Файл: Современное состояние мировой индустрии спорта (Спорт как индустрия и шоу-бизнес).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
Еще один важный момент — развитие отдельных видов спорта, формирующее общую тенденцию для индустрии спорта. Здесь на первый план выходит, как правило, исторически сложившаяся в разных странах популярность того или иного вида спорта: футбола в Англии, крикета в Индии, регби в Новой Зеландии или бейсбола в США.
Международная фитнес-индустрия все больше развивается и укрепляется на мировой арене. Именно она была самой стабильной на протяжении 2015-2016 гг. по сравнению с другими отраслями. Для выполнения цели исследования нами проанализированы документы отчетности за 2017-2016 гг. Европейской ассоциации физической активности (Europe Active Association) и Международной ассоциации спортивных клубов (IHRSA) [55; 56]. Они объединяют фитнес, велнес-клубы Европы и мира соответственно, наиболее авторитетными в фитнес-индустрии, поэтому достоверность данных отчетов не подлежит сомнению.
Установлено, что именно в фитнес-индустрии были заключены наиболее удачные сделки за последние несколько лет. Так, в 2016 году мировая фитнес-индустрия в целом было около 75,5 млрд. долларов прибыли, насчитывала 150 000 фитнес-клубов, в которых тренировались около 132 миллионов человек [56]. Количественные характеристики рынков фитнес-индустрии крупнейших стран представлено в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Характеристики фитнес-рынков разных стран
(по данным IHRSA, 2017)
Рынок |
Доход ($) |
Количествоклубов |
Количествочленов |
США |
21 828 000 000 |
30 500 |
50 249 000 |
Великобритания |
6 235 173 800 |
5 900 |
7 600 000 |
Германия |
5 348 110 500 |
7 566 |
7 890 000 |
Италия |
4 251 494 521 |
6 000 |
4 160 000 |
Испания |
4 110 859 842 |
4 640 |
6 384 000 |
Россия |
1 622 707 832 |
3 300 |
1 700 000 |
Так, фитнес-индустрия Америки увеличила свою прибыль до 21,8 млрд. долларов, имея 30 500 клубов, которые посещали более 50 млн. клиентов. Доход 2016 года в США вырос на 8,1% по сравнению с 2015 г., а количество клиентов увеличилось на 6,7%. Продажи дополнительных услуг выросли на 2,5% [56].
Что касается Европы, то ее фитнес-индустрия получила прибыли около 32 млрд. долларов в 2016, имея 45 000 клубов с 41,9 млн. клиентов. Так, в Великобритании и Германии произошел рост и стабилизация фитнес рынка. В Великобритании количество клубов возросло до 5 900, с количеством клиентов более 7 млн. человек (см. Табл. 2.2). В этой стране наблюдается тенденция укрепления позиций сети фитнес-клубов «low cost». В Германии насчитывалось почти 7,9 млн. клиентов в более чем 7 000 клубов (см. Табл. 2.2). Результаты проведенного анализа свидетельствуют, что Испания, Италия и Португалия «переживали» кризис, поскольку в них выявлено уменьшение на 20% количества фитнес-клубов и количества клиентов соответственно. Хотя, по нашему мнению, финансовые показатели Италии и Испании не являются критическими, поскольку страны смогли получить прибыль в фитнес-индустрии 4,25 и 4,21 млрд. долларов соответственно. В Греции и Ирландии - фитнес-рынок уменьшился на 10% [56].
Документы отчетности IHRSA свидетельствуют о росте фитнес-индустрии в 15 странах Латинской Америки.
Это подтверждается тем, что доходы их рынков фитнес-индустрии составили около 5,5 млрд. долларов в 2016, при наличии 46 000 клубов. Одним из лидеров является Бразилия - 2,4 млрд. дохода, 23 398 клубов, 7 млн. клиентов. Мексика и Аргентина заняли второе и третье места соответственно.
Прибыли стран Азии на рынке фитнес-индустрии в 2016 составили около 11,5 млрд долларов, при наличии 18 000 клубов из 14,6 млн. клиентов. Австралия и Новая Зеландия насчитывали около 3000 клубов вместе с 2,3 млн. клиентов, оба рынка имели прибыли около 2,1 млн долларов [56].
Согласно отчету по рынку Австралии в 2016 году доходы составляли более 1,8 млрд. долларов, более того, 1,4 млрд. долларов в структуре внутреннего валового продукта (ВВП) страны относится к фитнес-индустрии.
