Файл: Индивидуальное предпринимательство (Общая характеристика индивидуального предпринимательства по законодательству Российской Федерации. Общие положения, понятия и признаки).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовое регулирование индивидуального предпринимательства в Российской Федерации
1.2. Особенности правового статуса индивидуального предпринимателя
2.1. Особенности регистрации индивидуального предпринимателя
2.2. Добровольное прекращение деятельности индивидуального предпринимателя
2.3. Прекращение деятельности в принудительном порядке по решению суда
Случаи прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя можно условно подразделить на:
1. Добровольные - принятие самим предпринимателем решения о прекращении данной деятельности (п. 1 статьи 22.3 закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).
2. Принудительные - судебное решение о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом) (п. 3 статьи 22.3 закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ);
3. Прекращение деятельности в принудительном порядке по решению суда (п. 4 статьи 22.3 закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ);
- вступление в силу судебного приговора, запрещающего заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок (п. 5 статьи 22.3 закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ);
- аннулирование или окончание срока действия документа, подтверждающего право предпринимателя (иностранного гражданина или лица без гражданства) временно или постоянно проживать в Российской Федерации (п. 6 статьи 22.3 закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).
4. Смерть индивидуального предпринимателя (п. 2 статьи 22.3 закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).
Этот перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Соответственно, государственная регистрация ликвидации статуса предпринимателя осуществляется на основании следующих документов и сведений (п. 7 Правил):
1. заявления физического лица о прекращении деятельности в качестве предпринимателя;
2. сведений о смерти или признании судом индивидуального предпринимателя умершим;
3. копии решения суда о признании индивидуального предпринимателя банкротом;
4. копии судебного решения о прекращении деятельности предпринимателя в принудительном порядке;
5. копии вступившего в силу приговора, определения или постановления суда о назначении наказания в виде лишения бизнесмена права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок;
6. информации об аннулировании или об окончании срока действия документа, подтверждающего право предпринимателя временно или постоянно проживать на территории России.
Добровольное прекращение предпринимательской деятельности
Решение о прекращении предпринимательской деятельности приобретет значение юридического факта, освобождающего предпринимателя от соответствующих прав и обязанностей, если предприниматель представит в регистрирующий орган (непосредственно или по почте) по месту жительства следующие документы:
1. Подписанное заявителем Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности по форме № Р26001 (п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 439).
В Заявлении предприниматель должен указать свои персональные данные и иные сведения и не обязан излагать причины, по которым он принял решение о прекращении своей деятельности. Заявление должно быть составлено в строгом соответствии с указанной формой и установленными требованиями к ее заполнению. В частности, подпись на Заявлении должна быть удостоверена нотариально, вне зависимости от способа представления документов (непосредственно или по почте).
2. Документ об уплате государственной пошлины (подп. 8.1 п. 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации).
С 1 февраля 2006 г. за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя взимается государственная пошлина в размере 20 процентов от размера госпошлины за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, то есть в размере 80 руб. (20% от 400 руб.).
Следует обратить внимание на то, что предприниматель должен платить пошлину за ликвидацию статуса только в случае добровольного прекращения деятельности.
Представление документов осуществляется в общем порядке (статьи 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Документы доставляются (непосредственно или по почте) в регистрирующий орган по месту жительства предпринимателя. В день получения документов налоговый орган должен выдать предпринимателю расписку с указанием перечня и даты или направить ее по почте в течение рабочего дня, следующего за днем получения бумаг. Расписка имеет юридическое значение. С помощью нее предприниматель сможет доказать, что документы действительно поступили в регистрирующий орган и когда это произошло.
В срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов налоговики принимают решение о государственной регистрации и вносят соответствующую запись в ЕГРИП. Новая запись вносится со ссылкой на изменяемую, и ей присваивается государственный регистрационный номер с указанием даты ее внесения. При этом ранее зафиксированные сведения тоже сохраняются. После внесения этой записи статус предпринимателя утрачивает силу.
Не позднее одного рабочего дня с момента внесения записи налоговый орган выдает заявителю или направляет ему по почте свидетельство о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности по форме № Р65001 (п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 439). Этот документ и подтверждает факт внесения записи в государственный реестр.
Во всех случаях прекращения статуса индивидуального предпринимателя его основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП) попадает в разряд аннулированных и в дальнейшем не используется. Гражданин может вновь обратиться в регистрирующий орган, чтобы зарегистрироваться в качестве предпринимателя. При этом ему присваивается новый ОГРНИП.
Далее налоговый орган обязан снять такого налогоплательщика с учета на основании сведений, содержащихся в государственном реестре (п. 5 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации). Это значит, что гражданин подлежит снятию с учета в налоговом органе по месту жительства как индивидуальный предприниматель, но остается на учете как налогоплательщик — физическое лицо. Данная процедура производится независимо от наличия или отсутствия у него задолженности по уплате налогов и сборов.
