Файл: Этапы и особенности ведения социально-психологического тренинга.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 1150

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

б) принцип физической закрытости – тренинговая группа сохраняется в том же количестве и том же составе с начала и до конца тренинга.

в) принцип пространственно-временной организации тренинга – четко определено время и место проведения тренинга.[8]

Для более эффективной работы тренинга необходимо создать специальную психологическую среду, миниатюру реальной социальной среды, отражающей внешний мир, в которой тренинговая группа будет проживать искусственно создаваемые ситуации.

При проведении тренинга следует придерживаться основных принципов создания среды тренинга:

а) Принцип системной детерминации – создать условия, способствующие психологическим изменениям через механизмы психического подражания, обратной связи, изменения уровня удовлетворения потребностей и активного включения участников тренинга в деятельность.

б) Принцип реалистичности – создать в тренинге ситуации, подобные по своим характеристикам – социальной и профессиональной с реальной жизнью участников. Чем меньше отличается лабораторная среда тренинга от реальной, тем больше вероятность переноса полученного опыта в реальную жизнь.

в) Принцип избыточности – создать такие условия, при которых у каждого участника будет выбор предоставления информации, времени и способа действий.

Принципы социально-психологического тренинга, характеризующие поведение и деятельность участников группы:

  1. Принцип активности.

Активность участников тренинговой группы носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение психологических упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме. Активность возрастает в том случае, если мы даем участникам установку на готовность включиться в совершаемые действия в любой момент. Особенно эффективными в достижении целей тренинга через осознание, апробирование и тренировку приемов, способов поведения, идей, предложенных тренером, являются те ситуации и упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы одновременно, что создает дополнительную мотивацию за счет процессов межличностного сравнения в системе сложившихся в группе тренинга отношений. Принцип активности, в частности, опирается на установленную закономерность об усвоении человеком 10% информации, воспринимаемой на слух, 50% информации, воспринимаемой по зрительному каналу, и 90% информации, получаемой в ходе самостоятельной деятельности.


  1. Принцип исследовательской и творческой позиции.

Суть этого принципа заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможные особенности. Исходя из этого принципа, работа тренера или психолога заключается в том, чтобы придумать, сконструировать и организовать те ситуации, которые давали бы возможность членам группы осознать и потренировать новые способы поведения, поэкспериментировать с ними. В группе тренинга создается креативная среда, основными характеристиками которой выступают проблема, неопределенность, принятие тренером, а впоследствии и принятие группой, поведения каждого участника, безоценочность.

Реализация принципа исследовательской, творческой позиции каждого участника сталкивается с ощутимым сопротивлением группы, нередко настроенной на получение готовых рецептов деятельности и не готовой к принятию на себя ответственности за изменения, заявленные в целях тренинга. Сталкиваясь с другим, непривычным способом освоения профессиональной деятельности, участники группы проявляют недовольство, иногда в достаточно сильной, даже агрессивной форме. Преодолеть такое сопротивление помогают ситуации, позволяющие участникам тренинга осознать важность и необходимость формирования у них готовности и в дальнейшем, после окончания тренинга, экспериментировать со своим поведением, творчески относиться к жизни, к профессиональной деятельности, самому себе. Задачей ведущего тренинг в таком случае становится постоянное генерирование ситуаций, позволяющих группе и каждому ее участнику осознать причины своей неготовности к самостоятельной деятельности, апробировать и тренировать новые способы поведения и разрешения проблемных профессиональных ситуаций.

  1. Принцип объективации (осознания) поведения.

В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. Создание условий для эффективной обратной связи в группе – одна из важных задач тренерской работы. Реализуя в ходе тренинга принцип обратной связи, руководитель должен тщательно контролировать высказывания участников, уметь вовремя скорректировать их содержание от оценочных категорий к описательным категориям. Обратная связь создает условия для осознания, и коррекции невербальных компонентов поведения и деятельности. Это особенно важно для некоторых видов тренинга, где освоение кодирования и декодирования невербальных сообщений составляет одну из самостоятельных задач. Еще одно требование к обратной связи — ее своевременность, т.е. мнения, суждения должны быть высказаны по ходу или сразу после выполнения упражнения или задания.


  1. Принцип субъект-субъектного (партнерского) общения.

Принцип субъект-субъектного (партнерского) общения предполагает такое взаимодействие участников тренинга, при котором учитываются интересы, чувства, переживания, состояния других, признается ценность их личности. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципами системной детерминации, творческой, исследовательской позиции участников группы.

  1. Принцип «искренности».

Данный принцип включает два аспекта: с одной стороны, каждый член группы тренинга сам определяет для себя меру искренности, а с другой стороны, тренер в начале занятий предлагает для обсуждения, а затем своими действиями поддерживает идею, заключающуюся в том, что в ходе обсуждения тех или иных вопросов не стоит говорить неправду. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.

  1. Принцип «здесь и теперь».

Предназначен принцип для преодоления тенденции отвлечения участников тренинга от происходящего в группе в сферы, возможно, весьма интересные, но не имеющие отношения к актуальной ситуации. Вместе с тем принцип «здесь и теперь» не относят к универсальным принципам, так как им не объясняются действия участников тренинга, связанные с рефлексией прошлого опыта и с проекциями содержания тренинга и приобретенных в его ходе результатов в будущее.

Последовательная реализация названных принципов – одно из условий эффективной работы группы социально-психологического тренинга. Она отличает эту работу от других методов обучения и психологического воздействия.

2.2 Методология успешного тренинга

Если рассматривать СПТ в целом как процесс, целесообразным будет выделить три составляющих, у каждой из которых свои причины, признаки и способы воздействия. Основная составляющая – сам процесс обучения. Вспомогательные – групповая динамика и развитие личности. В задачу ведущего тренинг входят согласование составляющей развития компетентности в общении личности, развитие группы, также одновременно управление ими.

Во время проведения СПТ тренеры используют различные техники для проведения тренировочных мероприятий. Одной из ведущих и успешных техник является НЛП. Нейролингвистическое программирование – это область практической психологии, разрабатывающая прикладные техники, моделирующие приемы и практики знаменитых психотерапевтов и мастеров коммуникаций. Представляет собой совокупность уже известных теоретических и практических разработок: когнитивной психологии, лингвистики, нейропсихологии, кибернетики.


История возникновения НЛП достаточно любопытна. Его основатели Джон Гриндер и Ричард Бэндлер стремились раскрыть тайну исключительного успеха в человеческих взаимоотношениях. Они изучали математику и лингвистику, эпистемологию и неврологию, наблюдали за работой психологов и психотерапевтов. Лучшими в США и во всем мире в 70-х годах были Милтон Эриксон, автор широко известного сегодня «не директивного гипноза», Вирджиния Сатир, практиковавшая семейную терапию, и Фриц Перлз, основатель гештальт терапии.

Дж. Гриндер и Р. Бэндлер наблюдали за процессами взаимодействия и изменения, происходящими в кабинетах психотерапевтов, записывая сеансы на видеопленку. Затем тщательно проанализировали каждый шаг человеческого взаимодействия. Они обратили внимание на то, что делали психотерапевты и как происходили изменения в людях. В фокусе анализа был процесс позитивного изменения обратившегося за помощью человека. Результатом было то, в чем неоднократно терпели фиаско профессионалы, которые не могли понять, «как они делают то, что делают». Документально представив процесс изменения во взаимодействии между психотерапевтом и его клиентом, Дж. Гриндер и Р. Бэндлер сумели выделить в нем структурные элементы, позволяющие ответить на вопросы: « Как добиться успешных изменений?», «Как изменить взаимоотношения к лучшему?». В центре внимания при этом оказывается сам процесс взаимодействия, который приводит к совершенным результатам.

Дж. Гриндер и Р. Бэндлер изучили модели поведения специалистов человеческой коммуникации, раскодировали техники их работы, описали критерии эффективного взаимодействия.

Исключительная эффективность психотерапевтов, которая покорила создателей НЛП, состояла, прежде всего, в том, что они мастерски владели процессом и технологией успешного общения. Разложив на составляющие структуру этого опыта, изучив его схемы, создатели НЛП раскрыли секреты и алгоритмы средств воздействия на внутренний субъективный опыт человека.

Что же стоит за термином «НЛП»? Существует четыре весьма распространенных определения:

1. технология коммуникации и изменения;

2. изучение структуры субъективного опыта;

3. набор инструментов;

4. методология.

НЛП рассматривает любые возможности человека как обыкновенные и доступные каждому навыки и открывает путь к их пониманию и освоению.

Сегодня НЛП – это набор инструментов, применяя который можно ответить на вопрос: «Что и когда делать?». В руках психолога, социолога, тренера появляется дополнительный арсенал методов, критерием валидности которых является лишь эффективный результат. Но при этом остается открытым вопрос: «Каким образом выбирается тот или иной инструмент?».


Ответить на этой вопрос поможет методология НЛП. Именно методология позволяет выбрать путь, в зависимости от поставленной цели, и получить результат в работе с отдельным индивидом или группой. Итак, НЛП – это технология коммуникации и изменения, основанная на изучении структуры субъективного опыта человека, включившая в себя набор эффективных инструментов и методологию их использования. Это мощное средство изменения, заслуживающее внимание, тщательного обращения и осторожности. Владея техниками НЛП, тренер владеет ключами к «живой» системе коммуникации, ориентированность которой направлена на позитивное видение мира, стремление к успешному результату.

Дж. Гриндер и Р. Бэндлер изучили и описали набор таких инструментов, которые помогают в определение целей, установлении позитивного контакта, сбор информации, наблюдение, гибкость, конгруэнтность.

В качестве основных методических приемов в СПТ можно выделить две большие области – групповая дискуссия и игры. К вспомогательным областям относят психогимнастику и проективный рисунок.

Групповая дискуссия является базовой методикой в СПТ. Материал, служащий предметом дискуссионных обсуждений, может складываться за счет трех основных источников: спонтанно возникающих в групповом процессе ситуаций, как результат применения в групповом контексте приемов социально-психологических исследований и как результат проведения ролевых игр.

Дискуссия – вид общения, целенаправленный, логический, устный обмен фактами и мнениями людей, которые принимают участие в обсуждении. Основными целями дискуссии могут быть с одной стороны, получение знаний, а с другой – решение проблемы. Дискуссия представляет собой процесс непосредственной коммуникации, осуществляемой с помощью вербальных и невербальных средств.

В.П. Захаров и Н.Ю. Хрящева делят групповую дискуссию на конструктивную и неконструктивную. Конструктивную дискуссию отличают характерные особенности: активность и равноправие каждого участника; дифференцированный подход к предмету обсуждения; быстрота реагирования на высказывания партнеров; ощущение каждым демократической атмосферы; критическая оценка мнений и предложений участников; ощущение собственной значимости и повышение компетентности партнеров; ощущение сопричастности и ответственности в решении проблем.[9]

Одной из важнейших задач ведущего тренера является оповещение, регламентирование и соблюдение «норм общения». В таком случае можно говорить об успешной и эффективной групповой дискуссии.