Файл: Современное состояние мировой индустрии спорта (Спорт как индустрия и шоу-бизнес).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Спорт - один из видов деятельности современного трудоспособного населения, который имеет глобальную направленность развития. Он, по мнению современных авторов, стал самой распространенной формой современной культуры, способствующей обогащению личности.

Современная жизнь создала мощные стимулы к активному занятию спортом, вызвала интерес людей к зрелищным мероприятиям. Стремление к самосовершенствованию реализуется спортсменом в большинстве случаев через помощь тренеров и преподавателей, которых готовят многочисленные вузы физической культуры или соответствующие факультеты и кафедры[30]. Здоровье является главным вектором, определяющим гармоничное развитие личностных качеств индивида, его успешность и плодотворность в профессиональной карьере, что интегрирует общее жизненное благосостояние. В этой связи многие члены современного общества, ориентируясь на перфекционизм, осознали психологическую необходимость в занятиях спортом как восстановительного, любительского, либо профессионального.

В наши дни спорт перестал быть исключительно оздоровительной или соревновательной практикой, выполняющей функции совершенствования природы человека и общества. Сегодня современные спортивные состязания -это значительная сфера мировой экономики, приносящая солидную прибыль, это направление и важнейший ресурс не только внутренней, но и внешней политики государства.

Тенденции развития спорта в современной России таковы, что он резко изменил условия своего существования и функционирования: из государственной структуры он стремительно превращается в систему коммерческих предприятий. Это влечет за собой кардинальный пересмотр всей идеологии спорта, его теоретико-философских оснований, взглядов на его историю, место и роль в культуре и на его перспективы. Происходит это на фоне ухудшения массового здоровья населения как важной демографической проблемы.

Динамичный и парадоксальный характер спорта порождает методологический разнобой во взглядах исследователей спорта: традиционный теоретический, исторический, социологический и культурологический анализы учитывают многих проявлений спортивной жизни - в экономической, политической и идеологической сферах, хотя противостояние коммерциализаторской и оздоровительной функций спорта (то есть - «спорта высших достижений» и «спорта для всех») заметно всем. Спорят о роли общества, государства и индивида в деле массового оздоровления; о важной роли человеческой телесности в общественном и индивидуальном сознании; о культурном, политическом и экономическом значении «спорта высших достижений» и о реальной практике его существования и функционирования: торговле спортсменами и командами, коррупции (включая олимпийское движение), допинге, профессиональных болезнях, высокой смертности и т.д., проявляющихся во всех его видах и сферах, в частности, женском, детском и параспорте.


Степень научной разработанности темы. Несмотря на многовековую историю исследований роли физического воспитания и образования, физических упражнений, гимнастики, атлетики и спорта в жизни общества, самостоятельная наука о спорте еще только находится в стадии своего организационного становления и оформления. Дополнительный импульс для своего развития «спортивная наука» получает тогда, когда невозможно не замечать возрастающее общественное значение спорта, многообразие его связей с различными общественными системами, его колоссальное влияние насоциальные процессы и жизненную активность людей, множественность его субкультурных форм, противоречивость и разновекторность процессов внутри спорта как антропокультурного явления.

Сегодня изучение разнообразных составляющих темы спорта происходит достаточно интенсивно. Он становится предметом исследования представителей самых различных областей знания: естественнонаучного и гуманитарного, рассматривается в русле медико-биологических, педагогических, психологических, экономических, социологических, эстетических и собственно философских исследований.

Цель работы заключается в антропокультурном исследовании спорта как мировой индустрии и в оценке перспектив его развития.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- проанализировать ключевые принципы и методы идеологии современного спорта;

- выявить перспективы развития спорта.

Объектом исследования выступает спорт в современном обществе.

Предметом исследования является современное состояние и перспективы развития индустрии спорта.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 51 источник и приложение.

ГЛАВА 1. СПОРТ КАК ИНДУСТРИЯ И ШОУ-БИЗНЕС

Одной из основных форм существования современного спорта является потребление спортивных зрелищ, которые наполняют досуг сильными эмоциями и обеспечивают конструирование идентичности вокруг названий стран и клубов. Спорт профессионализируется, превращается в форму бизнеса, массовой культуры и политики. Благодаря зрелищности он становится привлекательной темой для освещения в средствах массовой информации. Все это объективно приводит к возникновению в системе спорта качественно новых процессов и явлений. Очевидно, что в современных условиях спортивные идеалы, сформулированные в конце XIX века, не соответствуют системе ценностей современного общества. На это обращают внимание С. Кравчик [14], В. И. Столяров [38] и другие исследователи, опираясь на результаты проведенных ими международных социологических исследований. Но только в последние десятилетия стало складываться понимание, что сегодня речь должна идти не столько о значении спорта в аспекте индивидуального физического совершенствования, сколько о его новых социальных функциях, в том числе связанных с преобразованием спорта в одно из направлений шоу-бизнеса.


