Файл: Понятие и значение приватизации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Общая характеристика приватизации имущества в РФ

1.1. Понятие приватизации имущества

1.2. Формы приватизации

1.3. Существующие модели приватизации

2. Приватизационные отношения в РФ

2.1. Элементы приватизационных отношений

2.2. Законодательство РФ о приватизации имущества

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// http://www.consultant.ru

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ// http://www.consultant.ru

«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.07.2018)// http://www.consultant.ru/document/

Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 N 178-ФЗ (последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/

Постановление Конституционного Суда РФ от 25.07.2001 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 7 статьи 21 Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2001. № 6.

Городилова Ю.Л. Правовой режим государственной и муниципальной собственности // Государство и право. Юридические науки. 2013. № 2. С. 257 - 258

Введение

Преобразования всей общественной системы распространяются на государство, экономику, политическую культуру, правовое и политическое положение граждан. Важнейшей составляющей всего трансформационного процесса оказались отношения собственности, а именно, произошло преобразование большей части государственной и муниципальной собственности в частную.

Экономика советской России обладала определенными преимуществами, среди которых можно назвать планомерность производства, создание возможности для концентрации ресурсов для достижения поставленных целей, всеобщая занятость населения и другие. Но такая экономика имела и ряд серьезных недостатков – низкий уровень производительности труда, затратный характер производства, отторжение научно – технического прогресса. Производство было монополизировано, предприятиям гарантировалось плановое снабжение и плановый сбыт их продукции. Все это делало производство индифферентным к освоению передовых достижений науки и техники»[1]. Командно – административная система экономики была неспособна справится с возникшими и нарастающими проблемами. Необходимы были кардинальные изменения, благодаря которым стал бы возможен переход к новому экономическому устройству, создание конкурентной рыночной среды, оживление в производителе товаров, работ, услуг интереса к результатам хозяйствования. Все это возможно было сделать на основе разгосударствования и приватизации.

Приватизация изначально рассматривалась реформаторским блоком правительства как основа разгосударствления российской экономики, то есть резкого сокращения участия государства в хозяйственной деятельности. Соответственно, предполагалось, что доля государственного и муниципального имущества, передаваемого частным владельцам, будет максимально возможной. Иными словами, именно приватизация должна была обеспечить успех современной экономической реформы в целом.

Многие работы отечественных ученых и политических деятелей посвящены этому вопросу. Также важность этого вопроса объясняется большим количеством нормативных актов о приватизации. Таким образом, в зависимости от целей, достижение которых предполагалось в результате приватизации, в специальной литературе уже в первой половине 1990-х гг. наметились две тенденции. Авторы аналитических обзоров зарубежного опыта разгосударствления экономики и составители многочисленных справочников и сборников нормативных материалов ожидали от приватизации улучшения ситуации в российской экономике. Апологеты ускоренной приватизации ставили перед собой преимущественно цели и задачи политического характера и ограничивались при оценке преобразований в отношениях собственности в лучшем случае отдельными количественными показателями, акцентируя внимание на необратимости происходящих в российской экономике перемен.


Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в результате приватизации.

Предметом исследования выступают нормы российского права, регулирующие отношения по приватизации, доктрина, правовые позиции,

Целью работы является определение приватизации и ее значения в РФ.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

-выработать понятие приватизации в соответствии с действующим законодательством и научной доктриной;

-раскрыть значение приватизации;

-выявить проблемные аспекты темы и внести предложения по их регулированию.

Исследование осуществлено с помощью общенаучных методов познания – метода материалистической диалектики (явление приватизации), метода системного анализа и синтеза (установление перечня земельных участков, подлежащих приватизации, классификация земельных участков в соответствии с их оборотоспособностью), а также частноправовых методов – формально-юридического (определение юридических понятий, выявление их признаков, толкование правовых предписаний), сравнительно-правового метода (выявление особенного в отношениях по приватизации земельных участков с расположенными на них объектами недвижимости).

