Файл: Этапы и особенности ведения социально-психологического тренинга.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 1153

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • если есть значительная разница в степени предметной компетентности, и нет смысла тратить время и силы на поднятие компетентности "низкой стороны";
  • в конфликтных ситуациях, когда обнаруживание своих чувств может привести к негативным последствиям.

В этой стратегии общения «смыслы для себя» скрываются за поведенческой маской и интуитивно игнорируются.

«Открытое» (диалогическое) общение происходит на уровне «смыслов для себя». Открытые коммуникации более эффективны, чем закрытые. Человек проявляет искреннее желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Диалог предполагает свободное владение речью, внимательность к невербальным сигналам. В основе контакта – умение задавать вопрос себе и другим. Характеризуется желанием участвовать в общении, развивать и углублять.

В процессе тренинга, посредством общения между участниками, происходят изменения, которые влекут изменение самооценки личности участника. В условиях межсубъектного взаимодействия в ответ на нарушение или угрозу нарушения психологических границ того или иного субъекта, которые могут нанести ущерб, возникает психологическая защита.

Результатом эмпирического обобщения, наблюдая за участниками СПТ, проведенного А. У. Харашем, стало выделение следующих видов, как он пишет, межличностных защит: ролевая самоподача, псевдораскрытие, ненормативная защита.

А.У. Хараш выделил самораскрытие партнеров как важное отличие субъект-субъектного общения. Оно предполагает продуктивное взаимодействие и познание другого субъекта в общении. На социально-психологическом уровне открытость проявляется в готовности личности к самораскрытию в ситуации межличностного или группового общения. Наиболее распространенное определение самораскрытия принадлежит родоначальнику исследования этого феномена в западной психологии, представителю гуманистического направления С. Джурарду: «Самораскрытие — это сообщение другим личной информации о себе; сознательное и добровольное открытие другому своего Я; это акт представления себя, показа себя воспринимающим нас людям».[4]

С.Джурард писал о том, что в реальной жизни в обществе мы скрываем свои истинные чувства, потребности, сомнения. Самораскрытие делает уязвимыми и внешне слабыми. На самом деле, только полное самораскрытие, открытость и честность перед самим собой и другими людьми, может сделать нас сильной и здоровой личностью. «Пытаясь скрыть свое подлинное Я, мы создаем фальшивый образ себя и в итоге остаёмся с ощущением одиночества, отделенности от других и отчужденности от себя. Подавление важных внутренних переживаний может приводить к психосоматическим расстройствам. Такие проблемы, как уход в себя, переедание или злоупотребление спиртным и т.д. могут объясняться стремлением укрыться от боли, с которой сопряжено признание неприглядных сторон своей личности».


М.С. Каган и А.М. Эткинд наиболее последовательно выделили понятие «общение» в качестве особого вида человеческих контактов в работе "Общение как ценность и как творчество".[5]

По мнению авторов, целью общения является достижение повышение уровня общности, общими усилиями свободных субъектов при сохранении личной индивидуальности каждого. Поэтому общение с психологической точки зрения – это переживание, в совокупности с пониманием, а не чисто интеллектуальные передача и прием информации. «Общение есть взаимодействие, участники которого относятся друг к другу как к целям, а не как к средствам; но существуют и такие варианты человеческих взаимодействий, в которых целью оказывается только один из партнеров, а другой выступает как средство удовлетворения его потребностей: таковы управление и обслуживание. Для интерпретации подобных взаимодействий существенно, какой из участников взаимодействия — активный или пассивный — является целью, а какой — средством данного действия; кроме того, следует учитывать и такой вариант, в котором оба партнера являются средствами по отношению к некоей цели, лежащей вне их: речь идет о коммуникации».

Таким образом, общение в отличие от других форм межличностных контактов, можно определить как взаимное представление партнерами своей субъективной реальности, в результате чего меняются взаимоотношения, и возникает ощущение общности. И чем более эффективно общение, тем быстрее устанавливаются межличностные контакты.

Эффективность общения – оптимальный способ достижения поставленных коммуникативных целей. Общению можно и нужно учиться. В поддерживающей и контролируемой обстановке человек может обучиться новым умениям, новым ролям, экспериментировать с различными стилями отношений.

Само общение как сложный социально-психологический процесс характеризуется тремя основными содержательными аспектами: коммуникативным, интерактивным и перцептивным. Каждый из них обладает относительной самостоятельностью и обеспечивает определенные цели субъектов общения:

- коммуникативный аспект отражает стремление партнеров по общению к обмену информацией;

- интерактивный аспект проявляется в необходимости соблюдения ими установленных норм общения, а также в стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении;

- перцептивным аспект выражает потребность субъектов общения во взаимной эмпатии, сочувствовании, сопереживании.


Эффективное общение – это не просто передача информации. Для того чтобы общение было эффективным, важно не только уметь говорить, но еще уметь слушать, слышать и понимать, о чем говорит собеседник. Эти способности каждый развивает в себе самостоятельно, учась у людей, которые нас окружают. Манера общения перенимается ребенком от родителей, воспитателей, учителей, кумиров. К сожалению, не всегда эта манера или форма общения может быть эффективной. Развить и улучшить навыки эффективного общения – одна из задач социально-психологического тренинга.

Участие в социально-психологическом тренинге поможет выработать и скорректировать нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, а также развить способность гибко реагировать на ситуацию.

