Файл: Этапы и особенности ведения социально-психологического тренинга.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 1170

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Метод ролевой игры в тренинге является одним из базовых — наряду с методом групповой дискуссии. Редкий тренинг обходится без нее. Ролевая игра как метод основана на моделировании ситуации взаимодействия двух и более людей в определенном социальном контексте. При этом взаимодействие осуществляется в рамках ролей — моделей поведения, обусловленных положением человека в системе социальных и межличностных отношений. Соответственно, принято выделять социальные роли (к ним относятся профессиональные, социально-демографические) и межличностные. Примеры социальной роли — учитель, продавец, руководитель, милиционер. В качестве примера межличностных ролей можно привести роли Зануды, Отверженного, Влюбленного, Ревнивца и тому подобное. Участвуя в игре, человек «примеряет» на себя роли – как свои, привычные, знакомые, так и чужие, незнакомые.

В ролевой игре всегда есть взаимодействие участников друг с другом. Этим она принципиально отличается от других методов тренинга, связанных с временным пребыванием в ролях, — например, от метода, называемого метафорической деловой игрой.

Исторически ролевая игра возникла в рамках психодрамы — одного из базовых направлений психотерапии, основанном на моделировании, исследовании и преобразовании жизненных ситуаций клиентов в виде сцен, поставленных с участием членов психотерапевтической группы.

Позже ролевая игра заимствуется другими направлениями психотерапии, а впоследствии используется в рамках социально-психологического тренинга развития компетентности в общении.

О проведении ролевых игр можно ознакомиться, изучая систему актерского тренинга К.С. Станиславского. «...Театр можно считать первой лабораторией, где получили свое начало ролевая теория, концепция символического воздействия, модель личности человека и подходы к изучению самосознания».[10]

Психогимнастика – метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на "язык тела" и пространственно-временные характеристики общения.

Психогимнастика в узком значении понимается как игры, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. Такого рода психогимнастика направлена на решение задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработку обратных связей и т.д.


В широком смысле психогимнастика – это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.

Психогимнастика как невербальный метод групповой работы предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимики; позволяет клиентам проявлять себя и общаться без помощи слов. Это метод реконструктивной психокоррекции, цель которого - познание и изменение личности клиента.

Проективный рисунок – метод, задачей которого является получение дополнительной информации о проблемах отдельных пациентов или группы в целом. Методика способствует выявлению и осознанию трудно формулируемых проблем и переживаний участников тренинга. Занятие строится обычно следующим образом: каждый пациент получает лист бумаги, цветные мелки (можно использовать также цветные карандаши и краски) и рисует на заданную тему. Для проективного рисунка качество не имеет существенного значения. Темы, предлагаемые для рисования, могут быть самыми разнообразными и касаться как индивидуальных проблем отдельных пациентов, так и общегрупповых проблем. Темы для рисунка обычно охватывают три основные сферы:

  1. Прошлое, настоящее и будущее участника (какой я есть, каким хотел бы быть, каким кажусь окружающим, я среди людей, моя семья, моя работа, мое самое приятное или неприятное воспоминание и др.);
  2. Общие понятия, отражающие определенные ценности и явления, такие как любовь, ненависть, болезнь, страх, здоровье, зависимость, ответственность и тому подобное;
  3. Отношения в группе (я глазами группы, мое положение в группе, наша группа и прочее).

Основным средством общегруппового общения является язык линий, красок, художественных образов. Т.С. Яценко считает, что проективный рисунок «стимулирует выражение чувств, отношений, состояний и причин, позволяющих лучше понять содержание последних, их динамику и направление. Уже сам по себе процесс изображения, трансформирования на языке красок личностного, значимого материала может играть положительную роль, способствовать осознанию внутреннего мира, конфликтов, проблем, выделению и выражению существенного в них».[11]

2.3 Эффективность СПТ

Джон Гриндер сказал: «Успех иногда может оказаться опаснейшим из всех переживаний, потому что он может мешать видеть, а соответственно и научиться другому образу действий. Но каждая неудача дает неоценимую возможность научиться чему-то, чего бы вы иначе не заметили».


