Файл: Современное состояние мировой индустрии спорта (Спорт как индустрия и шоу-бизнес).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Еще один важный момент — развитие отдельных видов спорта, формирующее общую тенденцию для индустрии спорта. Здесь на первый план выходит, как правило, исторически сложившаяся в разных странах популярность того или иного вида спорта: футбола в Англии, крикета в Индии, регби в Новой Зеландии или бейсбола в США.

Международная фитнес-индустрия все больше развивается и укрепляется на мировой арене. Именно она была самой стабильной на протяжении 2015-2016 гг. по сравнению с другими отраслями. Для выполнения цели исследования нами проанализированы документы отчетности за 2017-2016 гг. Европейской ассоциации физической активности (Europe Active Association) и Международной ассоциации спортивных клубов (IHRSA) [55; 56]. Они объединяют фитнес, велнес-клубы Европы и мира соответственно, наиболее авторитетными в фитнес-индустрии, поэтому достоверность данных отчетов не подлежит сомнению.

Установлено, что именно в фитнес-индустрии были заключены наиболее удачные сделки за последние несколько лет. Так, в 2016 году мировая фитнес-индустрия в целом было около 75,5 млрд. долларов прибыли, насчитывала 150 000 фитнес-клубов, в которых тренировались около 132 миллионов человек [56]. Количественные характеристики рынков фитнес-индустрии крупнейших стран представлено в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Характеристики фитнес-рынков разных стран

(по данным IHRSA, 2017)

Рынок

Доход ($)

Количествоклубов

Количествочленов

США

21 828 000 000

30 500

50 249 000

Великобритания

6 235 173 800

5 900

7 600 000

Германия

5 348 110 500

7 566

7 890 000

Италия

4 251 494 521

6 000

4 160 000

Испания

4 110 859 842

4 640

6 384 000

Россия

1 622 707 832

3 300

1 700 000

Так, фитнес-индустрия Америки увеличила свою прибыль до 21,8 млрд. долларов, имея 30 500 клубов, которые посещали более 50 млн. клиентов. Доход 2016 года в США вырос на 8,1% по сравнению с 2015 г., а количество клиентов увеличилось на 6,7%. Продажи дополнительных услуг выросли на 2,5% [56].

Что касается Европы, то ее фитнес-индустрия получила прибыли около 32 млрд. долларов в 2016, имея 45 000 клубов с 41,9 млн. клиентов. Так, в Великобритании и Германии произошел рост и стабилизация фитнес рынка. В Великобритании количество клубов возросло до 5 900, с количеством клиентов более 7 млн. человек (см. Табл. 2.2). В этой стране наблюдается тенденция укрепления позиций сети фитнес-клубов «low cost». В Германии насчитывалось почти 7,9 млн. клиентов в более чем 7 000 клубов (см. Табл. 2.2). Результаты проведенного анализа свидетельствуют, что Испания, Италия и Португалия «переживали» кризис, поскольку в них выявлено уменьшение на 20% количества фитнес-клубов и количества клиентов соответственно. Хотя, по нашему мнению, финансовые показатели Италии и Испании не являются критическими, поскольку страны смогли получить прибыль в фитнес-индустрии 4,25 и 4,21 млрд. долларов соответственно. В Греции и Ирландии - фитнес-рынок уменьшился на 10% [56].


Документы отчетности IHRSA свидетельствуют о росте фитнес-индустрии в 15 странах Латинской Америки.

Это подтверждается тем, что доходы их рынков фитнес-индустрии составили около 5,5 млрд. долларов в 2016, при наличии 46 000 клубов. Одним из лидеров является Бразилия - 2,4 млрд. дохода, 23 398 клубов, 7 млн. клиентов. Мексика и Аргентина заняли второе и третье места соответственно.

Прибыли стран Азии на рынке фитнес-индустрии в 2016 составили около 11,5 млрд долларов, при наличии 18 000 клубов из 14,6 млн. клиентов. Австралия и Новая Зеландия насчитывали около 3000 клубов вместе с 2,3 млн. клиентов, оба рынка имели прибыли около 2,1 млн долларов [56].

Согласно отчету по рынку Австралии в 2016 году доходы составляли более 1,8 млрд. долларов, более того, 1,4 млрд. долларов в структуре внутреннего валового продукта (ВВП) страны относится к фитнес-индустрии.

