Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 547
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления процессом обучения персонала
1.1. Сущность, этапы и принципы системы обучения персонала
1.2. Зарубежный опыт и формы обучения персонала
2.1. Общая характеристика деятельности и кадрового состава организации
2.2. Анализ системы обучения в организации
2.3. Совершенствование процессов корпоративного обучения персонала в ООО «Пегас Туристик» г. Москва
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Персонал, как и клиенты, – это самая большая ценность, которая есть в любой компании. Совсем недавно для того, чтобы удержать сотрудника, достаточно было платить ему достойную зарплату. Обучению и развитию персонала в том виде, в котором оно сейчас существует, мало кто еще несколько лет назад уделял внимание. Сейчас мы понимаем, что некоторые проблемы в организациях напрямую зависят от того, что сотрудники, в ответственный для компании момент, оказываются недостаточно компетентными в важных вопросах – у них недостаточно знаний.
Стоить отметить, что на сегодняшний день не всегда правильно будет переманивать опытного, обученного специалиста, или тратить время на обучение новичка. Обучение своих сотрудников может оказаться гораздо более перспективным, тем самым предоставляя им возможность показать себя, открывать новые горизонты для себя и компании. При этом для компании очень важно правильно определить, какие качества, компетенции нужно развивать у работников, и не забывать учитывать потребности и компании, и сотрудников. Грамотно инвестируя в обучение и развитие сотрудников, организации в итоге остаются в выигрыше. И не важно, будет это обучение внутреннее или внешнее, с отрывом или без отрыва от производства, групповое или индивидуальное, долго- или краткосрочное.
Информационные источники и степень разработанности проблемы. Следует отметить, что вопросы обучения персонала представлены в современной теории управления:
- технологии обучения в той или иной степени рассмотрены в научных трудах А.Н. Леонтьева, Е.А. Климова, Г.С. Никифорова и др.;
- опыт обучения персонала и его организация представлены в трудах Н.В. Кузьмина, А.Н. Сухов, В.Д. Шадриков и др.;
- в исследованиях, посвященных формулировке требований к профессиональной компетентности и обучению сотрудников (В.И. Андреев, В.И. Ерошин, Ю.А. Конаржевский, В.Ю. Кричевский, А.Е. Марон, А.И. Осьминина, Ю.А. Самсонов, Л.И. Фишман и др.).
Объектом данного исследования является система обучения персонала предприятия.
Предмет исследования – мероприятия по совершенствованию системы обучения персонала предприятия.
Цель работы – разработка путей совершенствования системы обучения персонала в ООО «Пегас Туристик» г. Москва.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать сущность управления процессом обучения персонала в организации;
- провести анализ деятельности и системы обучения в ООО «Пегас Туристик» г. Москва;
- предложить мероприятия по совершенствованию процесса корпоративного обучения на предприятии и оценить их эффективность.
Теоретическую основу работы составили труды ученых и специалистов – практиков по исследуемой проблематике. Информационную основу работы составили:
- внутренняя информация предприятия;
- публикации и статьи в печатных изданиях, в специальной периодической печати, в том числе электронные источники аналитических материалов.
Методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, системный анализ, анализ документов, наблюдение, опрос, графический, табличный и др.
Структура исследования: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы управления процессом обучения персонала
1.1. Сущность, этапы и принципы системы обучения персонала
В нынешних условиях кадры с высокой квалификацией рассматриваются как одно из главных конкурентных преимуществ, которое возможно использовать на протяжении длительного периода времени, и которое не смогут быстро «скопировать» прочие организации. Компания способна увеличить свою эффективность, если сотрудники понимают ее цели развития, миссию и стратегию. Это объясняется тем, что увеличивается причастность кадров к осуществлению задач организации и повышается мотивация, а конкретные работники прикладывают все свои усилия к достижению одинаковых целей[2]. Регулярное обучение сотрудников предоставляет возможность, как можно более полно раскрыть все их возможности[6].