Успешный тренинг, положительный результат от тренинга, позитивные изменения – эти и другие требования предъявляются к тренерам, психологам, ведущим СПТ. Несмотря на очевидность необходимости оценки эффективности тренинга, проблема методов, способов и средств оценки результатов профессионального тренинга является практически не проработанной. Специалисты выделяют следующие причины недостаточной изученности проблемы эффективности тренинга:

  1. Регламентируемых критериев и стандартов оценки эффективности тренинга не существует.
  2. В соответствии с целями и задачами тренинга участие в них может оказывать разное влияние на человека: изменять эмоциональное состояние, повышать уровень знаний, повлиять на внутреннюю организацию личности, активизировать процессы самопознания, изменять поведение и т.п.
  3. Оценка эффективности тренинга осложняется тем, что оказанное на участника воздействие может проявиться во время тренинга, но исчезнуть несколько дней спустя. Полученные изменения могут также носить отсроченный характер и проявляться не сразу после тренинга;
  4. Некоторые изменения, произошедшие с участниками, являются внутренними и не доступными объективному изучению, другие изменения, наоборот, могут быть неосознанными, недоступными внутреннему самонаблюдению, но фиксироваться внешними наблюдателями.

Самым распространенным, по мнению большинства специалистов, на сегодняшний день подходом к оценке эффективности тренинга является четырехуровневая модель оценки эффективности обучения, предложенная Д. Кирпатриком в 1959 г. Модель затратная по времени, но помогает сделать выводы о том, продолжать или прекращать обучающую программу, как улучшить ее в будущем. К тому же она позволяет оценить вклад отдела обучения в достижение целей и задач организации. Автор указывает три основных причины проводить оценку:

  1. Оправдать существование отдела обучения, показав, какой вклад делает этот отдел в достижение целей и задач организации.
  2. Принять решение о том, продолжать или прекратить программу тренинга.
  3. Получить информацию о том, как улучшить программу тренинга в будущем.

Сам Д. Киркпатрик считает, что в большинстве случаев оценка проводится для того, чтобы понять, как повысить эффективность тренинга, какими способами можно его улучшить.

Модель, предложенная Д. Кирпатриком, включает в себя следующие уровни оценки:

  1. Реакция – эмоциональное отношение участников тренинга к обучению: что именно и в какой степени понравилось или не понравилось участникам тренинга (личность тренера; стиль проведения тренинга; содержание тренинга; уровень понимания; методы тренинга; раздаточные материалы; вспомогательное оборудование; отношения в группе; степень вовлеченности участников; собственная работа на тренинге).
  2. Поведение – оценка изменений в поведении членов группы, произошедших в результате участия в тренинге. Главная задача данного этапа оценки - выяснить, в какой мере усвоенные знания и навыки переносятся участником тренинга в реальную жизнь.
  3. Обучение – оценка степени усвоения материала тренинга (совокупность таких характеристик, как знания, отношения, умения и навыки, способности, установки).
  4. Результат – оценка результатов, которые принесло обучение конкретных сотрудников организации в целом. Результатами, например, являются снижение числа жалоб клиентов, уменьшение текучести кадров, повышение качества выпускаемой продукции, рост производительности труда, уменьшение конфликтов на производстве и т.п. Чаще всего под оценкой результатов имеют в виду финансовую оценку эффективности проведенного тренинга.

Данная модель обладает рядом достоинств, главным из которых является стремление реализовать комплексный подход к оценке эффективности тренинга, но, в то же время, она не лишена недостатков. Так можно выделить следующее: среди субъективных критериев оценки эффективности фиксируется только эмоциональная реакция на тренинг, а самооценочный компонент участников относительно собственных знаний, умений и установок после тренинга не изучается. Методы, применяющиеся для оценки поведения, как правило, страдают недостатком объективности; в данной модели не предусмотрена дифференцированная оценка уровня умений.[12]

М. Мейгас предлагает определить "всевозможные изменения в человеке, возникающие под воздействием СПТ" понятием психологического эффекта СПТ.[13] В ходе СПТ возникает множество сопутствующих эффектов, не имеющих отношения к психической сфере личности участника. Примером таких изменений может служить улучшение физической формы, расширение кругозора и пр.

