Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 554
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления процессом обучения персонала
1.1. Сущность, этапы и принципы системы обучения персонала
1.2. Зарубежный опыт и формы обучения персонала
2.1. Общая характеристика деятельности и кадрового состава организации
2.2. Анализ системы обучения в организации
2.3. Совершенствование процессов корпоративного обучения персонала в ООО «Пегас Туристик» г. Москва
составлено автором по данным фирмы [10]
В отчетном периоде в исследуемой компании наблюдается нестабильная динамика объема продаж, который в 2014-2015 гг. увеличился на 4156 тыс. руб. или на 30,4%, и составил 18354,4 тыс. руб. Это обусловлено такими факторами как рост объемов продаж и степень выполнения договорных отношений. Однако по итогам 2016 г. объем продаж снизился относительно 2015г. на 527,5 тыс. руб. или на 2,86%, что обусловлено снижением покупательского и платежеспособного спроса на услуги в связи негативным влиянием мирового финансового кризиса. В 2016 г. объем продаж составил 17826,9 тыс. руб.
В связи с ростом объемов продаж в 2014-2016гг. себестоимость реализации повысилась на 3302,7 тыс. руб. или на 38,07%, но, не смотря на снижение объемов продаж, по итогам 2016 г. себестоимость увеличилась на 308,3 тыс. руб. относительно 2015 г. или на 2,57%. Данная тенденция является негативной. Следует отметить, что темпы роста себестоимости реализации (41,61%) превышают темпы роста выручки от реализации (30,40%), что обусловлено ростом затрат с 63 коп. на 1 рубль продаж в 2014 г. до 69 коп. в 2016 г., т.е. на 0,5 коп.
Данный фактор негативно сказался на прибыли от продаж, которая снизилась в 2016 г по сравнению с 2015 г. на 835,8 тыс. руб. или на 13,11%, причем темпы ее роста в 2016г. являются наименьшими по сравнению с выручкой от реализации услуг и себестоимостью продаж, что сказалось на снижении рентабельности продаж с 36,53 % в 2007г. до 31,07 % в 2016 г., т.е. на 5,46%.
По итогам 2016 г. рентабельность деятельности составила 45,07%, что на 12,48% меньше уровня 2014 г. (57,55%).
В отчетном периоде времени имущество ООО «Пегас Туристик» увеличилось на 788 тыс.руб. по сравнению с 2015 г., или на 12,81%, что обусловлено увеличением как основных средств (на 737 тыс.руб. или на 27,51%), так и оборотных активов – на 606 тыс.руб. или на 27,76%.
Следует отметить, что использование всех активов стало менее эффективным, что нашло свое отражение в следующих показателях: в анализируемом периоде времени наблюдается уменьшение фондоотдачи с 29,9 руб. в 2014г. до 5,2 руб. в 2016г., т.е. на 15,68 руб., в то время как скорость обращения оборотных активов выросла с 5,79 оборотов в 2014г. до 6,39 оборотов в 2016г., т.е. на 0,6 оборотов, а коэффициент оборачиваемости всех активов компании уменьшился с 3,33 оборотов в 2014г. до 2,57 оборотов в 2016 г., т.е. на 0,76 оборота.
Соответственно, продолжительность одного оборота оборотных активов, снизилась с 62 дней в 2014г. до 56 дней в 2016г., т.е. на 6 дней, а всех активов на предприятии увеличилась с 108,23 дней в 2014 г. до 140,13 дней в 2016г. Данное обстоятельство ведет к снижению ликвидности предприятия на конец анализируемого периода времени.
Общую динамику по услугам ООО «Пегас Туристик» можно увидеть на рис. 6.
Рисунок 6. Динамика количества клиентов филиала в г. Москва 2014-2016гг., чел.
составлено автором по данным фирмы
Согласно исследованиям, лишь каждый 3-й клиент вновь обращается за покупкой в ООО «Пегас Туристик». На это влияют два основных фактора:
- высокая конкуренция;
- ограниченный круг клиентов, ведь туры все и не всегда являются жизненно необходимыми для людей.
Таким образом, ООО «Пегас Туристик» - это достаточно конкурентоспособная организация на рынке туристических услуг г. Москва, хотя и с присущими ей некоторыми недостатками. Эти недостатки отчасти связаны с неэффективными решениями кадровых вопросов.