Увеличение роли обучения в процессах роста конкурентоспособности фирмы и организационного развития характеризуется нижеперечисленными факторами.
Во-первых, обучение персонала является самым важным средством достижения поставленных стратегических целей предприятия[13]. Трудности возможно преодолеть лишь при условии практической реализации и разработки новой политики в области внутрифирменного обучения, которая включает различные учебные программы и формы обучения для любой категории сотрудников.
Во-вторых, обучение является самым важным средством роста ценности человеческих ресурсов предприятия[1]. Некоторые предприятия, к сожалению, не уделяют необходимого внимания обучению трудовых ресурсов, поскольку не рассматривают данную статью затрат как необходимую и значимую. При этом они считают, что без обучения возможно легко обойтись, если, например, принимать на работу таких специалистов, которые уже обладают нужной квалификацией. Но все равно руководству любого предприятия все-таки приходится сталкиваться с тем, что в случае, если не вкладывать денежные средства в увеличение развития профессиональных навыков и уровня знаний своих сотрудников, то отдача от этих человеческих ресурсов предприятия ежегодно становится все меньше и меньше[9].
В-третьих, без обучения персонала, которое должно проводиться в определенный срок, проведение различных организационных изменений или становится невозможным, или сильно затрудняется.
Анализ сложившейся системы в российских организациях позволяет выделить четыре основных вида политики обучения персонала: функциональная, проблемно ориентированная, перспективно ориентированная и креативная. Результаты данного анализа позволяют сделать вывод о том, что в отечественной практике обучения сложилась довольно гибкая система, но вместе с тем, как свидетельствуют HR-специалисты и руководители [17], наблюдаются серьезные проблемы.
Специалисты, в частности А. Яковлев и Д. Куртов, обозначают еще одну проблему. Знания, полученные работниками в высших учебных заведениях, стремительно устаревают, нарастает необходимость их существенного обновления. Существует даже понятие «период полураспада компетентности». Это промежуток времени, за который половина приобретенных знаний устаревает[6].
Эти и другие проблемы безусловно должны быть в фокусе внимания системы профессионального образования, в том числе и производственного обучения, как составной части профессионального образования, целью которого является формирование у учащихся основ профессионального мастерства в определенной области.
Отечественная система профессионального образования, призванная помочь производственникам в наше непростое время, предлагает следующие виды обучения и развития персонала[7]:
- профессиональная подготовка: получение начального, среднего или высшего профессионального образования, от рабочего до магистра, срок обучения от 1 года до 6 лет;
- повышение квалификации: обучение на различных курсах и факультетах повышения квалификации, в основном, по направлению организации, срок обучения от 1 дня до 6 месяцев;
- переподготовка кадров: переобучение или обучение другой профессии, или специальности, овладение новыми знаниями и умениями, срок обучения от 6 месяцев до 2 лет;
- послевузовское профессиональное образование: получение высшей профессиональной или научной квалификации, срок обучения от 2 до 4 лет.
Сопоставление запроса от производства и предложения поднимает вопрос о качестве как предлагаемых услуг, так и системы взаимоотношений производства и обучающих организаций. Система обучения и повышения квалификации работников компании, по мнению В.И. Курбатова, будет эффективной лишь в том случае, если она тесно связана с важнейшими направлениями работы по управлению персоналом, системой стимулирования труда, работой с резервом на руководящие должности, программами развития персонала и др. В связи с этим авторы выделяют основные направления работы при организации обучения персонала (рис. 1).
Система обучения и повышения квалификации сотрудников ориентирована на взрослых обучающихся, на людей, задействованных в производственном процессе, в связи с чем она должна базироваться на принципах, обеспечивающих эффективность обучения. Принципы профессионального обучения персонала организации (таблица 1) существуют наряду с классическими принципами обучения; их игнорирование может привести к искажению конечного результата процесса, что может усложнить положение компании в, и без того непростых, кризисных условиях.
Рисунок 1. Этапы процесса обучения персонала
составлено автором по [5]
Качество обучения также напрямую связано с вопросами стиля и методологии. Среди типичных ошибок, объясняющих нежелание сотрудников обучаться, можно выделить следующие: некачественное наполнение и организация обучения; неадаптированность программ; неграмотный выбор тренера, зачастую не владеющего необходимым спектром методологических возможностей. У всех стилей и методов обучения есть свои плюсы и минусы, но в системе профессионального обучения должно быть использовано все их многообразие, чтобы обеспечить высокий уровень эффективности освоения знаний, умений и навыков.
Таблица 1
Принципы профессионального обучения персонала организации[14]
Название принципа |
Сущность принципа |
Принцип научности и оперативности |
Соответствие разных программ обучения нынешним теориям управления кадрами организации и быстрому их внедрению в процесс образования |
Принцип перспективности |
При развитии и обучении необходимо учитывать вероятность самообучения и профессионального роста |
Принцип экономичности |
Развитие и обучение трудовых ресурсов должно быть обоснованно экономически |
Принцип достаточности и оптимальности |
Соответствие предложенных практических навыков и теоретических положений обязательному и необходимому уровню профессионализма |
Принцип согласованности |
Практические и теоретические ЗУН должны быть друг с другом взаимосвязаны |
Принцип специализации |
При развитии и обучении персонала нужно основываться на уже имеющиеся умения, знания, профессиональную специализацию обучающихся сотрудников организации |
Принцип преемственности |
Подразумевает развитие методологических составляющих обучения кадров на базе имеющихся теорий и другое |
Таким образом, современные условия обозначили серьезную заинтересованность работодателей в том, чтобы иметь высококвалифицированный и компетентный персонал, создающий конкурентоспособную продукцию, готовность вкладывать в обучение.
1.2. Зарубежный опыт и формы обучения персонала
Но в отечественной практике обучения и повышения квалификации сотрудников на данный момент наблюдается немало проблем, связанных с качеством этого обучения и вопросами его организации на уровне постановки целей обучения, определения потребности в обучении, определения содержания, форм и методов обучения, необходимых ресурсов, выбора преподавателей, инструкторов, тренеров, наставников и методистов.
В плане обучения персонала в мировой практики накопилось множество наработок. В индустриально развитых странах имеется уже столетний опыт обучения специалистов и руководителей и тридцатилетний опыт в подготовке и повышении их квалификации.
По мнению ученых, каждый год профессиональные знания устаревают на 15-20% в зависимости от скорости развития научно-технического прогресса в определенной отрасли[1]. Один из основных факторов обеспечения деятельности фирм заключается в высоком профессиональном уровне специалистов и руководителей, который поддерживается с помощью постоянного повышения квалификации.
Сфера обучения персонала организаций находится под постоянным контролем госорганов. В 1971 г. во Франции приняли Закон об образовании, непрерывной профессиональной подготовке и переквалификации кадров. В Швеции - в 1975 г. принят Закон о перестройке системы образования, в основу которого взята идея непрерывного образования. В 1976 г. в США принят Акт о непрерывном образовании и т. д. [6].
Наравне с государственными органами, руководители некоторых организаций и предприятий также считают, что подготовка персонала является важнейшей инвестицией предприятия, а модернизация данного ресурса - высоко прибыльный и разумный вариант вложения капитала.
Ежегодно в Японии на подготовку и переподготовку персонала компании тратят от 10 до 20% фонда заработной платы. Обучение работников рассматривают как важнейшую составляющую их трудовой деятельности. Это и является одним из секретов «японского чуда» [2].
Во Франции каждый год фирма обязана потратить на подготовку и обучение персонала не меньше 1,5% от фонда заработной платы. Иначе, на предприятия налагается штраф, а неиспользованные средства отправляются в централизованный национальный фонд обучения работников. Если работники успешно сдали экзамены после повышения квалификации, они могут получить прибавку к зарплате до 20%[8].