Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика (Понятие, цели и задачи аудиторской деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • заявление;
  • заверенные копии дипломов об образовании;
  • заверенную копию трудовой книжки;
  • квитанцию об оплате услуги;
  • анкетные данные.

В месячный срок документы рассматриваются, и податель извещается о сроках и порядке экзамена либо о недопуске к квалификационному экзамену по причине несоответствия требованиям.

Из отобранных кандидатов формируются группы количеством не менее пятнадцати человек. Подробный список предоставляется в Минфин РФ за пятнадцать дней до даты проведения экзамена. Оный рассматривается в десятидневный срок. В УМЦ список допущенных к экзамену претендентов поступает на позже, чем за пять дней до экзамена.

Надлежащий уровень аудиторского профессионализма является залогом квалифицированных аудиторских проверок и оказания качественных аудиторских услуг. Поэтому государство предъявляет к аудиторам столь повышенные требования. И именно потому столь сложной кажется аттестация аудиторов в России. Но на практике такой подход позволяет получить высококлассных специалистов в своей области.

2.2 Требования к членству в саморегулируемых организациях аудиторов

На территории РФ с 01.07.2009 года вступили в силу изменения закона «Об аудиторской деятельности». На основании данных изменений аудитор не вправе осуществлять свою деятельность, если он не состоит в саморегулируемой организации (далее СРО).

СРО – это некоммерческая организация, созданная для осуществления регулирования и контролирования деятельности всех аудиторов которые осуществляют свою деятельность на территории РФ.

Данная организация была создана на основании следующих нормативно-законодательных документов РФ:

  • Гражданский кодекс РФ;
  • Федеральный закон № 315-ФЗ от 01.12.2007 г. «О саморегулируемых организациях»;
  • Федеральный закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
  • Федеральный закон № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

Любая некоммерческая организация приобретает статус СРО аудиторов с момента ее включения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов.

Существует только два условия для включения некоммерческой организации с государственный реестр СРО аудиторов:

  1. Утвержденные правила осуществления деятельности аудиторов и кодекс этики аудитора.

Создание СРО преследует следующие цели:

  1. Создание единой базы всех аудиторов на территории РФ;
  2. Осуществление контроля за осуществлением аудиторской деятельности;
  3. Увеличение качества оказываемых аудиторами услуг;
  4. Удобный способ предоставления информации аудиторам.

В РФ разработаны условия и требования, которые предъявляются к аудиторам и аудиторским организациям при вступлении в СРО.

Перечень требований:

  1. аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, кроме ПАО и государственного или муниципального учреждения;
  2. Число сотрудников, работающих по трудовому договору в аудиторской организации должно быть не менее трех;
  3. Уставный капитала должен на 51% принадлежать аудитору или аудиторской организации;
  4. Количество аудиторов, работающих по трудовому договору в аудиторской компании, должно не менее 50% состоять в коллегиальном исполнительном органе;
  5. Человек, который единолично является владельцев аудиторской организации, обязательно должен быть аудитором;
  6. У аудиторов и аудиторской организации должна быть очень хорошая деловая репутация;
  7. Аудиторы должны соблюдать все правила и требования предъявляемые к осуществлению аудиторской деятельности;
  8. Аудиторы и аудиторская организация должны своевременно и в полном объеме вносить членские взносы.

Начало 2016 года ознаменовалось важным событием в сфере деятельности строительных саморегулируемых организаций (СРО). 20 января 2016 года Государственная Дума приняла важный закон, вносящий несколько конструктивных изменений в регламент работы этих структур.

Самым значимым среди них стал запрет на вступление в СРО в рассрочку, включающий также пункт, ограничивающий круг лиц, имеющих право на внесение вступительных взносов в компенсационный фонд саморегулируемых организаций.

