Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика (Понятие, цели и задачи аудиторской деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Совет по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации определил в качестве основного направления совершенствования системы стандартов аудиторской деятельности применение международных стандартов аудита (МСА) вместо предусматривавшего в тот период Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" применения федеральных стандартов аудиторской деятельности (далее - ФСАД), разработанных на основе МСА.

С 2004 по 2009 г. IAASB осуществил проект «Ясность» (Clarity project), реформировав всю систему МСА.

Переход к прямому применению МСА в России обусловлен целым рядом причин, к числу которых можно отнести следующие:

1. Во-первых, как следует из сказанного, отечественные стандарты аудиторской деятельности основаны на международных стандартах, однако их разработка и принятие существенно отстают от изменения международных стандартов.

2. Во-вторых, принятие и вступление в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» сделало обязательным для соответствующих экономических субъектов составление консолидированной отчетности в соответствии с МСФО. Сохраняющаяся в этих условиях дилемма применения отечественных либо международных стандартов к аудиту финансовой отчетности, составленной по МСФО, создает весьма странную в профессиональном отношении ситуацию, в которой трудно усмотреть какую-либо объективную необходимость.

3. В-третьих, аудиторскими организациями, работающими с отчетностью, составленной по МСФО, международные стандарты аудита применялись уже в течение достаточно длительного периода задолго до принятия в Российской Федерации Закона о консолидированной финансовой отчетности, и в настоящее время применяются при аудите отчетности, составленной по МСФО, не подпадающей под действие данного Закона.
Указанные обстоятельства обусловливают целесообразность прямого применения МСА в отечественной аудиторской практике.

Внутренними аудиторскими стандартами назначаются общепринятые требования к осуществлению аудита и его качественности. Аудиторские внутрифирменные стандарты возможно поделить на правила аудиторских СРО и непосредственно внутрифирменные.

Саморегулируемые объединения аудиторов вольны разрабатывать собственные стандарты, а также создавать методики по использованию стандартов федерального значения. Аудиторские организации и частные аудиторы имеют право определять индивидуальные стандарты.


Любые внутрифирменные стандарты, которые утверждает отдельный субъект, не могут прекословить стандартам федерального уровня или Закону об аудите. В целом по предназначению внутренние стандарты подразделяются на:

  • заключающие общие положения по аудиту;
  • предопределяющие порядок проведения аудита;
  • учреждающие порядок создания аудиторских выводов и итогового заключения; разрешающие специфические вопросы;
  • определяющие порядок предоставления дополнительных услуг; регулирующие вопросы образования и обучения кадров.

ГЛАВА 2 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА АУДИТОРОВ

2.1 Порядок проведения аттестации на право заниматься аудиторской деятельностью

Потребность в услугах аудита может возникнуть у любой компании. Ремесло независимого аудитора появилось еще в минувшем столетии в европейских акционерных сообществах. Обусловила это нужда в непредвзятой оценке отчетности организации и приобретении адекватных данных о финансовом состоянии общества. Оценить деятельность компании беспристрастно мог только независимый специалист.

Современным бизнесменам все чаще необходим объективный взгляд на их деятельность со стороны. Для проведения данной независимой оценки финансового состояния своей организации бизнесмены привлекают независимых лиц, т.е. аудиторов.

Необходимость в аудиторских услугах может возникать при различных обстоятельствах. В таблице 7 приведены обстоятельства, возникновение которых благоприятствует проведению аудиторской проверки.

Таблица 7 - Обстоятельства, возникновение которых благоприятствует проведению аудиторской проверки

Невозможность получения объективных сведений

От административных служб организации в силу разногласий или конфликта

Прямое влияние

Точных данных на принятие важных решений

Недостаток знаний

Для обследования и анализа поданной информации

Отсутствие доступа к необходимой информации

Для достоверной оценки качества данных


За двадцать лет развития и становления аудиторской деятельности в России изменилось многое. Ранее претендент на звание аудитора обязан был пройти квалификационный экзамен и получить квалификационный аттестат.

Таковой давал право называться аудитором в одной из четырех экономических сфер, таких как деятельность:

  • общая экономическая;
  • банковских и кредитных организаций;
  • страховых учреждений;
  • организаций финансовой направленности и работающих с ценными бумагами.

Каждая из данных областей обладает объективными нюансами, обуславливающими специфику проводимого аудита. При желании аудитора проводить проверку в иной экономической области, ему требовалось вновь проходить экзамен. После этого выдавался аттестат, подтверждающий квалификацию в новом направлении. Потому до недавнего времени российские аудиторы располагали сразу несколькими аттестатами.

Порядок аттестации аудиторов в интернациональной практике выглядит несколько иначе. Так экзамен на оценку квалификации претендент сдает единожды. После этого он получает аттестат, позволяющий реализовывать аудиторскую деятельность во всякой экономической области. Но это лишь де-юре выглядит так. Де-факто аудитор сможет осуществлять проверки в хозяйственных областях, бизнес-процессы в которых не слишком различны по своим отраслевым характеристикам.

Если аудитор желает проверять экономическую деятельность с наличием специфических особенностей, выказывающих значимое влияние на методы аудита, ему необходимо пополнить свои познания. То есть изучить более углубленно отличия выбранного направления. В основном это те же экономические сферы, по которым российские аудиторы должны сдавать экзамены, получая отдельный квалификационный аттестат для каждого направления.