Группы социально-психологического тренинга дают возможность участникам получить обратную связь, поддержку и понимание от людей, имеющих подобные проблемы и переживания. В процессе группового взаимодействия приходит принятие ценностей и потребностей других, в группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, получающим помощь и помогающим. Группа облегчает процесс рефлексии и интроспекции, усиливает уверенность в себе, способствует возникновению ощущения комфортности нахождения с людьми со схожими проблемами.

И. Ялом в своей книге «Групповая психотерапия»[6] выделил одиннадцать лечебных факторов СПТ групп:

  1. Внушение надежды (вера человека в исцеление сама по себе терапевтически эффективна)
  2. Универсальность (человек перестаёт считать свои проблемы уникальными).
  3. Сообщение информации (информирование человека о психических процессах).
  4. Альтруизм (по отношение к другим членам группы).
  5. Корректирующий анализ влияния родительской семьи (множественный перенос, похожесть группы на семью).
  6. Развитие социализирующих техник (развитие базовых навыков общения).
  7. Имитационное поведение (подражание образцам).
  8. Интерперсональное влияние.
  9. Групповая сплоченность.
  10. Катарсис (психологическое очищение, облегчение).
  11. Экзистенциальные факторы.

Ялом считает, что «между членом группы и его групповым окружением происходит многообразное и скрытое взаимодействие. Он формирует свой социальный микрокосм и одновременно формируется им. Чем более спонтанно взаимодействует каждый член группы, тем более многообразным будет его окружение и тем более вероятным станет проявление его проблем». В результате благоприятного исхода групповой терапии, каждый член группы «актуализирует свои поведенческие паттерны». Через взаимодействие и самонаблюдение у него появляется возможность оценить природу своего поведения, оценить воздействие своих поступков на чувства и мнение окружающих о нем. И через призму мнения окружающих изменить мнение о себе. «Полностью осознав эти следствия, он начинает понимать, что он ответственен за это, что он — автор своего социального мира».


Основная цель социально-психологического тренинга – повышение компетентности в общении – может быть конкретизирована в зависимости от цели и дана с различной формулировкой. Важным фактором будет приобретение знаний, формирование умений, навыков, развитие установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности. Ведь именно личностная индивидуальность является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человек, все его вербальные и невербальные проявления.

Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий. Воздействие может осуществляться на уровне установок либо умений и навыков, либо перцептивных способностей и т.д. Смешивать разные задачи в ходе работы одной тренинговой группы нецелесообразно. С одной стороны, это снижает эффективность воздействия, а с другой, может вызвать появление этической проблемы, поскольку изменять задачу в процессе тренинга можно только с согласия группы.

Вывод по главе 1

Подводя итог данной главы, можно сказать, что сущность СПТ – это повышение компетентности в сфере общения, может быть конкретизирована различными решаемыми в процессе задачами. В зависимости от приоритета задач, на которые направлен СПТ, он может быть направлен на приобретение и развитие специальных навыков или углублять опыт анализа ситуаций общения, способность адекватно воспринимать себя и других, анализировать ситуации группового взаимодействия.

Основные задачи, решаемые в ходе СПТ:

  1. Ознакомление с взглядами основных психологических школ на личность человека, на процессы взаимоотношений, ознакомление с методами, приемами и техниками эффективного общения.
  2. Приобретение новых умений и навыков общения в единичном или групповом взаимодействии, при вступлении в контакт, при отсутствии желания вступать в контакт, при активном слушании, т.е. усовершенствование тактики и техники общения.
  3. Вариативная коррекция коммуникативных установок, таких как: искренность – манипуляция, вовлеченность – избегание общения, партнерство – взаимодействие с позиции власти, настойчивость – соглашательство, т.е. выработка собственной манеры общения.
  4. Адекватное восприятие себя и других в ситуации общения.
  5. Рост и изменение личности, ее глубинных преобразований, возможное решение личностных проблем экзистенциального характера.

Перечисленные задачи характеризуют основную деятельность профессионального тренера-коммуникатора. Создавая атмосферу психологической безопасности, тренер дает возможность участникам более эффективно проявлять свои поведенческие эмоциональные стереотипы. Получая обратную связь на свое поведение, поступки, высказывания, участники могут осознать вероятные ошибки и приобрести новые навыки во взаимодействии с другими людьми.

2 Организация СПТ. Методические приемы и техники в СПТ

2.1 Принципы СПТ

Одной из отличительных черт СПТ от традиционных методов обучения, помимо формы обучения, является обязательное наличие принципов проведения тренинга. Внедрение и реализация этих принципов помогает обеспечить существенное отличие от таких обычных методов обучения, как например, проведение лекций семинаров, самостоятельного чтения литературы.

От других форм психологического воздействия СПТ отличает то, что результатом группообразования выступают качественные изменения процессов общения в группе. По мнению А.И. Донцова, такая фундаментальная роль общению в развитии группы отводится по двум причинам. С одной стороны общение является внутренним необходимым условием осуществления и развития совместной предметной деятельности, на базе и вокруг которой создается развитая группа. С другой стороны сами процессы общения служат важной предпосылкой и в то же время способом, формой существования и развития группы как целостного психологического образования.[7]

Психологический тренинг строится в соответствии с определенными принципами, под которыми следует понимать основные положения, особенности руководства и правила реализации тренинга как метода.

С.И. Макшанов разделяет принципы тренинга на несколько групп:

1. организационные принципы;

2. принципы создания среды тренинга;

3. принципы поведения участников;

4. этические принципы.

Организационные принципы определяют особенности подготовки и проведения тренинга и включает:

а) принцип комплектования группы тренинга – отбор участников тренинга по критериям: пол, возраст, профессиональную принадлежность, должностной уровень, возможно по некоторым психическим свойствам личности.