличного исполнительного органа. Учредители могут пользоваться услугами организации только на равных условиях с другими лицами.

Религиозные организации являются еще одной разновидностью унитарных некоммерческих организаций.

Согласно п. 1 ст. 123.26 ГК религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с Законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.