Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика (Понятие, цели и задачи аудиторской деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аудит может быть инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприятия или его учредителей, или обязательным, если его проведение обусловлено прямым указанием в федеральном законе или постановлении Правительства РФ [29, стр. 140].

Основная цель инициативного аудита - выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении; провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчетности. Он проводится обычно по решению руководства экономического субъекта. Цели инициативного аудита могут быть самыми различными:

- разработка предложений по оптимизации бизнес-процессов и документооборота, рекомендации по снижению рисков и негативных эффектов их воздействия;

- мониторинг эффективности внедренных процедур внутреннего контроля на периодической основе;

- взаимодействие с подразделениями организации по вопросам выстраивания системы внутреннего контроля.

Внутренний аудит - это своего рода дополнительный, независимый источник информации для акционеров о положении дел в организации, и как всякий ресурс он имеет свою стоимость, поэтому в небольших организациях, управляемых собственниками, внутренний аудит отсутствует.

К основным задачам службы внутреннего аудита относятся:

- проведение внутренних аудиторских проверок и информирование совета директоров (комитета по аудиту) и исполнительного руководства об обнаруженных существенных рисках и проблемах контроля;

- содействие исполнительному руководству и контрольным подразделениям организации/сотрудникам в разработке планов мероприятий по совершенствованию системы контроля и системы управления рисками;

- координирование деятельности с внешним аудитором с целью сокращения общих расходов на аудит;

- выполнение других заданий и участие в других проектах по запросам совета директоров (комитета по аудиту).

Служба внутреннего аудита подчиняется непосредственно генеральному директору компании и это подчинение не должно влиять на независимость и объективность внутренних аудиторов в процессе их деятельности.

В обязанности руководителя службы внутреннего аудита по периодической отчетности перед советом директоров (комитетом по аудиту).

Деятельность службы внутреннего аудита осуществляется на основании квартальных планов, разрабатываемых руководителем этого подразделения с учетом мнения исполнительного руководства и утверждаемых советом директоров.


Поскольку внутренний аудит призван оценивать систему внутреннего контроля, следует разделить внутренний аудит в соответствии с целями внутреннего контроля на следующие виды [24, стр.51]:

- операционный аудит - проверка функционирования организации в целях оценки производительности и эффективности операций;

- аудит "на соответствие" - проверка соблюдения в организации существующих внутренних правил и процедур, бюджета, а также законодательства;

- аудит финансовой отчетности - проверка отчетности организации на предмет ее достоверности, соответствия учетной политике, общепринятым бухгалтерским принципам, налоговому законодательству.

Ключевым в определении внутреннего контроля являются контроль эффективности, достижения запланированных операционных и финансовых показателей, ведения учета и составления отчетности, а также соблюдения законодательства экономическим субъектом.

В общем виде организация внутреннего контроля исходя из его определения представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Организация внутреннего контроля [24, с. 15].

Главный принцип организации внутреннего контроля – целесообразность и экономичность. Аудиторское заключение по результатам обязательной аудиторской проверки в составе своей вводной и итоговой частей является открытым документом.

Таким образом, на основании вышеизложенного материала можно сделать вывод, что аудиторская деятельность является проверкой достоверности и полноты подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности. Классификация аудита достаточно многообразна.

1.2 Государственное регулирование аудиторской деятельности в России

В России создана иерархия федеральных органов, которые осуществляют деятельность по регулированию аудиторской деятельности. К ним относятся:

  1. Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности;
  2. Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе;
  3. Саморегулируемые организации или СРО.

Функции, возложенные на федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности в лице Министерства финансов России являются следующими:


  • разработка нормативной документации;
  • разработки стандартов аудиторской деятельности;
  • организовывать аттестацию и квалификационный экзамен аудиторов, проводить их обучение;
  • контролировать исполнение нормативных и законодательных документов;
  • вести реестр аудиторов, аудиторских фирм;
  • осуществлять аккредитацию профессиональных аудиторских объединений.

Функции, возложенные на Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе являются следующими:

  • изучать проблемные вопросы в отношении аудиторской деятельности;
  • рассматривать проекты ФСАД и высказывать свое мнение (одобрительное или негативное);
  • проводить оценку деятельности СРО.

Функции, возложенные на СРО являются следующими:

    • разработка требований к претендентам на членство и вступление в СРО
    • своевременное оказание дисциплинарного воздействия на членов организации
    • разрешение споров в третейских судах между членами СРО
    • отстаивание интересов членов организации в вопросах с органами государственной власти, частными лицами или местной администрации
    • анализ деятельности членов организации.

На рисунке 3 отражена наглядно структура государственных органов, регулирующих аудиторскую деятельность и аудиторские органиазции.

Рисунок 3 - Организационно- правовая структура аудиторской деятельности в РФ

В целом государственное регулирование аудиторской деятельности в полной мере эффективно. Законодательная база, регулирующая аудиторскую деятельность полная и подробная. Организационная структура нормативного регулирования аудиторской деятельности представлена в полном объеме и является работоспособной.