Согласно данным отчета «EuropeActive» за2018 г. [31; 54] установлено,что крупнейшими лидерами европейского рынка фитнес-услуг в 2017 по прибыльности являются Великобритания (5,6 млрд. евро) и Германия (4,8 млрд. евро) (рис. 2.1).

По нашему мнению, это обусловлено в первую очередь высоким уровнем жизни в этих странах. Также следует отметить, что в совокупности на долю первых 5 стран (Великобритания, Германия, Франция, Италия и Испания) приходится 64% от общего европейского рынка фитнеса (см. Рис. 2.1).

Рис 2.1. Топ-10 европейских фитнес-рынков (млрд EUR, 2018) [54; 55]

Следует отметить, что в 2017 году Германия была крупнейшим фитнес-рынком в Европе, имея 9,5 млн. потребителей (лидирующую позицию занимает немецкая сеть «McFIT» - 1,3 млн клиентов), далее - Великобритания (8,8 млн. клиентов), Франция (5,2 млн.), Италия (5,1 млн) и Испания (4,9). Наиболее популярные фитнес-сети мира представлены в табл. 2,3 [46].

Таблица 2.3

Топ-20 самыхпопулярныхфитнес-сетеймира

Ранг

Оператор

Количество потребителей

1

McFIT

1204000

2

HealthCity/Basic-Fit

780000

3

Virgin Active

598000

4

Health&Fitness Nordic

565000

5

Fitness First

454000

6

David Loyd Leisure

450000

7

Fitness World

400000

8

Sport City/Fit For Free

350000

9

Pure Gym

300000

10

Nuffield Health

297000

11

Alex Fitness

290000

12

Kieser Training

269000

13

DW Sports

265000

14

Clever Fit

252000

15

Curves

242000

16

INJOY

239000

17

The Gym Group

225000

18

Holmes Plase Group

211000

19

Mrs.Sporty

209000

20

ACTIC

205000


Анализ документов отчетности позволил установить, что рынки стран Восточной Европы: России, Турции и Польши вошли в десятку наиболее перспективных объектов фитнес-индустрии. Стоит отметить, что именно они имеют благоприятный потенциал роста количества клиентов фитнес-клубов, чем зрелые рынки Западной Европы. Также Турция и Россия имеют значительный потенциал фитнес-рынка с уровнем проникновения (развитости) 2,4% и 1,9% соответственно.

Крупнейшими фитнес-компаниями России являются: «Русская фитнес-группа» (бренды World Class и «Физкульт») - 80 клубов, Alex Fitness - 60, Фитнес Хаус - 49, X-Fit - 33, Зебра - 30 Страта Партнерс (бренды CityFitness и Orange Fitness) - 27, «Планета Фитнес» - 22 клуба. Вышеперечисленные сети объединяют около 300 клубов. При этом более 500 клубов можно назвать полноценными фитнес-центрами, тогда как другие 2800 являются обычными спортзалами.

Итак, развитие индустрии спорта имеет ярко выраженную тенденцию к росту, что подтверждается ростом доходов клубов и увеличением финансирования. Однако рост расходов не останавливает инвесторов: число желающих вложить деньги в спорт только растет.

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ СПОРТА В РОССИИ

Предпосылками развития предпринимательской деятельности в сфере спорта являются:

  • наличие и разнообразие форм собственности и видов хозяйствования. Эта предпосылка наиболее значима, поскольку является предпосылкой формирования конкурентной среды. Конкуренция спортивных организаций влияет на качество предоставляемых ими услуг, рост профессионального уровня персонала;
  • неограниченное количество участников конкуренции, равный, свободный доступ на рынок и выход из него. Это означает, что любая спортивная организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, получать прибыль;
  • равный доступ всех спортивных организаций и учреждений с имеющимися ресурсами. Речь идет о том, что все субъекты хозяйственной деятельности должны иметь равные возможности использования природных факторов, приобретение спортивного оборудования и технологий, получения кредитов, привлечения рабочей силы. Все это создает эффект равных возможностей и делает реальной активную предпринимательскую деятельность;
  • наличие у каждого участника конкурентной борьбы полного объема рыночной информации, создает возможность выбора услуги потребителем.

