Файл: Современное состояние мировой индустрии спорта (Спорт как индустрия и шоу-бизнес).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Услуги по физкультурно-спортивной реабилитации предоставляются лицам с ограниченными возможностями или индивидам, которые восстанавливаются после травм с целью отдыха, развлечения, общение, поддержки или улучшения физической формы, необходимого уровня их физической подготовленности.

Исходя из видов предпринимательской деятельности, можно выделить следующие функции предпринимательства в области спорта:

  • общеэкономическую, что проявляется в участии субъектов рынка товаров и услуг спортивного назначения в общественном разделении труда;
  • ресурсную, направленную на эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов;
  • инновационную, обусловленную потребностью в непрерывном технико-технологическом развитии организаций в сфере спорта;
  • организаторскую, заключающийся в принятии собственниками имущества самостоятельных решений по организации и диверсификации собственного дела;
  • социальную, направленную на возможность предоставления рабочих мест другим.

Как социально-экономическое явление предпринимательство в сфере спорта отражает систему отношений, возникающих в процессе производства и реализации товаров и услуг спортивного назначения между всеми участниками спортивной деятельности. Предпринимательство в области спорта основано на том, что товары и услуги спортивного назначения предоставляются потребителям платно по рыночным ценам.

Потенциальные потребители предпринимательских структур в сфере спорта намерены возмещать расходы, связанные с предоставлением товаров и услуг спортивного назначения. В этом смысле они являются типичными покупателями. Их экономическое поведение на рынке определяется ценой, которая формируется под влиянием спроса и предложения, популярности спортсмена, спортивной фирмы и тому подобное. Как известно, цена является важной предпосылкой увеличения или сокращения производства продукции. В свою очередь, производители товаров и услуг спортивного назначения определяют потребности потребителей с учетом рыночной конъюнктуры. Соответственно они имеют большие возможности диверсификации деятельности, а интересы собственников и работников существенно зависят от размера прибыли в условиях рыночного ценообразования.

Предпринимательство неразрывно связано с экономической самостоятельностью производителей товаров и услуг спортивного назначения, заставляет их работать эффективно и с большей ответственностью. Оно способствует внедрению последних достижений науки и техники в производственный процесс, рациональной экономии ресурсов, расширению предложения продукции, повышению квалификации работников и тому подобное. Производители товаров и услуг спортивного назначения имеют непосредственное экономическую заинтересованность в конечных результатах труда. Вместе с тем следует отметить, что деятельность субъектов хозяйствования в области физической культуры и спорта, несмотря на ее коммерческий характер, способствует реализации важных социальных потребностей, связанных, в первую очередь, с духовным и физическим развитием индивидов.


Для того чтобы достичь собственных целей субъекты хозяйствования в области спорта должны функционировать эффективно и результативно. По свидетельству известного американского ученого Питера Друкера, результативность является следствием того, что «делаются нужные, правильные вещи» (doing the right things) [8]. Эффективность является следствием того, что правильно создаются эти самые вещи (doing things right). Эти правила являются верными также относительно функционирования отрасли физической культуры и спорта. Успех предпринимательства в сфере спорта зависит от многочисленных факторов: правильного выбора вида деятельности, эффективного управления, точных маркетинговых мероприятий и тому подобное. Кроме того, результаты предпринимательства во многом зависят от желания персонала заниматься коммерческой деятельностью. Несмотря на привлекательность и распространенность предпринимательства в сфере спорта, на его пути встречаются определенные трудности: жесткая конкуренция; немалые расходы, связанные с ведением предпринимательской деятельности; нехватка квалифицированного персонала.

