Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 2
Земельный участок является одним из самых специфических объектов приватизации. Специфический характер данного объекта заключается в самом назначении земли, которая выполняет всемирные как социальные и экологические, так и экономическую функции. Кроме того, как отмечает Андреев Ю.Н.: «земля является условием существования всего человечества, обладает только ей присущими атрибутивными качественными признаками: неповторимостью, невоссоздаваемостью, незаменимостью, ограниченностью в пространстве, неперемещаемостью, плодородием, многообразием ландшафта, рельефа, почвенного покрова, растительности, качества»[20].
ЗК РФ гласит: «земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи» (п. 3 ст. 6 ЗК РФ).
В ГК РФ сосредоточены общие вопросы об оборотоспособности объектов, в соответствии с которыми можно заключить, что по общему правилу объекты являются свободными для оборота, а исключения из этого правила могут быть установлены лишь законом, что должно быть прямо указано в нормативном акте. Что же касается земельных участков, то ввиду их исключительной значимости, оборотоспособность земель должна быть установлена непосредственно земельным законодательством. Под оборотоспособностью земельных участков понимается такое его свойство, «которое выражается в способности (возможности) объектов (земельных участков) свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом (например, в результате совершения сделок по отчуждению)».
ЗК РФ установлен прямой запрет на приватизацию земельных участков, находящихся в пределах береговой полосы, которая установлена на основании норм Водного кодекса, поскольку береговая полоса является объектом, предназначенным для общего пользования, а также запрещена приватизация земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования[21].
Если на земельном участке находится один из перечисленных объектов, то он считается изъятым из оборота и его приватизация, также как и иные сделки, направленные на их отчуждение, запрещена. Положения, в которых имеется запрет на приватизацию земель, могут содержаться и в других, помимо Земельного кодекса, нормативных актах.
Примерный перечень имущества приватизация которых запрещена, установлен Указом Президента РФ N 228492 . К объектам, не подлежащим приватизации, относится имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Законодатель вновь лишь указывает на то, что принадлежность определенных объектов государству и муниципальным образованиям должна быть прямо закреплена в Федеральном законе (ст. 212 ГК РФ)[22]. Так, в соответствии с Законом о недрах: «Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью» (ст. 1.2 Закона о недрах). В правовом акте содержится прямой запрет на совершение отчуждения таких объектов в любой форме. Положения Лесного и Водного кодексов также указывают на принадлежность лесного фонда и водных объектов РФ. Перечень объектов, которые могут принадлежать на праве собственности только РФ, также весьма широк и разнообразен.
Устанавливая основания для ограничения земельных участков в обороте, законодатель говорит об их нахождении в пределах особо охраняемых природных территориях, а не земель особо охраняемых природных территориях. Это свидетельствует о том, что нахождение в соответствие Конституции РФ того или иного основания, которое ограничивает земельный участок в свободном обороте. Но Конституционный Суд РФ высказал достаточно однозначную позицию по данному вопросу. Высшая судебная инстанция указала: «статья 36 Конституции РФ, гарантируя каждому право иметь землю в частной собственности, одновременно закрепляет, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, и вместе с тем не устанавливает условия реализации данного права, они определяются законодателем в рамках его компетенции. Исходя из данных конституционных предписаний и требования ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ, а также учитывая необходимость обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц, законодатель вправе определить условия отчуждения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, в том числе круг объектов, не подлежащих такому отчуждению. При этом право на приватизацию государственного и муниципального имущества не относится к числу конституционных; оно регламентируется федеральным законодателем исходя из интересов защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Управомоченным субъектом приватизационных отношений является покупатель государственного или муниципального имущества. Именно покупатель наделяется обширными правами в ходе приватизации, начиная от права на подачу заявки на участие в торгах (если имущество продается на аукционе), поскольку в результате приватизации заключается договор купли-продажи, то покупатель приватизируемого имущества имеет право требовать передачи такого имущества в сроки, указанные в договоре, а в неисполнения указанной обязанности, управомоченный субъект может воспользоваться правом использовать силу государственного принуждения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения противоположной стороной своей обязанности; Кроме того, следует обратить внимание на то, что некоторыми элементами субъективного права может обладать как покупатель, так и продавец приватизируемого имущества.
2.2. Законодательство РФ о приватизации имущества
В основном законе нашей страны отсутствуют прямые нормы, регулирующие приватизационные отношения. Однако отсутствие прямо закрепленного регулирования таких отношений нельзя расценивать как их отсутствие, поскольку любой закон необходимо воспринимать посредством его толкования и уяснения. Так, исходные начала о приватизации природных ресурсов сосредоточены в ч. 2 ст. 9 Конституции РФ: «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Данное положение получает своё развитие в ч.1 ст. 36, где сказано, что граждане и их объединения могут иметь в своей собственности землю. Также в Конституции РФ содержится положение, гарантирующее возможность передачи государственной или муниципальной собственности в частные руки. Необходимо обратить внимание на то, что статья 71 Конституции РФ относит к исключительному ведению РФ управление федеральной государственной собственностью, когда как к совместному ведению РФ и её субъектов подлежат вопросы разграничения государственной собственности.