Согласно данным отчета «EuropeActive» за2018 г. [31; 54] установлено,что крупнейшими лидерами европейского рынка фитнес-услуг в 2017 по прибыльности являются Великобритания (5,6 млрд. евро) и Германия (4,8 млрд. евро) (рис. 2.1).
По нашему мнению, это обусловлено в первую очередь высоким уровнем жизни в этих странах. Также следует отметить, что в совокупности на долю первых 5 стран (Великобритания, Германия, Франция, Италия и Испания) приходится 64% от общего европейского рынка фитнеса (см. Рис. 2.1).
Рис 2.1. Топ-10 европейских фитнес-рынков (млрд EUR, 2018) [54; 55]
Следует отметить, что в 2017 году Германия была крупнейшим фитнес-рынком в Европе, имея 9,5 млн. потребителей (лидирующую позицию занимает немецкая сеть «McFIT» - 1,3 млн клиентов), далее - Великобритания (8,8 млн. клиентов), Франция (5,2 млн.), Италия (5,1 млн) и Испания (4,9). Наиболее популярные фитнес-сети мира представлены в табл. 2,3 [46].
Таблица 2.3
Топ-20 самыхпопулярныхфитнес-сетеймира
Ранг |
Оператор |
Количество потребителей |
1 |
McFIT |
1204000 |
2 |
HealthCity/Basic-Fit |
780000 |
3 |
Virgin Active |
598000 |
4 |
Health&Fitness Nordic |
565000 |
5 |
Fitness First |
454000 |
6 |
David Loyd Leisure |
450000 |
7 |
Fitness World |
400000 |
8 |
Sport City/Fit For Free |
350000 |
9 |
Pure Gym |
300000 |
10 |
Nuffield Health |
297000 |
11 |
Alex Fitness |
290000 |
12 |
Kieser Training |
269000 |
13 |
DW Sports |
265000 |
14 |
Clever Fit |
252000 |
15 |
Curves |
242000 |
16 |
INJOY |
239000 |
17 |
The Gym Group |
225000 |
18 |
Holmes Plase Group |
211000 |
19 |
Mrs.Sporty |
209000 |
20 |
ACTIC |
205000 |
Анализ документов отчетности позволил установить, что рынки стран Восточной Европы: России, Турции и Польши вошли в десятку наиболее перспективных объектов фитнес-индустрии. Стоит отметить, что именно они имеют благоприятный потенциал роста количества клиентов фитнес-клубов, чем зрелые рынки Западной Европы. Также Турция и Россия имеют значительный потенциал фитнес-рынка с уровнем проникновения (развитости) 2,4% и 1,9% соответственно.
Крупнейшими фитнес-компаниями России являются: «Русская фитнес-группа» (бренды World Class и «Физкульт») - 80 клубов, Alex Fitness - 60, Фитнес Хаус - 49, X-Fit - 33, Зебра - 30 Страта Партнерс (бренды CityFitness и Orange Fitness) - 27, «Планета Фитнес» - 22 клуба. Вышеперечисленные сети объединяют около 300 клубов. При этом более 500 клубов можно назвать полноценными фитнес-центрами, тогда как другие 2800 являются обычными спортзалами.
Итак, развитие индустрии спорта имеет ярко выраженную тенденцию к росту, что подтверждается ростом доходов клубов и увеличением финансирования. Однако рост расходов не останавливает инвесторов: число желающих вложить деньги в спорт только растет.
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ СПОРТА В РОССИИ
Предпосылками развития предпринимательской деятельности в сфере спорта являются:
- наличие и разнообразие форм собственности и видов хозяйствования. Эта предпосылка наиболее значима, поскольку является предпосылкой формирования конкурентной среды. Конкуренция спортивных организаций влияет на качество предоставляемых ими услуг, рост профессионального уровня персонала;
- неограниченное количество участников конкуренции, равный, свободный доступ на рынок и выход из него. Это означает, что любая спортивная организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, получать прибыль;
- равный доступ всех спортивных организаций и учреждений с имеющимися ресурсами. Речь идет о том, что все субъекты хозяйственной деятельности должны иметь равные возможности использования природных факторов, приобретение спортивного оборудования и технологий, получения кредитов, привлечения рабочей силы. Все это создает эффект равных возможностей и делает реальной активную предпринимательскую деятельность;
- наличие у каждого участника конкурентной борьбы полного объема рыночной информации, создает возможность выбора услуги потребителем.