Теоретическую основу бакалаврской работы составили труды М.Т. Абаева, Ю.Н. Андреева, Н.Д. Амаглобели, В.С. Белых, Е.С. Болтановой, В.А. Виноградова, Ю.Л. Городиловой, Е. А. Данилова, И.В. Ершова, А.В. Кашанина, С.И. Комарицкого, О.И. Крассова, Д.А. Герцева, М.П. Имекова, К.Д. Калязина, Д.А. Карпова, С.А. Липски, В. Милосердова, Е.Ю. Петрова, С.А. Попова, Э. Савас, О.Ю. Скворцова, М.П. Солодовникова, А.Х. Трофимова, В.В. Чубарова, О.В. Шатрова и др.

Нормативную базу работы составляют: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», другие законы и нормативные правовые акты, регулирующие отношения, складывающиеся в ходе приватизации земельных участков с расположенными на них объектами недвижимости в Российской Федерации.

1. Общая характеристика приватизации имущества в РФ

1.1. Понятие приватизации имущества

Приватизация от латинского «рrivаtus» означает «частный». В 1969г. Питер Ф. Друкер в книге «Век прерывания традиций» впервые использовал слово «реприватизация», которое было предназначено для «обозначения процесса возвращения национализированных предприятий их прежним владельцам»[2]. Сам термин «приватизация» впервые был введен в оборот в 1976г. американским исследователем Робертом У. Пулом в одной из публикаций, подготовленных им для периодического бюллетеня «Reаson Foundаtion»[3]. Немного позже этот термин появился в словаре Уэбстера издания 1983 г. Приватизация определялась как «преобразование общественной формы правления или собственности отдельного предприятия или отрасли в частную»[4]. Несмотря на то, что первое упоминание понятия приватизации появилось сравнительно недавно, уже сейчас можно говорить о том, что существует множество трактовок данного термина, которые, так или иначе, отличаются друг от друга. Одни из них содержат расширительное толкование, другие – напротив, более узкое.


Приватизация - это полная или частичная передача права собственности на государственное имущество в частный сектор экономики. Этот процесс больше связывается с продажей действующих предприятий, нежели с продажей земли или зданий. Приватизация не подменяет собой такие действия, как прекращение обязательств, сдача имущества в долгосрочную аренду или частное финансирование инфраструктурных проектов[5]. Если обратиться к опыту западноевропейских стран, то можно констатировать, что и там нет единственного подхода к определению приватизации[6]. Данные ученые приватизацию рассматривают через призму различных действий.

Так, некоторые американские авторы трактуют приватизацию как «стратегию и методы, имеющие своей целью передачу (трансформацию) системы производства или системы производства или системы обеспечения общественных нужд от правительственных (государственных) органов к частному сектору»[7].

В работах английских ученых закреплена мысль о том, что приватизация выступает как «трансформация государственной собственности в частную, негосударственную». В качестве условий для успешной приватизации являются ориентированная на рынок макроэкономическая политика, способствующая увеличению эффективности как государственного, так и частного сектора, адекватный рынок капиталов и достаточный период времени для выявления фирм, которые можно было бы продать, не прибегая к значительным и неоправданным уступкам покупателю[8]. Таковы сугубо экономические аспекты понятия приватизация.

Как представляется, именно экономическое определение исследуемого явления поможет в дальнейшем более детально изучить этот институт, но нельзя забывать о том, что данный аспект не является единственным. В научной доктрине помимо экономического определения приватизации существует и иное – юридическое.

Значительные сложности вызывает правовая оценка последствий передачи имущества государственными органами в предшествующие годы, когда из самих актов передачи ее цель не вытекает с необходимой ясностью.

Юридическое понятие приватизации значительно уже экономических определений[9]. В.С. Белых считает, что юридическое понятие термина «приватизация» должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающим его пригодным для практического применения[10]. Данное понятие должно иметь «…строго очерченные законом границы (понятие приватизации в узком смысле слова, основные ее цели, круг регулируемых отношений и т.д.), для того, чтобы исключить неопределенность в толковании и, соответственно, различия в практической применимости. Рассмотрение же приватизации в широком значении может указывать лишь на многогранность и многозначность данной категории. Так, приватизация может имеет политический, коммерческий психологический и другие аспекты.


