Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Проблема конкуренции в трудах представителей классической теории).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13.Розмаинский И.В., Холодилин К.А. История экономического анализа на Западе . — М.: Директ-Медиа, 2015. -216 с.

14. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. — М.: Вильямс, 2014. — 1360 с.

15.Современные проблемы экономической науки : коллектив. моногр. / Под общ. ред. И. Ю. Карелина. – Уфа: БАГСУ, 2015. – 285 с.

16.Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Эксмо,2016.- 1056 с.

17.Хайек Ф. Познание, конкуренция и свобода. – СПб.: Пневма, 2014.- 288 с.

18.Хамел Г., Прахал К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. – М.: Олимп-Бизнес, 2014. - 288 с.

19.Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. – М.: Изд-во ин. лит., 2015. – 572 с.

20.Шумпетер Й. Десять великих экономистов от Маркса до Кейнса: Пер. с англ./ Предисл. и общ. ред. В.С. Автономова. – М.: Изд-во Института Гайдара, 2014.- 540 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 1.1

Основные проблемы теории конкуренции и их решение в первой половине ХХ века

Проблемы/Ученые

Э. Чемберлин

Дж. Робинсон

Й. Шумпетер

Дж. М. Кларк

Ф. Хайек

Проблема практического применения.

На монопольном рынке через дифференциацию продукта проявляются все формы конкуренции.

В действительности на рынке присутствуют все элементы несовершенной конкуренции: монополия, дифференциация продукта, неценовые формы конкуренции.

В результате эволюционного развития на практике экономическая система, разрушаясь изнутри, приводит к появлению новых форм организации производства.

Практическая форма проявления теории конкуренции раскрывается через понимание конкуренции как соперничества в продаже товаров.

На практике применяются личностные отношения. В итоге конкуренция существует ради поддержания репутации. Конкуренция – процесс «формирования мнения».

Проблема ценообразования.

Осуществление стратегии дифференциации продукта регулирует процесс образования цен.

Концепция «ценовой дискриминации» доказала влияниеe монополий на ценообразование.

В процессе ценообразования значительную роль играет неценовая конкуренция.

Цена регулируется посредством соперничества среди участников рынка.

Проблема равновесия рыночной системы.

Рынок объединяет конкуренцию и монополию, которые нарушают равновесие системы.

Рыночное равновесие нарушается в результате действия механизма неценовой конкуренции и эксплуатации наемного труда.

Равновесие на рынке возможно только в виде теоретической неоклассической модели, т.к. присут

ствуют факторы «взрывающие рыночное равновесие».

Рыночное равновесие возможно только в статических условиях.

Конкурентное равнове

сие не рассматривает сущность конкурен-

ции, т.к. не возможно полное согласование действий индивидов. Равновесие предпола-

гает отсутствие конкуренции.


Продолжение таблицы 1.1

Проблема взаимодействия конкуренции и ценообразования

Посредством конкуренции идет поиск оптимального объема производства и соответственно уровня цен, обеспечивающего максимальную прибыль.

В результате конкуренции крупные компании могут влиять на цену и поддерживать её на высоком уровне.

Механизм цен не является главным в развитии активной конкуренции. Её развитию способствуют новые открытия и инновации.

Возможное наличие схожего продукта у соперника-конкурента ограничивает действие ценового механизма.

Реализация условий «конкурентного порядка» через денежную и финансовую политику.

Проблема трансформации конкуренции под воздействием различных факторов.

Действие конкуренции меняется под влиянием монополии, т.к. по своей природе конкуренция является монопольной. Т.е. предприниматель, конкурируя, становится монополистом.

Конкуренция меняется под воздействием концентрации производства и её роста.

В результате новых открытий происходит изменение форм конкуренции (конкуренция в политике сбыта и продаж).

Под воздействием динамики экономического развития конкуренции преобразуется в «эффективную» конкуренцию.

Конкуренция меняется в процессе приобретения знаний. Конкуренция – «процедура открытий».

Проблемы рынка совершенной конкуренции

Чистая конкуренция – конкуренция, очищенная от монопольных элементов.

Условия совершенной конкуренции – особый случай. Она идеализирует экономику.

Модель совершенной конкуренции – это хозяйственный кругооборот.

Совершенная конкуренция – это разновидность чистой конкуренции.

Модель совершенной конкуренции в принципе исключает всякую конкуренцию.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица 2.1

Основные аспекты современной интерпретация теории конкуренции

Цель конкурентной борьбы

Инструменты конкуренции

Методы приобретения конкурентных преимуществ

Факторы достижения целей

М. Портер

Обеспечение превосходства через выявление конкурентных преимуществ, их совершенствование и укрепление позиции в долгосрочном периоде.

Приобретение конкурентных преимуществ – основа науки о конкуренции.

Рост масштаба конкуренции как инструмента достижения конкурентных преимуществ способствует тому, что конкуренция приобретает глобальный характер. Инновационная деятельность, патентованная технология, дифференциация на основе уникальности товаров, репутация фирмы.

Разработка стратегической теории конкуренции; определение ключевых компетенций, типовых стратегий конкурентной борьбы.

Успешное ведение конкурентной борьбы; развитие внутренней конкуренции на основе кластерного анализа; использование конкурентных преимуществ; выход на глобальные рынки.

Г. Хамел и К.К. Прахалад

Не только сохранить свои лидирующие позиции, но приложить максимальные усилия для проникновения на будущие рынки. Реализуется через наличие знаний об их состоянии. В этом состоят теоретические и практические особенности конкурентного поведения.

Таким образом воплощается концепция глобального опережения.

Интеллектуальное лидерство; новые технологии; дифференциация продукции или услуг; вертикальная интеграция; оптимизация финансовых рисков. Сочетание цены и качества продукта как способ доступа к новым рынкам.

Ключевые компетенции и использование фактора времени, дающие безусловное конкурентное преимущество. Развитие планирования будущей деятельности; разработка конкурентной стратегии; поиск источников долгосрочной конкуренции; изучение проблем формирования нового конкурентного пространства.

С помощью интеллектуального превосходства компании-лидеры создают новые продукты, услуги, отрасли. Таким образом, эти компании формируют новое рыночное пространство, в котором могут господствовать над конкурентами. В этом состоит возможность проникновения на рынки будущего.