Файл: Правовой статус некоммерческих организаций: понятие, виды, общая характеристика (Понятие и признаки некоммерческой организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует также отметить, что помимо предусмотренных ГК видов юридических лиц действующее законодательство предусматривает иные виды юридических лиц, некоторые из которых ранее претендовали на то, чтобы быть самостоятельными организационно-правовыми формами (например, некоммерческое партнерство, товарищество собственников жилья, торговопромышленные, нотариальные и адвокатские палаты и т.д.). Однако после того, как с 1 сентября 2014 г. в ГК в отношении всех юридических лиц окончательно закрепился принцип закрытого перечня (numerus clausus) организационно-правовых форм юридических лиц, все иные их разновидности, предусмотренные другими федеральными законами, либо должны рассматриваться как нелегитимные, либо должны в гражданско-правовом смысле относиться к одной из предусмотренных ГК организационно-правовых форм юридических лиц.

Глава 2. Особенности гражданского правового статуса некоммерческих организаций.

2.1. Теоретические подходы к определению статуса субъектов гражданского права.

В теории права важное место занимает понятие и содержание такой юридической термин, как «правовой статус», а также его соотношению с субъективным правом, правосубъектностью, правоспособностью.

В отношении значения такого термина как «правовой статус» можно сказать следующее. В толковом словаре русского языка определено: «Статус - правовое положение (офиц.), а также вообще положение, состояние (книжн.)»[4]. Такое же понимание термина «статус» представлено в русском толковом словаре Лопатина В. В. и Лопатиной Л. Е., а понятие «состояние» расшифровывается, как «положение, в котором кто-, что-нибудь находится» . Относительно ключевого слова «положение» в этом словаре высказано несколько определений, наиболее объективна точка зрения, согласно которой положение - это «состояние кого -, чего-нибудь, обусловленное какими-нибудь обстоятельствами».


Само слово «статус» имеет латинские корни и обозначает - положение, состояние, правовое положение (совокупность прав и обязанностей) гражданина или юридического лица.

Таким образом, «статус», «состояние» и «правовое положение» являются синонимами.

Правовой статус является емкой юридической категорией. В зависимости от отраслей права, например, можно выделить - административно-правовой, конституционно-правовой, гражданско-правовой статусы.

Выдвигаются версии о соотношении правоспособности и правового статуса как части и целого. Так, например, Н.И. Матузов отмечает, что правовой статус основывается на правоспособности, но с ней не отождествляется. Он обширнее, ярко выражен, структурно сложнее, выступает обобщающим, собирательным понятием.

По мнению большинства ученых рассматривающих этот вопрос, правовой статус выступает звеном, определяющим содержание правосубъектности. Г.В. Мальцев считает, что «правосубъектность означает единство правого статуса и правоспособности.

Другие же ученые выдвигают свою версию и полагают, что в качестве разделяющего понятие «правосубъектность» базируется на категориях «правоспособность» и «дееспособность»».[5]

По мнению О.В. Шаклеиной «В гражданском праве правосубъектность рассматривается, как социально-правовая возможность лица быть участником гражданских правоотношений. Наделение субъекта правосубъектностью есть следствие существования длящейся связи субъекта и государства. Именно в силу наличия такой связи на всякое правосубъектное лицо возлагаются обязанности принципиального характера: соблюдать законы и нравственные нормы, осуществлять субъективные гражданские права в соответствии с их социальным назначением.

Юридическим и физическим лицам, которые выступают субъектами гражданских правоотношений даны одинаковые возможностями для участия в гражданском обороте. Но есть правоотношения которые не допускают участие физических лиц, к ним можно отнести – страховую и биржевую деятельность.

Правосубъектность понимается не как комплект качеств, которыми должны обладать субъекты гражданского права в целом, а как признак, которым, согласно закону, наделяется отдельный субъект для признания его участником гражданских правоотношений».[6]

Организация, созданная в общественно полезных целях, приобретая статус юридического лица, становится носителем гражданской, административной,


финансовой, трудовой и ряда других видов правосубъектностей, в совокупности создающих его правовой образ. В зависимости от целей и задач, выполняемых юридическим лицом, определяющее значение в его правовом статусе приобретает та или иная правосубъектность.

Некоммерческие организации не вправе использовать самостоятельную правосубъектность в противоречии с этими целями, не должны иметь широких возможностей для занятия коммерческой деятельностью.

Как и граждане, как и коммерческие юридические лица, некоммерческие организации обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью.

В соответствии со ст.24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» данные субъекты могут осуществлять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством и соответствующих целям их создания. Вместе с тем следует разграничивать предмет уставной деятельности некоммерческих организаций и конкретные правомочия по осуществлению этой деятельности. M.Л. Макальская и H.A. Пирожкова считают, что: «в сфере гражданского оборота конкретные правомочия некоммерческой организации со специальной правоспособностью могут быть шире предмета ее уставной деятельности».[7]

Юридическое лицо обладает специальной правоспособностью и может совершать действия лишь в соответствии с целями, ради которых оно создано. Юридическое лицо имеет дееспособность, воля коллективного субъекта выражается через специальные органы.[8]

Данное исследование базируется на позиции, где правовой статус и правоспособность рассматриваются как взаимосвязанные юридические категории и обладают определенным содержанием, которое непосредственно выводится через субъективные права и обязанности. Автор придерживается мнения, что правоспособность является составной частью правосубъектности, которая в свою очередь является элементом правового статуса.