Под приватизацией обычно понимается правовой институт, относящийся к сфере правового регулирования права собственности и регулирующий прекращение права государственной собственности на определенное имущество и возникновение права частной собственности на это же имущество. Поскольку при приватизации всегда идет речь о прекращении права государственной собственности, то подобного рода отношениям присущ публичный элемент. Это вызывает необходимость разработки некоторых общих, установленных публично правил такого перехода права собственности[11].

Под приватизацией следует понимать «процесс приватизации как особый способ приобретения права частной собственности, он пишет: «для целей гражданского права ключевым в понятии приватизации является определение приватизации именно как возмездного отчуждения имущества, находящегося в публичной собственности в собственность физических и (или) юридических лиц.

Исходя из вышеизложенного, следует, что в юридическом аспекте термин «приватизация» необходимо отличать от понятия «приватизационные сделки». Приватизация как процесс есть совокупность мероприятий административно-правового и гражданско-правового характера, в результате которых право собственности на приватизируемое имущество переходит от государства к юридическому или физическому лицу

Таким образом, приватизация в ее юридическом значении трактуется по - разному: как правовой институт, как порядок передачи имущества, как особое основание возникновения и прекращения права собственности. Но всё это лишь разные стороны единого явления - приватизация.

Лишь комплексное понимание приватизации может позволить наиболее полно раскрыть её сущность через призму характерных, как правовых, так и экономических признаков.

Ныне действующий Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», дает в первой статье легальное определение, которое немногим отличается от законодательной дефиниции 1997 года. В соответствии с данным правовым актом под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Предложенное законодательное определение носит, прежде всего, декларативный характер, так как в законе не раскрываются его сущностные признаки, поэтому более подробно остановимся на анализе дефиниции, предложенной законодателем. В соответствии со статьей 214 ГК РФ государственной собственностью является федеральная собственность (имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации) и собственность субъекта РФ (имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам). Статья 215 ГК РФ гласит: «имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью»29. И Гражданский кодекс, и ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» содержит термин «имущество», который является весьма широким понятием и включает в себя как движимое, так и недвижимое имущество.


Положение законодательной дефиниции не определяют, какое именно имущество может быть приватизировано, а лишь указывает на его принадлежность РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям. Но обращаясь к статье 3 ФЗ о приватизации, где дан перечень имущества, не попадающий под сферу действия данного Закона, можно определить имущество, отчуждаемое в соответствии с данным нормативным актом. Так, например, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические, земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы, движимое имущество будут отчуждаться в соответствии с нормами вышеназванного Федерального закона.

Приватизация осуществляется посредством отчуждения. Само понятие «отчуждение» было известно ещё римским правоведам, которые использовали его в нескольких значениях, в том числе и в качестве основания прекращения права собственности на землю.

В более широком смысле отчуждение использовалось для обозначения отказа - выражение воли управомоченного лица, которым он желает достигнуть прекращение принадлежащего ему права без переноса его на другое лицо. В России же понятие «отчуждение» получило свое законодательное закрепление лишь в 19 веке, но фактически такое отчуждение осуществлялось значительно раньше. Несмотря на то, что термин «отчуждение» используется широко, и не только в научной литературе, но и в законах, законодатель не закрепил легального определения этого понятия. Поэтому обратимся к некоторым положениям ГК РФ, анализируя которые можно сделать вывод, что отчуждение так или иначе связано с прекращением права собственности (п. 1 ст. 235 ГК РФ), в отдельных случаях термин «отчуждение» приравнивается к понятию «продажа» (п. 2 ст. 93 ГК РФ), а также отчуждение возможно в силу закона или на основании договоров купли-продажи, мены, дарения и др. (п. 2 ст. 218, п. 2 ст. 235 ГК РФ и др.).

Отчуждение должно быть возмездным. Это весьма принципиальное положение, так как в некоторых случаях приватизация осуществляется на безвозмездной основе, что является исключением из общего правила (например, ст. 1 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»). В соответствии с гражданским законодательством в самом общем виде под возмездностью понимается получение платы или иного встречного предоставления одним субъектом от другого субъекта, при отчуждении имущества первым (п. 1 ст. 423 ГК РФ).