Файл: Правовой статус некоммерческих организаций: понятие, виды, общая характеристика (Понятие и признаки некоммерческой организации).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие и признаки некоммерческой организации
1.2. Классификация некоммерческих организаций
Глава 2. Особенности гражданского правового статуса некоммерческих организаций.
2.1. Теоретические подходы к определению статуса субъектов гражданского права.
2.2. Гражданско-правовая регламентация статуса некоммерческих организаций
2.3. Специфика гражданско-правовой ответственности некоммерческой организации
2.3. Специфика гражданско-правовой ответственности некоммерческой организации
Одним из признаков любого юридического лица, в том числе и некоммерческого, является «самостоятельная имущественная ответственность». Способность нести самостоятельную имущественную ответственность, выражается в том, что организация по своим обязательствам отвечает принадлежащим ей имуществом. Принцип самостоятельной гражданско-правовой ответственности юридического лица закреплен в ст.56 ГК РФ.
Основанием для применения мер по результатам контроля органа Минюста за деятельностью некоммерческой организации является выявление несоответствия деятельности некоммерческой организации уставным целям, нарушения законодательства Российской Федерации
По результатам контроля центральным аппаратом (территориальным органом) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации принимаются следующие меры:
- вынесение предупреждения (внесение представления);
- приостановление деятельности общественного объединения или религиозной организации;
- возбуждение дела об административном правонарушении;
- направление в суд заявления о ликвидации некоммерческой организации;
- направление в суд заявления о признании общественного объединения, религиозной организации прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц;
- направление документов в органы внутренних дел, прокуратуры, иные контрольно-надзорные органы в случае выявления нарушения некоммерческими организациями нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль за соблюдением которых не входит в компетенцию Минюста России (территориальных органов).
Решение об избрании применяемой к организации меры принимается исходя из соответствия меры тяжести нарушения.
Административная ответственность некоммерческих организаций.
Специалисты органов Минюста, осуществляющие функции по контролю деятельности некоммерческих организаций, вправе в случаях, установленных законом, составлять протоколы об административном правонарушении.
В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях некоммерческая организация, а также ее должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности при выявлении следующих нарушений.
Статья 5.26. Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях
- Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
- Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо обязательные работы на срок до ста двадцати часов; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Статья 19.4. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль
1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей.
Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.
1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Статья 19.5.1. Неисполнение решения коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность по противодействию терроризму
Неисполнение решения сформированного по решению Президента Российской Федерации на федеральном уровне коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, которое принято в пределах компетенции указанного коллегиального органа, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 19.6. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения
Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Статья 19.7.5-2. Непредставление сведений некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента
Непредставление или несвоевременное представление некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим государственным органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Статья 19.34. Нарушение порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента
1. Осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Статья 20.33. Осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности.[12]
Осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности, участие в такой деятельности либо нарушение запретов, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Заключение
В работе исследован подинститут гражданского права - «некоммерческая организация».
Подводя общие итоги выполненного исследования, можно с уверенностью говорить о том, что верность и важность данной темы определена ее особой актуальностью, а так же необходимостью систематизирования действующих в Российской Федерации различных некоммерческих организаций.
Некоммерческая организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Роль некоммерческих организаций в становлении государства трудно недооценить, поскольку именно привносят в общественные отношения новые элементы самоуправления, делая акцент на социальных и духовных ценностей формируя уверенность граждан в паритетности их статуса в отношении государства и социальных институтов.
Некоммерческая организация является юридическим лицом, а любая организация, имеющая статус юридического лица, должна обладать определенными признаками. Признаки юридического лица - это такие внутренне присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе - достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права.
Первым признаком юридического лица является организационное единство (наличие четкой внутренней структуры, органов управления и соответствующих структурных подразделений для выполнения своих функций);
Следующим признаком юридического лица можно назвать наличие у него обособленного имущества.
Третьим признаком юридического лица является наличие самостоятельной имущественной ответственности.
Четвертым признаком юридического лица является выступление в гражданском обороте от своего имени. Означает возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде. Это - итоговый признак юридического лица и одновременно та цель, ради которой оно и создается.
Под гражданско-правовым статусом некоммерческой организации предлагается понимать правовое состояние, определяемое комплексом таких элементов, как цель и задачи деятельности, функции, правосубъектность, юридические права и обязанности, гарантии их осуществления, ответственность, предусмотренных нормами гражданского законодательства Российской Федерации, которые такая организация способна реализовать в рамках гражданских правоотношений.
Правовой статус выступает наиболее значимой юридической категорией, тесно связанной с общественной жизнью. При наличии одинакового объема прав и обязанностей можно вести речь о равноправии субъектов гражданского оборота. Российские ученые едины в подходах к определению понятия правовой статус через совокупность прав и обязанностей, но все же высказывают различные точки зрения относительно набора элементов, составляющих правовой статус.