1.3 Стандартизация аудиторской деятельности

Перечень федеральных стандартов аудиторской деятельности, федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, утвержденных Правительством Российской Федерации, и правил (стандартов) аудиторской деятельности, одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

На данный момент действуют 29 федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности — ФПСАД и 8 федеральных стандартов аудиторской деятельности — ФСАД.


Федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД) основаны на официальном переводе международных стандартов аудита.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД), утвержденные Минфином России:

ФСАД 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности». Утвержден Приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. №46н. Введен в действие 17 августа 2010г. Данный стандарт регулирует деятельность аудитора в отношении аудиторского заключения. Аудиторское заключение представляет собой итоговый документ о проведенной аудиторской проверки. Данный документ включает в себя сведения об аудируемой организации, непосредственно о самом аудиторе, выводы аудитора о проведённой проверки, о достоверности бухгалтерской документации аудируемой организации.

ФСАД 2/2010 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении». Утвержден Приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. №46н. Введен в действие 17 августа 2010г. Данный федеральный стандарт регулирует деятельность аудитора в отношении написания аудиторского заключения модифицированного вида. Данный вид аудиторского заключения подразумевает то, что аудиторская проверка проведена и у аудитора есть замечания к осуществляемой деятельности или ведению бухгалтерских документов аудируемой организации. В модифицированном заключении аудитор высказывает все свои замечания и прописывает срок их устранения, методы устранения и ответственное лицо.

ФСАД 3/2010 «Дополнительная информация в аудиторском заключении». Утвержден Приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. №46н. Введен в действие 17 августа 2010г. Данный федеральный стандарт регулирует деятельность аудитора при написании аудиторского заключения по окончанию аудиторской проверки. В рамках данного стандарта под дополнительной информацией в аудиторском заключении подразумевается информация которая касается бухгалтерской отчетности: информация, которая очень важно, и является основополагающей для бухгалтерской отчётности и информация по обстоятельству, которая не отражена в бухгалтерской отчётности, но по мнению аудитора является важной для пользователей.

ФСАД 5/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита». Утвержден Приказом Минфина России от 17 августа 2010 г. №90н. Введен в действие 8 февраля 2011 г. Данный федеральный стандарт регулирует деятельность аудитора в отношении его обязанность при проведении аудиторской проверки и выявлении недобросовестных действий аудируемой организации.


ФСАД 6/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита». Утвержден Приказом Минфина России от 17 августа 2010 г. №90н. Введен в действие 8 февраля 2011 г. Данный федеральный стандарт регулирует деятельность аудитора во время аудиторской проверки на правомерность предоставленных аудитору документов. Т.е. в рамках данного стандарта аудитор проверяет предоставленные ему бухгалтерские документы и не только на правовую грамотность и соответствие нормативно-правовым документам, как внутренним, так и региональным и федеральным.

ФСАД 7/2011 «Аудиторские доказательства». Утвержден Приказом Минфина России от 16 августа 2011 г. №99н. Введен в действие 10 января 2012 г. Данный федеральный стандарт регулирует аудиторскую деятельность в отношении аудитора по сбору аудиторских доказательств. В процессе проведения аудиторской проверки аудитор собирает доказательства для написания аудиторского заключения. В данном федеральном стандарте описываются методы сбора информации, методы обработки информации.

ФСАД 8/2011 «Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам». Утвержден Приказом Минфина России от 16 августа 2011 г. №99н. Введен в действие 30 октября 2011 г. Данный федеральный стандарт регулирует деятельность аудитора в отношении бухгалтерской отчетности, которая составлена по специальным правилам. В рамках данного стандарта определяются специальные правила составления бухгалтерской отчетности: отчетность по правилам налогового учета (например, отчетность на режиме налогообложения специального налогового режима), отчетность, которая отражает доходы и расходы с отражением кассового метода (отчетность предназначенная для кредиторов), отчетность, которая содержит финансовую информацию, которая формируется по специальным правилам установленным соответствующим органом или отчетность, составленная по специальным правила на основании специальных требований договора.

ФСАД 9/2011 «Особенности аудита отдельной части отчетности». Утвержден Приказом Минфина России от 16 августа 2011 г. №99н. Введен в действие 30 октября 2011 г. Данный федеральный стандарт регулирует деятельность аудитора в отношении осуществления аудиторской проверки бухгалтерской отчетности по ее составляющим частям, например не всецелого отчета, а его раздела, счета и т.д.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности разработаны высшим аудиторским органом и утверждены на федеральном уровне Приказами Министерства финансов. Любое отклонение от действующих стандартов аудитору при проведении аудиторской проверки грозит лишением права заниматься аудиторской деятельностью, потерей статуса и денежные наказания, в виде штрафов.