Файл: Понятие и значение приватизации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Общая характеристика приватизации имущества в РФ

1.1. Понятие приватизации имущества

1.2. Формы приватизации

1.3. Существующие модели приватизации

2. Приватизационные отношения в РФ

2.1. Элементы приватизационных отношений

2.2. Законодательство РФ о приватизации имущества

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// http://www.consultant.ru

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ// http://www.consultant.ru

«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.07.2018)// http://www.consultant.ru/document/

Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 N 178-ФЗ (последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/

Постановление Конституционного Суда РФ от 25.07.2001 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 7 статьи 21 Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2001. № 6.

Городилова Ю.Л. Правовой режим государственной и муниципальной собственности // Государство и право. Юридические науки. 2013. № 2. С. 257 - 258

Законным средством платежа при совершении отчуждения государственного и муниципального имущества признается валюта Российской Федерации, а в случае продажи такого имущества за пределами территории России в качестве средства платежа может быть использована валюта иностранных государств. Собственниками приватизированного имущества становятся физические или юридические лица.

Таким образом, приватизация - активное действие, осуществляемое посредством отчуждения; такое отчуждение может быть проведено как на платной, так и на бесплатной основе (в случаях, предусмотренных законом). Объектами приватизации может быть только то имущество, которое находится в государственной или муниципальной собственности.

1.2. Формы приватизации

Принято считать, что приватизации предшествует реструктуризация экономики, ликвидация неэффективных монополий. При этом, трансформация структуры собственности должна протекать без рывков, обеспечивая условия для привлечения инвестиций, а также посредством улучшения управления поддерживать на высоком уровне показатели занятости и социального обеспечения. Важнейшим элементом процесса приватизации является теснейшая связь с вопросами национальной безопасности, когда понятие приватизации доступно всему населению и сам процесс не подрывает государство, а создаёт новые предпосылки для будущего роста.

Понятие «приватизация» может иметь различные значения. Например, преобразование компании или сферы деятельности из государственного сектора в частный является приватизацией даже тогда, когда пакет акций предприятия продолжает оставаться полностью во владении государства. То есть, в том случае, когда государство перестаёт являться единственным и покупателями выступают частные собственники либо с преобладающим частным капиталом, возникает процесс приватизации[12].

Существуют различные способы передачи прав собственности из государственного сектора в частный. Зачастую, определение конкретного способа зависит от политических, экономических и социальных предпосылок.

Формальная приватизация предполагает переход государственного предприятия во владение и под управление физическими или юридическими лицами. При формальной приватизации доступ к научно-технологическим разработкам и к управленческим ресурсам остается неизменным, также не происходят изменения в отношениях собственности. В ходе формальной приватизации мы можем затронуть организационные вопросы приватизации, которые не привносят каких-либо значимых изменений в процесс формирования задач для государственных и частных субъектов. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации. Речь о реальной приватизации заходит тогда, частный стратегический инвестор приобретает активы государственного предприятия. Обычно, эта форма приватизация наблюдается на местном уровне с применением четырёх моделей:


-замена товаров и услуг государственных предприятий на продукцию / услуг, производимых частными предприятиями;

-использование «контрактной системы»;

-применение «концессионной модели»;

-в случае использования «чековой системы» государство размещает финансируемые за счет налоговых поступлений чеки, которыми можно производить расчеты с любыми предприятиями – поставщиками.

Использование тендера, как одного из самого открытого метода приватизации, дает возможность привлечь большое количество потенциальных инвесторов. При выборе инвестора играют важную роль многие критерии, в том числе размер цены актива, на который может претендовать потенциальный инвестор. При аукционе происходит реализация активов предприятия с учетом наивысшей ценой предложения. Относительно часто, профиль инвестора, при этой сделке, отходит на задний план либо вообще не учитываются. В рамках прямой продажи госактива, важным моментом является налаживание переговорного процесса непосредственно с потенциальными инвесторами. При этом определение реальной стоимости предприятия здесь играет особое стратегическое и важное значение.