С содержательной точки зрения Л.А. Петровская выделяет 3 группы эффектов СПТ.[14]

  1. Эффекты, относящиеся к самодиагностике:
  • выяснение участниками, какими они предстают в глазах других людей – партнеров по общению;
  • прояснение участниками на основе сведения в итог сведений, полученных в процессе СПТ, какими они являются на самом деле;
  • оценка того, насколько состоятельным, приемлемым является идеальное "Я" участников;
  • развитие рефлексии;
  • развитие умений дифференцировать и выражать свои чувства, осознание необходимости и трудности ясно и четко выражать себя;
  • осознание того, что открытие себя возможно лишь в контакте с другими людьми и т.д.
  1. Эффекты, относящиеся к диагностике партнеров по общению:
  • расширение конкретных сведений о людях (в первую очередь об их внутреннем мире, образующих некий "эмпирический фонд");
  • эффекты, заключающиеся в проверке участниками группы своих обобщенных "паттернов" (установок, образов), касающихся других людей;
  • общие диагностические установки и умения, направленные на другого:
  • стремление понять позицию партнера;
  • большая обостренность к миру его чувств и его невербальным проявлениям;
  • установка на всесторонность восприятия, оценки партнера;
  • развитие умения слушать собеседника.
  1. Сопутствующие эффекты СПТ:
  • развитие установки на социально-психологическую активность и связанных с ней характеристик;
  • осознание общения как самостоятельной ценности;
  • развитие гуманистической установки на партнера по общению;
  • эффекты психотерапевтического типа:
  • повышение уверенности в себе;
  • осознание участниками того факта, что беспокоящие их проблемы не являются чем-то уникальным, что они присущи другим людям, а это рождает чувство облегчения;
  • групповая поддержка, повышение самооценки;
  • активизация чувства нужности другим людям;
  • снижение внутренней напряженности;
  • облегчение после обсуждения проблем конкретного участника;

Объединяя данные об эффектах СПТ, К. Роджерс выделил изменения, происходящие в трех сферах: в индивидах, в отношениях, в организациях.[15] Что касается изменений личности, то они происходят, прежде всего, в представлении о самом себе. В свою очередь, это является предпосылкой большей реализации потенциальных возможностей человека - приводит к выработке нового стиля жизни - интеллектуального, философского, профессионального. Воздействие самой группы на каждого участника индивидуальны: одних группа не затронула, у других эффект проявился позже, у третьих он оказался временным, положительным либо отрицательным и т. д.

Описывая изменения во взаимоотношениях, К. Роджерс ссылается на наблюдения людей, для которых опыт "группы" привел к удивительному изменению глубины контактов, например с супругами, детьми, у учительницы - с учениками. Правда, в заключение отмечает Роджерс, все это случается не с каждой семьей и не с каждой учительницей, принявшей участие в группе.

Относительно изменений в организации суждения автора более осторожны. Он ссылается на отдельные примеры, когда межличностная коммуникация становилась центром отношений в организации. Однако, в то же время, подчеркивает факт сложного, неоднозначного воздействия опыта групп на жизнь организации, социального института.

По словам М.Мейгас, Г.Пихо и М.Сеэт, «данных о соотношении кратковременного и долговременного эффекта СПТ у нас немного…видно, что большинство исследователей ограничиваются измерением кратковременного эффекта. Фиксирование долговременного эффекта затруднено, потому что нужно сохранять контакт с тренируемым на длительное время после СПТ".[16]

После окончания группового тренинга сохранить позитивные изменения довольно сложно. Это представляется возможным в случае, когда участники тренинга поддерживают общение между собой. Отсюда вытекает важный вопрос – как перенести опыт тренинга на повседневную жизнь или эффект проявляется только в лабораторных условиях?

Можно проследить такую закономерность: активное участие в процессе тренинга и наибольшее изменение своего поведения в это время дает возможность наиболее длительное время извлекать пользу из полученного опыта. Таким образом сохранить усвоенные знания и навыки может только тот участник тренинга, который активно проявлял себя во время тренинга и который готов менять свое поведение.