По мнению Ю.С. Гамбарова: «Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской и внешнеэкономической деятельностью, при этом в учредительных документах обязательно указывается, что «доходы, полученные в результате таких видов деятельности, направляются на развитие уставных целей». Это лишний раз свидетельствует об ограничении правоспособности и специфике гражданско-правового статуса некоммерческих организаций»[9].


2.2. Гражданско-правовая регламентация статуса некоммерческих организаций

Основы регламентации статуса некоммерческих организаций заложены в ГК РФ и Законе о некоммерческих организациях.

  1. Конституционная регламентация статуса некоммерческих организаций. Традиционно сложилось, что Конституция выступает основным законом, на положениях которого базируется вся национальная нормативно - правовая база.

В системе законодательства главному закону отводится особое место.

Таким образом, правовой статус некоммерческих юридических организаций, в целом не закреплен на уровне Конституции.

  1. Законодательство, регулирующее деятельность некоммерческих организаций, согласно пункту «о» статьи 71 Конституции РФ находится в ведении Федерации.

В то же время, Конституцией РФ гарантирована свобода деятельности общественных объединений и право граждан на объединение. В частности, согласно п. «в» ст. 71 Конституции РФ, в ведении Российской Федерации находится регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, а по п. «б» ст. 72 Конституции РФ защита прав и свобод человека находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Таким образом, по вопросам защиты прав граждан в сфере образования, науки, культуры, спорта, адвокатуры и т.п. субъекты Федерации в соответствии со ст. 76 Конституции РФ могут принимать собственные законы и иные нормативные правовые акты.[10] В субъектах РФ принимаются нормативные акты, имеющие практическое значение для некоммерческих организаций, в частности имеют место.

Как показывает практика, субъекты РФ могут допустить превышение имеющихся полномочий.

  1. Ограниченность сферы воздействия Закона о некоммерческих организациях. По мнению автора, название закона должно емко и точно отражать сферу применения. Тем не менее, положения Закона о некоммерческих организациях не распространяются на потребительские кооперативы, видовая множественность которых предусмотрена п.6 ст.116 ГК РФ. Деятельность потребительских кооперативов определена ГК РФ, а детализируется специальными нормативными правовыми актами о потребительских кооперативах.

«Недостатки закрепленной в ГК системы форм некоммерческих организаций уже начали выявляться на практике. В связи с этим их изначально предусмотренный перечень дополнен тремя формами, и тенденция к его дальнейшему расширению очевидна. В частности, в Государственную Думу ФС РФ внесен законопроект N 711634-6, предусматривающий признание товарищества собственников жилья самостоятельной организационно-правовой формой некоммерческих юридических лиц. По мнению его разработчиков, включение товариществ собственников жилья в состав организационноправовой формы товариществ собственников недвижимости кроме неудобств никаких содержательных улучшений регулирования создания и деятельности объединений собственников помещений в многоквартирном доме не несет. Кроме того, сформулированные в ГК нормы входят в противоречие с положениями ЖК РФ и других специальных актов, что способно вызвать неоднозначную правоприменительную практику, порождает много вопросов и приводит к правовому вакууму из-за неурегулированности отдельных отношений с участием товариществ собственников недвижимости».[11]


  1. Дублирование положений Гражданского кодекса РФ Законом о некоммерческих организациях. ГК РФ посвящает непосредственно некоммерческим организациям 15 статей и предусматривает принятие специальных законов, регулирующих особенности правого положения и деятельности тех или иных организаций. Фонды и объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) действуют в соответствии нормами ГК РФ и Закона «О некоммерческих организациях». Если сравнить дословно ст.ст.118, 119 ГК РФ и ст.8 Закона о некоммерческих организациях (фонды) и соответственно ст.ст. 121-123 ГК РФ и ст.ст. 11-12 Закона о некоммерческих организациях то получим:

нормы Закона о некоммерческих организациях практически повторяют

нормы ГК РФ; положения ГК РФ дают более развернутую (полную) характеристику

фондов и объединений юридических лиц, как по качественному, так и по количественному показателю.

Непонятен смысл повторения прописных истин, закрепленных в кодифицированном акте специальным законом.

Фактически тот же аргумент, можно привести, рассматривая нормы об учреждении. Учреждение - довольно распространенный субъект гражданского оборота. Учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется полностью или частично этим собственником.

Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Общие положения об учреждении содержатся в ст. 120 ГК РФ и ст.9 закона «О некоммерческих организациях» и почти идентичны между собой. В то же время, особенности правового положения отдельных видов учреждений определяются различными нормативными правовыми актами. Так, действуют специальные законы «О библиотечном деле», «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и так далее.

Таким образом, мы выявили несколько причин, которые могут повлиять на «отсутствие единой системы и существенные недостатки в содержании правового регулирования» положения некоммерческих юридических лиц.

В настоящее время регламентация правового статуса некоммерческих организаций носит достаточно раздробленный характер, это скорее всего связано с множеством принятых в этой среде нормативных актов разного уровня.