Как известно, эффективное планирование управлением персонала предприятия положительно влияет на результаты деятельности организации благодаря оптимизации использования персонала [11]. Обеспеченность организации работниками изучается путем сопоставления численности сотрудников за отчетный и предыдущие периоды. Данные анализа представим в виде таблицы 4.
Таблица 4
Структура среднесписочной численности персонала ООО «Пегас Туристик»
Показатель |
2014г. |
Удель-ный вес, % |
2015 г. |
Удель-ный вес, % |
2016 г. |
Удель-ный вес, % |
Абсолют-ное отклоне-ние 2016 к 2014, чел. |
Измене-ние в структуре 2016 к 2014, % |
Среднесписочная численность персонала, чел. В том числе: |
29 |
100 |
32 |
100 |
35 |
100 |
+6 |
+20,1 |
- руководители |
4 |
13,8 |
4 |
12,5 |
4 |
11,4 |
0 |
-2,4 |
- специалисты и менеджеры |
22 |
75,9 |
25 |
78,1 |
27 |
77,1 |
+5 |
+1,2 |
- обсл.персонал |
3 |
10,3 |
3 |
9,4 |
4 |
11,4 |
+1 |
+1,1 |
составлено автором по данным фирмы
Итак, из данных таблицы видно, что среднесписочная численность персонала ООО «Пегас Туристик» в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличилась на 6 человек. Это произошло за счет увеличения числа специалистов (менеджеров) на 5 человек и появления штатного охранника.
За анализируемый период значительных изменений в структуре персонала не произошло.
Наибольший удельный вес занимают специалисты менеджеры с удельным весом в 2016 году 77,1%, далее руководители и обслуживающий персонал с количеством по 4 человека и удельным весом в 2016г. 11,4%.
Среди работающих в ООО «Пегас Туристик» большинство являются дипломированными специалистами. Постепенно уменьшается средний возраст работающих в ООО «Пегас Туристик». Руководство компании продолжает работу по улучшению качественного состава и обновления руководства - подбор и перемещение специалистов остается одним из основных вопросов. С целью улучшения качественного состава сотрудников фирмы продолжается работа по привлечению молодых специалистов в структурные подразделения.
Далее проанализируем динамику движения персонала ООО «Пегас Туристик», и представим данные в виде таблицы 5.
Из данных таблицы видим, что в ООО «Пегас Туристик» наблюдается активное движение персонала. Наблюдается снижение коэффициента по приему, а также общего оборота рабочей силы. Снижение этих коэффициентов объясняется политикой предприятия по увеличению числа персонала, а также его обновления по возрастному показателю.
Как видно из анализа, ООО «Пегас Туристик» имеет положительные сдвиги в кадровом обеспечении. Однако следует отдельно обратить внимание на дальнейшее осуществление профессионального обучения персонала предприятия.
Таблица 5
Анализ движения персонала ООО «Пегас Туристик»
Показатель |
2014г., чел |
2015г., чел. |
2016г., чел. |
Абсолютное отклонение, (+,-) |
Относительное отклонение, % |
||
2016/2015 |
2016/2014 |
2016/2015 |
2016/2014 |
||||
1. Среднесписочная численность персонала, чел. |
29 |
32 |
35 |
3 |
6 |
9,38 |
20,69 |
2.Количество принятых сотрудников, чел. |
7 |
5 |
4 |
-1 |
-3 |
-20,00 |
-42,86 |
3.Количество уволенных сотрудников , чел., в том числе |
4 |
2 |
2 |
0 |
-2 |
0,00 |
-50,00 |
- по собственному желанию |
4 |
1 |
1 |
0 |
-3 |
0,00 |
-75,00 |
- за нарушение трудовой дисциплины |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0,00 |
100,00 |
4.Общее число принятых и уволенных сотрудников |
11 |
7 |
6 |
-1 |
-5 |
-14,29 |
-45,45 |
5.Коэффициент по приему (стр. 2/стр. 1) |
4,14 |
6,4 |
8,75 |
2,35 |
4,61 |
- |
- |
6.Коэффициент по увольнению, (стр3/стр.1) |
0,13 |
0,06 |
0,05 |
-0,01 |
-0,08 |
- |
- |
7.Коэффициент текучести кадров (стр. 3.1+3.2/стр. 1) |
0,13 |
0,06 |
0,05 |
-0,01 |
-0,08 |
- |
- |
8.Коэффициент общего оборота рабочей силы (стр. 4/стр.1) |
0,37 |
0,21 |
0,17 |
-0,04 |
-0,2 |
- |
- |
составлено автором по данным фирмы
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ООО «Пегас Туристик» имеет достаточно хороший кадровый потенциал, организационная структура построена в соответствии со спецификой предприятия и соответствует предъявляемым требованиям. Должностной и профессиональный состав кадров определен в соответствии с необходимыми потребностями предприятия.