Спортивная индустрия требует постоянного изучения, четкого управления и контроля различных ее сфер как со стороны государства и широкой общественности, так и со стороны спортивных руководителей, при этом главным инструментом выступает маркетинг, который позволил выявить ряд трудностей, препятствующих стабильному ее развитию:

Росстат опубликовал оценку численности населения страны на начало 2017 года, которая составила 143,6 млн. человек, что на 300 тыс. больше, чем год назад. При этом, средние показатели продолжительности жизни в нашей стране начали расти, хотя и крайне неустойчиво и неравномерно. Эксперты полагают, что к 2025 году они могут повыситься до 75 лет. Но и эта положительная тенденция имеет свою проблемную сторону - старение населения[34];

- сокращение рождаемости и увеличение семей с одним ребенком, что значительно снижает возможность появления новых ярких дарований на спортивной арене;

- высокие цены на спортивные атрибуты, индивидуальные занятия и многое другое;

- появление конкурентных различных интернет-развлечений, в числе которых игры и виртуальные общения;

- спортивная индустрия испытывает острый дефицит управленческих кадров.

Не смотря на ряд возникших трудностей можно выделить следующие стремительно развивающиеся сегодня спортивные рынки [24]:

- рынок ориентированных на прибыль продавцов спорта, представленный многочисленными оздоровительными, танцевальными, гимнастическими студиями и спортивными школами;


- рынок товаров для спортивного туризма, т.е. туризма с использованием технических приборов и приспособлений при наличии соответствующей инфраструктуры (горные лыжи, серфинг, гольф);

- рынок продавцов спортивных тренажеров, оборудования, одежды. Этот рынок развивается не потому, что увеличивается интерес к спорту, а потому, что спортивность, спортивный стиль - неотъемлемые составляющие современной жизни;

- рынок спортивных мероприятий, программ в средствах массовой информации;

- рынок коммерчески организованных спортивных событий, проводимых клубами, федерациями, Олимпийским комитетом (Олимпийские игры, чемпионаты, турниры, мемориалы и т.п.);

- рынок спортивного спонсорства и рекламы[10].

Согласно «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Спортивная индустрия становится важной и неотъемлемой частью отраслевой экономики страны. Физическая культура и спорт все чаще проникают во все сферы жизни людей, формируют отношения с государством, образуя специфическую сферу для ведения бизнеса. Физическая активность и спорт являются важнейшей сферой предпринимательской деятельности, которая обеспечивает, с одной стороны, занятость многих людей в отраслях спортивной индустрии, с другой стороны, указанные отрасли предпринимательства пополняют федеральные и местные бюджеты за счет налоговых поступлений, что позволяет государству решать социальные проблемы населения. Динамика развития самого спорта и его видов все больше связана с экономикой, торговлей и профессиональной ориентацией участников спортивных мероприятий. В этой системе находятся значительные материальные и финансовые активы, расширяется сеть трудовых и управленческих ресурсов. Спортивная индустрия объединяет не только спортсменов, одновременно формируется традиционная коммерческая сфера деятельности и организация бизнеса, которая, в свою очередь, позволяет зарабатывать деньги в условиях конкуренции как в сфере национального, так и в сфере международного спорта [44, с. 71].

Говоря об индустрии спорта, стоит отметить ее многообразие и многоцелевой рынок.

Рынок спортивных товаров:

  • потребители: категория непрофессиональных потребителей, профессиональные спортсмены;
  • производители: коммерческие организации.

Рынок спортивных услуг:

  • потребители: категория непрофессиональных потребителей, реже профессиональные спортсмены;
  • производители: коммерческие организации (фитнес клубы, танцевальные школы), некоммерческие физкультурно-спортивные организации (секции и др.).

Предпринимательская деятельность в индустрии спорта организована на тех же принципах, что и предпринимательство в целом.

Отдельно стоит отметить такое направление в индустрии спорта, как организация спортивных мероприятий. Для того чтобы преуспеть в данном на-правлении, необходимо привлечь потребителя ярким зрелищем, престижем планируемого мероприятия, положительными впечатлениями и, самое главное, спортивными результатами. Целевой аудиторией в индустрии спорта являются: зрители и болельщики, телевидение и СМИ, а также многочисленные бизнес-структуры. На сегодняшний день успешными стратегиям в сфере организации спортивных мероприятий можно назвать стратегии, ориентированные как на спортивный, так и не экономический результат [13, с. 143].

