Файл: Представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, в суд.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аналогичный правовой механизм должен быть закреплен в Законе об ОРД, Инструкции и применительно к решению вопросов о представлении указанных результатов органу дознания, следователю, прокурору или в суд в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, а также для подготовки и осуществления следственных и судебных действий.

В связи с изложенным нуждается в уточнения и название ст. 11 Закона об ОРД. Ее целесообразно назвать "Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в интересах уголовного судопроизводства".

Такое уточнение будет корреспондировать содержанию данной статьи. Оно тем более необходимо, что результаты оперативно-розыскной деятельности фактически используются и по другим направлениям.

С учетом изложенного в ст. 11 Закона об ОРД предлагается внести следующие изменения и дополнения:

а) изменить название статьи, изложив его в следующей редакции: "Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в интересах уголовного судопроизводства";

б) в ч. 2 слова "в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств" заменить словами "в уголовном процессе для формирования на их основе доказательств в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, предъявляемыми к производству соответствующих следственных и судебных действий";

в) ч. 3 изложить в следующей редакции:

"Представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд осуществляется с согласия руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность на основании постановления оперативного работника, ведущего соответствующее дело оперативного учета, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами. Копия постановления о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности властным субъектам уголовного судопроизводства должна направляться прокурору, соответствующему органу расследования и суду. Руководитель органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в случае несогласия с постановлением оперативного работника о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовный процесс информирует об этом прокурора".

При наличии сведений об угрозе государственной, военной, экономической и экологической безопасности Российской Федерации, а также в случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, результаты ОРД представляются органу дознания, следователю, прокурору или в суд незамедлительно. При этом оперативным подразделением должны быть приняты меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления.


В случаях, когда использование результатов ОРД в уголовном процессе сопряжено с возможностью возникновения реальной угрозы для безопасности участников оперативно-розыскной деятельности, орган, представивший данные результаты, обязан предусмотреть конкретные меры по их защите. При необходимости указанные меры согласовываются с органом дознания, следователем, прокурором или судом, которым представляются указанные результаты (п. 22 Инструкции).

Необходимо учитывать, что в представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд могло быть отказано в случаях, когда: невозможно обеспечить безопасность субъектов (участников) оперативно-розыскной деятельности в связи с представлением и использованием данных результатов в уголовном процессе; их использование в уголовном процессе создает реальную возможность расшифровки (разглашения) сведений об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий, отнесенных законом к государственной тайне (кроме случаев, когда указанные сведения предаются гласности в порядке, установленном Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности").

В указанных случаях решение о непредставлении результатов ОРД оформлялось постановлением руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и приобщалось к материалам дела оперативного учета или соответствующего номенклатурного дела. О принятом решении уведомлялся инициатор запроса.

Формирование в уголовном процессе на основе результатов ОРД при производстве следственных и судебных действий доказательств, их проверка и оценка осуществляются по общим правилам с учетом особенностей соответствующих видов доказательств и конкретных обстоятельств уголовного дела. При этом от оперативного подразделения органом, в производстве которого находится уголовное дело, могут быть запрошены находящиеся в их распоряжении данные, необходимые для правильной проверки и оценки доказательств, сформированных на основе результатов ОРД.

Нуждалось в уточнении и название четвертого раздела Инструкции. Структуре раздела и логике изложения его содержания в большей мере могла способствовать следующая редакция: "Обеспечение безопасности участников оперативно-розыскной деятельности и защита сведений об органах, ее осуществляющих". Данная редакция позволяла закрепить приоритет защиты личности перед интересами государства.


17 апреля 2007 г. принята новая редакция межведомственной Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд (далее - новая Инструкция)[11]. Следует отметить, что новая Инструкция по ключевым вопросам сохранила преемственность с прежней Инструкцией, и в этом заключается ее положительная сторона.

Наряду с этим по целому ряду позиций она ухудшает нормативное регулирование представления результатов оперативно-розыскной деятельности органам расследования, прокурору или в суд.

Прежде всего это касается понятия результатов оперативно-розыскной деятельности. В новой Инструкции без достаточных к тому оснований из нормативного определения данного понятия исключены сведения о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Сделано это путем отсылки к п. 36.1 ст. 5 УПК РФ.

Такое решение находится в прямом противоречии с содержанием ст. 2 Закона об ОРД, согласно которой одной из задач оперативно-розыскной деятельности является добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Коллизия в данном вопросе между Законом об ОРД и УПК РФ должна быть решена в пользу Закона об ОРД, поскольку именно он, а не УПК РФ регулирует оперативно-розыскную деятельность.

Вызывает возражения и структурное построение новой Инструкции. Ее третий раздел "Требования, предъявляемые к результатам ОРД, представляемым дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд" следовало поменять местами со вторым разделом, который называется "Представление результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд". Эта структура является неоправданной и нарушающей объективную логику действий, связанных с представлением указанных результатов. В действительности сначала решается вопрос о том, отвечают ли представляемые результаты соответствующим требованиям, и только после этого на практике переходят к их представлению органам расследования, прокурору или в суд. В этой части структуру прежней Инструкции следовало сохранить.