Обновленные требованию по вступлению в СРО: перспективы реформированного законодательства. Суть изменений в законе, касающихся деятельности строительных СРО, заключается в фактическом запрете такой формы вступления в эти организации как рассрочка. Дело в том, что ранее существовавшее законодательство также не включало в себя официального разрешения на получение допуска саморегулируемой организации без внесения установленной в уставе суммы взноса в компенсационный фонд. В старом законе этот вопрос попросту не был охвачен. Тем не менее, одним из принципов саморегулирования была и остается финансовая стабильность и достаточная материальная база каждого из участников.


Как известно, отсутствие точной формулировки в законе долгое время активно использовалось новичками в строительном деле, а также малобюджетными компаниями, неспособными самостоятельно внести необходимые суммы без ущерба для своего состояния. При этом возможность вступить в СРО в рассрочку при поддержке крупных инвесторов или банковском кредитовании, зачастую, давала хорошие результаты, помогая перспективным молодым компаниям легко вливаться в "большой" бизнес.

Однако такой либерализм имел и негативные последствия. Нередко в состав саморегулируемых организаций входили достаточно посредственные мелкие компании без необходимого опыта. В результате этого, страдали, прежде всего, заказчики, недовольные выполненными заказами. Более того, в отдельных случаях сами СРО содействовали серьезным нарушениям, принимая в свой состав неблагонадежных участников. Теперь ситуация кардинально изменилась - вступить в СРО строителей сможет только та компания, которая полностью внесла всю сумму первичного взноса без посредников. Безусловно, такое правительственное решение позволит значительно усилить контроль в области промышленной безопасности в строительной сфере, что непременно пойдет на пользу заказчикам. Что же касается новичков бизнеса, то им придется пройти сложный путь на пути к получению допуска СРО, осуществив солидную подготовку.

2.3 Профессиональная этика аудиторов

Профессиональная этика - кодексы поведения людей, действующих в специфических условиях их взаимоотношений в сфере определенной профессии. Это специфическое действие как общеэтических норм, так и особых норм профессиональной морали, носящих аналитически-рекомендательный характер, возникающих и бытующих в данной профессиональной группе, в частности, - в аудиторском сообществе.

Профессиональная этика аудиторов базируется на следующих принципах:

  1. Принцип честности. Аудитор должен быть честным и открытым, правдивым и справедливым. Работа аудитора должна выполнятся на совесть, проверка должна быть честной и заключение правдивым. Аудитор не должен скрывать какие либо факты, выявленные в ходе его работы.
  2. Принцип объективности. Аудитор должен быть объективным в процессе своей работы. Аудитор должен избегать предвзятости и конфликтов интересов, влияния других лиц на собственную деятельность и лично на аудитора. Аудитор должен относится ко всему объективно, в том числе и в опросе свидетелей. Аудитор должен придерживаться строго делового поведения относительно своих клиентов. Дружба с клиентами может дискредитировать аудитора.
  3. Принцип профессиональной компетенции и должной тщательности. Аудитор постоянно должен поддерживать высокий уровень собственных знаний, обеспечивать выполнение высококвалифицированных профессиональных услуг. Аудитор должен действовать добросовестно, в полном соответствии со стандартами аудита. Принимать разумные меры и решения в процессе осуществления аудиторской деятельности. Всегда предупреждать клиентов о рамках дозволенности в аудиторской деятельности.
  4. Принцип конфиденциальности. Аудитор обеспечивает полную конфиденциальность информации, полученной во время осуществления аудиторской деятельности. Аудитор не использует полученную конфиденциальную информацию в личных целях, с целью получения собственной выгоды. Внутри аудиторской организации так же царит принцип конфиденциальности. Данные о работе аудита не выходят за пределы фирмы. Исключения составляет ситуация, когда непосредственно сам клиент разглашает результаты аудиторской проверки своей организации.

Принцип профессионального поведения. Аудитор обязан исполнять все нормативно-законодательные акты, документы, законы в осуществлении собственной деятельности. Не дискредитирует аудиторскую деятельность. Не преувеличивает качестве собственных предоставляемых услуг. Не дает негативные и пренебрежительные отзывы о работе других аудиторов.

Таким образом, использование профессиональной этики является экономически выгодным.

