Файл: Кадровая стратегия в системе стратегического управления организацией (Сущность, основы и функции кадровой стратегии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одной их насущных проблем Организации является средний возраст работников. Несмотря на то, что особое внимание уделяется подготовке трудовых ресурсов на базе средних специальных и высших учебных заведений, доля работников пенсионного возраста составляет порядка 37%.

В общей доле работающих большую часть составляют люди со средним профессиональным образованием–64,5%, что свидетельствует о достаточном образовательном уровне работников. При этом с 2014 года по 2015 наблюдается тенденция увеличения удельного веса категории людей с высшим образованием на 3%. Доля людей со средним образованием снизилась с 5 до 2,2% от общей численности работающих.

Для дальнейшего анализа рассмотрим численность персонала ФГУП «ЭМЗ «Звезда» по трудовому стажу работы. Данные для анализа приведены в таблице 2.2.

Таблица 2.2. - Состав трудовых ресурсов по трудовому стажу

Наименование показателя

2014г.

2015г.

Удельный вес, %

2014г.

2015г.

Всего человек

1069

1095

100

100

До 5 лет

528

499

49,4

45,6

5-10 лет

121

124

11,3

11,3

10-15 лет

50

57

4,7

5,2

15-20 лет

42

59

3,9

5,4

Свыше 20 лет

328

356

30,7

32,5

Поскольку изменения в качественном составе происходят в результате движения рабочей силы, этому вопросу при анализе уделяется большое внимание. Проанализируем движение рабочей силы на основе статистической отчетности отдела кадров по движению рабочих (таблица 2.3).

Анализ численности и движения кадров за 2013 – 2015 год свидетельствует, что предприятие в основном располагает квалифицированными кадрами для выполнения задач по Госзаказу и расчетному году. Текучесть кадров ежегодно снижается. Проводится работа по укреплению трудовой дисциплины в цехах и отделах завода. Налажена работа с Центром занятости населения, постоянно публикуются объявления в городских газетах и по телевидению. Ведется работа по омоложению кадров. За последние годы взят курс на прием молодых специалистов.

Таблица 2.3. - Данные о движении рабочей силы на предприятии за 2013 – 2015 гг.

Показатели

2013г.

2014г.

2015г.

Численность работников, чел.

924

1 069

1 095

Принято на работу, чел.

152

187

289

Уволено, чел

149

171

208

Коэффициент оборота по приему работников, %

16,5

17,4

26,4

Коэффициент оборота по выбытию работников, %

16,2

15,9

15,5

Коэффициент замещения, %

102,0

109,4

138,9

Коэффициент текучести кадров, %

16,2

15,9

15,5

Коэффициент постоянства кадров, %

82,0

84,0

87,0


Дальнейший анализ персонала ФГУП "ЭМЗ "Звезда" предполагает анализ фонда заработной платы. Расчет фонда заработной платы позволяет обосновать расходы по заработной плате, как в абсолютной величине, так и в виде удельного веса заработной платы в стоимости продукции (таблица 2.4).

Таблица 2.4. - Анализ использования фонда заработной платы работников за 2013–2015 гг.

Показатель

2013г.

2014г.

2015г.

Темп роста 2013/2014,%

Темп роста 2014/2015,%

Выручка от реализации услуг, тыс. руб.

551 365

676 074

1 510 603

122,6

223,4

Численность работников, чел

924

1 069

1 095

115,7

102,4

Фонд заработной платы, тыс. руб.

197 682

238 973

285 580

120,9

119,5

Среднемесячная заработная плата, тыс.руб.

23 682

25 707

27 980

108,6

108,9

Из таблицы 2.4 можно сделать вывод, что Фонд заработной платы в 2015 году увеличился на 19,5% за счет увеличения среднемесячной заработной платы, повышения квалификационного состава рабочих.

2.3 Мероприятия, направленные на совершенствование использования трудовых ресурсов в современных условиях

Эффективным мероприятием по совершенствованию системы управления персоналом ФГУП "ЭМЗ "Звезда" является внедрение отдела по работе с персоналом Центр "Молодой специалист", который должен реализовать программу обязательного обучения молодых специалистов.

Эта программа может состоять из трех этапов продолжительностью в 1 год каждый:

1 этап: знакомство с организационной структурой и производством, с коллективом предприятия, непосредственно с функциями и полномочиями структурного подразделения, в котором будет проходить трудовая деятельность молодого специалиста, со своими должностными обязанностями и т.д.

Задача процесса обучения не только научить технологиям и обязанностям, но и привить сотруднику корпоративную культуру, корпоративным духом. Поэтому создается такая атмосфера, в которой учиться и работать очень интересно. Будущему сотруднику важно показать новые возможности, перспективы:


  • возможность получения нового профессионального опыта,
  • возможность проявить себя по-новому,
  • возможность расти вместе с компанией.

Преимущества и угрозы реализации программы адаптации

2 этап: углубленное изучение нормативной базы касающийся трудовой деятельности, закрепление практических и технических навыков, повышение уровня квалификации.

3 этап: выявление потенциала, проводится в форме деловой оценочной игры. Специальная комиссия, наблюдая за ходом игры и оценивая результаты, выявляет участников, наиболее проявивших себя, которые получают индивидуальные рекомендации и оценку профессиональных и личных качеств.

Для регистрации результатов работы с молодыми специалистами можно применять следующие методы:

    • анкетирование, опросы, интервью;
    • участие в конференции;
    • оценочные процедуры (расчет экономической эффективности);
    • наблюдение[19, c.189].