Анализ литературы свидетельствует, что на сегодня достаточно основательно проработаны теоретические основания социальной природы спорта как социокультурного феномена, исторических изменений механизмов и характера эволюции спорта и особенностей его функционирования как социальной сферы современного общества [51; 6]. По этим направлениям достаточно интенсивно осуществляются теоретико-методологические, социально-философские и экономические исследования системы спорта [23; 40], а также социологические исследования, в первую очередь направлены на анализ влияния различных форм физкультурно-спортивной активности на личность [1], молодежь [28] , а также на анализ особенностей отношения конкретных категорий населения к институту спорта [19] и роли СМИ в этом процессе [9; 2; 7].

Вместе с тем, в научных исследованиях остаются без внимания вопросы трансформации современного спорта, которые способствуют превращению его в разновидность шоу-бизнеса. К тому же достаточно очевидной является расхождение мнений различных авторов о причинах и последствиях такой трансформации, можно рассматривать как вполне реальное научно-практическое противоречие, которое требует содержательного решения и поэтому стало предметом нашего анализа.

Современные проблемы спорта заставляют социологов обращаться к анализу качественных изменений, происходящих в социальной жизни, политике и экономике разных стран. К таким исследованиям можно отнести работу К. Леша «Вырождение спорта», в которой автор отмечает, что зрелищные виды спорта получили свое современное значение одновременно с возникновением массового производства, актуализирует потребности, которые удовлетворяются спортом, создавая при этом технические возможности для продажи спортивных соревнований более широкой аудитории. Но, согласно распространенной критикой современного спорта, с этим также связано снижение социальной значимости спорта. «Коммерциализация превратила игру на работу, покорила удовольствие атлета удовлетворению зрителя и свела самого зрителя в состояние пассивного овоща - полная противоположность здоровья и силы, персонифицируются спортом. Мания победы способствовала приданию слишком большого значения соревновательной составляющей спорта и упадка более скромного, но такого, что приносит больше удовольствия, опыта сотрудничества. Культ победы ... сделал из игроков дикарей, а из болельщиков - фанатичных шовинистов. Насилие и горячая поддержка современного спорта убедили д которых критиков в том, что спорт навязывает молодежи милитаристские ценности, иррационально внушает зрителям локальную и национальную гордость и служит одним из главных оплотов мужского шовинизма» [20, c. 25].


Очевидно, что на современном этапе развития спорта ему присущи все плюсы и минусы зрелищно-развлекательных культурных мероприятий. Коммерциализация спорта способствовала тому, что принцип шоу получил несомненное преимущество над принципом «олимпизма», выдвинутым в свое время Пьером де Кубертеном. Согласно законам шоу-бизнеса, спорт стремится максимально расширить свою потенциальную аудиторию, диверсифицировать свою структуру, находя все новые и новые виды соревнований. С развитием индустрии спорта организация спортивных соревнований превращается в нечто вроде конвейерного производства. Но полный культурный и производственный контур данная индустрия приобретает только с использованием коммуникативных возможностей, открытых новейшими средствами связи. Радио, потом телевидение дали толчок широкой экспансии спортивного шоу, способствовали возникновению зрелищно-игровой и спортивной развлекательного комплекса как социокультурного и социально-экономического института. Этот институт занят тиражированием, распространением и организацией потребления обществом зрелищно-развлекательной продукции.

Спортивные репортажи в СМИ не просто отражают реальность игры. Телевидение изменило и сами виды спорта. Оно также изменило наше отношение к спорту и представление о нем. Спорт на телевидении - это особый мир, лишь частично связан с реальным спортом на стадионах. Когда люди думают о спорте, они прежде всего думают о том, что показывают на телеэкране. Для большинства людей представления о спорте, полученные в результате просмотра спортивных передач, и есть спорт.

П. Бурдье называл современные спортивные зрелища «символической мутацией» и для понимания этого процесса предлагает «начать с анализа социального конструирования зрелища Олимпийских игр, причем как самих соревнований, так и окружающих их разного рода ритуальных действий, например, открытие и закрытие Олимпиад. Кроме того , требует анализа производство телевизионного воспроизведения этого зрелища, которое, будучи местом размещения рекламных роликов, превращается в коммерческий продукт, подчиняется логике рынка, и, следовательно, должно быть задуманным так, чтобы привлечь и удержать как можно дольше внимание наибольшего количества зрителей. Помимо необходимости быть показанным в prime time в экономически господствующих странах, оно должно соответствовать ожиданиям зрителей и подчиняться предпочтениям жителей той или иной страны по отдельным видам спорта, а также их национальным и националистическим ожиданиям, что проявляется в выборе видов спорта и соревнований, в которых их сборная может одержать победу, а национализм получить удовольствие. Следствием этого является, например, то, что в международных спортивных организациях место, уделяемое тому или иному виду спорта, все больше зависит от его успеха на телевидении и соответствующей экономической выгоды. Принуждение, связанный с телетрансляцией, все сильнее касается выбора олимпийских видов спорта, места и времени, им выделяется, и даже самого хода соревнований. Так, во время Олимпийских игр в Сеуле график заключительных финальных соревнований по легкой атлетике был составлен таким образом, чтобы соревнования проходили в лучшее эфирное время, то есть когда в США начало вечера» [3, с. 144].