После снятия с налогового учета в качестве индивидуального предпринимателя физическое лицо остается на налоговом учете в том же налоговом органе по месту своего жительства.
Кстати, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) при изменениях в сведениях о физическом лице остается прежним (п. 5, 7 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 3.8 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения ИНН, утв. приказом МНС Российской Федерации 3 марта 2004 г. № БГ–3–09/178).
Бывший предприниматель не обязан возвращать свидетельство о постановке на налоговый учет в налоговый орган по месту жительства. Ведь он остается на счету. В то же время Налоговым кодексом не предусмотрена выдача документа, подтверждающего вывод исполнителя в случае прекращения деятельности.
На основании выписки из государственного реестра, представленной налоговыми органами в течение пяти дней с момента внесения изменений в реестр, индивидуальные предприниматели снимаются со счетов во внебюджетных фондах.
Кроме того, при прекращении деятельности индивидуальный предприниматель должен закрыть банковские счета, используемые для осуществления предпринимательской деятельности, и сообщить об этом в налоговую инспекцию. В случае нарушения предпринимателем десятидневного срока представления в налоговый орган сведений об открытии или закрытии банковских счетов (статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации) ему придется уплатить штраф в размере 5 тысяч рублей. (Статья 118 Налогового кодекса Российской Федерации).
Снятие налогового учета и учета во внебюджетных фондах не означает, что бывшему индивидуальному предпринимателю были "прощены" долги по налогам и платежам в фонды.
Если гражданин ведет предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве предпринимателя, то при осуществлении функций, возложенных на него Налоговым кодексом, он не вправе ссылаться на то, что он не является индивидуальным предпринимателем (Статья 11 Налогового кодекса Российской Федерации). Обязанности налогоплательщиков по уплате налогов, а также по представлению налоговых деклараций предусмотрены статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Если индивидуальный предприниматель прекращает деятельность до конца квартала, необходимо подать заявление о прекращении деятельности в территориальный орган Пенсионного фонда до дня подачи заявления в регистрирующий орган, расчет страховых взносов за период с начала расчетного периода до дня подачи расчета включен. Кроме того, работодатель обязан уплатить страховые взносы в течение 15 календарных дней со дня подачи заявления. Прекращение деятельности регистрируется регистрирующим органом только после представления справки об отсутствии задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Следует отметить, что Налоговый кодекс не ограничивает инспекторов в проведении выездной проверки предпринимателя в связи с потерей статуса. Налоговый орган может провести камеральную проверку представленных бизнесменом налоговых деклараций, а также назначить выездную проверку за период осуществления предпринимательской деятельности. При этом бывший предприниматель обязан представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае выявления фактов неуплаты налогов инспекторы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах (подп. 16 п. 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации). Если же за период предпринимательской деятельности у бизнесмена образовалась переплата по налогам, то после утраты статуса он вправе вернуть эту переплату на общих основаниях. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению (п. 1, 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации). Имущество гражданина-предпринимателя юридически не разграничено на используемое в предпринимательской деятельности и в личных целях. Физическое лицо за счет собственного имущества уплачивает налоги, связанные и не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Такие разъяснения дал Конституционный суд Российской Федерации в своем постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П.
2.3. Прекращение деятельности в принудительном порядке по решению суда
Налоговая инспекция вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке (п. 3 статьи 25 закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Сделать это возможно, если бизнесмен неоднократно либо грубо нарушил законы или иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.
К таким нарушениям, в частности, относятся неоднократное непредставление необходимых для включения в ЕГРИП сведений, представление недостоверных или искаженных данных.
Если суд удовлетворит указанное требование, то копия соответствующего судебного решения направляется в регистрирующий орган. В этом случае государственная регистрация ликвидации статуса осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган копии соответствующего решения суда. Государственная регистрация лица в качестве предпринимателя утрачивает силу с момента принятия судом такого решения. При этом лицо, предпринимательская деятельность которого прекращена в принудительном порядке по решению суда, вправе вновь обратиться с заявлением о его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя только спустя один год со дня принятия регистрирующим органом указанного решения.
Вступление в силу судебного приговора, запрещающего бизнесмену заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок.
Лишение права заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (статьи 47 Уголовного кодекса Российской Федерации). Эта мера наказания может устанавливаться на срок до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.
Федеральная служба исполнения наказаний представляет в налоговую инспекцию по месту жительства осужденного физического лица заверенную в установленном порядке копию вступившего в силу приговора, определения или постановления суда о назначении наказания в виде лишения гражданина права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок (п. 8 Правил). Срок для направления — пять рабочих дней с даты вступления в силу вышеуказанных приговора, определения или постановления суда.