В модели приватизации «Management-Buy-Out» стоит выделить важнейшую роль управленческого звена организации, так как работниками организации выкупаются активы предприятия, что способствует переходу под их управление предприятия целиком либо какой-то его части. Отличие формы «Management-Buy-In» от предыдущей заключается в том, что предприятие переходит под контроль руководства другой организации в результате покупке доли их активов. Как правило, при этом происходят кадровые изменения в прежних управленческих звеньях. Процесс приватизация предприятия порождает глубокие структурные изменения организации, оценку эффективности предприятия, поиск новых инвесторов и партнеров. В свою очередь могут претерпеть изменения антимонопольное законодательство и реализация задач в социальной сфере.

В целом, можем выделить следующие этапы процесса приватизация предприятия:

-предпродажный анализ и оценка предприятия: стратегический анализ и оценка предприятия; определение мероприятий по реструктуризации и разукрупнению предприятия; определение потребности в капитале, ноу-хау, технологиях, обучении; анализ потенциальных покупателей и определение методов продажи; определение критериев проведения тендера, поиска инвесторов, оценки поступающих предложений, которые должны обеспечить объективность и «прозрачность» соответствующих процедур; образование комиссии по оценке поступающих предложений.


-подготовка предприятия к продаже: реализация необходимых мероприятий по реструктуризации; рзукрупнение; осуществление кадровых перестановок.

-маркетинг: организация рекламы, выпуск информационных брошюр и так далее, призванных пробудить интерес потенциальных покупателей; проведение национальных или международных тендеров.

-оценка предложений: рассмотрение всех поступивших предложений комиссией по проведению тендера; проведение переговоров с одной или несколькими заинтересованными сторонами.

-заключение договора: разработка текста стандартных договоров[13].

Таким образом, приватизация - это есть не что иное, как элемент государственного регулирования экономики, нацеленный на результат в долгосрочной перспективе. Массовый характер приватизация может иметь место быть, при условии имплементации разных методов в этом экономическом процессе: выпуск акций, организация тендеров, аукционов и т.д.

Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства, создавая новые виды отношений государственных предприятий с частными организациями.

1.3. Существующие модели приватизации

В странах с развитой экономикой соотношение государственного сектора и сектора частного менялось в соответствии с маятниковым характером, о котором речь шла в предыдущем параграфе, что порождало как волны приватизации так и национализации. В определенных странах степень соотношения двух типов секторов зависело от конкретных условий состояния экономики и её эффективности, о преобладающих взглядов в высших кругах, принимающих решения, о том какой курс должна избрать страна для достижения экономического роста.

В Великобритании, например, после Второй мировой войны переход к национализации или приватизации зависел от прихода к власти в первом случае лейбористов, во втором – консерваторов. Свой расцвет государственный сектор Великобритании достиг во второй половине 1970-х годов, когда функционировали такие крупнейшие государственные компании, как Национальный совет угольной промышленности, Британский Газ и Электроэнергетика, Британские стальная корпорация и почтовая служба, Британские железные дороги и авиалинии, Британские аэрокосмические и судостроительные корпорации, Национальная автобусная компания и «Бритиш телеком».


Общее количество работающих в государственном секторе достигало 25% от всего занятого населения страны. Государство располагало 17% стоимости акций и других ценных бумаг.[14]

После проведения премьер-министром М. Тэтчер приватизационных преобразований доля государственных компаний упало до уровня в 3% ВНП: за 13 лет реформ 2/3 активов государственных компаний были переданы частному сектору, принеся в бюджет 33 млрд. фунтов стерлингов. Продажа крупнейших британских компаний осуществлялась с сохранением их монопольной структурой, однако расширялся ряд держателей акций. На бюджетный дефицит Великобритания приватизация сильно не повлияло, он как был велик, так и остался, однако были сокращены затраты содержание государственных компаний – около 50 млн. фунтов стерлингов в неделю в виде субсидий и привлечены дополнительные 55 млн. фунтов стерлингов в неделю в бюджет страны за счёт поступления налогов с приватизированных предприятий[15]. Британскую приватизацию отличала постепенность, акцент на получение прибыли, проработанные правовые и нормативные акты и скрупулёзная подготовка к продаже каждого предприятия.