Эффективность работы Центра "Молодой специалист" отразится на достижении следующих результатов:

  1. Отсутствие увольнения молодых специалистов в период испытательного срока.
  2. Приобщение молодых специалистов к корпоративной культуре, сплоченность коллектива.
  3. Скорейшая адаптация молодых специалистов в освоении ими трудовой деятельности.
  4. Уровень и стабильность количественных показателей: выполнение заданий, рост квалификации персонала, повышение уровня дисциплины.
  5. Удовлетворенность условиями труда, социальными гарантиями и коллективом.
  6. Обеспечение преимущественного закрытия вакансий подготовленными внутренними ресурсами.

Преимущества и угрозы реализации программы адаптации в компании:

  1. Возможности для организации:
  • четко прописанные требования облегчают процедуру оценки профессиональной деятельности сотрудника в период испытательного срока;
  • испытания по окончании испытательного срока дают возможность вынести наиболее справедливое решение в спорных ситуациях;
  • разработанный Бланк программы адаптации экономит время на оформление, и, при этом, позволяет учитывать особенности подразделения;
  • информированность сотрудника, четкость предъявляемых требований, нормальные условия труда и внимание мотивируют сотрудника к качественному выполнению обязанностей;
  • происходит последовательное приобщение сотрудника к культуре организации, формирование единого командного духа компании.
  1. Угрозы для менеджмента:

  • на руководителей ложится ответственность за составление Программы испытательного срока, что потребует определенных временных затрат так как необходимо будет сформулировать требования к сотруднику, по которым будет оцениваться его соответствие должности,
  • организации необходимо обеспечить каждого сотрудника полноценным рабочим местом, для чего необходимы определенные денежные вложения и/или организационные действия;
  • больше времени тратят руководитель и наставник на взаимодействие с новым сотрудником;
  • ответственность на руководителе и компании за организацию труда сотрудника;
  • реализация программы не является стопроцентной гарантией предотвращения текучести кадров.
  1. Возможности для сотрудника:
  • сотрудник знает, куда он попал, и чего от него ждут
  • снижается уровень тревожности сотрудника, повышается уверенность в своих силах;
  • появляется чувство "что тебя ждали", причастность к команде, общему делу;
  • обеспечиваются нормальные условия и организация труда;
  • быстро и планомерно осваиваются профессиональные обязанности;
  • сотрудник защищен от самоуправства и необоснованных действий и требований руководства.
  1. Угрозы для сотрудника:
  • к сотруднику предъявляются требования, которые необходимо выполнять;
  • периодически человек оказывается под оценкой, что может вызывать определенный стресс;
  • меньше шансов использовать аргумент "я не знал", "мне не сказали", "меня не предупредили"

Также необходимо уделять огромное внимание повышению квалификации не только административного персонала, но и рабочих на предприятии, потому что создаются и уже созданы новые высокотехнологичные, оснащенные современным автоматизированным оборудованием, рабочие места в производстве многослойных печатных плат, в сборочно-монтажном производстве, в механо-инструментальном производстве, в производстве деталей методами металлического и пластмассового литья, в каркасно-штамповочном производстве и производстве гальванических и лакокрасочных покрытий.

ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАДРОВОЙ СТРАТЕГИИ В ФГУП «ЭМЗ «ЗВЕЗДА»


3.1 Расчет затрат на реализацию мероприятий по совершенствованию кадровой стратегии

Подсчет экономического эффекта от действий по снижению текучести кадров очень важный, но в то же время сложный этап, так как для его проведения необходимы специальные экономические данные. Точно подсчитать в денежном выражении потери от высокой текучести кадров и затраты на ее устранение в ФГУП "ЭМЗ "Звезда" на сегодняшний день практически невозможно. Поэтому будут представлены ориентировочные расчеты.

Затраты Центра "Молодой специалист" (в год):

  1. Материальное вознаграждение ответственного за обучение молодых сотрудников.

Примерная сумма издержек – 10 тыс. руб. в год.

  1. Покупка технических средств.

Стоимость ноутбуков: 2 шт. * 32 тыс. руб. = 64 тыс. руб.

Стоимость телефонов: 2 радиотелефона по цене 700 руб.; 2*700 = 1400.

Стоимость кондиционера: кондиционер 12 тыс. руб.; установка 6 тыс. руб.

Итого: 64+1,4+17 +6=83,4 тыс. руб.

  1. Усовершенствованная система наставничества .

Новая система наставничества предполагает более внимательное отношение к "новичку", поэтому оплачиваться это будет более высоко. Если раньше за наставничество сотрудникам доплачивали 700 руб. за одного человека, то теперь 1000 руб.

Система наставничества рассчитана на 1-2 месяца. С учетом того, что в год будет набрано 20 человек:

1000* 1,5 мес. * 20 чел. = 30 000 руб.

  1. Проведение интервью и анкетирования (при подборе персонала, на выявление удовлетворенности трудом, при увольнении сотрудника и т.п.). Если суммировать затраты на бумагу и распечатку, то получится примерно 7 тыс. руб. в год.

Итого: 130400 руб.

Потери от высокой текучести кадров (в год):

    1. Поиск и подбор персонала. За год в связи с текучестью кадров было дополнительно подобрано 289 сотрудников. На поиск и подбор персонала уходит примерно 150 руб. на одного сотрудника (затраты на подбор, Интернет, электроэнергия, стоимость телефонных разговоров и т.п.).

150*289 = 43,35 тыс. руб.

    1. Обучение и наставничество. На обучение одного сотрудников уходит в среднем 1 тыс. руб. (подбор персонала, оплата сотрудников за наставничество, раздаточный материал, электроэнергия и пр.).