Файл: Этапы и особенности ведения социально-психологического тренинга.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 1158

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Каждый из нас хотя бы раз в жизни испытывал трудности в общении. Кому то удалось справиться с этим самостоятельно, кому то пришлось прибегнуть к помощи специалиста. Навыки общения, взаимодействия с окружающими нас людьми, реакции на обратную связь в системе межличностных отношений закладываются в раннем возрасте. И от того насколько успешным был первый и последующий опыт общения, зависит наша коммуникативная компетентность во взрослой жизни.

В современном обществе очень остро стоит проблема коммуникативных навыков. Общение с людьми, ведение переговоров и понимание намерений окружающих неотъемлемая часть зрелой личности.

Грамотность и адекватность в общении сейчас необходима всем. Политик, руководитель, менеджер, предприниматель, учитель, тренер, психотерапевт – для них является профессионально важным качеством. Компетентность в общении способствует профессиональной эффективности человека и является необходимым фактором психологической профилактики. Все это доказывает актуальность выбранной мною темы. Будучи персональным тренером, я не раз сталкивалась с неадекватной реакцией клиентов, сотрудников и руководства.

Одним из наиболее эффективных методов развития коммуникативной компетенции является социально-психологический тренинг. Это область практической психологии, которая ориентирована на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

Социально-психологическая компетентность – это способность человека эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В состав социально-психологической компетенции входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия.

Уже к пятидесятым годам ХХ века стало ясно, что специально организованный тренинг является одной из наиболее удобных, конструктивных, быстро действующих форм психологической работы с группами. Именно тренинг позволяет среди других психологических методов реализовать необходимые психологические условия развития профессионального и личностного самопознания людей и актуализации их ресурсов, изменить их поведение и отношение к миру и другим людям.

Как сказал С.И. Макшанов в своей работе «Психология тренинга», групповой тренинг помогает преодолеть ограничения, накладываемые на профессиональную деятельность традиционными методами обучения, и может выступать в качестве мостика, между безусловно необходимыми, но, тем не менее, «перцептивно пустыми» теоретическими знаниями, с одной стороны, и практикой, с другой стороны.


По словам А.С. Прутченкова, кандидата психологических наук, «трудности и противоречия, которые объективно отталкивают сегодня людей друзей друг от друга, создают атмосферу страха, вызывают ощущение "одиночества среди толпы", зачастую рождают чувство неуверенности, замешательства, бессилия». Опыт, который участник тренинга приобретает в учебно-тренировочных группах, формирует определенный социально-психологический "иммунитет".

В тренинге создается возможность сразу соотнести полученную информацию и деятельность, эмоциональное проживание новых моделей поведения и связанных с ними результатов, что обеспечивается посредством обратной связи. Проходящий тренинг специалист при получении обратной связи обнаруживает имеющиеся у него дефициты умений и навыков, а также неадекватность установок и стереотипов.

Психологический тренинг ориентирует человека на чувствование себя, своего “Я”, осознание проблемы и возможности ее решения, дает возможность посмотреть на себя глазами других.

Объектом – является тренинг. Предметом – общение как сложный, многоуровневый процесс установления контакта между людьми.

Целью курсового проекта является изучение этапов и особенностей ведения социально-психологического тренинга.

Задачи курсового проекта:

  1. Теоретический анализ представлений о сущности эффективного общения;
  2. Анализ этапов ведения СПТ.
  3. Особенности ведения тренинговых мероприятий.

1 Сущность социально-психологического тренинга

1.1 История возникновения социально-психологического тренинга

История происхождения социально-психологического тренинга связана с экспериментальным периодом развития социальной психологии. Данный период условно определяется концом XIX в., когда впервые начали проводиться исследования (эксперименты), где основным объектом выступали малые группы. До этого поведение людей в группах и способность групп оказывать психологическое и лечебное воздействие систематически не изучались.

В начале XX в. было накоплено достаточно фактов, подтверждающих специфику работы в группе. Так, в Германии педагоги и психологи изучали успешность усвоения материала учащимися при работе дома и в школе. Результаты А. Майерса подтвердили, что результативность при работе в классе была выше, чем при индивидуальной работе. Опыты австрийского психиатра Ф. Месмера свидетельствовали о том, что «групповой эффект» может оказывать различное воздействие на людей. Таким образом, в социальной психологии был установлен эффект группового влияния па личность (на участников тренинга). Вызванный им интерес к групповым методам психологической работы способствовал появлению целого ряда новых психологических направлений и школ.


Термин «групповая психотерапия» впервые в истории психиатрии использует Якоб Морено, психиатр, психолог и социолог, основатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. Используя в качестве основного метода социометрию, Я. Морено на заседании Американской психиатрической ассоциации представляет результаты исследования и предложения по классификации заключённых, с помощью которой в тюрьме можно было бы создать более здоровое сообщество. Первые группы социально-психологического тренинга были проведены в 1946 году Куртом Левиным и его коллегами, которые заметили, что участники группы получают положительный эффект от анализа собственных групповых переживаний.

К. Левин ввел в психологию и психотерапию понятие групповая динамика, подразумевая под этим процесс взаимодействия социальных и психологических детерминант (причин), воздействующих на поведение индивидов в группе. И хотя он практически не занимался терапевтической практикой, этот термин постоянно употребляется в смысле группового процесса в групповой психотерапии многими выдающимися представителями.