От того, насколько полно и рационально используется рабочее время, зависят эффективность работы и выполнение всех технико-экономических показателей. Поэтому анализ использования рабочего времени является составной аналитической работы ООО «Пегас Туристик». Данные по анализу приведены в таблице 6.
Таблица 6
Использование рабочего времени в ООО «Пегас Туристик»
Показатель |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
Отклонение 2016/2015 |
Отклонение 2016/2014 |
Списочная численность персонала, чел. |
29 |
32 |
35 |
3 |
6 |
Время отработанное всеми сотрудниками |
58000 |
64000 |
71120 |
7120 |
13120 |
В том числе сверхурочное время |
5340 |
5339 |
6308 |
969 |
968 |
Отработано часов всеми сотрудниками |
63340 |
69339 |
77428 |
8089 |
14088 |
Количество дней отработанных одним менеджером |
250 |
250 |
254 |
4 |
4 |
Средняя продолжительность рабочего времени |
8,73 |
8,66 |
8,71 |
0,05 |
-0,02 |
составлено автором по данным фирмы
Из приведенной таблицы можно сделать вывод, что, когда увеличивается среднесписочная численность персонала, время, отработанное всеми сотрудниками, также увеличивается. Таким образом, в 2016 г. по сравнению с 2015 г. время, отработанное сотрудниками увеличилось на 8089 часов., а в 2016 году по отношению к 2014 г. увеличилось на 14088 часов.
Несмотря на это, при увеличении времени, отработанного всем персоналом, можно наблюдать увеличение работы в сверхурочное время в 2016 году по отношению к 2015 г. на 969 часов, а по отношению к 2014 г. на 968 часов. Средняя продолжительность рабочего дня увеличивается, это оказывает благоприятный эффект на деятельность ООО «Пегас Туристик», в связи с тем, что уменьшаются потери рабочего времени по техническим причинам, а также по другим причинам, которые не зависят от персонала.
ООО «Пегас Туристик» заинтересован в мотивации и стимулировании труда. По причине того, что заработная плата сотрудников чаще всего достаточно невысокая, естественно, значимость удовлетворения социальных потребностей работника увеличивается. Например, таких, как повышение квалификации, творческое развитие персонала, продвижения по службе и возможности роста.
Для достижения удовлетворения социальных и индивидуальных потребностей сотрудников можно проводить тренинги, позволяющие ООО «Пегас Туристик» получить навыки управления процессами, временем и людьми, предоставить клиентам высококачественный продукт, повысить качество межличностных отношений. Также, для того, чтобы привлечь и сохранить тех, кто желает и способен работать в ООО «Пегас Туристик», требуется предоставлять возможность планомерного вертикального и горизонтального продвижения по системе должностей, избегать «карьерных тупиков», не дающих возможность развития профессионального роста персонала.
2.2. Анализ системы обучения в организации
Обучение в понимании ООО «Пегас Туристик» - это процесс получения новых знаний, умений, навыков по важным для предприятия направлениям, а также передача опыта поведения в профессионально значимых ситуациях.
Развитие – непрерывное улучшение профессиональных качеств работников Предприятия.
Обучение персонала осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Трудовым Кодексом Российской Федерации, действующими локальными нормативными актами.
Система обучения в ООО «Пегас Туристик» основывается на следующих принципах [5]:
- предметом изучения должен являться мировой опыт, знания, эффективные методы организации труда по соответствующему направлению деятельности;
- обучение должно соответствовать выполняемым обязанностям работников по должности либо по профессии;
- обучение должно соответствовать потребностям персонала и задачам структурных подразделений;
- обучение должно решать задачи перспективного развития персонала и структурных подразделений;
- обучение должно соответствовать учебным программам.
Система обучения персонала включает в себя выявление потребностей в обучении, планирование обучения, организацию процесса обучения, контроль результативности обучения.
Планирование обучения осуществляется на основании заявок от руководителей структурных подразделений.