Предпринимательская деятельность в сфере физической культуры и спорта на сегодня осуществляется:
- индивидуальными предпринимателями, потому что большинство профессиональных спортсменов и тренеров выступают на спортивном рынке труда как частные предприниматели;
- спортивными клубами, лигами, федерациями и другими организациями в спорте;
- предприятиями, специализирующимися на производстве спортивных товаров, услуг и информации в сфере физкультуры и спорта (предприятия, производящие спортивную одежду, обувь, снаряжение и атрибутику; специализированные телевизионные каналы и радиокомпании; спортивные печатные издания и т.д.).
В целом, спортивное предпринимательство - особый вид бизнеса, требует определенных знаний и умений от предпринимателя (в первую очередь, в отношении спорта и коммерции). Спортивное предпринимательство требует не только организаторских способностей, но и глубокого знания составляющих спортивной науки - анатомии, биохимии, физиологии, рационального питания, спортивной медицины, психологии и педагогики спорта, спортивного менеджмента и маркетинга.
Наряду с индивидуальным предпринимательством широкое распространение в спорте получили услуги спортивных агентов (менеджеров, посредников), которые являются связующим звеном между работодателями и спортсменами. Вознаграждением агентам служат комиссионные от суммы контрактов спортсменов.
В общем виде предпринимательскую деятельность в сфере спорта схематично можно представить следующим образом (см. Рис. 3.1).
Организация и проведение спортивных соревнований и зрелищ включают спортивные и оздоровительные мероприятия для участников кроссов, марафонов, турниров по спортивным играм; спортивные праздники; спортивно-зрелищные мероприятия и концерты; показательные выступления выдающихся спортсменов и представителей спортивных заведений.
Проведение занятий по физической культуре и спорту предусматривает: занятия в группах общей физической подготовки и оздоровительной физической культуры; разработку индивидуальных (групповых) рекомендаций по режиму занятий; организацию соревнований в учебных группах, командах, школах и клубах по видам спорта; меры по реабилитации после травм и методические консультации; реализацию различных видов досуга с учетом особенностей услуг, в том числе культурно-массовые и развлекательно-игровые мероприятия, а также различные виды активного отдыха с учетом требований безопасности, в том числе медицинского обеспечения.
Рис. 3.1. Виды предпринимательской деятельности в сфере спорта
Организация и проведение учебно-тренировочного процесса предусматривает: обучение потребителей услуг рациональной технике двигательных действий, формирования умений, навыков и связанных с этим знаний в выбранной спортивной дисциплине; педагогическое воздействие, направленное на развитие и совершенствование двигательных способностей в соответствии с требованиями спортивной деятельности, в области которой ведется подготовка; педагогическое воздействие, направленное на формирование у потребителя недостающих компонентов тактической, технической, физической и других видов готовности к потреблению услуги; организацию комплексного контроля за уровнем разносторонней подготовленности и состоянию здоровья потребителя услуг; возможность получения консультаций по различным вопросам учебно-тренировочного процесса.
Аренда физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений включает: использование физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, оборудованных для проведения соответствующих занятий (физкультурно-оздоровительных упражнений, спортивных тренировок) по выбранному виду услуг и соревнований; использование объектов для оздоровительного отдыха; возможность пользования спортивным оборудованием (тренажерами, орудием, экипировкой) обеспечение квалифицированным обслуживающим персоналом и создание условий для восстановления сил и здоровья, а также для активного отдыха, проведения досуга; создание высокого уровня комфорта в сочетании с организацией досуга.
Информационно-консультативные и образовательные услуги включают: предоставление информации общего характера (через Интернет, средства массовой информации, рекламу и т.п.) о структуре и содержании спортивных услуг, о законодательно - нормативной базе сертификации в области; консультации потребителей услуг специалистами по вопросам, связанным с будущим оказанием услуг, исключающим в дальнейшем потерю или нарушения здоровья и получения травмы; консультации специалистов в сфере питания (врача-диетолога) по вопросам рационального режима питания и употребление пищевых добавок, витаминов для потребителей услуги; консультации специалистов по проведению медико-восстановительных мероприятий, а также тестирование спортсменов; подготовку рекомендаций для потребителей программ занятий, а также общих правил их эффективного использования; профессиональную подготовку (переподготовку) и повышение квалификации в области физической культуры и спорта.