Файл: Этапы и особенности ведения социально-психологического тренинга.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 1168
Скачиваний: 1
Вывод по главе 2
Подводя итог этой главы, можно сказать, что организация социально-психологического тренинга это довольно трудоемкий процесс. Несомненно, необходимо соблюдать все принципы проведения тренинг мероприятия. Определение цели тренинга, комплектование группы, соблюдение принципа добровольности, компетентность тренера и много другое. Необходимо учитывать возможный как положительный, так и негативный результат исхода тренинга. В любом случае, каждый участник тренинга, в том числе и тренер, получает возможность раскрыть свой потенциал, узнать свои слабые стороны. Продуктивным можно считать тот тренинг, после которого у участник произошли хоть какие-то внешние или внутренние изменения, происходящие по собственной инициативе.
Заключение
В настоящее время существует очень много книг и пособий, предназначенных для изучения проведения психологического тренинга. У разных авторов разная трактовка, разные методы и разная предполагаемая результативность тренинга. Начинающий тренер, погружаясь в море информации, должен приложить максимум усилий, чтобы извлечь из этого самое ценное. Как пишет И.В. Вачков: «Если начинающий тренер обратится к литературе, описывающей тренинговые методы, то отчаяние его будет безграничным. Мало того, что названий методов очень много, так еще и едва ли не каждый автор понимает под тем или иным методом что-то исключительно свое, родное и горячо любимое».[17]
Поэтому начинающему тренеру, психологу необходимо разобраться и понять, что же такое тренинг.
Тренинг – театральное представление, со своим сценарием, где у каждого есть своя роль.
Эрик Берн считает, что у каждого человека есть три состояния Я, определяющие, как он ведет себя с окружающими и что из этого в итоге получается. Я-Родитель, Я-Взрослый, Я-Ребенок.[18] Э. Берн считает, что мы в каждый момент своей жизни находимся в одном из этих трех состояний. Причем их смена может происходить сколь угодно часто и быстро. Три роли, которые люди проигрывают на работе, дома, в семье, в дружеской компании. В большинстве случаев в межличностных отношениях преобладает Ребенок или Родитель, что приводит к неадекватному поведению, к искажению мироощущения, недопониманию оппонентов и конфликтам. Эрик Берн считает, что человек становится зрелой личностью, когда в его поведении доминирует состояние Взрослого. И поэтому задача каждого человека — добиться баланса трех Я-состояний с помощью усиления роли Взрослого. Участие в СПТ под руководством тренера дает возможность каждому проиграть каждую роль из трех, дать преимущество отстающей, обделенной роли. Таким образом, можно добиться баланса, и, как следствие, более адекватного восприятия окружающего мира, событий и людей.
По мнению Ирвина Ялома, тренер, психолог, терапевт группы СПТ может выступать в двух основных ролях:
- Эталонного участника. В этой роли тренер демонстрирует на собственном примере желаемый образец группового поведения, усиливает динамику социального научения через групповую независимость и сплоченность. Занимая такую позицию, начинающий тренер получает возможность глубоко прочувствовать то, что переживают остальные участники тренинга, понять глубинные процессы, происходящие внутри личности в период групповой динамики.
- Технический специалист. В этой роли тренер выступает в качестве эксперта, лидера, который формирует нормы, комментирует процессы тренинга, акты поведения отдельных участников. «Он использует множество техник, чтобы продвинуть группу в направлении, которое считает желательным».[19]
Независимо от выбранной роли, работа тренера в СПТ многоплановая. Это организация взаимодействия участников между собой в виде приемов, техник и процедур. Это умение замечать и одновременно переводить на доступный участникам непрофессиональный язык возникающие явления на психологическом уровне.
Таким образом, психотренинг – искусство создания в группе событий для участников в их субъективной реальности. Упрощая, тренинг можно определить как некоторую ситуацию, в которой с участниками происходят некоторые изменения.
Так как в тренинге принципиально отсутствует жесткий сценарий, ход развития невозможно предсказать заранее, тем более нельзя гарантировать какие у кого будут результаты. Отличительной чертой тренинга можно назвать большой уровень неопределенности. Если перейти на аналогию с театральным представлением, в тренинге есть место импровизации. Эффективный тренер не думает когда и какие ситуации организовать. Он видит, чувствует атмосферу в группе и поступает соответственно профессиональной интуиции. Тренинг предназначен для передачи знаний, которые невозможно передать словами. Поэтому тренинг – это познание через проживание. Психологический тренинг является методом преднамеренных изменений человека, направленных на его личностное и профессиональное развитие через приобретение, анализ и переоценку им собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия.
