Файл: Представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, в суд.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Требования, предъявляемые к результатам оперативно-розыскной деятельности, представляемым органам расследования, прокурору или в суд, порядок их представления в значительной мере зависят от решения вопроса о том, в качестве чего указанные результаты могут использоваться в уголовном процессе.

При подготовке Инструкции ключевым моментом, определяющим требования, предъявляемые к результатам оперативно-розыскной деятельности, представляемым в уголовный процесс, порядку их представления и формирования на их основе доказательств, было решение о том, что в уголовном процессе используются не сведения, полученные в рамках ОРД, а другие сведения - те, которые получены на основе результатов ОРД при формировании доказательств в уголовном процессе. Логическим результатом согласия, достигнутого членами рабочей группы по данному вопросу, явилось восприятие ими тезиса о том, что результаты ОРД следует рассматривать лишь только в качестве основы, на которой в уголовном процессе происходит формирование (собирание) доказательств. Именно после этого у разработчиков появилось не только целостное и системное видение вопросов, которые необходимо было решать в Инструкции, но и сложилось представление о ее структуре, о том, каким образом указанные вопросы должны быть решены.

В основу Инструкции была также положена идея, согласно которой результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять сформировать на их основе доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым как к содержанию и форме доказательств в целом, так и к соответствующим видам доказательств. То есть они должны содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на источник получения предполагаемого доказательства или предмета, который может стать доказательством, а также позволять проверить и оценить в условиях судопроизводства доказательства, сформированные на их основе (п. 7).

Результаты ОРД могли представляться в уголовный процесс по инициативе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо по требованию органа дознания, следователя, прокурора или суда в связи с уголовным делом, находящимся в их производстве (п. 2 Инструкции).

Согласно Инструкции представление результатов ОРД в уголовный процесс слагалось из ряда действий: вынесения руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, постановления о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд; вынесения, при необходимости, постановления о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну; оформления сопроводительных документов и фактической передачи материалов (пересылка по почте, передача с нарочным и т.п.).


Постановление о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд состояло из трех частей: вводной, описательной и резолютивной. Во вводной части должно содержаться наименование документа, место и время его вынесения, фамилия, инициалы, должность и звание (воинское, специальное) руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

В описательной части постановления указывалось, в результате какого оперативно-розыскного мероприятия получены материалы и какие именно, для каких целей они представляются, когда и кем санкционировалось данное мероприятие, наличие судебного решения на его проведение, основания вынесения данного постановления, ссылка на соответствующую часть ст. 11 и ч. 4 ст. 12 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".

В резолютивной части постановления формулирует вывод руководителя органа о представлении оперативно-служебных документов, отражающих результаты ОРД, соответственно органу дознания, следователю, прокурору или в суд, перечисляются подлежащие направлению документы.

Возможно было представление результатов ОРД органу дознания, прокурору, следователю или в суд в виде обобщенного официального сообщения (справки-меморандума) или в виде подлинников соответствующих оперативно-служебных документов.

Завершающим этапом представления результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовный процесс согласно Инструкции (п. 10) являлось оформление сопроводительных документов и фактическая передача материалов (пересылка по почте, передача с нарочным). Представляемые материалы (результаты оперативно-розыскной деятельности) должна сопровождать информация о времени, месте и обстоятельствах изъятия в ходе оперативно-розыскной деятельности предметов и документов, получения видео- и аудиозаписей, кино- и фотоматериалов, копий и слепков. Она должна также содержать описание индивидуальных признаков указанных предметов и документов (п. 18 Инструкции). Исходя из этого составлять специальный протокол представления, например, видеограммы, полученной в ходе оперативно-розыскной деятельности, следователю, как это иногда предлагается, излишне[9].


Глава 3. Особенности представления и использования результатов оперативно-розыскной деятельности в органах дознания, следствия, прокуратуры и суда

Согласно закону (ст. 11 Закона об ОРД) и Инструкции (п. 8) представление результатов ОРД должно было осуществляться на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Такое решение представляется небесспорным и вызывает возражения. Логичнее, если бы оно принималось соответствующим оперативным работником, ведущим дело оперативного учета[10].

Решение о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности могло быть реализовано оперативным работником только при наличии согласия руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. В случае несогласия руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с постановлением о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовный процесс, он должен информировать об этом прокурора.

В этой части оперативно-розыскное законодательство и Инструкция нуждались в изменении и дополнении.

Предлагаемый порядок в большей мере, чем содержащийся в Инструкции, способствовал бы принятию законных и обоснованных решений о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовный процесс. Он повышал бы ответственность оперативных работников и руководителей за принимаемые решения, усиливал эффективность прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью, в большей мере обеспечивал соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства как в уголовном процессе, так и в оперативно-розыскной деятельности.

В пользу изложенного порядка представления результатов оперативно-розыскной деятельности можно привести следующие аргументы.

Наиболее полно, в тонкостях, знает дело оперативного учета ведущий его оперативный работник. Именно он, используя правовые знания, решает вопрос о наличии оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий и проводит их. При этом оперативный работник обращает внимание на часть действительности (ее фрагменты), существующие в ней связи, отношения и зависимости (их обрывки), представляющие собой проявление той деятельности, защита от которой возложена на органы, ведущие оперативно-розыскную деятельность.