К явному ухудшению нормативно-правового регулирования представления результатов ОРД в уголовный процесс следует отнести исключение из текста новой Инструкции раздела о защите сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и обеспечении безопасности ее участников. Такое решение неоправданно прежде всего с практической точки зрения. Комплекс вопросов, связанных с защитой указанных сведений и обеспечением безопасности участников оперативно-розыскной деятельности, настолько важен и сложен, что с необходимостью требует соответствующего нормативного регулирования в неразрывной связи с остальными разделами новой Инструкции[12]. В прежней Инструкции указанный раздел содержался (раздел 4). Он был далек от совершенства, но это не основание для его исключения из новой Инструкции.


В новой Инструкции отсутствует указание на обязанность сотрудников оперативных подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, при решении вопросов, связанных с представлением результатов ОРД в уголовный процесс, руководствоваться положениями уголовно-процессуального законодательства, устанавливающими поводы и основания к возбуждению уголовного дела, обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовным делам, доказательства, виды доказательств, порядок собирания и проверки доказательств. Представляется, что такое решение не будет способствовать повышению качества деятельности оперативных работников. Дело в том, что соответствующие правовые ориентиры для принятия решений по указанным вопросам содержатся только в УПК РФ, их нет в оперативно-розыскном законодательстве.

Пункт 21 новой Инструкции целесообразно дополнить после слов "позволять формировать" словосочетанием "на их основе" (далее - по тексту). Предлагаемое редакционное дополнение будет способствовать более четкому разграничению на практике результатов ОРД и доказательств, исключению возможности прямого использования указанных результатов в качестве доказательств по уголовным делам усилению гарантий законности.

Новая Инструкция не регулирует вопроса незамедлительного представления результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовный процесс. Прежняя Инструкция допускала возможность такого представления в случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии сведений об угрозе государственной, военной, экономической и экологической безопасности Российской Федерации. При этом на оперативное подразделение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством возлагалась обязанность принять меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления (п. 20). Эти положения следовало сохранить в новой Инструкции.

Включение в новую Инструкцию в виде приложения N 2 образца бланка "Постановления о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору, в суд" вовсе не требовало исключения из ее текста нормативных требований, предъявляемых к вводной, описательной и резолютивным частям данного постановления.

В описательной части бланка указанного постановления отсутствует ссылка на ч. 4 ст. 12 Закона об ОРД. Такое решение представляется весьма спорным. Именно данная норма разрешает органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в случае необходимости представлять властным субъектам уголовного процесса оперативно-служебные документы, отражающие результаты оперативно-розыскной деятельности.


Без достаточных к тому оснований в новой Инструкции отказались от таблицы, в которой приводилось соотношение оперативно-розыскных мероприятий и доказательств, которые могли быть сформированы на основе результатов ОРД, полученных в ходе проведения соответствующих оперативно-розыскных мероприятий. Указанная таблица страдала определенными недостатками, которые следовало устранить и таким образом усовершенствовать ее.

Заключение

Как уже отмечалось выше, исследование практики показывает, что на этапе представления результатов ОРД в правоохранительные органы возникают существенные затруднения.

До последнего времени, ввиду отсутствия четких законодательных и ведомственных предписаний о порядке представления и приема результатов ОРД (в УПК РФ таких предписаний вообще нет), особенно для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, имелись серьезные недостатки. В основе своей они были связаны с содержанием оперативно-розыскных материалов и их предварительной юридической оценкой.

Процедура предварительного ознакомления с материалами, добытыми органами, осуществляющими ОРД, предусматривает следующее: сотрудник оперативного подразделения, пологая, что собранные им материалы содержат достаточные сведения о признаках преступления, докладывает об этом своему начальнику. Последний до регистрации их в книге учета сообщений о происшествиях направляет руководителю следственного органа для ознакомления. При этом должны быть соблюдены все требования о защите сведений, составляющих охраняемую законом тайну, а также режим секретного делопроизводства.

В экстренных ситуациях оперативные материалы направляются дежурному следователю. К изучению результатов ОРД на предмет достаточности их для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела, как правило, привлекается тот следователь, участие которого планируется для их реализации в уголовном судопроизводстве.

Ведомственным нормативным правовым актом установлено, что срок изучения оперативно-розыскных материалов согласовывается руководителями следственного и оперативно-розыскного органов и не должен превышать 10 суток с учетом объема и сложности материалов. Срок согласованным решением может быть продлен до 15 суток. В неотложных случаях изучение результатов ОРД осуществляется незамедлительно.

Критерием оценки готовности материалов ОРД для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела является наличие в них достоверных данных, указывающих на признаки преступления. После изучения все материалы ОРД возвращаются в соответствующее оперативное подразделение.