Существует определенный перечень угроз аудиторской деятельности:

  • угрозы личной заинтересованности;
  • угрозы самоконтроля;
  • угрозы заступничества;
  • угрозы близкого знакомства;
  • угрозы шантажа.

Характер и значимость угроз могут различаться в зависимости от того, возникают ли они в связи с оказанием клиенту услуг по аудиту финансовой (бухгалтерской) отчетности, услуг по проверке достоверности информации, не являющейся аудитом финансовой (бухгалтерской) отчетности, услуг, не связанных с проверкой достоверности информации.

Меры предосторожности, которые могут устранить указанные угрозы или ослабить их до приемлемого уровня, подразделяются на две общие группы:

  • меры предосторожности, предусмотренные профессией, законом или нормативными актами;
  • меры предосторожности, обусловленные рабочей средой.

2.4 Права, обязанности и ответственность аудиторов

При осуществлении аудиторской деятельности у каждого аудитора существуют свои права и обязанности, которые закреплены на законодательном уровне и регулируются законом об аудиторской деятельности.

Согласно ст. 13 федерального закона об аудиторской деятельности, аудиторы имеют право:

  1. Осуществлять проверку документации в полном объеме (в т.ч. за иные периоды, чем подлежащие проверки);
  2. Осуществлять запросы и получать документацию от руководства аудируемого лица необходимые для проведения проверки, а так же получать разъяснения по спорным вопроса в процессе проведения проверки от сотрудников аудируемого лица;
  3. Осуществлять проверку наличия активов (денежные суммы, ценные бумаги, товароматериальные ценности и др.);
  4. Запрашивать и получать необходимую для осуществления проверки информацию от третьих лиц (дебиторы и кредиторы проверяемого субъекта, обслуживающий банк, налоговые органы и др.);
  5. Привлекать в случае необходимости проверки иных специалистов (узкие эксперты);
  6. В случае ограничения проверяемым субъектом доступа к информации отказаться от аудиторской проверки.

Основные обязанности аудиторов:

  1. Соблюдать требования нормативных актов и законодательных документов;
  2. Руководствоваться в своей деятельности принципами независимости, объективности и профессиональной компетентности;
  3. В процессе деятельности соблюдать конфиденциальность и осуществлять сохранность документации, предоставляемой аудируемым лицом;
  4. Своевременно ставить в известность руководство проверяемого субъекта о необходимом привлечении к проверке иных специалистов;
  5. Отказаться от проведения проверки, если в ходе ее возникли или стали известны обстоятельства, исключающие возможность ее проведения;
  6. Сообщать проверяемому субъекту полную информацию о законодательных и нормативных актах, на которых основано заключение и выводы аудиторов;
  7. По итогам аудиторской проверки составлять заключение аудитора, отображая в нем полную информацию о проведённой проверки.

К аудиторам и аудиторским организациям за нарушения законодательства при осуществлении аудиторской деятельности применяют следующие виды ответственности:

Ответственность аудитора (аудиторской организации) — это санкции, связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением аудитором (аудиторской организацией) своих обязательств по заключенному с экономическим субъектом договору на проведение аудита. Формы и виды ответственности определяются законодательством Российской Федерации и соглашением сторон.

Выделяют следующие виды ответственности аудитора (аудиторской организации):

  • гражданско-правовая;
  • административная;
  • уголовная.

Гражданско-правовая ответственность определена ст. 15 ГК РФ в виде возмещения убытков:

  • расходы, связанные с восстановлением нарушенного права (на проведение перепроверки, судебные расходы);
  • упущенная выгода, а также гл. 25 ГК РФ, раскрывающей ответственность за нарушение обязательств по договору.

Административная ответственность регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Федеральным законом № 307-ФЗ от 31.12.2008 «Об аудиторской деятельности».

Уголовная ответственность определена ст. 202 «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами» Уголовного кодекса Российской Федерации. В частности, в форме штрафа в размере от 100 тыс. руб до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.