Основным потребителем в индустрии спортивных мероприятий является сегодня зритель. Он может быть на стадионе, дома или в спорт-баре. Хотя, безусловно, самый желанный клиент для спортивных организаций - это тот, кто приходит непосредственно на стадион. Именно этот зритель покупает билет, приобретает сувенирную продукцию с символикой, а также пользуется различными сервисами на стадионе. Он крайне важен для спонсора и рекламодателя, а также красивой телевизионной картинки. Привлечь такого потребителя - значит иметь возможность активной рекламы смежных товаров и услуг. Борьбу за потребителя в индустрии спорта сегодня выигрывает та спортивная организация, которая приглашает его посмотреть спортивное соревнование в удобных и комфортных условиях. Именно поэтому важнейшим фактором конкурентоспособности спортивной организации является удобный и комфортный стадион (дворец спорта, баскетбольный зал и т. п.) [18, с. 59].

В целом необходимо отметить, что сегодня в реальных рыночных условиях многие спортивные организации (особенно лиги и клубы) стремятся работать как полноценные коммерческие предприятия, в первую очередь, ориентируясь на конечных потребителей индустрии спорта.

Однако многие предприятия спорта зависят от политики Министерства спорта РФ. К примеру, производители, ориентированные на гос. закупки, остро реагируют на сокращение бюджета в отношении спортивной индустрии. Само же государство, посредством ответственных структур, является активным участником индустрии спорта. Так, согласно отчету Министерства спорта РФ, за 2016 год были достигнуты основные запланированные результаты.

Привлечено к систематическим занятиям физической культурой и спортом 36 млн человек, из которых более 540 тыс. инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья [Ошибка! Источник ссылки не найден., с. 160].


До 270,5 тыс. единиц увеличена сеть спортивных сооружений, доступных для различных категорий и групп населения, 18 % из них адаптированы для возможности занятия спортом инвалидов. Сеть спортивных сооружений способна единовременно принять свыше 7 млн человек.

Обеспечены успешная подготовка и проведение следующих мероприятий с участием спортивных сборных команд Российской Федерации:

  • чемпионаты мира и Европы 2016 года;
  • XXVII Всемирная летняя универсиада 2016 года в г. Казань;
  • XIV чемпионат мира ИААФ по легкой атлетике в г. Москва;
  • VI Кубок мира по регби - в г. Москва;
  • II Всемирные Игры боевых искусств в г. Санкт-Петербург.
  • Разработан и принят Федеральный закон от 07.06.2016 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и план его реализации [49, с. 32].

Достигнутые результаты позволили достичь следующих показателей:

  • доля граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения - 27,1%;
  • уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта - 26,2%;
  • доля спортивных объектов, подлежащих к использованию в сфере физической культуры и спорта в постсоревновательный период XXVII Всемирной летней универсиады 2016 года в г. Казань, в общем количестве спортивных объектов XXVII Всемирной летней универсиады 2016 года в г. Казань - 100 %.

Анализ данных о финансировании физической культуры и спорта в России (Приложение А) показал, что наибольших затрат требует заработная плата работников физической культуры и спорта (33,7%), а также инвестиции на реконструкцию и строительство спортивных сооружений (20,3%).

Меньших затрат требуют капитальный ремонт спортсооружений (3,2%) и приобретение спортивного оборудования и инвентаря (5%).

Рынок же спортивных услуг менее резко реагирует на бюджет Министерства спорта РФ.

Во многом успех коммерческого предприятия индустрии спорта зависит от рекламной компании того или иного вида спорта, качества предоставляемых услуг, а также общей экономической ситуации в стране [15; 45; 4; 29].

В эту отрасль входят многочисленные школы, студии, фитнес-центры и прочие организации, оказывающие подобные услуги [48, с. 97].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что индустрия спорта во всех ее проявлениях в значительной степени подвержена внешним факторам и зависит от экономической ситуации в стране. Этой отрасли важны как финансовая поддержка государства, так и спонсорская помощь, а определенное направление политики развития спорта в России.