Предпринимательская деятельность в сфере физической культуры и спорта на сегодня осуществляется:

  • индивидуальными предпринимателями, потому что большинство профессиональных спортсменов и тренеров выступают на спортивном рынке труда как частные предприниматели;
  • спортивными клубами, лигами, федерациями и другими организациями в спорте;
  • предприятиями, специализирующимися на производстве спортивных товаров, услуг и информации в сфере физкультуры и спорта (предприятия, производящие спортивную одежду, обувь, снаряжение и атрибутику; специализированные телевизионные каналы и радиокомпании; спортивные печатные издания и т.д.).

В целом, спортивное предпринимательство - особый вид бизнеса, требует определенных знаний и умений от предпринимателя (в первую очередь, в отношении спорта и коммерции). Спортивное предпринимательство требует не только организаторских способностей, но и глубокого знания составляющих спортивной науки - анатомии, биохимии, физиологии, рационального питания, спортивной медицины, психологии и педагогики спорта, спортивного менеджмента и маркетинга.

Наряду с индивидуальным предпринимательством широкое распространение в спорте получили услуги спортивных агентов (менеджеров, посредников), которые являются связующим звеном между работодателями и спортсменами. Вознаграждением агентам служат комиссионные от суммы контрактов спортсменов.

В общем виде предпринимательскую деятельность в сфере спорта схематично можно представить следующим образом (см. Рис. 3.1).

Организация и проведение спортивных соревнований и зрелищ включают спортивные и оздоровительные мероприятия для участников кроссов, марафонов, турниров по спортивным играм; спортивные праздники; спортивно-зрелищные мероприятия и концерты; показательные выступления выдающихся спортсменов и представителей спортивных заведений.

Проведение занятий по физической культуре и спорту предусматривает: занятия в группах общей физической подготовки и оздоровительной физической культуры; разработку индивидуальных (групповых) рекомендаций по режиму занятий; организацию соревнований в учебных группах, командах, школах и клубах по видам спорта; меры по реабилитации после травм и методические консультации; реализацию различных видов досуга с учетом особенностей услуг, в том числе культурно-массовые и развлекательно-игровые мероприятия, а также различные виды активного отдыха с учетом требований безопасности, в том числе медицинского обеспечения.


Рис. 3.1. Виды предпринимательской деятельности в сфере спорта

Организация и проведение учебно-тренировочного процесса предусматривает: обучение потребителей услуг рациональной технике двигательных действий, формирования умений, навыков и связанных с этим знаний в выбранной спортивной дисциплине; педагогическое воздействие, направленное на развитие и совершенствование двигательных способностей в соответствии с требованиями спортивной деятельности, в области которой ведется подготовка; педагогическое воздействие, направленное на формирование у потребителя недостающих компонентов тактической, технической, физической и других видов готовности к потреблению услуги; организацию комплексного контроля за уровнем разносторонней подготовленности и состоянию здоровья потребителя услуг; возможность получения консультаций по различным вопросам учебно-тренировочного процесса.

Аренда физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений включает: использование физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, оборудованных для проведения соответствующих занятий (физкультурно-оздоровительных упражнений, спортивных тренировок) по выбранному виду услуг и соревнований; использование объектов для оздоровительного отдыха; возможность пользования спортивным оборудованием (тренажерами, орудием, экипировкой) обеспечение квалифицированным обслуживающим персоналом и создание условий для восстановления сил и здоровья, а также для активного отдыха, проведения досуга; создание высокого уровня комфорта в сочетании с организацией досуга.

Информационно-консультативные и образовательные услуги включают: предоставление информации общего характера (через Интернет, средства массовой информации, рекламу и т.п.) о структуре и содержании спортивных услуг, о законодательно - нормативной базе сертификации в области; консультации потребителей услуг специалистами по вопросам, связанным с будущим оказанием услуг, исключающим в дальнейшем потерю или нарушения здоровья и получения травмы; консультации специалистов в сфере питания (врача-диетолога) по вопросам рационального режима питания и употребление пищевых добавок, витаминов для потребителей услуги; консультации специалистов по проведению медико-восстановительных мероприятий, а также тестирование спортсменов; подготовку рекомендаций для потребителей программ занятий, а также общих правил их эффективного использования; профессиональную подготовку (переподготовку) и повышение квалификации в области физической культуры и спорта.