Стремясь удовлетворить различные вкусы потребителей, телевидения способствовало тому, что спорт с соревновательной деятельности превратился в шоу. Если раньше зрелищные услуги спорта представляли собой поединок, в котором до конца соревнования сохранялась интрига выявления победителя, то в культуре постмодерна все чаще спортивное событие театрализованное. Примером спортивного развлекательного шоу может быть реслинг, в котором присутствуют все базовые элементы спортивного соревнования, за исключением одного: здесь развитие события зависит от заранее написанного сценария, где результат матча и его кульминационных моментов заранее прописаны. В отличие от театральной постановки, в реслинге шоу не заканчивается по окончании пьесы и не может начинаться заново. Все бои вплетаются в большие «истории», развивающихся в реальном времени, то есть во времени зрителя. Таким образом, рассказывание историй продолжается годами. В реслинге сочетаются элементы спорта, театральной пьесы, «мыльной оперы». Этот ряд можно продолжить фрагментами из цирковых номеров, концертов рок-групп, которые взаимно перетекают друг в друга. Телевизионные программы, посвященные реслингу, появились в России сравнительно недавно и пока кажутся экзотикой, а в США и Канаде это очень популярное шоу, огромная индустрия, к функционированию которой привлечены специальные теле- и радиопередачи, журналы, веб-страницы, Всемирная федерация реслинга, множество мелких независимых организаций, школы, фан-клубы. Еженедельно специализированные программы по реслингу смотрят десятки миллионов телезрителей во всем мире. Большую роль в реслинге играют тела, которые представляются как красивые, хотя они не соответствуют классическим канонам красоты.

Отметим также, что в различных видах спортивных шоу востребованы специально сконструированы тела: непомерно длинные и тонкие конечности у девушек, занимающихся художественной гимнастикой, мощные шеи и плечи тяжеловесов и борцов, толкателей молота, огромные объемы борцов сумо, впечатляющий рост баскетболистов и миниатюрность жокеев. Создается впечатление, что в различных видах спорта востребованы специально «сделанные» тела, максимально приспособленные к особым функций и эстетических вкусов потребителей спортивных шоу.

В центре спортивного шоу стоит фигура «звезды», потому что именно она выступает главной приманкой для потребителей шоу-продукции. Популярные спортсмены превращаются в телевизионных персонажей, кумиров массовой культуры, чья регулярное появление в других, неспортивных контекстах оправдана их статусом как законодателей моды и экспертов в конструировании стилей жизни. Ради шоу СМИ создает спортсмену определенный имидж, который именно в этот момент будет наиболее востребован публикой. Например, с самого талантливого боксера Майка Тайсона пресса и телевидение создали образ «головореза, нелюдимому и грубой животного, легко теряет контроль над собой», потому что именно такой имидж собирал миллионные аудитории. Впоследствии Тайсон привык к такому имиджу и делал все, чтобы ему соответствовать. «Вы, конечно, охотно имели бы дело с равными вам по жизненным статусом или образцовыми ребятами типа Тайгера Вудза, - любит повторять журналистам Тайсон. - Но перед вами я - грубиян, неандерталец, идиот, который время бубнит что-то себе под нос. Мне нравится показывать вам такого человека. Он заставляет вас приходить и слушать его«(цит. По [9, с. 68]). В реальной жизни Майк Тайсон другой. Вот, например, как говорит о нем Виталий Кличко после визита Тайсона в Киев: «Майк в этом визита был совсем другой, чем Тайсон, которого мы знаем из средств массовой информации. Агрессии от него не шло. Задавал много вопросов, интересовался историей Киева и ментальностью его жителей. Он был удивлен тем, с каким теплом его встречали киевляне и гости нашего города. Уже завершая нашу прогулку он отметил, что в Украине живут самые добрые люди на земле»[41]. И сам Тайсон после окончания карьеры неоднократно признавался, что ему не нравился имидж «плохого парня». СМИ сделало и поддерживало много лет громкий скандальный имидж Тайсона только для того, чтобы привлекать внимание публики.