Воспринимая в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий непосредственно или опосредствованно указанную часть действительности, оперативный работник формирует в своем сознании образ этой действительности, фиксируя сведения о ней в соответствующих оперативно-служебных документах. Данные сведения и образуют содержание результатов ОРД, представляемых в уголовный процессе для решения вопросов, связанных с возбуждением уголовного дела, подготовкой и осуществлением следственных и судебных действий, формированием на их основе доказательств. При этом оперативный работник еще при подготовке, а потом и осуществлении оперативно-розыскных мероприятий обязан учитывать и принимать во внимание множество факторов, способных оказать влияние на содержание, последующую проверку и оценку формируемых оперативных данных, отражать сведения о них в оперативно-служебных документах. Учет именно этих данных будет необходим в дальнейшем как для проверки и оценки уже сформированных результатов ОРД, так и для собирания, проверки и оценки новых формируемых оперативных данных, принятия на их основе соответствующих оперативных решений. То есть учет указанных данных позволит обеспечить нормальное осуществление последующего оперативного процесса, направленного на решение задач, стоящих перед данным видом деятельности, создание предпосылок для надлежащего использования результатов ОРД в уголовном процессе (включая и решение о представлении результатов ОРД).


Важно отметить, что значение сведений о данных факторах распространяется и за пределы оперативно-розыскной деятельности. Они будут необходимы органу дознания, следователю, прокурору, суду для принятия на основе представленных результатов ОРД обоснованных решений, связанных с возбуждением (или отказом в возбуждении) уголовного дела, подготовкой и осуществлением следственных и судебных действий. Указанные сведения обязательно должны учитываться и при формировании в уголовном процессе на основе результатов ОРД соответствующих доказательств, их последующей проверке и оценке.

Таким образом, содержание решения о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности восходит своими основаниями к оперативно-розыскным мероприятиям. А точнее, к содержанию той части объективной действительности, образующей объект оперативно-розыскной деятельности, связь с которой постоянно непосредственно и опосредствованно на протяжении всей оперативно-розыскной деятельности (включая и принятие решения о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности) осуществляет именно оперативный работник. Данное утверждение не означает, что подобную связь не реализуют соответствующие оперативные начальники - руководители органов, ведущих оперативно-розыскную деятельность. Однако они осуществляют ее со значительно большим количеством опосредствующих звеньев, чем это имеет место у оперативного работника, и не непрерывно, а дискретно, эпизодически - в ходе реализации контроля за действиями оперативного работника.

О необходимости принятия первоначального решения о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности соответствующим оперативным работником говорит и временной фактор. Речь идет об объективной ограниченности времени, отпущенного логикой бытия для принятия рассматриваемого решения. Практика свидетельствует, что малейшее промедление, равно как и поспешность, допущенные при этом, как правило, приводят не только к трудностям в последующем использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе, но и могут обернуться невозможностью или вообще ненужностью их такового использования.

В пользу обоснованности предлагаемого решения рассматриваемого вопроса свидетельствуют и фактические общественные отношения, складывающиеся в практике оперативно-розыскной деятельности. В действительности вынесение проекта мотивированного постановления о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности на практике возлагается на оперативного работника, ведущего дело оперативного учета. И это логично. Тогда почему же содержанию и форме этой объективной логики не следует Закон?


Основной аргумент, приводимый в пользу закрепленного в Законе об ОРД порядка представления результатов об ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд на основании решения именно руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, чаще всего сводится к утверждению, что оперативные работники не обладают для этого необходимым уровнем правовой подготовки. Руководствуясь данной логикой, следует признать недостаточность уровня правовых знаний оперативного состава и для принятия решений о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ведения дел оперативного учета. Однако законодатель в этих вопросах стоит на противоположной позиции.

Как было показано выше, именно при проведении оперативно-розыскных мероприятий формируются оперативные данные, содержание которых в дальнейшем выступает в качестве оснований для принятия решения о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности. По результатам рассмотрения руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, постановления оперативного работника о представлении указанных результатов в уголовный процесс возможны два варианта решения. Соглашаясь в принципе с решением о представлении, соответствующий руководитель может потребовать от оперативного работника приведения в постановлении дополнительной или иной мотивировки. При несогласии с решением, изложенным в постановлении, руководитель органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, может и не утвердить его, и тогда оно не будет иметь юридической силы.

В первом случае при выполнении требований руководителя он утверждает постановление, и результаты оперативной деятельности представляются в уголовный процесс. Подобная ситуация весьма распространена на практике. Она характерна тем, что недочеты, ошибки, допущенные оперативным работником при составлении постановления о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности, могут быть исправлены на момент принятия решения оперативным начальником. Иная ситуация складывается, когда при утверждении постановления руководитель выясняет, что оснований для представления результатов оперативно-розыскной деятельности недостаточно или они вообще отсутствуют. В этом случае, как отмечалось выше, руководитель не утверждает постановление, представленное оперативным работником и о своем решении информирует прокурора.

Таким образом, в обеих ситуациях при следовании предложенному нами порядку принятия решения о предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности сохраняется возможность контроля соответствующим оперативным начальником за законностью и обоснованностью решения, подготовленного оперативным работником. При этом повышается самостоятельность оперативного работника, возрастает его ответственность за обоснованность и законность своих действий, чему вовсе не служит порядок, закрепленный в действующем законе. Он скорее способствует безответственности оперативных работников за результаты своей деятельности, подталкивает их действовать по принципу: "Решение принимаю не я, а начальник". Предлагаемый порядок будет способствовать также повышению требовательности, ответственности и самих руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Он позволит сосредоточить их внимание именно на контроле за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.