В 1990-ые годы в стране произошёл ряд глубоких институциональных преобразований, в ходе которых была создана структура «Инициатива частного финансирования» (Private finance initiative – PFI). Её работа заключалась в передаче функции финансирования строительства, эксплуатации, реконструкции и управления государственных объектов частному сектору. К 2001 году порядка были реализованы порядка 400 проектов партнерства государства и частного бизнеса на сумму 19 млрд. фунтов стерлингов. Были заключены договоры о предоставлении частному бизнесу услуг здравоохранения, образования, информационных технологий и НИОКОР и т.д. Отношения государства и частного сектора в рамках партнерств позволило правительству страны экономить 15-20% государственных расходов на содержание государственной собственности.24 Франция продолжительно характеризовалась как страна с большой долей государственного сектора в национальной экономике. В 1985 году на госсектор приходились 24% ВВП и порядка 18% занятого населения.

В конце 80-х годов во Франции началась масштабная волна приватизации, в ходе которой были денационализированы 14 крупных компаний в промышленной, банковской и финансовой областях (Sen Goben, Matra, Alkatel, Paribas, Suez. Необходимо отметить, что в Париже предпочли прямой приватизации в сферах телекоммуникаций и электроэнергии приватизацией косвенной – за счет контрактов и концессий. Что привносило в свой собственный характер приватизации во Франции, так это сохранение за государством достаточного контроля за переданными в частные руки компаниями. Этот факт опровергает тот факт, что в рыночной экономики государство должно отойти от развития страны ради обеспечения высокой эффективности.


Государство контролировало весь приватизационный процесс, в том числе в выборе процедур передачи активов предприятий государственного сектора, формировании новой структуры капитала в приватизируемых компаниях (состава участников и их долей акций). В отличие от Великобритании, во Франции был согласован и утверждён единый список приватизируемых компаний и глава министерства экономики и финансов определял конкретные даты приватизации этих компаний и инструменты её проведения.

Во французской модели 20% акций передавались иностранным инвесторам, 10% - персоналу государственных компаний, 15-30% - стабильным акционерам, все другие оставшиеся акции были доступны на приобретение на открытых французских аукционах и торгах. Стабильные акционеры представляли собой группы предприятий, которые в ходе переговоров между министром экономики, инвесторами и собственными руководителями реализовывали акции, не прибегая к торгам и аукционам, что позволяло избегать передачу контроля над управлением нежелательным инвесторам. Вывод, который мы можем сделать на примере Франции, заключается в том насколько высока роль политической воли.

Приватизация проводилась и контролировалась государством при отлично составленным законодательством, регулирующим деятельность приватизации. Многие страны, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития, а также Новая Зеландия, Канада взяли за основу в проведении приватизации модель точечной приватизации Великобритании. Представляется интересным рассмотреть опыт приватизации в странах Восточной Европы. Практически все страны бывшего социалистического лагеря не имели развитой банковской и финансовой системы, при этом были разрушены старые экономические связи.

Приватизационные процессы проходили в странах с нестабильной экономикой, где различные политические группы стремились внедрить псевдо-рыночные структуры.

Существовали несколько моделей приватизации, которые использовали восточноевропейские лидеры в своих странах, при этом нередко применяя несколько моделей одновременно. Первая модель заключалась в выдаче приватизационных чеков либо инвестиционных купонов населению, которые можно было обменять на акции государственных компаний, переходящих в частные руки. Целью являлась формирование необходимой инфраструктуры для рыночной экономики как можно скорее. Однако, трансформация предприятий не могла происходить молниеносно в следствие чего сама смена отношений собственности приобретала формальный характер, сохраняя за собой нерентабельность приватизировавшихся компаний.