Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика (Понятие, история и предпосылки становления аудита).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Известный в США специалист в области теории и практики аудита профессор Дж. Робертсон определяет аудит как деятельность, направленную на уменьшение предпринимательского риска. Он приводит следующее определение аудита: "Аудит - это процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов"[10].

В России законодательно установленной задачей аудиторской проверки является выражение мнение аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. При этом под достоверностью финансовой (бухгалтерской) отчетности в данном случае понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации предполагает организацию и ведение бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с законодательно установленными правилами, в частности в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете"[11] и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета.

Наряду с аудиторскими проверками аудиторы вправе оказывать сопутствующие аудиту услуги. Закон содержит открытый перечень связанных с аудиторской деятельностью услуг. В частности, под сопутствующими аудиту услугами понимается:

- постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

- налоговое консультирование;

- анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

- управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

- правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

- автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

- оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;


- разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

- проведение маркетинговых исследований;

- проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

- обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

В ст. 1 ФЗ "Об аудиторской деятельности" указано на предпринимательский характер аудиторской деятельности. Это позволяет квалифицировать аудиторскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от оказания аудиторских услуг.

Предпринимательский характер аудиторской деятельности позволяет отграничить аудит, определяемый рядом авторов как метод осуществления вневедомственного независимого финансового контроля[12], от государственного контроля. В Законе отмечается, что аудит не подменяет государственного контроля, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.

1.2 Государственное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике. В зарубежной практике можно выделить две различные концепции регулирования аудиторской деятельности[13].

Первая концепция получила распространение в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, ФРГ, в которых аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами. На них фактически возлагаются функции государственного регулирования и контроля за аудиторской деятельностью.

Вторая концепция развита в англоязычных странах (США, Великобритания), где государство не участвует в регламентации этих отношений вообще, а аудиторская деятельность в известной степени саморегулируется. Аудит здесь ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность в этих странах регулируется в основном профессиональными аудиторскими объединениями. Для саморегулируемой модели принципы, нормы, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности являются основными инструментами установления взаимоотношений между всеми субъектами аудита. Государственное влияние на аудиторскую деятельность осуществляется лишь посредством общего регулирования экономики и других сфер деятельности[14].


Механизм государственного регулирования аудиторской деятельности первоначально в нашей стране строился по первой модели. Исследователи отмечали, что "в России выбрана модель с сильным государственным регулированием. Законодательно определены все важнейшие элементы системы регулирования: сущность и цели аудита, субъекты аудита, их права, обязанности и ответственность; сформулированы критерии обязательного аудита и др. Аттестация аудиторов и лицензирование аудиторской деятельности, утверждение правил (стандартов) в соответствии с законом отнесены к компетенции государственных органов"[15].

Л.Л. Арзумановой было обосновано положение о том, что "государственное регулирование аудиторской деятельности заключается в выработке государственной политики в сфере аудиторской деятельности, в нормативно-правовом регулировании аудиторской деятельности, включая организацию по разработке и утверждению федеральных стандартов аудиторской деятельности, в анализе отчетов саморегулируемых аудиторских объединений (аккредитованных профессиональных аудиторских организаций), исполнении ими законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, ведении государственного реестра саморегулируемых аудиторских объединений и единого реестра аудиторов и аудиторских организаций"[16]. В целом соглашаясь с данным определением, заметим, что, по нашему мнению, оно грешит излишней детализацией из-за перечисления функций органов государственной власти.

Анализ учебной и научной литературы позволяет сформулировать следующее понятие:

Государственное регулирование аудиторской деятельности представляет собой воздействие государства на нее путем принятия нормативных правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации управления в данной сфере, в том числе контроля за соблюдением требований законодательства об аудите, а также применения мер ответственности к нарушителям этих требований.

Государственное регулирование аудита в целом осуществляется посредством реализации функций органов государственной власти всех ветвей - законодательной, исполнительной и судебной. При этом если в деятельности органов законодательной власти по государственному регулированию аудита доминирует правовая составляющая, то органы исполнительной власти используют как правовые, так и организационные способы воздействия. Формами государственного регулирования аудиторской деятельности являются акты - как нормативные, так и ненормативные.


Не претендуя на универсальность предложенного определения государственного регулирования аудиторской деятельности, отметим, что заложенный в нем подход позволяет в целях данного научного исследования вычленить отдельные направления государственного воздействия на аудит и провести их последовательный анализ. Следует учитывать и то, что в настоящее время в России идет процесс становления саморегулирования аудиторской деятельности, в связи с чем существенной корректировке подвергнуты основы государственного воздействия на аудит.

Представляется целесообразным в данной работе отдельному анализу подвергнуть:

- государственное управление в сфере аудита, реализация функций которого возложена на уполномоченный Правительством РФ орган исполнительной власти;

- нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности.

При этом авторы отдают себе отчет в том, что вычленение и последовательное изучение указанных составляющих государственного регулирования аудита неизбежно приведут к определенным пересечениям, дублированию при рассмотрении ряда аспектов проблемы. Так, одной из черт государственного управления как административно-правовой категории является предусмотренная законодательством возможность административного правотворчества. С другой стороны, "содержание государственного управления заключается в осуществлении его субъектами нормативно определенных задач и функций путем использования государственно-властных полномочий, которыми субъекты государственного управления наделены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации"[17].

Однако представляется, что избранный метод изучения позволит наиболее полно и последовательно рассмотреть различные аспекты воздействия государства на аудиторскую деятельность.

В соответствии со ст. 15 Закона об аудите 2008 года функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации"[18] в качестве такого органа было определено Министерство финансов РФ. Положение о Министерстве финансов РФ (далее - Положение) утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов РФ"[19]. В силу данного акта Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности.


Статьей 15 Закона об аудите 2008 года определены следующие функции государственного регулирования аудиторской деятельности:

1) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

2) нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных данным Законом;

3) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;

4) анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;

5) иные предусмотренные Законом об аудите 2008 года функции.

Определенные на законодательном уровне функции Минфина России детализированы в Положении.

В литературе[20] предлагается функции Министерства финансов РФ объединить по двум принципиальным направлениям:

1) создание условий для организации и проведения аудита (организационное регулирование);

2) создание условий для развития аудита в Российской Федерации (стратегическое регулирование).

Полагаем, что такую классификацию функций уполномоченного органа следует признать приемлемой.

Таким образом, функции по государственному лицензионному контролю деятельности аудиторов и аудиторских организаций заменены функциями по государственному контролю за саморегулируемыми организациями аудиторов.

Глава 2. Правовая природа аудита как предпринимательской деятельности

2.1. Правовая природа и сущность аудиторской деятельности

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами