Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Общая характеристика правого регулирования несостоятельности (банкротства)

1.1. Понятие и виды несостоятельности (банкротства)

1.2. Признаки несостоятельности (банкротства)

1.3. Основные причины и методы предупреждения банкротства

2. Анализ современного состояния правоприменительных проблем в сфере несостоятельности (банкротства)

2.1. Правовые аспекты реализации несостоятельности (банкротства)

2.2. Правовые аспекты регулирования несостоятельности (банкротства) гражданина

2.3. Основные тенденции и проблемы развития института банкротства: зарубежный опыт

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// http://www.consultant.ru/document

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ// http://www.consultant.ru

"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.07.2018)// http://www.consultant.ru/document/

Таким образом, специальное регулирование банкротства гражданина помимо обеспечения пропорционального удовлетворения требований кредиторов дополнительно преследует еще две цели:

-предоставление гражданину-должнику, оказавшемуся в сложном положении, с учетом имеющихся доходов либо доходов, полученных в будущем, возможности распланировать исполнение обязательств перед кредиторами и в результате восстановить платежеспособность;

-в случае отсутствия возможности исполнения обязательств получить освобождение от долгов и начать жизнь с чистого листа. Если первая цель - восстановление платежеспособности, имеющая свою специфику, во многом является общей для банкротства, то вторая присуща исключительно институту банкротства гражданина.

Достижение этих целей осуществляется посредством: - обеспечения добросовестного сотрудничества гражданина-должника с судом, кредиторами и финансовым управляющим; - сокращения расходов на администрирование процедуры. Именно на решение этих задач направлены нормы, посвященные специальному регулированию.

Проблема закредитованности граждан и доля просроченных кредитов в России стоит достаточно остро. Так, следует обратить внимание на то обстоятельство, что достаточно сложная на сегодняшний день процедура банкротства для граждан сказывается на финансовом благополучии семей в России, а именно, что списание и реструктуризация долгов проще и дешевле не стали, поэтому заемщики стали перекридитовываться в других кредитных учреждениях и микрофинансовых организациях, создающих иллюзию уменьшения долговой нагрузки для последних. По данным Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП)число потенциальных банкротов оценивается примерно в миллион человек[19].

Таким образом, необходимость правового регулирования института банкротства гражданина следует выделить в отдельный (специальный) федеральный закон, в котором будут четко и ясно для обычного гражданина определены порядок, условия, а также необходимые действия для получения правового статуса банкрота физическому лицу.

Рассмотрение правовых аспектов несостоятельности (банкротства) гражданина заслуживает рассмотрения в отдельной научной статье, с учетом изменения действующего законодательства и сложившейся судебной практики по данной категории дел. Подводя итог, следует отметить, что законодательство о несостоятельности (банкротстве) является составной частью хозяйственного (предпринимательского) законодательства, система которого в большей части обеспечивается путем издания кодифицированных актов.


Системность отражает внутреннюю структуру и внешнюю связь нормативных правовых актов различной юридической силы и уровней правового регулирования. Комплексный характер соответствует и законодательству о несостоятельности (банкротстве), которое формируется и развивается в контексте публичного и частного права[20].

Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве), произошедшая в последние годы привела к значительным изменениям Закона о несостоятельности (банкротстве).

В нынешних условиях рыночной экономики России угроза банкротства для организаций становится все более частым явлением. Нормативно-правовые отношения в области банкротства регулирует Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», от 27 сентября 2002 г. № 127-ФЗ. Исторически сложившиеся особенности - отсутствие эффективной стратегии развития хозяйства в рамках рыночной экономики, завышенные цены на энергоресурсы, транспорт и арендную плату, недобросовестная приватизация, достаточно низкие темпы внедрения инноваций, утрата экономических связей с бывшими советскими республиками, сильная конкуренцию со стороны иностранных аналогов – прямо или косвенно влияют на институт банкротства в России.

В 2017 году было заведено рекордное за последние десять лет количество дел о банкротстве - более 12 000. Наибольшее число банкротств наблюдается в Москве и Московской области (24%), далее Санкт-Петербург (3%), также большое количество зафиксировано в Республике Татарстан, 84 Свердловской области, Краснодарском крае и Тюменской области.

В РФ реабилитационные процедуры по-прежнему не распространены, плохо развито антикризисное управление, также проблема в том, что нет экономической мотивации для восстановления платежеспособности должника у арбитражных управляющих, кредиторов и суда.

Последние несколько лет основным фактором наступления кризиса для крупных и средних организаций стала труднодоступность кредитных ресурсов, причиной тому стали резкое падение курса рубля относительно других валют и увеличение учётной ставки Банка России.

Влияние кризиса вынуждает хозяйствующие субъекты осуществлять агрессивную финансовую политику, обеспечивающую решение сиюминутных задач финансового оздоровления, улаживание отношений с кредиторами. В результате денежные потоки направляются на поддержание существующих производств, резко ограничивается финансирование в обновление производственных фондов. При этом жёсткая монетарная политика государства ограничивает возможности получения инвестиционных кредитов, что приводит к «обескровливанию» бизнеса.


2.3. Основные тенденции и проблемы развития института банкротства: зарубежный опыт

В современном мире проблема экономического кризиса становится все более актуальной. Разработка и внедрение эффективных антикризисных мер являются неотъемлемой частью государственной программы экономического роста и развития. Важное место в современной экономике занимает институт банкротства. Институт банкротства и его нормативное регулирование в мире складывалось по-разному в зависимости от исторического прошлого стран. История законодательства о банкротстве во Франции начинается со времен Наполеона в 1807 году. Основную роль в этой сфере поначалу играли меры уголовной ответственности. В дальнейшем, начиная с 1838 года, стали применяться гражданско-правовые нормы. Затем появились законы, регламентирующие вопросы несостоятельности предприятий: закон № 85-98 «О восстановлении предприятий и ликвидации их имущества в судебном порядке», закон № 85-99 «О конкурсных управляющих, ликвидаторах и экспертах по определению состояния предприятий». В 1994 г. был принят закон № 94-475 «О финансовом оздоровлении предприятий».

На данный момент основными целями французского законодательства о несостоятельности являются:

- сохранение действующих предприятий как бизнеса;

- сохранение рабочих мест;

- удовлетворение требований кредиторов[21].

Французское законодательство в области банкротства отличается от других стран тем, что его приоритетом является сохранение рабочих мест, то есть преследуется цель установления такого законодательства, при котором несостоятельные предприятия сходили бы с дистанции задолго до официального объявления их банкротами. Поэтому существует некая «система тревоги», которая оповещает о приближении несостоятельности.

Таким образом, акцент делается на том, чтобы предупредить, а не «лечить». В зависимости от экономической ситуации организации суд может вынести два варианта решения: реорганизация или ликвидация. Администрация организации-должника не может уволить работника в данный период.

Предпочтительной среди реорганизационных процедур в этот период является сдача предприятия в аренду с правом выкупа на срок не более двух лет, а среди ликвидационных – продажа как производственной единицы. Эти приоритеты определены с точки зрения удержания рабочих мест. При реализации ликвидационной процедуры происходит распродажа активов предприятиядолжника. В этом случае в первую очередь удовлетворяются требования по выплате заработной платы, далее погашаются обязательства вследствие ведения текущей деятельности, и только потом рассчитываются с остальными кредиторами[22].


В Германии законодательство в области банкротства складывалось иначе. Оно началось с 1877 года, когда был принят Конкурсный устав на основе прусского закона. Конкурсный устав состоял из трех глав: «Материальное конкурсное производство», «Конкурсное производство» и «Уголовные постановления».