Управление федеральной собственностью осуществляется Правительством РФ, что прямо отражено в статье 114 основного закона нашего государства. Приватизация муниципальной собственности осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно, что соответствует конституционному положению о независимом управлении принадлежащей им собственности.
В силу ст. 15 Конституции РФ законодательство о приватизации должно соответствовать основному закону. Как провозглашено в ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры.
Первостепенное положение в системе правового регулирования приватизационных отношений занимает законодательство о приватизации, которое имеет трехзвенную систему: федеральный уровень, законодательство о приватизации, формирующееся на уровне отдельных субъектов РФ и муниципальный уровень.
На федеральном уровне во главе стоит Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»49(далее - Закон N 178) и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты. Федеральный закон N 178 является фундаментом, на основе которого формируется всё законодательство о приватизации. Данный правовой акт определяет понятие приватизации, содержит её руководящие начала, определяет законодательную базу, участников приватизационных отношений, Законом о приватизации определены основы планирования и проведения приватизации, в нем дан исчерпывающий перечень способов, благодаря которым государственная и муниципальная собственность оказывается в собственности граждан и юридических лиц, а также другие ключевые положения, наделяющие приватизационные отношения характерными особенностями.
Среди международных источников в сфере приватизационных отношений, прежде всего следует отметить Соглашение «О взаимном признании прав и регулировании отношений собственности». Его целью является разграничение бывшей союзной собственности, которая после распада СССР оказалась на территориях образованных государств.
Поскольку значительная часть ГК РФ посвящена праву собственности и другим вещным правам, а с момента включение земли в экономический оборот появилась необходимость подчинить права на землю и сделки с ней общим положениям гражданского законодательства и установить в рамках этих положений особенности владения, пользования и распоряжения земельными участками, в самом ГК появилась отдельная глава посвященная праву собственности и другим вещным правам на землю. Ввиду этого возникла необходимость разграничить сферы действия ФЗ N 178 и ГК РФ при регулировании приватизационных отношений. В Законе о приватизации закреплен примат законодательства о приватизации: «К отношениям по отчуждению государственного и муниципального имущества, не урегулированным Федеральным законом, применяются нормы гражданского законодательства» (п. 4 ст. 3 ФЗ N 178). Корреспондирующая норма содержится и в гражданском законодательстве. Исходя из изложенного, можно заключить, что законодатель вполне объективно отдает приоритет нормам специальных законов о приватизации, коим и является ФЗ N 178.
Рассуждения о субсидиарном применении норм ГК к отношениям, возникающим в сфере приватизации, содержатся в позициях высших судебных инстанций. Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ, при возмездном отчуждении имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц «нормы ГК РФ применяются субсидиарно. Это означает, что, по крайней мере, с момента принятия решения о приватизации имущества, при подготовке и заключении договора купли - продажи, в том числе с условиями, предусмотренными Федеральным законом о приватизации, в сфере указанных отношений действуют и нормы гражданского права[23].
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и оргнизаций в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что нормы ГК, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности (разд. II), могут применяться к отношениям, подпадающих под сферу действия Закона о приватизации, только в случае, если в Законе N 178 имеется пробел в таком регулировании. Такая позиция законодателя представляется вполне разумной и обоснованной, поскольку она позволяет устранить пробелы в праве, и, как верно замечено авторами комментария к Закону о приватизации: «С помощью данной формулировки обеспечивается возможность разрешать спорные ситуации, возникающие по поводу приватизации государственного или муниципального имущества, которая основана на принципах законности, обоснованности и всесторонности рассмотрения гражданских дел»[24].
Так как самим ФЗ о приватизации исключены из сферы его действия отношения, возникающие при отчуждении определенных объектов, координация таких приватизационных отношений регулируется иными Законами, что связано с особым правовым положением отдельных видов публичной собственности.
Как было отмечено ранее, приватизация земли также выпадает из - под сферы действия ФЗ N 178 (за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости и имущественные комплексы). Соответствующие нормы содержатся в Земельном кодексе РФ.
На сегодняшний день ЗК РФ не содержит дефиниции приватизации земельных участков, но апеллирует словосочетаниями «предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности...» и «основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности». Поэтому под приватизацией земельных участков, которая осуществляется в рамках земельного законодательства, необходимо понимать деятельность по предоставлению физическим и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, из состава земельного фонда России в собственность за плату или бесплатно для реализации целей, обозначенных в законодательстве РФ.