Ведущий тренинга может стать для каждого участника проводником в новую жизнь. От его личностных особенностей, профессиональных знаний и умений зависит степень развития или деградации, как личности каждого участника, так и группы в целом. Совокупность упражнений, игр и психологических техник являются только инструментами. «Качество» этих инструментов, методы, парадигмы и принципы той или иной психологической школы или психологического направления, имеют только вторичное значение в достижении результата. В конечном счете, сам ведущий группы, его индивидуальный стиль, профессиональные знания, практический опыт и собственная психотерапия определяют успешность его работы и положительный результат работы группы.
Список использованной литературы
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческой судьбы. Пер. с англ. А.Грузберга – М.:Эксмо, 2014. – 576 с.
2. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры – Спб.: Социально-психологический центр, 1996. – 384 с.
3. Вачков И.В. Психология тренинговой работы – М.: Эксмо, 2007 – с.40
4. Майерс Д. Социальная психология/Перев. с англ. – СПб.: Питер 1997. – 688 с.
5. Донцов А.И. Общение как фактор развития коллектива / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. – М.: Изд-во МГУ, 1987.- с.20-24.
6. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.- с.26
7. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.- с. 55
8. Каган М. С. , Эткинд А. М. Общение как ценность и как творчество/ М.С.Каган, А.М.Эткинд// Журнал Вопросы психологии.- 1988.- №4.- с.25-33.
9. Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика Монография. – СПб.:Образование, 1997. - 238 с.
10. Мейгас М., Пихо Г., Сёэт М. Проблемы измерения эффекта социально-психологического тренинга. - Таллинн. 1983 с.43-63.
11. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. – М. Изд-во Моск. ун-та1982. – 168 с.
12. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. Монография. – М.: Знание, 1991. — 48 с.
13. Роджерс К.Р. Групповая психотерапия. – М. Изд-во Института общегуманитарных исследований 2017. – 174 с.
14. Хараш А.У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий. Психолого-педагогические проблемы общения / Под ред. А. А. Бодалева. М.: НИИ ОПП АПН СССР. 1979 г. С. 17 — 35.
15. Хараш А.У. Личность в общении / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – с.30-42.
16. Ялом И. Групповая психотерапия. Пер.с англ. – М.:Апрель Пресс, Изд-во Института психотерапии 2005. – 576с.
17. Яценко Т.С. Проективный рисунок как вспомогательная методика при групповом обучении общению. – Краснодар: Изд-во КГУ, 1983. – с. 26-32.
18. Sydney M. Jourard The Transparent Self – NY.:Van Nostrend Reinhold, 1971 – 250 с.
-
Хараш А.У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий. Психолого-педагогические проблемы общения / Под ред. А. А. Бодалева. М.: НИИ ОПП АПН СССР. 1979 г. С. 17 — 35 ↑
-
Петровская Л.А. Компетентность в общении. – СПТ.- М.: Изд-во МГУ, 1989. с. 14 ↑
-
1 Хараш А.У. Личность в общении / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – с30-42. ↑
-
Sydney M. Jourard The Transparent Self – NY.:Van Nostrend Reinhold, 1971 – 250 с. ↑
-
Каган М. С. , Эткинд А. М. Общение как ценность и как творчество/ М.С.Каган, А.М.Эткинд// Журнал Вопросы психологии.- 1988.- №4.- с.25-33 ↑
-
Ялом И. Групповая психотерапия. Пер.с англ. – М.:Апрель Пресс, Изд-во Института психотерапии 2005. – 576с. ↑
-
Донцов А.И. Общение как фактор развития коллектива / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. – М.: Изд-во МГУ, 1987.- с.20-24. ↑
-
Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика Монография. – СПб.: Образование, 1997. - 238 с. ↑
-
Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.- с. 55 ↑
-
Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.- с.26 ↑
-
Яценко Т.С. Проективный рисунок как вспомогательная методика при групповом обучении общению / Краснодар: Изд-во КГУ, 1983.- с. 26-32 ↑
-
Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры – Спб.: Социально-психологический центр, 1996. – 384 с. ↑
-
Мейгас М., Пихо Г., Сёэт М. Проблемы измерения эффекта социально-психологического тренинга. - Таллинн. 1983. С.43-63. ↑
-
Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. – М. Изд-во Моск. ун-та1982. – 168 с. ↑
-
Роджерс К.Р. Групповая психотерапия. – М. Изд-во Института общегуманитарных исследований 2017. – 174 с. ↑
-
Мейгас М., Пихо Г., Сёэт М. Проблемы измерения эффекта социально-психологического тренинга. - Таллинн. 1983. С.43-63. ↑
-
Вачков И.В. Психология тренинговой работы / М.: Эксмо, 2007- с.40 ↑
-
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческой судьбы. Пер. с англ. А.Грузберга – М.:Эксмо, 2014. – 576 с. ↑
-
Ялом И. Групповая психотерапия. Пер.с англ. – М.:Апрель Пресс, Изд-во Института психотерапии 2005. – 576с. ↑