В настоящее время вопросы несостоятельности регулируются двумя законами: Конкурсное производство, 1877 года и Мировое соглашение, 1935 года. Их целями являются сохранение бизнеса должника и соразмерное удовлетворение требований кредиторов. В немецком законодательстве установлен обязательный нормативный срок в 21 день, в течение которого должник обязан восстановить свою платежеспособность. Если этого не происходит, то предприятие само обязано подать в суд заявление о банкротстве, в противном случае к нему применяется уголовное преследование[23].

В случае признания должника банкротом судом вводится нейтральная процедура. При отсутствии задолженности дело о банкротстве не возбуждается, а должник сам пытается урегулировать отношения с кредиторами. Если должника признали банкротом, то суд вводит процедуру конкурсного производства. При этом через полтора месяца с начала процедуры банкротства кредиторы сами принимают решение о дальнейшей судьбе должника – санация либо продажа имущества. С принятием санации процедура банкротства завершается, а конкурсному управляющему кредиторы могут поручить контроль за выполнением плана за счет должника. При продаже имущества конкурсный управляющий стремится не допустить разрыва бизнеса на части. Процедура ликвидации в немецком законодательстве о банкротстве отсутствует[24].

Английское право оказало огромное влияние на мировые правовые системы. Историю своего законодательства Англия начала в 1543 году, когда король Генрих VIII утвердил первый конкурсный закон. Современное же законодательство о банкротстве начало развиваться с XIX веке, когда в 1825 году было издано два закона о несостоятельности.

В дальнейшем в 1914 году был принят закон о банкротстве, который, претерпев коренную реформацию в 1986 году, трансформировался в закон «О несостоятельности и банкротстве». Он является основным источником правового регулирования конкурсного производства.

В настоящее время парламентом внесены значительные поправки в этот документ, и теперь это закон «О восстановлении». Он переориентирован на сохранение предприятия посредством применения широкого спектра мер по улучшению его финансового состояния[25].


К должнику при установлении факта неплатежеспособности могут применяться следующие процедуры: реорганизационные и ликвидационные. При процедуре добровольного урегулирования долгов назначенный судом куратор разрабатывает план урегулирования долгов, напоминающий мировое соглашение. После утверждения плана кредиторами куратор приобретает статус супервайзера, осуществляющего надзор за его выполнением. Процедура администрирования доходов компании схожа с внешним управлением в 9 российском законодательстве.

Процедуры ликвидации в Великобритании и России по своей сути не различаются, за исключением того, что в Великобритании предварительно в течение 12 недель осуществляется анализ финансового состояния предприятия. Процедуры антикризисного регулирования в Англии проводятся либо государственными ликвидаторами (государственными служащими), либо профессиональными арбитражными управляющими.

Основное внимание законодательства этой страны сосредоточено на том, чтобы вернуть деньги кредиторам и погасить долги за счет распродажи имущества банкрота. В процессе конкурсного производства должники, за некоторым исключением, не освобождаются от своих долгов. Предприятия прекращают свое существование с завершением конкурсного производства[26].

Таким образом, в разных странах законодательство о банкротстве имеет свои особенности и историческую подоплеку. Во Франции приоритетом является сохранение рабочих мест, а также погашение обязательств по заработной плате перед рабочими.

В Германии институт банкротства направлен на то, чтобы вывести организацию из кризисного состояния путем оздоровления и реорганизации. Примечательно, что в немецком законодательстве процедура ликвидации полностью отсутствует.

Английское законодательство в сфере банкротства более схоже с российским законодательством, особенно в части реорганизационных и ликвидационных процедур. Также, процедура реорганизации схожа с внешним управлением в российском законодательстве. Процедуры ликвидации отличаются тем, что в Великобритании предварительно в течение 12 недель осуществляется анализ финансового состояния предприятия.

Таким образом, в условиях мирового финансового кризиса, многочисленных финансовых рисков и ограничений, с которыми сталкиваются российские предприятия и организации, особую важность приобретают исследования, посвящённые антикризисному управлению, с целью предотвращения банкротства