В 50-60-е годы наблюдается растущий интерес психологов и психотерапевтов к работе с группами и интерес этот был обусловлен успехами психокоррекционной работы в группах, явными преимуществами групповой терапии.

В 60-е гг. возникло опирающееся на традиции гуманистической психологии К. Роджерса движение тренинга социальных и жизненных умений. Данный тренинг применялся для профессиональной подготовки учителей, консультантов, менеджеров в целях психологической поддержки и развития.

В 70-е гг. в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга был разработан метод, названный социально-психологическим тренингом. Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Практической областью приложения разработанных М. Форвергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства.

Первый в России социально-психологический тренинг был проведен в 1978г на факультете психологии МГУ польским психотерапевтом Павлом Босхом для сотрудников ф-та. Сначала была проведена недельная группа, затем Босх рассказал участникам "под запись" как организуется и проводится СПТ. Из участников, которые потом продолжили эту работу можно назвать Ларису Андреевну Петровскую, Владимира Столина, Адольфа Хараша.


Владимир Мурзенко, сотрудник Ленинградского НИИ им Бехтерева, провел первые психотерапевтические группы (группы личностного роста) со студентами вечернего факультета психологии ЛГУв 80-х годах.

Первые группы социально-психологического тренинга по схеме Босха стала вести Лариса Петровская. В 1982 г. она опубликовала первую в стране монографию, посвященная теоретическим и методическим аспектам социально-психологического тренинга. Согласно работе Л. А. Петровской социально-психологический тренинг (СПТ) служит для подготовки человека к общению, направлен в основном на развитие коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность включает в себя готовность почувствовать и проявить сопереживание по отношению к другим людям, а также знания о возможных реакциях в различных социальных ситуациях, свободное владение вербальными и невербальными средствами общения и умение их применять.

Первая научно-практическая конференция по СПТ была проведена в Новосибирске весной 1980 года в новосибирском филиале института повышения квалификации Минэнерго. На нее собралось около 50 человек, среди них 10-15 имели некий опыт и практиковали личностную психотерапию и СПТ (в обозначенный период тренинги еще не отделялись от групп личностного роста, но отделялись от клинической психотерапии).

Важное значение сыграли первые конференции психологов-практиков, которые проходили в Вербилках под Москвой в 87-90гг. Это были встречи ведущих психологов-консультантов и тренеров. На них были уже тогда представлены почти все будущие направления консультирования и тренингов, а также известные сегодня фигуры тренинго-консалтингового рынка.

В наше время резко возросла популярность психологических тренингов как высоко результативного социально-психологического обучения. Тренинги начали широко использоваться не только в системе образования, но и в сфере бизнеса (отбор и подготовка кадров, повышение квалификации, сплочение команд, разрешение производственных конфликтов и т.д.), в клинической психологии, где они применяются наряду с групповой психотерапией, в личной психотерапии в качестве личностного роста и т.д.

А.У. Хараш, отечественный психолог с практической ориентацией, писал: "групповая дискуссия или, методы групповой психотерапии, прежде чем они попали в арсенал экспериментальной социальной психологии и клинической психиатрии на правах собственно «методов», уже представляли собой исторически сложившуюся реальность человеческого общения. Психологи и психотерапевты лишь обнаружили эту реальность в повседневной общественной практике человека и занялись ее намеренной «оранжерейной» культивацией".[1]


Количество публикуемых программ различных тренингов на сегодняшний день измеряется тысячами. Это говорит о востребованности и актуальности данного метода личностного и профессионального роста.

1.2 Общение – основа социально-психологического тренинга

Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него невозможны процессы воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею.

Общение играет важную роль в овладении человеком культурными и общечеловеческими ценностями, общественными опытом. В процессе общения, осуществляется взаимный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и т.п.

Л.А. Петровская пишет, что «развитое общение всегда включает в себя две тесно связанные грани – общение, основанное на субъект-объектной грани, при котором... партнерам, по существу, отводятся роли манипулятора и манипулируемого объекта (это общение по типу приказов, указаний, предписаний различного рода и т.п.), и общение, основанное на субъект-субъектной схеме. Определяя субъект-объектное общение как «поверхностное», она сводит компетентность в таком общении к знаниям и опыту репродуктивного, стандартного характера, а при субъект-субъектном общении («глубинном») «...продуктивные аспекты и задачи составляют нестандартную, неформализуемую, неалгоритмизуемую сторону общения и характеризуется порождением новых мотивов, целей, операций и их последовательностей, подключения творческого потенциала личности». [2]

Большая заслуга введения в социально-психологическую теорию анализа субъект-субъектного и субъект-объектного паттернов общения в качестве самостоятельной проблемы принадлежит А.У. Харашу. Он отметил, что в присутствии других у человека реализуются два смысловых вектора – «смысл для себя» (не требующий никаких объяснений и мотивировок) и «смысл для других» (предполагает наличие за каждым элементом поведения определенного общедоступного значения, который демонстрируется воспринимающему оппоненту).[3]

А.У. Хараш выделил два типа человеческих контактов: «закрытые», где партнеры строят свое общение согласно общепринятым нормам и правилам, а также «смыслами для других». Такая стратегия общения характеризуется нежеланием либо неумением выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций может быть оправдано в случаях: