Файл: Понятие и значение приватизации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Общая характеристика приватизации имущества в РФ

1.1. Понятие приватизации имущества

1.2. Формы приватизации

1.3. Существующие модели приватизации

2. Приватизационные отношения в РФ

2.1. Элементы приватизационных отношений

2.2. Законодательство РФ о приватизации имущества

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// http://www.consultant.ru

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ// http://www.consultant.ru

«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.07.2018)// http://www.consultant.ru/document/

Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 N 178-ФЗ (последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/

Постановление Конституционного Суда РФ от 25.07.2001 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 7 статьи 21 Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2001. № 6.

Городилова Ю.Л. Правовой режим государственной и муниципальной собственности // Государство и право. Юридические науки. 2013. № 2. С. 257 - 258

ЗК РФ гласит: При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли (ст. 1 ЗК РФ).

В российском законодательстве имеются нормативно - правовые акты, предоставляющие гражданам право на упрощенный порядок приватизации. В данном случае речь идет о ФЗ N 1755, который получил условное название «дачной амнистии». Принятие закона позволило в упрощенном порядке оформить право собственности на земельные участки, которые были предоставлены гражданам до вступления в законную силу Земельного кодекса на праве собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или бессрочного пользования и предназначенные для огородничества, садоводства, личного подсобного или дачного хозяйства, а также для индивидуального жилищного и гаражного строительства. Нормы федеральных законов конкретизируются в подзаконных нормативных актах, регулирующих приватизационные отношения. Следует отметить их разнообразие. В первую очередь необходимо отметить акты Президента РФ, который с помощью принятия указов осуществляет регулятивные функции в сфере приватизации.

На начальном этапе становления в современной России института приватизации указы главы государства принимались с целью устранения законодательных пробелов в данной области, что не редко создавало ситуацию подмены существующих законодательных норм, а иногда и конкурирующих с ними56. На сегодняшний день полномочия Президента в сфере приватизационных отношений ограничены положениями законодательства о приватизации, а издаваемые им акты могут быть приняты лишь в развитие такого законодательства. Анализируя Федеральный закон N 178, можно сделать вывод о том, что большинство указов Президента РФ принимаются во исполнение статьи 40.1 названного правового акта. В данной статье говорится о гарантиях сохранения доли государства или муниципального образования в уставном капитале акционерных обществ, при отчуждении его акций или при размещении акций такого юридического лица.

Значительная роль Президента РФ заключается в том, что при увеличении уставного капитала акционерного общества, созданного в результате приватизации, и которое входит в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ, он должен принять решение об определении доли государства в уставном капитале такого общества.


Некоторыми другими полномочиями глава государства обладает еще на этапе планирования приватизации, обзор этих полномочий будет проведен в следующей главе. Большая роль в детализации приватизационных отношений принадлежит Правительству РФ. В сфере приватизации оно осуществляет свою нормотворческую функцию в соответствии с компетенцией, которая за ним закреплена ФЗ о приватизации (пп. 5 п. 1 ст. 6).

Некоторые вопросы, касающиеся приватизации государственного и муниципального имущества содержатся в ведомственных правовых актах. Так, на сегодняшний день продолжает действовать совместно утвержденное Министерством финансов РФ, Госкомимуществом РФ, Госналогслужбой РФ Положение о порядке уплаты, распределения, учета и контроля за поступлением средств от приватизации государственной, муниципальной собственности. Поскольку приватизационные отношения регулируются не только на федеральном уровне, то следует более подробно остановиться на законодательстве о приватизации субъектов РФ.

Субъекты РФ самостоятельно управляют и распоряжаются принадлежащим им имуществом. Основы такой деятельности субъектов РФ закреплены в ФЗ N 184-ФЗ, в статье 26.12 которого указанно следующее: «Порядок и условия приватизации имущества субъекта Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ».

Таким образом, законодательство субъектов РФ состоит из законов о приватизации государственного имущества самих субъектов, принятых в соответствии с ФЗ N 178-ФЗ, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Несмотря на то, что субъектам РФ предоставлена возможность самостоятельно осуществлять правовое регулирование приватизационных отношений, можно заключить, что такое регулирование преимущественно осуществляется на федеральном уровне.

Лишь в отдельных субъектах правовое регулирование рассматриваемых отношений осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.

Всё многообразие нормативных правовых актов, регулирующих приватизационные отношения, независимо от уровня такого регулирования, должны соответствовать правовой аксиоме, закрепленной в ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», согласно которой все иные федеральные законы, а также правовые акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления должны соответствовать федеральному законодательству и не противоречить ему.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отношения государства и рынка регулируются законом волнообразного (маятникового) характера, при этом он работает и в устойчивой социально-экономической среде и в неустойчивой, переходной. В соответствии с ним государственное регулирование, его масштабы и значение претерпевают существенную эволюцию по мере того, как экономика приближается к более развитому состоянию. При постепенном снижении удельного веса государственного сектора до оптимальных размеров, можно предположить, что уменьшение роли государства будет чередоваться с периодами её возрастания, то есть сокращение госсектора будет иметь характер тенденции.

Понятие «приватизация» имеет экономический и юридический аспекты. При этом юридическое понятие приватизации значительно уже его экономических трактовок. Приведенные в работе правовые определения свидетельствуют о необходимости отличать приватизацию от приватизационных сделок, разграничение которых позволяют трактовать приватизацию в узком и широком смысле. Несмотря на двойственную природу термина «приватизация», лишь комплексное, как экономическое, так и юридическое, понимание этого сложного явления позволит наиболее полно уяснить сущность указанного процесса.

В 80-90-е годы в странах западного мира начались масштабные приватизационные процессы, что послужило существенному изменению роли государства в экономике. В определенных странах степень соотношения двух типов секторов зависело от конкретных условий состояния экономики и её эффективности, о преобладающих взглядов в высших кругах, принимающих решения, о том какой курс должна избрать страна для достижения экономического роста. Британскую приватизацию отличала постепенность, акцент на получение прибыли, проработанные правовые и нормативные акты и скрупулёзная подготовка к продаже каждого предприятия. Во Франции важным элементом была высокая роль политической воли. Приватизация проводилась и контролировалась государством при отлично составленным законодательством, регулирующим деятельность приватизации. Приватизационные процессы прокатились по всему миру, оставляя за собой как позитивные моменты и условия для развития, так и усугубляя экономические и социальные положения многих стран, что создавало предпосылки для возникновения различных политических кризисов.

Современная российская правовая база, регулирующая приватизацию земельных участков, весьма разнообразна. Свои истоки нормы о приватизации берут еще в Конституции РФ, при этом нельзя обойти вниманием большое количество подзаконных нормативных актов, затрагивающие важнейшие вопросы в изученной сфере.


Субъектами приватизационных отношений с одной стороны являются покупатели, которыми могут быть физические и юридические лица. При этом на основе норм российского законодательства была выведена классификация субъектов, чьё участие в роли покупателей ограничено законом. С другой стороны субъектами исследованных отношений является государство, как собственник приватизируемого имущества.

Объекты приватизационных отношений весьма разнообразны. Земельный участок является одним из самых специфических таких объектов, ввиду чего была разработана классификация земельных участков на основе понятия оборотоспособности для определения тех земельных участков, которые могут являться объектов приватизации.

Таким образом, введение почти тридцати лет назад в отечественный правовой оборот понятия «приватизация», действующее отечественное законодательство о приватизации, несмотря на свою сложную и многоуровневую структуру, отвечает требованиям полноты, согласованности и определенности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// http://www.consultant.ru

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ// http://www.consultant.ru

«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.07.2018)// http://www.consultant.ru/document/

Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 N 178-ФЗ (последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/

Постановление Конституционного Суда РФ от 25.07.2001 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 7 статьи 21 Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2001. № 6.

  1. Андреев Ю.Н., Амаглобели Н.Д., Данилкин В.Н. Судебная защита земельных прав граждан России : учеб. пособие // Под ред.: Ю.Н. Андреева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2015.
  2. Анохина О.А. Российская приватизация в исследованиях зарубежных ученых / О.А. Анохина // Современные научные исследования: теория, методология, практика. Омский экономический институт. 2011.
  3. Баукен А.А. Правовая защита собственности в Российской Федерации: вопросы теории. Дис… канд. юрид. наук. Челябинск, 2006. с. 40- 65.
  4. Белых В.С. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации: экономико-правовые вопросы / В.С. Белых // Государство и право. 1996. № 10.
  5. Бережной А. Этапы приватизации государственного и муниципального имущества / А. Бережной // Право и политика. – 2007. – №8.
  6. Бирюков В., Кузнецова Е. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике//Мировая экономика и международные отношения. – 2001. -№12.
  7. Бойцов Г.В. Приватизация, деприватизация жилья / Г.В.Бойцов. – М.: ГроссМедиа, 2005.
  8. Братусь Д. Принципы права частной собственности: исходные вопросы [Электронный ресурс]:  //http://www.zakon.kz
  9. Виноградов В.А. Вессловский С.Я. Приватизация в глобальном контексте. М.: Норма. 1998.

Городилова Ю.Л. Правовой режим государственной и муниципальной собственности // Государство и право. Юридические науки. 2013. № 2. С. 257 - 258

  1. Ершов И.В. Российское предпринимательское право: Учебник - М.: Проспект. 2015..
  2. Комарицкий С.И. Приватизация: правовые проблемы. Курс лекций / С.И. Комарицкий. - М.: Юристъ. 2000.
  3. Лазарев В.В. Теория государства и пава: Учебник / Под. ред. Проф. В.В. Лазарева.- 2-е, перераб. и допол. изд-е. М.: Право и закон. 2002.
  4. Ласкина Н.В., Тимофеева Н.Ю., Бирюкова Т.А., Головань А.А., Слесарева С.А. Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (постатейный) от 02.11.2013 г. // [Электронный ресурс] : КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф.
  5. Лебедев В.А., Конституционно-правовая охрана и защита прав и свобод человека и гражданина в России. М., 2005.
  6. Макаров Н.Д., Рябов Е.А. Предпринимательское право: Учебное пособие – М.: Форум, ИНФРА-М, 2003.
  7. Марченко М. Приватизация: А как «у них»? / М. Марченко. // Человек и закон. 1992. № 4 - 5.
  8. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и пава: Курс лекций / Под. ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007.
  9. Седова Н.П. Формирование гражданско-правового понятия и значение приватизации в России // Вестник Владимирского юридического института. 2015. № 3(36).
  10. Серых В.М. Теория права о понятии и составе правоотношения // Теория права. 2011. № 5.
  11. Трофимова А.Х. Понятие приватизации (юридический и экономический аспект) // Юридические записки. Воронежский Государственный университет. 2013. № 2.
  12. Тяпкина Е.А. Способы приватизации // Гражданин и право. 2003. № 2. С. 10-12.
  13. Шатрова О.В. Правовое регулирование приватизации земельных участков в поселениях / О.В. Шатрова. М.: Проспект. 2006.
  14. Шерли М., Ниллис Дж. Реформа и приватизация государственных предприятий: обобщение опыта / Мэри Шерли, Джон Ниллис. - Мировой банк. Институт экономического развития. - Тбилиси: Изд-во «КОКА». 1992.
  15. Эльмурзаев А.А. Приватизация в России и за рубежом: сравнительный анализ. - ФА при правительстве РФ, 2006.
  1. Ершов И.В. Российское предпринимательское право: Учебник - М.: Проспект. 2015. С. 376.

  2. Тяпкина Е.А. Способы приватизации // Гражданин и право. 2003. № 2. С. 10.

  3. Трофимова А.Х. Понятие приватизации (юридический и экономический аспект) // Юридические записки. Воронежский Государственный университет. 2013. № 2. С. 62

  4. Виноградов В.А. Вессловский С.Я. Приватизация в глобальном контексте. М.: Норма. 1998. С. 8.

  5. Шатрова О.В. Правовое регулирование приватизации земельных участков в поселениях / О.В. Шатрова. М.: Проспект. 2006. С. 13.

  6. Анохина О.А. Российская приватизация в исследованиях зарубежных ученых / О.А. Анохина // Современные научные исследования: теория, методология, практика. Омский экономический институт. 2011. С. 152

  7. Марченко М. Приватизация: А как «у них»? / М. Марченко. // Человек и закон. 1992. № 4 - 5. С. 71

  8. Шерли М., Ниллис Дж. Реформа и приватизация государственных предприятий: обобщение опыта / Мэри Шерли, Джон Ниллис. - Мировой банк. Институт экономического развития. - Тбилиси: Изд-во «КОКА». 1992. С. 3.

  9. Седова Н.П. Формирование гражданско-правового понятия и значение приватизации в России // Вестник Владимирского юридического института. 2015. № 3(36). С. 119.

  10. Белых В.С. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации: экономико-правовые вопросы / В.С. Белых // Государство и право. 1996. № 10. С. 69

  11. Комарицкий С.И. Приватизация: правовые проблемы. Курс лекций / С.И. Комарицкий. - М.: Юристъ. 2000. С. 7

  12. Бойцов Г.В. Приватизация, деприватизация жилья / Г.В.Бойцов. – М.: ГроссМедиа, 2005. –с. 21

  13. Бережной А. Этапы приватизации государственного и муниципального имущества / А. Бережной // Право и политика. – 2007. – №8. – С.106

  14. Бирюков В., Кузнецова Е. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике//Мировая экономика и международные отношения. – 2001. -№12. – с. 25

  15. Эльмурзаев А.А. Приватизация в России и за рубежом: сравнительный анализ. - ФА при правительстве РФ, 2006. с. 23

  16. Лазарев В.В. Теория государства и пава: Учебник / Под. ред. Проф. В.В. Лазарева.- 2-е, перераб. и допол. изд-е. М.: Право и закон. 2002. С. 235

  17. Серых В.М. Теория права о понятии и составе правоотношения // Теория права. 2011. № 5. С. 27

  18. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и пава: Курс лекций / Под. ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007. С. 509.

  19. Лазарев В.В. Теория государства и пава: Учебник / Под. ред. Проф. В.В. Лазарева.- 2-е, перераб. и допол. изд-е. М.: Право и закон. 2002. С. 235

  20. Андреев Ю.Н., Амаглобели Н.Д., Данилкин В.Н. Судебная защита земельных прав граждан России : учеб. пособие // Под ред.: Ю.Н. Андреева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2015. С. 1

  21. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.07.2018)// http://www.consultant.ru/document/

  22. Городилова Ю.Л. Правовой режим государственной и муниципальной собственности // Государство и право. Юридические науки. 2013. № 2. С. 257 - 258

  23. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.07.2001 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 7 статьи 21 Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2001. № 6.

  24. Ласкина Н.В., Тимофеева Н.Ю., Бирюкова Т.А., Головань А.А., Слесарева С.А. Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (постатейный) от 02.11.2013 г. // [Электронный ресурс] : КонсультантПлюс: справ. правовая система.