Аудит - это независимая проверка, целевым назначением которой является формулирование суждения о достоверности. Иначе можно сказать, что это проверка определенного вида деятельности, которую выполняет независимый эксперт. Аудитор – это субъект, занимающийся ревизионной проверкой документации и сопутствующей отчетности, а также консультационной деятельностью относительно устранения нарушений в ведении бухгалтерского учета.

В России аудитором принято называть бухгалтера с наивысшей квалификацией. В иных странах аудитор это юридическая фирма, реализовывающая аналогичную деятельность.

Аудиторская деятельность подразумевает предпринимательство отдельного аудитора или аудиторской фирмы, которые осуществляют независимые вневедомственные проверки. При этом проверяются финансовая отчетность, платежные документы и расчетная документация, налоговые декларации и прочие финансовые обязательства экономической фигуры проверки.


Аттестация аудитора выказывает собой признание государственными органами его квалификации и дозволение на легальную реализацию аудиторской деятельности для физического лица. Аттестация выполняется посредством специального экзамена на проверку квалификации. При прохождении проверки знаний выдается подтверждающий документ аудитора — квалификационный аттестат, не имеющий определенного периода действия. В таблице 8 отражены условия для получения аудиторского аттестата.

Таблица 8 - Условия для получения аудиторского аттестата

Сдал квалификационный экзамен

-

Обладает минимум трехлетним стажем работы

По связанной деятельности или касающейся бухгалтерского учета. При этом два года стажа должны приходиться на работу в аудиторской компании

Порядок аттестации кандидатов, желающих заняться аудиторской деятельностью, а также все сопутствующие проверке знаний нюансы, ратифицируются Минфином России.

Основной целью аттестации на право осуществления аудиторской деятельности является оценка профессионального соответствия отдельных лиц, выказавших желание стать аудиторами.

Квалификационный экзамен позволяет проверить соответствие предъявляемым требованиям и определить уровень подготовки. Итогом удачного прохождения квалификационного экзамена становится выдача квалификационного аттестата аудитора, при этом таковой выдается привязанным к определенной экономической области.

Так в России различают отдельные виды аудиторских аттестатов в областях аудита:

  • общего;
  • бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;
  • обществ взаимного страхования и страховых организаций;
  • банковских групп, кредитных организаций, банковских холдингов.

Проводится квалификационный экзамен на осуществление аудиторской деятельности в любом УМЦ (учебно-методический центр) на выбор кандидата. При этом проходить экзамен можно без предварительной подготовки, которую УМЦ предлагают пройти претендентам в объеме 240 часов очного обучения.

Таблица 9 - Структура экзамена на право осуществления аудиторскую деятельность

Письменного четырехчасового тестирования в первый день

При этом предлагаются пятьдесят вопросов, по десять на каждую из пяти отраслей

Письменного четырехчасового экзамена по билетам

В каждом билете содержится пять вопросов, по одному на раздел


Результаты респондентов оцениваются в баллах. Полученные за два дня баллы складываются. На получение аттестата вправе рассчитывать кандидаты, набравшие сто семьдесят и более баллов.

Итоги экзаменов аттестационная комиссия рассматривает в двухнедельный срок. После этого успешно прошедший испытание претендент может получить аттестат на надлежащий вид аудита. Выдача аттестационного документа происходит в течение месяца с момента объявления результатов.

Подробно требования к аудитору и его профессиональной подготовке определены такими нормативными положениями как:

  • порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности;
  • правило аудиторской деятельности «Образование аудитора».

Указанные стандарты получили одобрение Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ, Протокол №2 от 22.02.98.

Согласно установленному порядку выделяются четыре основополагающих фактора аудиторского образования:

  • образование базового характера;
  • опыт практического применения знаний;
  • специальное образование профессиональной направленности;
  • легкое владение русским деловым языком.

За проведение аттестационного экзамена взимается определенная плата. Определяется таковая на дату подачи кандидатом полного пакета документов. Необходимость оплаты подтверждается действующими нормативными правовыми актами РФ. Согласно закону плата за проведение аттестации физического лица равна двадцатикратному размеру минимальной месячной оплаты труда, определенной на день подачи заявки. В случае неудовлетворительного прохождения экзамена оплата претенденту не возвращается. При повторном обращении плата вносится в обычном порядке.

К аттестации на право осуществления аудиторской деятельности допускаются лица, которые удовлетворяют требованиям ст. 15 «Закона о аудиторской деятельности».

Помимо того Минфин РФ оставляет за собой право учреждать дополнительные запросы к кандидатам на приобретение звания аудитора.

Не допускаются к прохождению квалификационного экзамена субъекты, имеющие судимость с использованием меры в виде лишения права заниматься обусловленными видами деятельности. В частности, касается это ограничение, сферы финансов и хозяйственных отношений.

Для допуска к аттестации требуется погашение судимости согласно порядку, учрежденному законодательством.

В соответствии с установленным порядком, физическое лицо, желающее получить аудиторский аттестат и удовлетворяющее определенным законом цензам, должно подать в единую аттестационную комиссию следующие документы: